Формирование у учащихся положительной мотивации к занятиям в студии изобразительного творчества с помощью нетрадиционных техник рисования
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр эстетического воспитания «Молодость»
г. Вязьмы Смоленской области
Из опыта работы
Формирование у учащихся положительной мотивации к занятиям в студии изобразительного творчества с помощью нетрадиционных техник рисования
Ф.И.О. автора: Королёва Светлана Владимировна
Должность: педагог дополнительного образования
Год разработки: 2017
г. Вязьма
2018 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
Младший школьный возраст (7-9 лет) – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.
Проблема.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приёмов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Поиск решения.
Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у учащихся студии, особенно первого года обучения, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, общаясь с педагогами, присутствуя на занятиях коллег, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяет ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.
Актуальность заключается в том, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Цель – сформировать у учащихся студии способность выражать восприятие окружающего их мира, развивать их творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.
Для развития творчества и систематизации знаний учащихся я поставила перед собой следующие задачи:
Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
Развивать эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.
Педагогическое обоснование.
Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дети учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.
СОДЕРЖАНИЕ
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации.
Данные техники не утомляют учащихся, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Свою работу строю на следующих принципах:
от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;
принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в образовательный процесс;
связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.
Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы учащихся в целом.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Занятия рисованием очень важны так как, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.
Адресность опыта по использованию нетрадиционных техник рисования.
Данную работу может провести любой заинтересованный педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.
Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога.
Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:
- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- подборе оборудования и материалов;
- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.
В своей работе я использую методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, постепенно складываются в систему.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения.
Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новыми техниками рисования.
В работе с учащимися использую разные техники беспредметного рисования:
“Монотипия” - приложение 1
“Печатание листьями” – приложение 2
“Рисование методом тычка”- приложение 3
“Рисование по-сырому” - приложение 4.
“Трафарет” – приложение 5.
Игра «Нарисуй из линии целый сюжет»
Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях с применением нетрадиционных техник рисования я учу ребёнка фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результатом своей работы я считаю не только процесс развития учащихся во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.
Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к занятиям в студии. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
Положительным результатом в своей работе считаю участие и победы учащихся в конкурсах, выставках различного уровня.
В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51%, со средним уровнем 49%.
Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования на высоком и среднем уровнях. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: учащиеся слышат педагога, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.
П Р И Л О Ж Е Н И Е
Приложение 1Работы учащихся студии в технике «Монотипия»
Приложение 2
Работы учащихся в технике “Печатание листьями”
Приложение 3
Работы учащихся студии в технике “Рисование методом тычка”
Приложение 4
Работы учащихся студии в технике «Рисование по-сырому»
Приложение 5
Работы учащихся студии в технике «Трафарет».