12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ситалова Олеся Александровна162
Россия, Воронежская обл., Лиски
3

Статья «Современные требования ФГОС к образованию школьников»

Современные требования ФГОС к образованию школьников.

Автор: учитель химии Ситалова Олеся Александровна

Изменения, которые постоянно происходят в информационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки не только содержательных, но и методических, технологических аспектов образования, пересмотра и доработки прежних целевых установок и педагогических средств. Особое внимание должно быть направлено на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и грамотно применять знания на практике, всесторонне обдумывать принимаемые ими решения и чётко планировать действия, качественно сотрудничать в разнообразных коллективах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Всё это требует внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности учащихся. Сюда можно отнести проектно-исследовательскую деятельность обучающихся.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, позволяющих решать ту или иную проблему в ходе самостоятельных и коллективных действий учащихся и предполагающих обязательную презентацию результатов работы. Проектная деятельность учащихся – совместная, учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Во время работы над проектом каждый ученик получает возможность реализовать себя, примененить знания, умения и навыки, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе), максимально раскрыть свой творческий потенциал, творческие задатки, продемонстрировать себя индивидуально или в группе, принести пользу, показать публично достигнутый результат и ощутить успех. При осуществлении проекта обязательно учитывается индивидуальность школьника – его интересы, инициативность, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Ученики могут самостоятельно выбирать темы подпроекта, партнёров по работе, источники и способы получения информации, методы исследования и формы предоставления результатов. Всё это, безусловно, развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность, повышает качество знаний, помогает профессиональному самоопределению учеников.

Конечным итогом образовательного проекта должен явиться какой-то образовательный продукт (непременным условием проектно – исследовательской деятельности учащихся является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности). Данный образовательный продукт есть не что иное, как результат решения практически или теоретически значимой проблемы. Он должен быть, что называется, «осязаемым»: если это теоретическая проблема – должно быть предложено конкретное её решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.

При процессе создания проекта с учащимся взаимодействует учитель, который играет важную роль. Ему необходимо: выбрать проблемную область, поставить задачи проекта, сформулировать темы и разработать сценарий проекта; обеспечить исследовательскую роль каждого из участников проекта; структурировать материал проекта; выявить и исправить недостатки; координировать деятельность участников проекта, сроки и ход деятельности школьников; поддерживать непрерывную обратную связь; оказать помощь в подготовке защиты проекта.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

Самостоятельно и с желанием приобретают недостающие знания, используя для этого различные источники информации.

Учатся использовать добытые ими знания для решения конкретных познавательных, творческих и практических задач.

Развивают коммуникативные умения, работая в коллективе.

Развивают исследовательские умения (умения выявлять проблемы, собирать и обрабатывать информацию, наблюдать, проводить эксперимент, выдвигать гипотезу).

Развивают системное мышление.

Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.

Этапы работы над проектом (по И. Д. Чечель):

1. Постановка цели.

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.

3. Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи учителя.

4. Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей (при работе в группе).

5. Исследование, решение конкретных задач.

6. Обобщение результатов, вывод.

7. Реализация проекта.

8. Анализ успехов и ошибок.

В образовательном процессе использую различные типы проектов. Например, при изучении в 9 класс темы по химии «Генетические ряды Fe+2 и Fe+3» ученики самостоятельно выбирают форму краткосрочного проекта по данной теме: информационно-поисковый или продуктивный. Проектная работа выполняется во внеурочное время. Группа учащихся, выбравшая информационно-поисковый проект по теме, собирает информацию о соединениях железа Fe+2 и Fe+3, её анализирует и обобщает факты, предназначенные для сообщения учащимся. Результат информационного поиска – доклады, рефераты. Это позволяет познакомиться с основными методами сбора, обработки и анализа полученного материала. Школьники учатся формулировать свои мысли и делать выводы, приобретается опыт публичного выступления.

Задания:

1) Соберите информацию о нахождении железа в природе.

2) Соберите информацию о местах добычи природных соединениях железа в России.

3) Рассмотрите применение соединений железа.

Группа учащихся, выбравшая продуктивный проект по теме, имеет цель создать «продукт»: компьютерную презентацию, что даёт возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления. Презентация демонстрируется на экране для всего класса при объяснении нового материала на уроке по данной теме.

Задания:

Разработать компьютерную презентацию о природных соединениях железа, качественных реакциях на соединения железа Fe+2 и Fe+3, применении соединений железа человеком.

Цели: познакомить учащихся с природными соединениями железа, рассмотреть важнейшие соединения железа (+2) и (+3), ознакомить с качественными реакциями на ионы железа (+2) и (+3), показать народнохозяйственное значение соединений железа.

Примеры слайдов презентаций.

Фрагменты защиты проектов.

В 10 классе проводится средней продолжительности информационно-поисковый исследовательский проект «Влияние никотина на состояние здоровья человека». Проектная работа выполняется во внеурочное время. Межпредметные связи: биология, химия, валеология. Группа учащихся проводит глубокое изучение проблемы, находит собственные пути её решения. Данный проект подчинён логике, пусть небольшого, но исследования.

Задания:

Изучить состав табачного дыма.

Изучить физиологические основы влияния вредных привычек на организм человека.

Познакомиться с проблемой «пассивного» курения.

Выяснить влияние никотина на активность амилазы слюны.

Разработать рекомендации ведения здорового образа жизни.

Результат данного проекта: доклады, рефераты, создание плакатов о вреде курения: «Здоровье сгубишь – новое не купишь», «Где здоровье, там и красота», «Спорт или сигареты», «Жизнь или смерть?», компьютерная презентация по теме проекта.

Цели: получение знаний о составе табачного дыма, изучить физиологические основы влияния курения на здоровье человека, разработать рекомендации ведения здорового образа жизни.

Фрагменты защиты проектов.

Результат исследования о выявлении влияния никотина на активность амилазы слюны.

Примеры слайдов презентаций.

В 9 классе при изучении по химии темы «Получение и применение серной кислоты» выполняется средней продолжительности исследовательский продуктивный проект по данной теме. По количеству участников он групповой. Учащиеся подробно изучают данную тему, определяют проблему, методы исследований, путь решения данной проблемы, формулируют выводы по результатам исследования. Задания:

Изучить строение молекулы серной кислоты.

Выяснить способы получения серной кислоты.

Какое действие это вещество оказывает на окружающую среду (кислотные дожди)?

Выяснить какие свойства проявляет разбавленная и концентрированная серная кислота.

Рассмотреть применение серной кислоты.

Результат данного проекта: компьютерная презентация по теме проекта и буклет. Презентация и буклет демонстрируются учащимся класса при изучении данной темы.

Цели: познакомить учащихся со строением молекулы, физическими и химическими свойствами концентрированной и разбавленной серной кислоты; рассмотреть ее получение; показать народнохозяйственное значение этой кислоты и ее солей.

 

Примеры слайдов

 

 

Подводя результаты организации проектно-исследовательской деятельности учащихся, можно сделать следующие выводы: усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся; значительно расширяет их кругозор; дает толчок к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке; формирует социальный опыт в труде и общении; способствует профессиональному росту учителя, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.