12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Татьяна105
Учитель биологии и химии 28 лет стажа. Окончила в 1987 году ИГПИ.
Россия, Хабаровский край, р.п. Хор

Технологическая карта изучения темы

Ф.И.О. Нуреева Татьяна Ильинична.

Предмет: химия

Класс: 9

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний, умений.

Тема

Фосфор, его физические и химические свойства

Цели

Образовательные:

актуализировать и обобщить знания обучающихся о фосфоре на основе изученных элементов: в форме атомов и простых веществ, его аллотропные модификации;

физические и химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций.

Развивающая:

развить навыки составления уравнений химических реакций;

логическое мышление и память учащихся;

совершенствовать умения доказывать, сравнивать.

Воспитательная:

установление межпредметных связей;

повышение интереса к предмету;

воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;

способствовать воспитанию экологической культуры обучающихся воспитывать культуру поведения при групповой работе, индивидуальной работе.

Формировать УУД:

- Личностные УУД:

мотивация учения;

формирование интеллектуальных умений (анализировать, делать выводы);

развитие навыков практической деятельности.

- Регулятивные УУД:

формирование способности к целеполаганию;

контроль и коррекция в процессе выполнения заданий

- Коммуникативные УУД:

определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

развитие способностей к групповой работе

- Познавательные УУД:

формулирование познавательной цели,

поиск и выделение информации,

анализ с целью выделения признаков,

установление причинно-следственных связей.

Планируемый результат

Предметные:

Знать физические и химические свойства фосфора, способы его получения, применение.

Уметь характеризовать фосфор по его положению в ПСХЭ, объяснять причину аллотропии фосфора, составлять электронную формулу, определять его возможные степени окисления, составлять уравнения химических реакций, характеризующие химические свойства, определять коэффициенты методом электронного баланса, составлять реакции ионного обмена.

Личностные:

Умение работать в группе.

Метапредметные:

- использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

- использование различных источников для получения информации.

Основные понятия

Аллотропия.

Межпредметные связи

Литература, биология

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

компьютер, мультимедийный проектор, видео фрагменты химических опытов, учебник О.С. Габриелян "Химия. 9 класс, инструктивная карта.

Организация пространства

Групповая работа , индивидуальная работа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный

Приветствует ребят:- Добрый день! Я рада видеть вас и мы готовы к совместной творческой работе.

Психологический настрой (“Лавка возможностей») (слайд 1)

«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго ходит среди разнообразных экзотических заморских овощей и фруктов. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже и близко не похожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят предвкушением райского аромата, третьи — изысканными звуками, доносящимися из сердцевины фрукта. И, конечно же, каждый из людей выбирает то, что ему по душе, и часто оказывается, что именно это ему и необходимо.

Но как только человек брал в руки какой-нибудь фрукт, он исчезал, оставляя на ладони крохотное семечко. Немало удивленный, он решил схитрить и подошел к хозяину лавки: «Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт», - сказал он и показал на полку. Однако хозяин ответил ему: «Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами…».

Мы не будем обсуждать смысл этой притчи сейчас, давайте вернёмся к ней в конце урока.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Слушают текст, анализируют смысл услышанного.

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

 

Этап 2. Актуализация субъектного опыта

Мы продолжаем изучать тему

«Неметаллы» и сегодня познакомимся с очень интересным неметаллом.

Вам предложены факты.

Прочитайте их и ответьте, о каком неметалле пойдет речь?

Приложение 1.

Карточка с фактами:

Этот элемент известен благодаря своей способности светиться в темноте. Эта особенность и подарила ему такое название, которое означает — «несущий свет».

Химический элемент находится в таблице Менделеева под номером пятнадцать

В земной коре он широко распространён, составляя около девяти сотых процента от её общей массы.

Химический элемент обладает высокой степенью химической активности и из-за этого в чистом виде в природе его найти невозможно.

Открытие «несущего свет» элемента было совершено очень давно. В тысяча шестьсот шестьдесят девятом году алхимик Хенниг Бранд в ходе своих опытов получил светящийся порошок, чем весьма впечатлил своих современников.

Известны четыре основные модификации, которые называют металлическим, красным, белым и чёрным.

Химический элемент входит в состав практически всех живых организмов, как растений, так и животных, поэтому он получил второе называние — «элемент жизни».

Обучающиеся высказывают свои мнения. Формулируется тема урока. Ученикам предлагается сформулировать цели урока самостоятельно: что я должен узнать? Что я должен сделать, чтобы это узнать? Чему я должен научиться? Зачем мне это нужно?

Записывают тему урока в тетрадь.

Вариант ответа: изучить свойства фосфора, области их применения.

Познавательные

(самостоятельное выделение и формулирование цели)

 

Этап 3. Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Для изучения вопросов данной темы я предлагаю вам информационные листы.

Цель: научить учащихся прогнозировать результат исследовательской работы.

Приложение 2.

Группа теоретики.

Рассмотрите положение фосфора в периодической системе химических элементов и строение его атома.

Объясните,

почему фосфор проявляет восстановительные и окислительные свойства?

Степень окисления фосфора?

Оборудование: ПСХЭ.

Группа историки.

А теперь поговорим об истории его открытия (работа учащихся с текстом, на каждый стол выдается раздаточный материал).

Группа теоретики.

Объясните, явление аллотропии?

Какие аллотропные видоизменения фосфора вы знаете?

Чем отличается красный и белый фосфор?

Как вы думаете , что активнее фосфор или азот , почему?

Группа экспериментаторы.

Изучите химические свойства фосфора и составьте схему, отражающую общие химические свойства фосфора как неметалла.

Группа технологи.

Почему головка спички воспламеняется при трении?

Обучающиеся выбирают

себе подходящую инструкцию:

№ 1 –теоретики

№ 2 – историки

№3- экспериментаторы

№ 4 – технологи.

Выполняют задания согласно выбранному маршруту, обсуждают задания по ходу выполнения и делают записи в тетради. В ходе участия в беседе приобретают знания о химических свойствах фосфора, пишут уравнения реакции окислительно-восстановительные, ионные.

Выполняют лабораторную работу по определению фосфат ионов.

Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)

Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)

Регулятивные

(формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)

Личностные

(смыслообразование)

http://chemistry-chemists.com/N4_2012/P3/ChemistryAndChemists_4_2012-P3-1.html

http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/goreniefos.php

http://www.himikatus.ru/art/exp/whitephbrgn.php

biology-online.ru/video/himija-fosfor-uchebnyi-film-po-himii.html

http://www.himikatus.ru/art/nvideo_neorg/kachestvnh.php

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/38b811a3-a97d-cb0b-504e-74c7b871a09e/index.htm

Этап 4.Первичная проверка понимания изученного материала. Закрепление изученного материала.

Мы рассмотрели свойства фосфора. Давайте выясним области применения соединений фосфора. Для этого выполните задание. На слайде перечень свойств фосфора и областей их применения. Учитель предлагает обучающимся выполнить задание на их сопоставление. Анализа практической ситуации

Обучающиеся выполняют задание на сопоставление и делают вывод о том, что для применения веществ необходимо знать его свойства.

Ученики, находя решение для конкретной ситуации, убеждаются в практическом значении полученных знаний.

Познавательные (структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

( формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи)

Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)

Презентация

Этап 5. Информация о домашнем задании

Учитель предлагает выбрать ученикам домашнее задание из трех предложенных вариантов.

1.Изучить §27

,выполнить упр. 2, 4-стр.70

2.Изучить §27,выполнить упр. 5,6 -стр.70.

3. Изучить §27,выполнить упр. 5,6,

задача 1-стр.70

- Творческое задание: найдите в литературных произведениях информацию о свойствах и применении соединений фосфора.

 

Ученики выбирают задания по уровням.

Личностные (самоопределение)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

 

Этап 6. Подведение итогов учебного занятия. Рефлексия

Обсуждение притчи, подведение итогов урока, выставление оценок.

Как вы теперь понимаете смысл притчи, рассказанной вначале урока?

Ученики сравнивают свою личную успешность и активность по сравнению с предыдущим уроком. По желанию озвучивают «мое личное достижение за этот урок».

делают выводы о том, что нужно знать общий способ действия, который поможет найти решения подобных заданий, что нужно не заучивать знания, а уметь их конструировать.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)

 


 


 


 

Информационная карта занятия.

Тема: Фосфор, его физические и химические свойства.

Проблемный вопрос: Почему фосфор является наиболее активным, чем азот?

Приложение №1 О каком элементе идет речь ?

Этот элемент известен благодаря своей способности светиться в темноте. Эта особенность и подарила ему такое название, которое означает — «несущий свет».

Химический элемент находится в таблице Менделеева под номером пятнадцать

В земной коре он широко распространён, составляя около девяти сотых процента от её общей массы.

Химический элемент обладает высокой степенью химической активности и из-за этого в чистом виде в природе его найти невозможно.

Открытие «несущего свет» элемента было совершено очень давно. В тысяча шестьсот шестьдесят девятом году алхимик Хенниг Бранд в ходе своих опытов получил светящийся порошок, чем весьма впечатлил своих современников.

Известны четыре основные модификации, которые называют металлическим, красным, белым и чёрным.

Химический элемент входит в состав практически всех живых организмов, как растений, так и животных, поэтому он получил второе называние — «элемент жизни».

Приложение № 2.

Группа теоретики.

Рассмотрите положение фосфора в периодической системе химических элементов и строение его атома.

Объясните, почему фосфор проявляет восстановительные и окислительные свойства?

Какова степень окисления фосфора?

Оборудование: ПСХЭ.

Приложение 4.

Группа теоретики.

2. Аллотропия – это _____________________________________

3. Примеры аллотропных модификаций фосфора   ______________________

4. Сравнение белого, черного и красного фосфора, _____________________

Признаки сравнения

Белый

Черный

Красный

Агрегатное состояние

Похож на очищенный воск или парафин, легко режется ножом, деформируется от небольших усилий

Черные блестящие кристаллы, жирные на ощупь, весьма похожи на графит

Полимер со сложной структурой, хрупкое твердое вещество

Цвет

Белый, из-за примесей может иметь желтоватый оттенок

Черный с металлическим блеском

От пупурно-красного до фиолетового

Температура плавления, 0С

44,1

1000

500

Свечение

Бледно-зеленое

-

-

Растворимость

В сероуглероде

Не растворяется в воде и органических растворителях

В расплавленных металлах (Рb, Вi)

Плотность (кг\м3)

1823

2690

2400

Электропроводность

-

Проводит

-

Способы хранения

В специальных инертных средах, при отсутствии воздуха, под слоем очищенной воды

Термодинамически стабильная и химически наименее активная форма

Термодинамически стабильная модификация

Приложение № 3.

Группа историки.

Записать даты, фамилии ученых и основной результат их работы

Дата

Ученый

Открытие

     
     
     
     

Из всех древних элементов только фосфор имеет точную дату открытия – 1669 год. 
В поисках эликсира молодости и попытках получения золота алхимик XVII столетия Геннинг Бранд из Гамбурга пытался изготовить "философский камень". Для этой цели он собрал около тонны мочи из солдатских казарм и выпаривал ее до образования сиропообразной жидкости. Эту жидкость он подверг сильному прокаливанию в смеси с песком и древесным углем без доступа воздуха. 
В результате Бранд получил вещество, обладающее необыкновенными свойствами: оно светилось в темноте.
Интерес к новому веществу был огромный и Бранд надеялся извлечь из своего открытия изрядную прибыль, недаром он был в прошлом гамбургским купцом. Сохраняя способ изготовления в строжайшей тайне, Бранд показывал новое вещество за деньги. А желающим продавал его небольшими порциями только за чистое золото. Спустя некоторое время Бранд продал также и секрет изготовления фосфора дрезденскому химику Крафту, который, подобно Бранду, стал ездить по дворцам влиятельных особ, показывая фосфор за деньги, наживая огромное состояние.
Конец «философскому бизнесу» положил английский химик Роберт Бойль, который в 1680 году опубликовал в научном журнале более простую и доступную методику получения фосфора. 
Наименование элемента происходит от греческих слов «фос» - свет и «форос»,- несущий. 
В России термин фосфор введен в 1746 году Михаилом Васильевичем Ломоносовым. 
 

Приложение 5. Химические свойства фосфора.

Группа экспериментаторы.

Цель: Изучение химических свойств фосфора.

Наиболее распространенная модификация – белый фосфор. В воде он практически нерастворим, но с водяным паром довольно легко дает газовую смесь. Хорошо растворим в эфире, бензоле, скипидаре и маслах, но лучше всего- в сероуглероде. Если окунуть фильтровальную бумагу в сероуглеродный раствор фосфора, а потом оставить на воздухе, то через некоторое время (после испарения растворителя) бумага загорится. Мелкие частицы фосфора самовоспламеняются:

Р4 + 5О2 = 2Р2О5

(Демонстрация видео)

Фосфор воспламеняется и при трении, поэтому его режут на куски только под водой. Свечение фосфора в темноте объясняется тем, что пары вещества окисляются кислородом воздуха с выделением света.

Белый фосфор – исключительно ядовитое вещество. Противоядием служит сильно разбавленный раствор сульфата меди (II). Он обезвреживает фосфор. Переводя его в фосфид меди.

Из воспоминаний бывшей работницы одной из спичечных фабрик А. Коревановой: “В фосфорном цехе варили фосфор для спичек… Когда фосфор кипит, бурлит и варится, из горла бутылки пышет пламя и одновременно выходит вонючий газ…не только около рабочего, но даже около костюма его, где он висит, нельзя было пройти, а ночью костюм огнем светится. Производство, конечно, очень вредное: попадет фосфор на тело, так и знай, будет язва. От газа у рабочих дрябли кости, носы проваливались, зубы крошились. Но кто заболел – уходи, другие найдутся, голодных много”.

Взаимодействие фосфора с металлами и неметаллами:

Р4+ 6Zn =2Zn3P2; (Демонстрация видео)

Р4 + 6С I2= 4РСI3; (Демонстрация видео)

Сильные окислители превращают фосфор в фосфорную кислоту.

 

Как определить, соль ортофосфорной кислоты? Составьте уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде.

Выполнив задание, школьники делают вывод: реактивом на соли ортофосфорной кислоты является нитрат серебра, в результате выпадает осадок желтого цвета.

Ответы на вопросы.

1. Можно ли свечение белого фосфора считать физическим явлением? (Это физико-химическое явление, так как сначала происходит испарение молекул вещества, а затем их взаимодействие с кислородом, служащее причиной свечения.)

2. Почему модницы в 70-80-гг.ХХ в. быстро отказались от фосфорных бус? (Ношение таких бус вредит здоровью, так как фосфор – ядовитое вещество.)

3. Как повлияет на свечение фосфора увеличение давления? (При увеличении давления свечение прекращается, так как препятствует испарению молекул фосфора.)

ИССЛЕДОВАНИЯ кока-колы НА СОДЕРЖАНИЕ ионов фосфата.

Как можно доказать наличие ионов фосфата в кока-коле?

Методические указания: Посмотреть видеопыты и оформить результаты в виде таблицы.

Что делали?

Что наблюдали?

Выводы

Опыт 1. Горение фосфора в кислороде.

   

Опыт 2. Взаимодействие фосфора с металлами.

   

Опыт 3. Взаимодействие фосфора с неметаллами.

   

Опыт 4. Качественная реакция на фосфат ионы.

   

Приложение № 6. Сопоставьте области применения фосфора с его свойствами.

Группа практики.

Главные его потребители – производство спичек, металлургия, химические производства. Фосфор используют в производстве фосфорной кислоты и фосфорных удобрений, полупроводниковых материалов, как компонент покрытий стальных изделий и т. д. Белый фосфор применяют для изготовления трассирующих боеприпасов, как дымообразующее и зажигательное средство, красный фосфор – основной компонент обмазки зажигательной поверхности спичечных коробков.
В недавнем прошлом на военных предприятиях его использовали для приготовления дымовых и зажигательных составов.
Войска США использовали зажигательные фосфорные бомбы во время военной операции вблизи иракского города Эль-Фаллуджа в 2004 году. 
“Светящийся монах”
Из воспоминаний академика С.И. Вольфковича: “Фосфор получался в электрической печи, установленной в Московском университете на Моховой улице. Так как эти опыты проводились тогда в нашей стране впервые, я не предпринял тех предосторожностей, которые необходимы при работе с газообразным фосфором – ядовитым, самовоспламеняющимся и светящимся голубоватым цветом элементом. В течение многих часов работы у электропечи часть выделяющегося газообразного фосфора настолько пропитала мою одежду и даже ботинки, что когда ночью я шел из университета по темным, не освещенным тогда улицам Москвы, моя одежда излучала голубоватое сияние, а из-под ботинок (при трении их о тротуар) высекались искры. За мной каждый раз собиралась толпа, среди которой, несмотря на мои объяснения, немало было лиц, видевших во мне “новоявленного” представителя потустороннего мира. Вскоре среди жителей района Моховой и по всей Москве из уст в уста стали передаваться фантастические рассказы о “светящемся монахе”...

В состав намазки коробки спичек входит красный фосфор. А основным компонентом головки современной спички является бертолетова соль КCIO3. От трения головки спички о намазку мельчайшие частички фосфора воспламеняются на воздухе. При этом происходит реакция горения фосфора с образованием Р4О10, сопровождающаяся выделением теплоты, что приводит к разложению бертолетовой соли с образованием О2. Выделяющийся кислород способствует воспламенению головки спички. Задание. Составьте уравнения химических реакций, которые мы производим каждый раз, когда зажигаем спичку.

5KClO3 + 6P = 3P2O5 + 5KCl (демонстрация видео).

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.