12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баргова Светлана Алексеевна336
Работаю учителем английского и немецкого языков в МБОУ "Называевская Гимназия".Стаж работы-26 лет. Имею I квалификационную категорию. Являюсь классным руководителем 5 класса.
Россия, Омская обл., Называевск
1

Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка у обучающихся

Формирование  положительной мотивации к изучению иностранного языка  у обучающихся

Мотивация рассматривается психологами как источник активности  и как источник направленности личности на предметы и явления действительности, в результате чего и возникает активность. На разных этапах развития личности выступают различные ведущие мотивы. Для учеников младшего возраста  ведущим мотивом учебной деятельности  обычно является мотив , обусловленный учением вообще, пребыванием в школе; для учеников среднего школьного возраста – мотив, определяющий, например, их положение в ученическом коллективе; для учеников старшего возраста в качестве устойчивого мотива учения выступает представление об их будущей   деятельности.

Я, как учитель немецкого языка осознаю необходимость воспитания положительных мотивов, иначе говоря,  познавательных интересов к иностранному языку как к учебному предмету. Из опыта работы я заметила, что подавляющее большинство школьников начинает изучение немецкого языка с желанием, интересом. Однако у многих из них этот интерес  постепенно  из года в год пропадает. Потому что в процессе обучения немецкому языку у школьников возникает целый ряд психологических барьеров в области мотивации: отсутствие веры в успех,  наличие повышенной тревоги, напряжённости  перед выполнением непосильных задач, низкая самооценка своих способностей. В частности памяти, неясность целей использования иностранного языка  в будущей профессиональной деятельности и в личной жизни.

 Формирование положительного отношения и мотивации к изучении немецкого языка достигается мною тремя путями: 1) за счёт отбора материала, соответствующего возрастным интересам учащихся ( познавательная мотивация);  2) благодаря интересной методике работы на уроке, когда ученик выполняет задание не по обязанности, а по чисто человеческой заинтересованности в общении с учителем или сверстниками  (коммуникативная мотивация);  3) благодаря чувству удовлетворения, которое испытывают учащиеся от того, что они способны справиться самостоятельно с заданием учителя ( мотивация успеха).

 качестве эффективных средств формирования норм отношения к учебным видам деятельности я выделяю следующие учебные ситуации:

Ситуации выбора деятельности

Ситуации планирования деятельности

Ситуации оценки и самооценки деятельности

Ситуации выбора деятельности представлены в учебном процессе довольно широким кругом заданий. Например: 1) Назовите те упражнения, которые понравились вам в изучаемом параграфе.  2) Назовите задания, которые вам  нравятся (+),  не нравятся (-), к которым вы относитесь безразлично (0). 3) Подготовьте по одной из понравившихся вам  тем сообщение, пользуясь дополнительными источниками.  4) Выберите из серии тематических картинок одну, задайте вопросы по содержанию того, что на ней изображено и т. д. .

Ситуации планирования деятельности также представляю различными заданиями:

1)      Прочитайте текст и вопросы к нему. 

     Составьте свои  вопросы к тем частям текста, к которым вопросов в задании нет. 

     Перескажите содержание близко к тексту.

2)      Прочитайте текст и составьте вопросы к нему

Сравните свои вопросы с теми, которые предлагаются в задании (к текст

Ситуации оценки и самооценки деятельности предполагают формирование  в основном у старших школьников критического отношения к выполняемой работе и представлены следующими видами заданий:  1) Назовите вопросы к тексту, которые показались вам очень трудными. 2) Отметьте знаком + те вопросы по тексту, на которые вы знаете ответ.

4) Отметьте знаком +  те предложения в тексте, которые являются, на ваш взгляд, самыми трудными.  5) Ответьте на вопросы: «Каких умений и навыков вам недостаточно для более эффективной работы на уроке и дома по немецкому языку?», «Какие трудности вы встретили в процессе подготовки домашнего задания» и т. д..  Я считаю, что перечисленные учебные ситуации являются эффективным средством организации активной самостоятельной работы школьников, а также повышения управленческой функции учителя (незаметно для учеников). И так, от правильного выбора, планирования и оценки своих возможностей в наибольшей степени зависит активно положительное отношение школьника к учению в целом.

           Многие учащиеся пассивны на уроке, не проявляют свои творческие начала. На уроках чаще всего получают знания в готовом виде. Есть учащиеся, которые не хотят, а многие и не умеют добывать знания самостоятельно.

Поэтому, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и ученика. Можно вывести основной закон усвоения: воспринять – осмыслить – запомнить – применить – проверить результат.

Познавательная активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая   трудности и на пути приобретения  знаний в приложении собственных волевых умений в умственной работе. Степень познавательной активности учеников зависит от них самих, от их воспитанности, сознательности, любознательности, волевых усилий. Степень активности школьника является реакцией на методы и приёмы работы учителя. Поэтому применяю на своих уроках  активные методы обучения  те, которые максимально повышают уровень познавательной активности ученика, побуждают его к сознательному учению. На уровень активности сильно влияют и  мои отношения  с учениками, стиль их общения, подлинное сотрудничество, диалог на уроке, игра.

В зависимости от возрастных особенностей учащихся  меняются используемые мною приёмы и виды работы, направленные на развитие интереса и потребности в знаниях. Использование разнообразных приёмов обучения способствует закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддержанию интереса и активности учащихся. И поэтому необходимо обучение иностранному языку как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учётом личностно – межличностных связей: преподаватель – группа,  преподаватель – ученик, ученик – группа, ученик – ученик и т. д.

Обучение иностранному языку в школе имеет, как известно, в основном практическую направленность.  Место проблемного обучения в процессе преподавания иностранного языка имеет большое значение, и рассматриваем на уроке те проблемные задачи, использование  которых содействует активизации  познавательной деятельности учащихся и формированию практических умений пользоваться языком как средством общения. Проблемный характер содержит в себе задачи на стимулирование высказываний в определённой ситуации общения, когда учащиеся при этом должны комбинировать, объединять языковой материал, который он усвоил в процессе работы над соответствующими темами устной речи или текстами учебника.

Широкие возможности для активизации учебного процесса даёт использование ролевых игр. Ролевая игра мотивирует учебную деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что – либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем – то поделиться с собеседником. Ситуации для ролевых игр я предлагаю в соответствии с изучаемыми темами: « В магазине»,» На почте», « В кино»,                «В больнице». Слабоуспевающим  учащимся предлагаются менее сложные ситуации, хорошо успевающим – более сложные, участие в которых требует употребления максимума изученного языкового материала.

Одним из действенных средств повышения коммуникативной направленности уроков иностранного языка является создание учебных ситуаций, близких к естественным.Участие школьников в таких ситуациях развивает их воображение, самостоятельную творческую деятельность, стимулирует мотивацию учения.  Создание на уроках ситуаций имеет целью обучение не только говорению, но и понимание собеседника. Приём создания учебных ситуаций оживляет урок. Для создания ситуаций провожу упражнения  с опорой на карточки. На одной стороне карточки подобран иллюстративный материал, а на другой даются задания, которые ученик должен выполнить.

 Инсценирование диалогов имеет большое место в изучении предмета. Учащиеся сами составляют диалоги, инсценируют по образцу, составленного  заранее учителем или в учебнике.

При работе с лексическим и грамматическим материалом использую игровые приёмы с мячом и без мяча. Мяч можно использовать при изучении различных тем, в разных по возрасту классах. Темп игры быстрый, позволяющий охватить достаточно объёмный материал.

 Активно использую в своей работе над различными учебными темами рифмовки, загадки, пословицы.  Чтобы привлечь всех учеников  к активной учебной деятельности на уроке, организую парную и групповую работу. В пары и группы объединяю учеников с учётом уровня их обученности и их личных отношений.

Чтобы поддержать интерес к изучению языка использую на уроке наглядность, таблицы, схемы, звуко – технические средства обучения, ИКТ.

Успех в обучении во многом зависит от того, в какой степени качество знаний учащихся находится в поле зрения учителя  и какое внимание уделяется профилактике ошибок. Большую пользу приносит проверка знаний всех учеников в форме небольших по объёму контрольных заданий, условно называемые тестами. Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность при выполнении учебных заданий. Результаты  тестов  анализируются и служат, с одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой стороны – самооценкой работы самого учителя, что позволяет внести необходимые коррективы в процессе обучения.

Подытоживая сказанное, можно сделать следующие выводы. Повышение мотивации изучения учащимися иностранного языка возможно за счёт:

1) обусловленного  условиями и принципами обучения разнообразия приёмов и форм работы в режиме каждого из методов предусмотренных УМК;

2) использования таких приёмов, которые затрагивали бы учащихся интеллектуально и эмоционально;

3) большей самостоятельности учащихся в выполнении действий при овладении учебном материалом;

4) формирования таких отношений взаимодействия между учителем и учащимися, с одной стороны, и в коллективе учащихся, с другой, которые бы вызывали у школьников веру  в успех и желание действовать вместе;

5)  организации следящего контроля над деятельностью учащихся.

Чем выше будет уровень сформированности речевой деятельности  у учащихся,  тем сильнее и устойчивее будут внутренние мотивы, которые в единстве  и обеспечат положительное отношение учащихся к предмету.

 И всё - таки, какие бы современные методы и формы обучения  ни применять, какую бы  разнообразнейшую наглядность ни использовать на уроках, как бы ни стремилась создавать атмосферу общения в учебном процессе – результаты всего этого будут незначительными, если ученик сам не захочет овладеть иностранным языком.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.