Город Советск появился в результате переименования немецкого города Тильзит. Это произошло в 1946 году после передачи Советскому Союзу в результате победы над Германией части Восточной Пруссии и создания Калининградской области. Советск — город, имеющий историческое значение. Известность ему принес Тильзитский мир, заключенный здесь в 1807 году между российским императором Александром I и французским императором Наполеоном Бонапартом. Первые письменные упоминания о поселении Тильзе, находившемся на территории современного города Советска, относят к 1276 г. Исторически эти земли были заселены пруссами. В начале XIII в. эти земли завоевываются Тевтонским орденом, а в 1230-1289 гг. полностью переходят во владения Ордена, после чего доля немецкого населения достигает 50%. К XIX веку немцы составляли около 70% населения района, остальные жители были литовцами и французами - потомками гугенотов. В районе также проживало некоторое количество славянского населения - поляки и русские - старообрядцы. В 1409 г. для защиты северо-восточных земель Ордена была построена крепость на Мемеле (ныне река Неман) — «Тильзит». Крепость (Тильзитский замок) сохранилась до начала XIX века.
В первоначальный период вокруг замка сформировалось несколько разрозненных небольших поселений из верных Ордену пруссов. В 1525 г. произошло преобразование Орденского государства Пруссии в германское герцогство, что принесло в эту страну спокойствие, процветание и вызвало бурный расцвет городов, в том числе и Тильзита. 2 ноября 1552 года местечко Тильзе получает привилегированное городское право и герб, Тильзиту присваивается статус города. Бурный рост промышленности на территории Тильзита начался в XIX веке (70-80 годы). Активно строятся многочисленные гражданские, промышленные, военные и инженерно-технические объекты, многие из которых сохранились до наших дней. В 1845 г. — Мильхбуд - сыроварня под Тильзитом, выпускавшая знаменитый сыр «Тильзитский». В этом же году между Тильзитом и ближайшим городом Рагнитом (г. Неман) начинается строительство шоссе. В 1865 году происходит другое важное событие: введение в эксплуатацию железной дороги Тильзит — Инстербург (г. Черняховск) и строительство в городе железнодорожного вокзала. В 1875 году был сдан в эксплуатацию железнодорожный мост через Мемель, по которому стало осуществляться железнодорожное движение на Клайпеду. Сегодня Советск, имея многофункциональную экономическую базу, развитую социально-культурную сферу (высшие и средние учебные заведения, театр, спортивные сооружения), пограничные переходы с одним из основных внешнеэкономических партнеров – Литвой, и являясь транспортным узлом (железнодорожная станция, автомобильный и железнодорожный мост через реку Неман), исполняет роль неформального межрайонного центра. С областным центром город связан железной и автомобильными дорогами. В центре Советска расположен круглосуточный автомобильный и железнодорожный пограничный переход, соединяющий Калининградскую область с Литовской Республикой. В 2001 году Советск вошел в число лучших малых городов России по предпринимательскому климату, и занял 1-е место по разработке стратегии развития города и по привлечению инвестиций.
В 2005 году Европейская комиссия при Совете Европы совместно с Конгрессом муниципальных образований наградила город Советск дипломом "За стратегический подход к развитию приграничного сотрудничества".
Основными конкурентными преимуществами города для российских и зарубежных инвесторов являются:
выгодное географическое расположение на границе с Литвой – Евросоюзом;
наличие крупного железнодорожного узла;
развитая сеть автомагистралей;
высокая плотность населения, наличие высококвалифицированных кадров;
приверженность местных органов власти курсу реформ.
А ещё в Советске снимали замечательный фильм «Трое в лодке, не считая собаки».
Одной из основных достопримечательностей является мост Королевы Луизы.
Мост Королевы Луизы - пограничный автомобильный мост, проложенный через реку Неман, который соединяет город Советск и Панемуне. Мост был назван в честь прусской королевы Луизы. Сооружение нового моста общей длиной 416 м началось в 1904 г. Ширина реки в данном месте достигала 220 м. Трехпролетный мост очень быстро стал настоящей гордостью города. Торжественное открытие моста Королевы Луизы состоялась в октябре 1907 г. и было приурочено к 100-летней годовщине со дня заключения Тильзитского мира. Проект монументального творения был разработан строительным советником Керсье и фирмой «Бойхельд и Ко» из Грюнберга. Въезды на мост украшали красивые порталы. После окончания Первой мировой войны мост Королевы Луизы стал пограничным. Для этого на нём устроили контрольно-пропускной пункт и таможню. Первый «пограничный» период в истории моста продлился до 1939 г., когда Мемельский край вошёл в состав Германии. С 1914 г. по 1944 г. по мосту курсировал электрический трамвай. В послевоенное время тильзитскую трамвайную сеть не восстанавливали. В октябре 1944 г. с целью задержания продвижения советской армии инженерные части вермахта подорвали мост. В 1947 г. мост Королевы Луизы восстановили. Изначально пролёты были деревянными, но в 1965 г. они были заменены на железобетонные. Современный мост строился в период с 1965 г. по 1966 г. В ходе восстановительных работ с сохранившегося южного портала моста убрали барельеф, который изображал королеву Луизу, заменив его на герб Советского Союза. Также изменилась обозначенная на портале дата: вместо 1907 г. появился 1947 г. и исчезла немецкая надпись «Königin Luise Brücke». С распадом СССР мост снова стал пограничным. В 90-х гг. предпринимались первые попытки реставрации моста. В марте 1995 г. с портала был снят герб СССР и на этом реставрационные работы закончились. В 2002-2003 гг. была проведена широкомасштабная реставрация портала, во время которой были восстановлены все утраченные элементы и детали. Особенно красиво мост Королевы Луизы выглядит в темное время суток, когда по всему мосту включается подсветка.
На другом берегу Литва.
Скульптура лося – это один из исторических символов города Советска Калининградской области. Скульптурное произведение располагается на Театральной площади между двух зданий: суда и театра. Автором данной скульптуры выступил талантливый немецкий скульптор Людвиг Фордермайер. Издавна считается, что традиционным животным для южного побережья Балтийского моря является именно лось, что связано с природными и климатическими особенностями края. В первой половине ХХ ст. скульптор Р. Фризе сделал две скульптуры оленей, которые впоследствии установили в Роминтской пуще. Скульптор также решил увековечить природу края в виде традиционного животного для здешних мест - лося. Фризе, будучи знакомым с Л. Фордермайером, вдохновил его отлить скульптуру лося. Позже он также убедил городские власти Гумбиннена (ныне город Гусев) приобрести эту скульптуру и установить её в центре города. В 1928 г. Людвиг Фордермайер изготовил второго лося. Тогдашний прусский премьер-министр О. Браун хотел подарить памятник городу Кёнигсбергу, однако местные власти отказались принять его. Тогда скульптуру лося преподнесли Тильзиту как символ мира и величия края. Торжественное открытие скульптуры лося состоялось в июне 1928 г. и она сразу же обрела невероятную популярность. Лось очень быстро стал одним из городских символов, его изображение можно было увидеть на открытках, конвертах, фотографиях и даже посуде. Местные жители прозвали лося «Густавом». В 1932 г. кто-то отпилил у скульптуры один рог – тем самым протестуя против приезда в Тильзит А. Гитлера. Но через некоторое время статую восстановили. В 1947 г. скульптура была перенесена в городской парк, где простояла пару лет. В то же время на ее прежнем месте пребывания был поставлен танк Т-34 и оборудован мемориальный комплекс-захоронение солдат Второй мировой войны. В начале 1950-х гг. бронзовую скульптуру перевезли в Калининградский зоопарк, а на первоначальное место лось вернулся в 2007 г. В марте 2007 г. скульптура лося в Советске была объявлена объектом культурного наследия местного значения.
Фонтан со скульптурой орла и маскароном льва, расположенный в старой части Советска, был возведен в 1912 г. Однако история скульптуры орла началась намного раньше, чем был сконструирован фонтан при здании Тильзитского суда. Красавца орла изготовили на берлинском Новом чугунолитейном заводе Ф. А. Эгеллса. В 1836 г. муж прусской королевы Луизы Фридрих Вильгельм III решил подарить величественного орла Тильзиту. Орел украшал въездные ворота в город, называемые «Высокие ворота». Они находились под охраной солдат гарнизона. Возле них собирали таможенный сбор со всех ввозимых на территорию Тильзита товаров с целью продажи. Однако простоял орел там недолго. Город Тильзит достаточно быстро рос и развивался, осваивая близлежащие территории. Высокие ворота точно так же, как и Немецкие ворота, сдавливали движение, поэтому в 1861 году было принято решение их ликвидировать. Орла, снятого с ворот, перенесли на Пакхофштрассе (сегодня - улица Герцена) и установили над складом. В 1912 г. к 360-летней годовщине со дня основания города Тильзита местные власти принялись за обустройство площади герцога Альбрехта. Тогда же начались работы по устройству фонтана. Главным его украшением стал орел, который перед этим был снят со склада и установлен над фонтаном. В послевоенные годы на фонтан случайным образом наехал грузовик, полностью разрушивший его. Вопрос о реставрации былой достопримечательности поднимался неоднократно. И лишь в 2013 г. благодаря инициативе городского главы Н. Н. Воищева фонтан был реконструирован. Денежные средства на восстановительные работы были пожертвованы самим Н. Воищевым. Реставраторы очень бережно отнеслись к восстановлению кирпичных арок полуротонды и гранитных ступеней. Архитектурное сооружение увенчали заново отлитым чёрным прусским орлом. Помимо скульптуры орла к украшению фонтана был добавлен еще один элемент - маскарон льва, привезенный из Санкт-Петербургского Мариинского театра. Голову хищного животного разместили в центре фонтана.
Памятник трамваю – одна из необычных достопримечательностей города Советска. Трамвай серии МС-4 был установлен на площади Победы в качестве свидетельства того, что в городе Тильзите существовало трамвайное движение. Трамвайная линия в Тильзите была открыта 26 июля 1901 г. Производством трамвайных линий и вагонов занималось немецкое акционерное общество АО Lahmeyer & Co во Франкфурте-на-Майне. С окончанием Второй мировой войны новые власти города приняли решение, что автобусное движение будет намного удобнее и эффективнее трамвайного. Поэтому трамвайную систему Тильзита ликвидировали. Где сегодня находятся вагоны тильзитского трамвайного парка неизвестно, однако в современном Советске до сих пор остались «следы» трамвайного движения в виде остатков рельсовых путей и столбов. В августе 2012 г. местные власти решили увековечить память о тильзитском трамвае, установив на центральной городской площади вагончик трамвая. Памятник трамваю представляет собой трамвайный вагончик серии МС-4, установленный на рельсы. Вагон произведен на Путиловском заводе и выпущен в 1933 г. Это был тысячный стальной вагон, построенный на «Красном Путиловце» и получивший парковый номер М-52. От других серийных вагонов он отличался тем, что имел мягкие сиденья с поперечным расположением. После того как трамвайный вагон сняли с пассажирской эксплуатации, его передали в службу пути, где он работал под № М-26. В 2006 г. вагон переоборудовали в неходовой макет под № 2601. До 2007 г. он использовался в качестве кафе, а затем размещался в музее Петербургского трамвая на территории парка №2. И только в 2012 г. раритетное транспортное средство передали в Советск, где ему присвоили № 12. Трамвай-памятник уже успел стать современной визитной карточкой города Советска и одним из основных объектов, вызывающих невероятный интерес и любопытство у туристов.
Кушнарева Татьяна Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Брянцева Елена Петровна
Лещёва Светлана Николаевна
Брянцева Елена Петровна