12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ваняева Светлана Викторовна191
Россия, Алтайский край, с. Стан-Бехтемир Бийский район

Тема урока: Фосфор и его соединения Урок химии 9 кл


 

Цель: Развивать у учащихся  информационно – поисковую деятельность, интеллектуальные и творческие способности.

Задачи: способствовать развитию у учащихся деятельностной позиции, навыков работы с информацией, информационно- коммуникативных  компетентностей

Тип урока: совершенствование и закрепление знаний.

Форма урока: конференция.

Место урока в теме. Заключительный 3 урок из трех (по общеобразовательной программе О.С. Габриеляна).

Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран, памятка на столах учащихся,

Инструкция для учителя.

На начало изучения темы “Фосфор и его соединения” необходимо познакомить учащихся с: 1) вопросами учебной программы (знания, которые должны быть усвоены учащимися при изучении темы);

2) умениями, которыми должны овладеть учащиеся при изучении темы;

3) этапами работы на уроках;

1 этап – подготовительный (1 урок).

Формулируем темы исследований учащихся, формируем группы учащихся для работы (класс делится на 4 группы, оптимальное количество человек в группе 3 – 4), выбор учащимися темы исследования (методом жеребьевки или по усмотрению учителя, в соответствии с уровнем подготовки учащихся), знакомство учащихся в группе с инструкцией по подготовке презентации, обсуждение возможных источников информации.

2 этап – этап обучения (2 урок).

Самостоятельная работа групп по подготовке презентации.

3 этап – заключительный (3 урок).

Защита презентации (конференция).

4) критериями оценки презентации учащихся;

5) видами контроля после изучения темы (может быть контрольная работа, контрольный тест, индивидуальные карточки для учащихся, кроссворд и т. д.).

Содержание урока:

Этапы урока

Отведенное время

Организационный момент

1 минута

Актуализация знаний и мотивация деятельности учащихся

9 минуты

Защита презентаций учащихся

32 минуты

Подведение итога урока. Рефлексия

2 минуты

Домашнее задание

1 минута

   


 

1 этап: Подготовительный  (организационно-мотивационный)

Учитель: Академик А.Е.Ферсман назвал этот элемент « элементом мысли и жизни», без него невозможно существование на Земле живого, в теле человека его примерно 0,8 кг. Он - основа нервных, мышечных, мозговых и костных тканей. Открыт этот элемент в 1669 году немецким алхимиком Г. Брандом и получил свое название за его способность светится в темноте. Перевод названия этого элемента с греческого языка означает “светоносный”. Назовите этот элемент.

Учащиеся: (Ожидаемые ответы учеников) Этот элемент фосфор.

Учитель:  Об удивительных свойствах фосфора писатели упоминают в своих произведениях:

“ …Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана… Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.

Фосфор, – сказал я”

Учитель: вы узнали эту детективную историю? Кто автор произведения? (Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей».


 

Учитель: (Ожидаемые ответы учеников) В этом отрывке произведения А. Конан-Дойл допустил существенную химическую ошибку. Чтобы нам с вами ее назвать, что необходимо изучить ? (свойства фтора и его соединений)

Тема проекта «Фосфор и его соединения»

Цель проекта:  используя различные источники информации, изучить материал по теме «Фосфор и его соединения»  и создать  электронное пособие


 

2 этап:   Операционно – исполнительский

Представление и защита своего электронного продукта, а оценивать вас будут присутствующие педагоги

Предлагаемые темы:

1 группа «Фосфор и его свойства» (Кириченко Н. и Целик В.)

2 группа «Бинарные соединения фосфора» (Дорбан Е. и Пономарев Р)

3 группа «Фосфорная кислота» (Логинов Е. и Черданцева И.)

4 группа «Соли фосфорной кислоты» (Патуля Н. и Раевская М.)

5 группа «Значение фосфора для человека» (Труханович В. И Трибельгорн В.

 

3 этап: Рефлексивно – оценочный Вернемся к отрывку из произведения Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей».

« Да! Это была собака, огромная, черная как смоль… Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. …Это адское существо, выскочившее на нас из тумана. Последовали выстрелы.

Чудовище, лежавшее перед нами... Его огромная пасть все светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, подняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте. Фосфор, - сказал я…»

Вопрос: Какую существенную химическую ошибку допустил автор?

Тогда вы затруднялись дать ответ т.к. они не знали свойств фосфора и его соединений. Сейчас изучили «Фосфор и его соединения». Кто может ответить?

Ответ:Артур Конан Дойль не учел химические свойства фосфора. Да в темноте светится только белый фосфор, но он очень ядовит: 0,1 г. вещества – смертельная доза, и наносить его на морду собаки нельзя, т.к. облизав морду, собака может умереть. Еще белый фосфор на воздухе легко окисляется, переходя при этом в оксид фосфора(V). Как только процесс окисления заканчивается морда собаки перестала бы светится. Оксид фосфора(V) очень гигроскопичное вещество, оно притягивает к себе воду. Помните, что на болотах стоял туман, из которого выскочило «чудовище». Туман – это сконденсированные пары воды. Тогда оксид фосфора(V) под действием влаги превращается в фосфорную кислоту. Вот и представьте себе, может ли что-либо сделать собака, обмазанная ядовитым веществом и кислотой?

- Каким же веществом была намазана морда собаки Баскервилей?

Белый фосфор можно было бы нанести на шерсть собаки, не допустив ее гибели, если смешать его малое количество с вазелином или воском. А может быть использовалось светящее вещество, без запаха в виде пасты, которое называется люминофор, или фосфоры. Он имеет сложный состав и используется как фотолюминисцентный пигмент.

Задание 1 Осуществите цепочку превращений:

фосфор → оксид фосфора(V) → фосфорная кислота → Х

Подсказка: в основе цепочки лежат химические реакции, которые были рассмотрены в обсуждении проблемного вопроса.

Задание 2 в заключение проведем творческую работу составим синквейн по теме «Фосфор.»

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Синквейн Фосфор Белый, красный Светится,реагирует.воспламеняется  Элемент мысли и жизни
Светоносный.


Акростих 
Ф-фосфатный 
О-огнеопасный 
С-самовоспламеняющийся 
Ф-фосфидный 
О-окислительный 
Р-разносторонний 

Д/з: параграф 28 + упражнения № 3, составить «Акростих»


 

Рефлексивный тест для учащихся ( поставить + или -)

1.Узнал много нового. 

2. Мне это пригодится в жизни. 

3. На поставленные вопросы я получил ответы. 

4. На уроке работал (с интересом, без удовольствия) и цели урока достигнуты. 

Дополнительное занятие

Задания 2 для учащихся по теме «Фосфор и его соединения»

Задание 1:Прочитайте стихотворение, составьте цепочку превращений и осуществите ее.

В мире превращений, вы знаете явления!

Пусть эти превращения дадут вам уравнения.

Красный фосфор я сжигаю, к дымку воду приливаю,

Проверяю лакмусом, станет сразу красным он!

Добавили натрия гидроксид – цвет фиолетовый в колбе возник,

Потом получаем фосфат серебра, цветом – лимонная кожура.

Растворился осадок желтый, добавлением кислоты азотной…

А сейчас в тетради дети напишите превращения эти!

Учащиеся составляют цепочку превращения и записывают соответствующие уравнения химических реакций P → P2O5 → H3PO4 → Na3PO4 → Ag3PO4 → H3PO4


 


 


 


 


 

Опубликовано


Комментарии (2)

Чуева Людмила Владимировна, 06.02.16 в 22:08 0Ответить Пожаловаться
Цитирую из урока: Чтобы нам с вами ее назвать, что необходимо изучить ? (свойства фтора и его соединений). Мне кажется здесь опечатка, скорей всего речь идет о фосфоре?
Яковлева Ольга Алексеевна, 07.02.16 в 22:34 0Ответить Пожаловаться
Согласна с коллегой, я тоже обратила внимание на эту опечатку.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.