Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Требования к современному уроку в условиях реализации ФГОС
Актуальным вопросом сегодня является то, каким должен быть урок в современных условиях введения и реализации ФГОС. Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения;
• прогнозировать возможные последствия принимаемых решений;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.
требования к современному уроку:
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, чётко сформулировать тему, цель и задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим, учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и друг с другом;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• урок должен содержать минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• учитель учитывает уровень и возможности учащихся, принимая во внимание такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение учителя демонстрировать методическое искусство;
• планирование учителем обратной связи.
Необходимо обратить внимание на следующие принципы педагогической техники:
• свобода выбора: в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора;
• открытость: не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса;
• деятельность: освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания;
• высокий КПД: максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся;
• обратная связь: регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребёнка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а, наоборот, необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки её применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям (УУД), они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком значении термин «универсальные учебные действия» можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Выделяются следующие виды универсальных учебных действий.
Познавательные УУД:
1) общие учебные действия – умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для её решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания;
2) логические учебные действия – умение анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
3) постановка и решение проблемы – умение сформулировать проблему и найти способ её решения;
Коммуникативные УУД – умение вступать в диалог и вести его, учитывая особенности общения с различными группами людей;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, корректировка плана;
Личностные УУД: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;
Знаково-символические УУД: моделирование и преобразование модели.
Современные уроки должны строиться по новой схеме. Если сейчас распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Групповая форма работы имеет множество плюсов: ученик за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение. Мало того, практика показывает, что ученики в общении раскрепощаются, ведь не каждый ученик может легко встать перед всеми и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя учеников, даёт рекомендации в течение урока. Поэтому ученики ощущают, что ведут урок сами.
Необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку – чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учётом требований к результатам освоения основной образовательной программы.
При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы. Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматривают результат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ученик не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих действие.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой ученики с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и так далее. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача – научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учётом:
• возраста учеников;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приёмы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приёмы «яркое пятно», «актуальность».
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу. Также учебной ситуацией может быть выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса, практическая работа и так далее.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребёнок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). При этом ребёнок осваивает характерные для предмета способы действия, т. е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – это главное средство достижения результата образования. Проблемы, с которыми столкнулись учителя (неумение учеников самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческого потенциала, трудности в общении), заставили новый ФГОС существенно изменить портрет выпускника школы.
Если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательного процесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в неё коррективы.
Таким образом, новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки. Учителя смогут реализовать новый стандарт без проблем, в основном за счёт своего умения быстро перестраиваться.
Список используемой литературы
1. Гуслова М.Н., Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие для студентов учреждений сред. проф. образования / М.Н. Гуслова. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 288 c.
2. Матяш Н.В., Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: Учебное пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Н.В. Матяш. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 160 c.
3. Митяева А.М., Здоровьесберегающие педагогические технологии: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.М. Митяева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 208 c.
4. Патракеев В.Г., Педагогические технологии коррекционно-развивающего обучения школьников со сниженными учебными возможностями: Научное издание / В.Г. Патракеев. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 164 c.
5. Сальникова Т.П., Педагогические технологии: Учебное пособие / Т.П. Сальникова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 c.
6. Щербакова Т.Н., Теоретические основы организации обучения в начальных классах. Педагогические