Формирование умений обучающихся с ОВЗ приёмам переработки текста на устных уроках (биология, география)
МАОУ «Белоевская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Формирование умений обучающихся с ОВЗ приёмам
переработки текста на устных предметах (биология, география)
Подготовила: Бражкина Ольга Михайловна
учитель географии и биологии высшей категории
2024
Чтобы научить учащихся осознанно читать тексты, нужно учить преобразовывать информацию из одной формы в другую, вовлекать ребенка в учебный процесс в соответствии с его способностями и возможностями. Преобразование информации подразумевает создание нового текста, включающего собственное понимание и осмысление проблемы, благодаря чему и происходит освоение текста.
Оценка достижения планируемых результатов в школе предусматривает выполнение учащимися итоговых работ (тестов, контрольных), которые включают текст, на основе понимания прочитанного ученики должны выполнить задания. При этом осуществить поиск необходимой информации, преобразовать, представить ее в виде схемы, установить закономерность, обобщить, сделать речевое высказывание в письменной форме.
1 этап. Осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели
Выделение ключевой информации из текста.
Прочитай текст. Подчеркни характерные признаки государства. С помощью подчёркнутых слов определи страну.
Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.
Вариант выполнения задания
Государство расположено на материке Евразия и имеет самую большую территорию. В нём проживает более 150 народов. У каждого народа своя культура, язык, свои обычаи, но всех их объединяет любовь к родной стране, к многообразию животного и растительного мира. Управляет государством президент. Столица государства – город Москва.
Это государство Российская Федерация.
2 этап. Сопоставление информации из разных источников, осуществление выбора дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет.
а) Составление собственного высказывания по тесту, по рисунку и имеющемуся жизненному опыту
Опиши погоду, используя рисунок и имеющийся жизненный опыт. | Ясная морозная погода. Идёт небольшой снег. Температура воздух – 20° (– 25°). Ветра нет. |
б) Сопоставление информации текста учебника и таблицы
Изучи сведения о горах России, пользуясь картой, текстом и заполни таблицу.
Используя данные таблицы, выполни задания:
Запиши название самой высокой горы:____________________________________________
Запиши название самой низкой горы: ____________
Сосчитай, на сколько метров Ключевая сопка выше горы Белуха__________________________________________________________________________________________________
Подумай, что тебе бы ещё хотелось узнать о горах? Чем ты для этого воспользуешься?_________________________________
в) Выбор верных и неверных высказываний с опорой на текст и рисунок
Прочитай статью учебника. Рассмотри иллюстрацию. Выполни задания.
А) Знаком укажи верные высказывания:
□ Земля расположена от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Сатурн расположен от Солнца дальше, чем Юпитер.
□ Венера расположена ближе всех к Солнцу.
□ Уран находится между Сатурном и Нептуном.
□ Марс – пятая планета от Солнца.
г) Дополнение высказывания с опорой на схему
Пользуясь схемой расположения планет Солнечной системы, допиши высказывания, чтобы они были верными:
□ Марс расположен между ___________ и _________________.
□ Нептун расположен дальше от Солнца, чем _________________.
□ Между Венерой и Марсом расположена ___________________.
□ По величине ____________ - самая большая из планет.
3 этап. Обобщение и систематизация информации, перевод её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную)
а) Перенос информации материала учебника в таблицу с применением собственных наблюдений
Создай таблицу сезонных явлений, используя рисунок в учебнике и имеющийся жизненный опыт
| Зима | Весна | Лето | Осень |
Покров земли | | | | |
Деревья | | | | |
Небо | | | | |
| Зима | Весна | Лето | Осень |
Покров земли | снег | снег, проталины, трава | зелёная трава | бурая трава |
Деревья | нет листьев | почки, цветы | зелёные листья | плоды, жёлтые, красные листья |
Небо | чистое | чистое, ясное | чистое, ясное | хмурое, серое |
4 этап. Дополнение готовых информационных объектов (текстов, таблиц, схем, диаграмм), создание собственных.
а) Определение несоответствия текста и схемы
Соотнеси схему с текстом. Найди несоответствие и исправь.
Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу.
Ответ
Дуб могучее и красивое дерево. Для многих лесных жителей он является источником пищи. Например, белки, лесные мыши и сойки питаются желудями и даже запасают их на зиму. Но никто из них не может помочь дубу. (Все эти животные являются помощниками дуба, так как помогают ему расселиться в лесу – разносят его семена).
б) Формирование умения составлять схемы к тексту
Прочитай текст. Составь на основе текста схему, которая покажет причины засыхания деревьев.
В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: «Лес–это деревья, а все остальное лишнее!». И по его приказу вырубили кустарники.
А случилось вот что. Когда вырубили кустарники, улетели в другие края птицы, которые гнездились и прятались в зарослях. Зато для жуков и гусениц, которых поедали птицы, началось привольное житье. Развелось их видимо-невидимо. Одни листья едят, другие корни грызут. Вот деревья и стали сохнуть. Пожалел лесничий, что приказал кустарники вырубить.
Кустарники → птицы →жуки, гусеницы →деревья
в) Редактирование текста
Прочитай текст. Найди в нем несоответствие и подбери противоположное по смыслу слово. Запиши исправленный вариант текста.
Первые оттепели обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми. Над рекой все реже нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета. В середине осени происходит ледостав.
Вариант выполнения
Первые оттепели (заморозки) обычно бывают в начале сентября. Осенью грозы становятся частыми (редкими). Над рекой все реже (чаще) нависают туманы. В это время во всем чувствуется приближение лета (зимы). В середине (в конце) осени происходит ледостав.
г) Восстановление текста по опорным словам
Модель Земли называют .... А условное изображение поверхности Земли на плоскости называют .... Существует много видов географических карт. На физической карте синим цветом обозначена ..., коричневым, желтым, зеленым -..., белым - ... . Каждая карта имеет свой .... Если работаешь у настенной карты, стой ..., когда держишь указку в правой руке, и ..., когда указка в левой.
(Масштаб, глобусом, вода, ледники, слева, суша, картой, справа.)
д) Дополнение готовых информационных объектов
Рассмотри изображение человека.
Так же, как и на примере слева отмечено ухо, на изображении справа покажи стрелками и подпиши шею, сердце, печень, колено человека.
Ожидаемые результаты:
Обучающийся получит возможность научиться:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные.
Формирование умений обучающихся приёмам переработки текста даёт возможность самостоятельно понять материал, задание, вопрос и результативно выполнить его. Это мотивация и успешность в учёбе, для учеников и педагогов.