Урок химии в 9 классе
УМК: О.С. Габриелян
Тема урока «Фосфор, его физические и химические свойства»
Цель урока: способствовать формированию знаний учащихся фосфоре как о химическом элементе и простом веществе.
Задачи:
Образовательные: познакомиться с историей открытия фосфора, рассмотреть положение фосфора в Периодической системе, строение его атома, изучить аллотропные модификации фосфора, его химические свойства.
Развивающие: продолжить развитие логического мышления учащихся, формирование умения работать самостоятельно и в группе, умения систематизировать и обобщать информацию.
Воспитательные: продолжить формирование мотивации учебной деятельности, содействовать повышению интереса к предмету химия, воспитывать культуру общения.
Тип урока: урок изучения нового материала
Технология: модульная
Ход урока:
Номер учебного элемента |
Учебный материал с указанием заданий |
Руководство по усвоению учебного материала |
||||||||||||||||
УЭ-0 |
Интегрирующая цель: познакомиться с историей открытия фосфора, рассмотреть положение фосфора в ПС, строение его атома, изучить аллотропные модификации фосфора, его химические свойства. |
Внимательно прочтите цель урока |
||||||||||||||||
УЭ- 1 Входной контроль |
Цель: проверить исходный уровень знаний о химических элементах V группы главной подгруппы - Перечислите химические элементы, входящие в состав V группы главной подгруппы. - Каковы особенности строения внешнего энергетического уровня атомов химических элементов V группы главной подгруппы? - Как изменяются свойства элементов в группе, объясните причину изменения их свойств? - Что общего в строении атомов элементов данной группы? - Что различного в строении атомов элементов данной группы? Самоконтроль: проверь правильность выполнения задания по ключу. |
Запишите ответы на вопросы в тетради. Работайте самостоятельно. |
||||||||||||||||
УЭ - 2 |
Цель: познакомиться с историей открытия фосфора. Запишите в тетради называние темы: «Фосфор, его физические и химические свойства». Посмотрите в презентации раздел «История открытия фосфора». Запишите кем, в каком году был открыт фосфор, за что получил своё название. |
Работайте в группе Работайте самостоятельно в тетради |
||||||||||||||||
УЭ- 3 |
Цель: рассмотреть положение фосфора в периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева, конкретизировать знания о строении атома фосфора. 1.Найдите фосфор в периодической системе химических элементов. Укажите: - порядковый номер; - номер периода, группу, подгруппу; - число электронов, протонов, нейтронов, заряд ядра; - число энергетических уровней, число внешних электронов; - определите, какой это элемент – металл или неметалл; - сравните свойства простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по подгруппе элементами; - сравните свойства простого вещества со свойствами простых веществ, образованных соседними по периоду элементами; - состав высшего оксида, определите его характер (основной, кислотный, амфотерный) - состав высшего гидроксида, его характер (кислородсодержащая кислота, основание, амфотерный гидроксид) - состав летучего водородного соединения. 2. Прочитайте в учебнике § 28 с.159 раздел «Строение и свойства атомов». Обсудите в группе следующие вопросы. 1)Больший или меньший радиус у атома фосфора по сравнению с атомом азота? Почему? 2) Какими свойствами – восстановительными или окислительными – обладает фосфор? Почему? 3) Перечислите степени окисления, которые может проявлять фосфор, и приведите примеры соединений с этими степенями окисления. 4)Определите степени окисления фосфора в соединениях: P, P2 O5, Na3P, PH3, H3 P O4 Взаимопроверка. |
Работайте самостоятельно в тетради
Работайте в группе |
||||||||||||||||
УЭ - 4 |
Цель: изучить аллотропные модификации фосфора, их строение, свойства, действие на организм. Прочитайте в учебнике §28 с.159-160 раздел «Фосфор - простое вещество» 2. Посмотрите в презентации раздел «Аллотропные модификации фосфора» Заполните в тетради таблицу:
|
Работайте самостоятельно, устно Работайте самостоятельно в тетради |
||||||||||||||||
УЭ-5 |
Цель: изучить химические свойства фосфора. Познакомьтесь с химическими свойствами фосфора, просмотрев видеоопыты: 1.Взаимодействие фосфора с металлами. 2. Взаимодействие фосфора с неметаллами. 3. Взаимодействие фосфора с кислородом. Запишите реакции взаимодействия фосфора с металлами, неметаллами, с кислородом. Определите окислителем или восстановителем является фосфор в данных реакциях. |
Работайте самостоятельно Работайте самостоятельно в тетради |
||||||||||||||||
УЭ – 6 Выходной контроль |
Цель: проверить уровень усвоения материала Выполните тест. |
Работайте самостоятельно в тетради |
||||||||||||||||
УЭ - 7 |
Цель: подвести итоги урока, определить домашнее задание. Просмотрите цели урока и ваш опорный конспект. Удалось ли вам достичь поставленных целей? Оцените свою работу, дополнив предложения: На уроке я всё понял, могу объяснить другому. На уроке я понял материал, могу объяснить другому, но при помощи учителя. Я понял материал частично. Я ничего не понял. Если вы всё поняли, то подготовьте сообщение на тему «Биологическое значение фосфора» Если вы поняли материал, но объяснить можете при помощи учителя, повторите записи в тетради. Если вы поняли материал частично или ничего не поняли, прочитайте §28 с.159-160, повторите записи в тетради. |
Обсуждение результатов. Запишите домашнее задание в дневник. |