Разработка урока химии на тему «Кремний и его соединения» (9 класс)
Разработка урока по химии
Класс- 9
Тема Неметаллы
Тема урока: Кремний и его соединения.
Разработала: Дворецкая Светлана Александровна - учитель химии МОУ «Воробьёвицкая СОШ» Вохомского муниципального района Костромской области, первая квалификационная категория
Место урока в системе уроков 9 класса: урок изучения по теме «Неметаллы». На уроке предусмотрено использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР). В ходе урока учащиеся заполняют рабочую тетрадь.
Цель урока: дать общую характеристику элемента кремния, рассмотреть природные соединения кремния. Провести сравнительный анализ с соединениями углерода. Изучить свойства кремния, оксида кремния, кремниевой кислоты и ее солей. Показать применение кремния и его соединений для нужд человечества
Прогнозируемые результаты:
Знать важнейшие соединения кремния, области их применения.
Уметь записывать уравнения химических реакций, характеризующих химические свойства соединений кремния, в молекулярном и ионном виде.
Оборудование: компьютер, проектор, ноутбуки, реактивы и лабораторная посуда для эксперимента, образцы природных соединений кремния ( гранит, горный хрусталь, кварц и др.) стеклянная посуда, изделия из фаянса, фарфора, керамики)
Учебник Габриеляна О.С «Химия. 9 класс», Рабочая тетрадь Химия-9 О.С.Габриелян, С.А. Сладков. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
Тип урока. Изучение нового материала
Этап |
Содержание |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||
1. Организационный момент |
Готовность класса к уроку. Приветствие. |
1 |
Приветствует учащихся |
Приветствуют учителя |
||||
2. Актуализация опорных знаний |
Ребята, прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним: Какую общую тему мы изучаем? Какой химический элемент и его соединения мы изучали на последнем уроке? |
1 |
Опрашивает учащихся |
Отвечают на вопросы |
||||
3. Мотивация и целеполагание |
Чтобы определить тему урока, давайте обратимся к презентации (Презентация) Итак, какой химический элемент связывает все эти фотографии? Тема нашего урока «Кремний и его соединения».
Как сказал академик Вернадский «Кремний – это элемент жизни» Какие цели урока мы поставим? |
3 |
Мотивирует учащихся на деятельность |
Смотрят презентацию. Записывают дату в рабочей тетради и устно формулируют тему урока, цели и задачи урока |
||||
4. Восприятие и первичное осознание нового материала |
Характеристика кремния – как химического элемента Устное задание Охарактеризовать кремний как ХЭ по плану. (Приложение1) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55f578ce-1841-40c0-9cda-3c984b775d72/index.html Нахождение кремния в природе. Посмотреть нахождение кремния в природе и записать в рабочую тетрадь природные соединения кремния http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66421f45-e9b7-491a-9022-9e0c15948826/207.html Рассмотрим кремний как простое вещество. 1) Химическая формула – Si 2) Молекулярная масса – 28,086 3) Тип хим. связи -ковалентная неполярная 4) Тип структуры кристаллической решётки- атомная Кремний может находиться в 2х аллотропных модификациях: Аллотропные модификации
Химические свойства кремния Задание. Ознакомьтесь с окислительными и восстановительными свойствами кремния на с. 180-181 учебника, составить уравнения реакции в рабочей тетради на стр. 187-188, просмотреть ЭОР: Проявляет восстановительные свойства: Реагирует с простыми веществами – неметаллами а) с галогенами: Si +2F2 = SiF4 Si + 2Cl2 = SiCl4 Si + 2Br2 = SiBr4 б) с кислородом (при t°) Si + O2 = SiO2 2. Взаимодействует со сложными веществами со щелочами: Si+2NaOH+H2O = Na2SiO3+2H2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ee05d9e6-4b54-4ce0-f06e-651ce04f6662/index.htm Проявляет окислительные свойства: а) с металлами: Si+2Mg = Mg2Si с водородом напрямую не взаимодействует как углерод Получение кремния (в промышленности и лаборатории) -в промышленности В электрических печах при высокой температуре происходит восстановление кремния из его оксида коксом (углём): SiO2+2C = Si+2CO -в лаборатории В качестве восстановителей используют магний или алюминий: SiO2+2Mg = Si+2MgO 3SiO2+4Al = 3Si+2Al2O3 Соединения кремния
Водородное соединение кремния Силан - SiH4 Бесцветный газ, ядовит Mg2Si + 4HCl → 2MgCl2+ SiH4↑ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8694217f-c265-751e-2150-2507b905f70a/index.htm Оксид кремния Сравнить оксид кремния IV с оксидом углерода IV (заполнить таблицу) Экспериментальная часть. Задание Из имеющихся у вас реактивов получите кремниевую кислоту? (приведите уравнения химических реакций). Составьте уравнения в ионной форме Кремниевая кислота - Н2SiO3 Na2SiO3+ 2HCl → 2NaCl + H2SiO3↓ 2Na++ SiO32-+ 2H++ 2Cl-→ 2Na++ 2Cl-+ H2SiO3↓ SiO32-+ 2H+→H2SiO3↓ Данная реакция качественная на силикат-ион. Проверьте, растворима ли данная кислота в воде? Химические свойства кремниевой кислоты - разложение при нагревании соли кремниевой кислоты Применение кремния http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ccd57abd-7c5d-4a68-9914-35de2fd4b6d/223.swf |
5 3 3 7 4 7 4 2 |
Слушает и по необходимости исправляет Следит за работой учащихся Беседа с элементами рассказа Описывает физ. свойства Следит за работой учащихся Следит за выполнением задания и помогает у кого возникли затруднения Рассказ учителя Демонстрация видео опыта Элементы беседы Следит за выполнением эксперимента (соблюдение ТБ) |
Работа в парах Устно характеризуют кремний как х.э. (используя план характеристики) и делают записи в тетради с.187 и смотрят ЭОР Смотрят ЭОР и записывают в рабочую тетрадь на стр.188 Слушают и отвечают на вопросы учителя Характеризуют кремний как ПВ Заполняют РТ стр 187 Читают учебник стр. 180-181 и делают записи в РТ №3 на стр.187-188, смотрят ЭОР Смотрят опыт, записывают уравнение реакции РТ стр 187 №3.3 Слушают Смотрят и записывают в тетради Работа в парах Заполнение таблицы в РТ на с.190и №3 Выполняют опыт Смотрят ЭОР |
||||
5. Первичное обобщение приобретённых знаний |
Выполнение интерактивного тестирования (Задание по выбору учащихся. Выполнить одно из предложенных) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0dc87e81-6847-41fe-a649-ee711376c520/209.swf http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/20f1d638-d96d-4614-b826-eb89ba37bcce/226.swf |
5 |
Наблюдает за выполнением работы |
Выполняют тестирование |
||||
6. Рефлексивно-оценочный этап |
Что понравилось на уроке? Что знали? Что узнали? |
1 |
||||||
7. Объяснение д/з |
VI. Домашнее задание Параграф 31, упр. 4 на стр. 185, подготовить доклады: «Производство стекла», «Производство цемента и бетона», «Производство керамики» |
2 |
Пишет на доске |
Записывают в дневники |
||||
8. Орг. окончание урока |
До свидания, урок окончен. |
прощаются |
прощаются |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР:
№ |
Название ресурса |
Описание ресурса |
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модели и др.) |
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
|||||
Кремний |
Предоставление информации о кремнии |
Текст с иллюстрацией |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/66421f45-e9b7-491a-9022-9e0c15948826/207.html |
||||||
Положение неметаллов IV группы в периодической системе. Строение их атомов (N 207513) |
Задания для самопроверки на тему "Положение неметаллов IV группы в периодической системе" |
Тест |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0dc87e81-6847-41fe-a649-ee711376c520/209.swf |
||||||
Строение атомов углерода и кремния (N 207560) |
Предоставление графической опоры, иллюстрирующей строение атомов углерода и кремния |
Текст с иллюстрацией |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/55f578ce-1841-40c0-9cda-3c984b775d72/index.html |
||||||
Взаимодействие кремния со щелочью (N 33608) |
Аморфный кремний при нагревании взаимодействует с раствором щелочи с выделением водорода. В растворе образуется силикат натрия. |
Видеофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ee05d9e6-4b54-4ce0-f06e-651ce04f6662/index.htm |
||||||
Получение силана (N 33610) |
Порошок силицида магния взаимодействует с раствором соляной кислоты. На поверхности образуются пузырьки газа силана. Пузырьки лопаются, силан сгорает короткими вспышками. |
Видеофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8694217f-c265-751e-2150-2507b905f70a/index.htm |
||||||
Изучение свойств оксида кремния (N 207644) |
Демонстрация эксперимента по изучению химических свойств оксида кремния(IV) |
Видеофрагмент |
|||||||
Реакция между оксидом кремния(IV) и магнием (N 207603) |
Демонстрация взаимодействия оксида кремния(IV) и магния |
Видеофрагмент |
|||||||
Получение геля кремниевой кислоты (N 33609) |
К раствору силиката натрия прильем разбавленный раствор соляной кислоты. Раствор мутнеет и "застывает": кремниевая кислота выделяется в виде геля. |
Видеофрагмент |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2f7dd538-a9c1-599a-5ff1-0c7daada5b5f/index.htm |
||||||
|
Демонстрация слайд-шоу, иллюстрирующего практическое использование кремния |
Презентация |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/ccd57abd-7c5d-4a68-9914-35de2fd40b6d/223.swf |
||||||
Тест (N 207549) |
Задания для контроля и самопроверки по теме "Углерод и кремний в природе. Применение углерода и кремния и их соединений" |
тест |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/20f1d638-d96d-4614-b826-eb89ba37bcce/226.swf |
Приложение 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ХИМИЧЕСКОГО ЭЛЕМЕНТА НА ОСНОВАНИИ ЕГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА
Положение элемента в Периодической системе Д.И. Менделеева (символ элемента, порядковый номер, относительная атомная масса, номер группы, подгруппа, период).
Строение атома (заряд ядра, число протонов, нейтронов, электронов)
Распределение электронов по энергетическим уровням.
Электронная формула.
Характер простого вещества (металл, неметалл, переходный элемент).
Сравнение свойств атома со свойствами атомов соседей по группе и периоду.
Состав высшего оксида, его характер (основный, кислотный, амфотерный). Какая химическая связь в оксиде и тип кристаллической решётки?
Состав гидроксида, его характер
Состав летучего водородного соединения (для неметаллов).