Статья «Формирование ЗУН в условиях ФГОС. Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов»
Формирование ЗУН в условиях ФГОС. Требования к уровню подготовки учащихся 5 классов.
Подраздел программы «Конструирование и моделирование швейного изделия фартука» предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков по конструированию и моделированию швейных изделий , таких как фартук и косынка , но и универсальных способов деятельности учащихся на уроках технологии.
Личностным результатом обучения технологии в основной школе является формирование представлений о технологической культуре производительного труда, развитие культуры труда подрастающих поколений, составление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых , гражданских и патриотических качеств личности, профессиональное самоопределение школьников в условиях рынка труда, формированию гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения, социально обоснованных ценностных ориентаций.
1. Важнейшие личностные результаты обучения технологии:
-проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
-выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
- развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
-овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
-самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций социализации и стратификации;
- составление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
- планирование образовательной и профессиональной карьеры;
-осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
- бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
- готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
- проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
- самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда
2.Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса по технологии заключается в формировании и развитии посредством технологического знания:
-познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
-гуманистических и демократических ценностей ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые ,в том числе и в школьном курсе технология и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- проявление инновационного подхода к решению учебных задач в процессе моделирования изделия или технического процесса;
- поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
-самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
-выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость;
-оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
-соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно- трудовой деятельности и созидательного труда.
3.Предметными результатами освоения программы является:
В познавательной сфере:
- рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда
- оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
- классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
-владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
- владение способами научной организации труда формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
- применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
-планирование технологического процесса и процесса труда;
- подбор материалов с учётом характера объекта труда и технологии;
- проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объектов труда;
-подбор инструментов и оборудования с учётом требований технологии и материально- энергетических ресурсов;
- проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
-выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов, и ограничений;
- соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
- обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда;
-выбор и использование кодов, средств и видов представления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
- подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учётом областей их применения;
-контроль промежуточных и конечных результатов труда, использование контрольных и измерительных инструментов;
- документирование результатов труда и проектной деятельности;
-расчёт себестоимости продукта труда;
В мотивационной сфере:
- оценивание своей способности и готовности к предметной и предпринимательской деятельности;
- выбор профиля технологической подготовки в старших классах;
- выражение к готовности к труду в сфере услуг;
- стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
- дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
- моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
-разработка варианта рекламы выполненного объекта или результатов труда;
- эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учётом требований эргономики и научной организации труда;
- рациональный выбор рабочего костюма и опрятное состояние рабочей одежды ученика.
В коммуникативной сфере: - формирование рабочей группы для выполнения проекта с учётом общности интересов и возможностей будущих членов коллектива;
- выбор знаковых систем и средств, для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
- публичная презентация и защита проекта изделия, продуктов труда или услуги;
- разработка вариантов рекламных образов, слогов и лейблов;
- потребительская оценка зрительного ряда действующей рекламы.
В физиолого-психологической сфере:
- развитие моторики и координации достижений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
- достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
- соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учётом технологических требований;
- сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
в 5 классе основной образовательной школы учащиеся овладевают:
- безопасными приёмами труда с инструментами, швейными машинами, электробытовыми приборами;
- специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки пищевых продуктов, текстильных материалов.
- изготовление и художественного оформления швейных изделий.
- ведение домашнего хозяйства
- знакомятся с основными профессиями пищевой и лёгкой промышленности.
Методика контроля знаний, умений, навыков учащихся на уроках технологии. Оценивая знания, необходимо руководствоваться общепринятыми критериями, применяемыми при оценке знаний по общеобразовательным предметам. Контроль знаний, умений и навыков должен быть объективным, систематическим, полным, всесторонним и справедливым. В учебном процессе с помощью контроля устанавливают, что и как учащиеся усваивают и каково их отношение к занятиям. Одной из самых действенных форм обучения всегда остаётся урок с его неисчерпаемыми возможностями формирования знаний, умений и навыков, а также подведением достигнутых результатов. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка - эти индивидуальные особенности каждого ученика что имеют отношение к успешности выполнения работ и к подведению итогов контроля за выполняемую работу. За нарушение правил техники безопасности в процессе обучения, а также в технологии изготовления изделия должно быть отражено в отметке, так как эти нарушения ведут к снижению качества работы. При оценке знаний целесообразно учитывать два уровня. На первом уровне учащиеся должны иметь представление о том или ином понятии, то есть теории. Проверка знаний учащихся осуществляется путём устного опроса и текущих или итоговых письменных контрольных заданий, тестов, задач, кроссвордов. На втором уровне – учащиеся должны уметь раскрыть то или иное понятие, объяснить достоинства и недостатки материала, конструкции и т.д., поэтому проверка умений проводится в виде практических работ. Большую роль в оценке знаний, умений и навыков играет систематичность контроля. Всегда необходим входной контроль, первичный срез – чтобы иметь представление о том, что умеет и знает класс; понимать, как строить деятельность учащихся на уроках. Текущий контроль даёт возможность учителю вносить предложения по улучшению содержания учебных программ, приучает школьников к систематическому труду и аккуратности. Поэтому я всегда использую на уроках поэтапный контроль знаний и умений, активность работы учащихся на уроках, а затем выставляю итоговую отметку. Оценка знаний и умений имеет ещё функцию поощрения и порицания, имеет большое воспитательное значение. При этом следует учитывать индивидуальные особенности учащихся, прививать им правильную самооценку, уметь отстаивать своё мнение, - нельзя допускать поспешности в оценке знаний и умений, так как одни дети могут быть робкими и застенчивыми, другие – иметь замедленность в мышлении или физическом развитии, а третьи, наоборот, - излишне самоуверенны. Проверку знаний можно осуществлять путём устного опроса и письменных тестов. Устные опросы могут быть краткими и более продолжительными. Краткий опрос проводится при проверке только что пройденного материала и во время практической работы. Практические задания выполняют все учащиеся или их отдельные группы по устной или письменной инструкциям. При проверке обращается внимание на качество выполнения работы и затраченное время. Качество изделий целесообразно оценивать совместно с коллективом учащихся. Итак, можем подытожить требования к контролю знаний, умений и навыков учащихся- это полнота и всесторонность, объективность, систематичность, обучающее и воспитательное значение. Итоговая отметка школьника за четверть или за учебный год не должна представлять среднюю арифметическую всех ранее полученных оценок, она должна отражать фактический уровень знаний и умений учащихся.