12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Светлана29
Россия, Башкирская респ., Уфа

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НА УРОКАХ ИСТОРИИ

В 5-М КЛАССЕ

В период Фестиваля открытых уроков в феврале 2016 г. мною был проведен открытый урок по истории в 5-м классе на тему ”Мудрецы Древней Греции”.

Задача моего выступления – показать, как на практике реализуются требования ФГОС ООО в планировании и проведении уроков истории в 5-м классе, какие трудности при этом встречаются и каким образом они преодолеваются.

Тема урока была помещена на экране и во вступительном слове я подвела учащихся к осознанию важности, противоречивости и сложности изучаемой темы (в традиционном уроке тема просто сообщалась учащимся). Так же - вместе с пятиклассниками, с обращением к их жизненному опыту, были определены границы знания и незнания в данной области, совместно осознаны и озвучены цели и задачи урока, спланированы основные способы достижения намеченного. Тип урока – комбинированный.

Надо отметить, что цели урока – образовательная, воспитательная и развивающая – разработаны в рамках Образовательной системы ”Школа 2100” и на основе УМК Д.Д.Данилова и др. ( Данилов Д.Д. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Д.Д.Данилов, Е.В.Сизова, А.В.Кузнецов, С.С.Кузнецова, А.А.Николаева. – М.: Баласс, 2012. – 288 с.: ил. (Образовательная система ”Школа 2100”).

Намечается некоторое расхождение в целевом охвате изучаемого материала между требованиями ФГОС к современному уроку и ”линиями развития” в ОС ”Школа 2100”. Таких линий всего пять:

Линия 1-2 – Картина мира, фактов и понятий;

Линия 3 – Историческое мышление;

Линия 4 – Нравственное самоопределение;

Линия 5 – Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

Получается, что образовательная цель, в основном, охвачена линиями 1-2 и 3; воспитательная – линиями 4 и 5; а развивающая распределена (размыта) по всем линиям развития и поэтому нечетко сформулирована, во многом только угадывается. В частности, совсем не прописано формирование УУД.

Образовательная цель урока хорошо проработана в содержательном отношении, но нет четкой акцентуации на дидактической задаче урока.

Воспитательная цель урока, т.е. формирование личностных УУД, сформулирована в ОС ”Школа 2100” также по “линиям”, включающим нравственное, культурное и гражданско-патриотическое самоопределение. Но ”личностные УУД” могут быть поняты и изложены значительно шире. И главное – должны исходить из дидактической задачи урока! А она в ОС ”Школа 2100” не выделяется и не ставится на первое место (как требуют ФГОС). Получается, постановка целей конкретна, но не ведет последовательно к конечному результату (который должен оговариваться в дидактической задаче).

В соответствии с требованиями ФГОС, дидактическая задача урока должна характеризовать конечный результат урока: что и в какой степени должно измениться, совершенствоваться в области знаний и умений у учащихся.

В теме ”Мудрецы Древней Греции” дидактическая задача состоит в том, чтобы

продолжить формирование УУД в условиях решения учебной проблемы (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источниками информации, организационная деятельность). Соответственно образовательная цель - научить пятиклассников анализировать не только философские идеи древнегреческих мудрецов, но и исторические условия их появления, место философских учений в культуре, менталитете, образе жизни эллинов; воспитательная цель – формирование мировоззренческих и ценностных ориентиров; развивающая цель - сформировать умение мыслить философски и в то же время умение поставить себя на место обычного древнегреческого гражданина со всеми его текущими проблемами, умение соотнести ценности того времени и того общества с философскими идеями и ценностями, проповедуемыми мыслителями; развить у учащихся элементы исследовательского мышления и проблемного диалога; выработать умения и навыки выражать и отстаивать свое мнение, контролировать и оценивать свои учебные действия, проводить саморефлексию, подводить итоги (как содержательные в виде ответа на проблему урока, так и на сложившиеся умения и навыки ).

Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, главное – развитие у учащихся УУД: a) познавательных; б) регулятивных; в) коммуникативных; г) личностных.

По ходу урока можно сделать вывод, что лучше всего поддаются формированию познавательные и личностные УУД. В познавательном плане учащиеся 5-го класса довольно-таки хорошо умеют работать с текстом учебника – находят достоверную информацию, овладевают смысловым чтением, анализируют, доказывают. Сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д. – все это, кстати, является плюсом и ОС ”Школа 2100”. В отношении же личностных УУД учащиеся активно привлекают имеющийся у них жизненный опыт, стараясь оценить свои и чужие поступки, показать свой выбор, осваивают социальные роли и правила (пытаясь поставить себя на место рассматриваемых персоналий).

Коммуникативные УУД вырабатываются не сразу и с большим трудом, но все же пятиклассники охотно излагают свое мнение, приводят факты из разных источников. Но вот аргументировать и корректировать свое мнение, понять позицию другого (особенно не похожую на свою), а также результативно работать в группе, вырабатывая коллективный результат деятельности, учащиеся 5-х классов пока затрудняются. Поэтому значительный вес имеют фронтальные и индивидуальные методы организации работы, хотя параллельно идет обучение и коллективному творчеству.

Наименее удается формирование регулятивных УУД: определять цель. Проблему. Выбирать средства достижения цели. Планировать деятельность, работать по плану, оценивать степень и способы достижения цели, исправлять ошибки. Всему этому надо специально учить пятиклассников. В ОС ”Школа 2100” учат определять проблему урока, опираясь на предложенный в учебнике проблемный диалог. Затем проводится актуализация имеющихся знаний, далее – решение проблемы на материале учебника с помощью продуктивного чтения (вопрос автора, ответ, проверка себя по тексту). В конце урока формулируется ответ на проблему, который сравнивают с авторским.

Сами проблемы по всем параграфам в готовом виде даны в конце учебника, а в конце каждого параграфа изложен авторский вариант ответа на проблему урока. Все это не только облегчает учащимся самостоятельную работу, но скорее освобождает от нее.

Определенную попытку сформировать УУД учащихся в ОС ”Школа 2100” представляют авторские “жизненные задачи и ситуации”. Хотелось бы подчеркнуть, что именно ”жизненные”, а не учебные! Учащемуся предлагается современная ситуация, участником которой ему надо представить себя. Далее необходимо решить проблему и прийти к определенному результату. В таких заданиях, на мой взгляд, очень невелика связь с конкретным изучаемым историческим периодом. Задачи-ситуации больше подходят к курсу обществознания.

Нетрудно увидеть, что технология проблемного обучения проходит через всю структуру урока и ориентирована на итог – ответ на проблему в конце урока. Затрагивается также другая технология обучения – метод проектов, распространяемый уже на организацию внеурочной учебной деятельности учащихся.

Проекты, предлагаемые в учебнике для 5-го класса ОС ”Школы 2100” – практико-ориентированные (исследование, изделие или инсценировка). Сама же технология проектной деятельности (что особенно важно для проекта-исследования) последовательно авторами не раскрывается.

Надо отметить, по ФГОС на уроке может использоваться целый комплекс образовательных технологий. Например, на рассматриваемом уроке по теме ”Мудрецы Древней Греции” – развивающее обучение, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии (обязательно), ИКТ, исследовательские методы в обучении, обучение в сотрудничестве и т.д. Конечно, в масштабах урока применяются только элементы отдельных технологий. Но в сочетании друг с другом (например, проблемное обучение на некоторых этапах урока хорошо согласуется с исследовательскими технологиями).

По ФГОС большое внимание уделяется практической деятельности учащихся, осуществляемой по определенному плану, разработанному совместно с учителем, но не под его руководством. Роль учителя сводится к консультированию. Для решения практических задач, в основном, применяются групповой и индивидуальный методы организации работы. Также изменены требования к осуществлению контроля и коррекции, которые теперь возлагаются не на учителя, а на учащихся (различные формы самоконтроля, взаимоконтроля, самостоятельное выявление затруднений и самокоррекция). Учитель только консультирует, советует, помогает.

Неоспоримо то, что УУД предлагается формировать в процессе определенной учебной деятельности, но коренным образом изменение к лучшему произойдет с преобразованием самого образовательного процесса (освоение новых форм организации обучения, новых образовательных технологий, создание новой информационно-образовательной среды).

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.