12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Королёва Светлана Владимировна19
0

Формирование у учащихся положительной мотивации к занятиям в студии изобразительного творчества с помощью нетрадиционных техник рисования

 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр эстетического воспитания «Молодость»

г. Вязьмы Смоленской области

Из опыта работы

Формирование у учащихся положительной мотивации к занятиям в студии изобразительного творчества с помощью нетрадиционных техник рисования

Ф.И.О. автора: Королёва Светлана Владимировна

Должность: педагог дополнительного образования

Год разработки: 2017

 

 

г. Вязьма

2018 год
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


 

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

Младший школьный возраст (7-9 лет) – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Проблема.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Поиск решения.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у учащихся студии, особенно первого года обучения, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, общаясь с педагогами, присутствуя на занятиях коллег, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Актуальность заключается в том, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Цель – сформировать у учащихся студии способность выражать восприятие окружающего их мира, развивать их творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний учащихся я поставила перед собой следующие задачи:

Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

 

Педагогическое обоснование.

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

СОДЕРЖАНИЕ

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.

Данные техники не утомляют учащихся, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Свою работу строю на следующих принципах:

от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс;

связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учащихся в целом.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Занятия рисованием очень важны так как, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

Адресность опыта по использованию нетрадиционных техник рисования.

Данную работу может провести любой заинтересованный педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

В своей работе я использую методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, постепенно складываются в систему.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;

от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;

от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;

от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новыми техниками рисования.

В работе с учащимися использую разные техники беспредметного рисования:

Монотипия” - приложение 1

Печатание листьями” – приложение 2

Рисование методом тычка”- приложение 3

Рисование по-сырому” - приложение 4.

Трафарет” – приложение 5.

Игра «Нарисуй из линии целый сюжет»

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях с применением нетрадиционных техник рисования я учу ребёнка фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития учащихся во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к занятиям в студии. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие и победы учащихся в конкурсах, выставках различного уровня.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51%, со средним уровнем 49%.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования на высоком и среднем уровнях. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: учащиеся слышат педагога, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Е

Приложение 1

Работы учащихся студии в технике «Монотипия»

Приложение 2

Работы учащихся в технике “Печатание листьями”
 

Приложение 3

Работы учащихся студии в технике Рисование методом тычка”

Приложение 4

Работы учащихся студии в технике «Рисование по-сырому»

Приложение 5

Работы учащихся студии в технике «Трафарет».

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.