Фоторепортаж «Памятники моего города – Махачкалы»
Всероссийский конкурс детского творчества
на лучший фоторепортаж
«Мой город»
Фоторепортаж
«Памятники моего города – Махачкалы»
Выполнила: ученица 4 «6» класса МБОУ «Гимназия № 17» Сайбулаева Раисат
Цель фоторепортажа: изучить скульптурные памятники Махачкалы как своеобразный художественно-культурный облик города, который отражает художественный вкус, интересы, историческое и духовное развитие города, культурное наследие последующим поколениям.
Задачи: изучить информацию о памятниках города; сфотографировать современный вид памятников; установить взаимосвязь памятников с историей города и страны.
Фоторепортаж
Махачкала замечательный город, в котором очень много скульптурных достопримечательностей, которые не только представляют культурную и историческую ценность города, но и являются украшением нашего города.
По памятникам Махачкалы можно прочесть историю героического прошлого Дагестана, его славных сынов и выдающихся личностей.
Только прогуливаясь по проспекту Расула Гамзатова города можно ознакомиться с:
памятником Петру 1 (рис.1) - основателя города. В 1722 году во время Персидского похода по указу царя на месте нынешнего города был заложен военный порт и укрепленная крепость. Спустя 100 лет вокруг нее вырос город, получивший имя Порт-Петровск (с 1920 г. Махачкала). Памятник представляет собой бронзовый бюст Петра на двухметровом постаменте из красного гранита, у подножия монумента выбита надпись: «От благодарного дагестанского народа основателю города Петру I». Бюст представляет собой копию головы знаменитого «Медного всадника» Этьена Фальконе. Скульптура передана в дар махачкалинцам от жителей Санкт-Петербурга. Автор работы скульптор Венера Зарипова, архитектор Заидхан Муртаев;
памятником летчику, Герою Советского Союза Юсупу Акаеву (рис.2), представляющим собой бюст Акаева в военной форме на постаменте (скульптор Г. Гейбатов);
Мемориалом, погибшим при исполнении служебного долга милиционерам (рис.3), напротив здания МВД Дагестана, представляющим собой фигуру правоохранителя, в дань памяти обнажившего голову и преклонившего колено перед звездой, из которой вырывается Вечный огонь (позади фигуры две четырехгранные колонны и мемориальная стена, на которой укреплены черные мраморные доски со списками погибших милиционеров) (скульптор Али Магомедов);
памятником над могилой поэта Гамзата Цадасы (рис.4), представляющим собой бюст одного из основоположников дагестанской советской (аварской) литературы на высоком постаменте (скульптор Х.Н. Аскар-Сарыджа). Простая форма композиционного портрета-памятника придает памятнику поэтическое звучание. Памятник очень удачно связан с окружающим пространством, где простор проспекта и высокие деревья в сквере вместе с ним участвуют в создании микросреды определенного эмоционального настроя;
памятником Музе (рис.5) у библиотеки им. А.С. Пушкина – покровительнице наук и искусств;
памятником народному поэту Дагестана Расулу Гамзатову(рис.6), установленному у здания Русского драматического театра имени Горького (Скульптор М. Алиев). Бронзовая фигура Расула Гамзатова, высотой 3,5 метра, установлена на постамент из гранита, на котором высечена надпись: «Расул Гамзатов». Поэт представлен сидящим на возвышении, на его плечи накинута бурка, а взгляд наполнен творческим вдохновением. В правой руке писатель держит книгу со своими произведениями. Творчество Расула Гамзатова – автора легендарной песни «Журавли», сыграло большую роль в развитии дагестанской литературы, других жанров искусства - живописи, кинематографа, театра, скульптуры, музыки и книжной графики.
|
|
|
|
Рисунок 1. Памятник Петру 1 | Рисунок 2. Памятник Юсупу Акаеву | Рисунок 3. Памятник поэта Гамзата Цадасы | Рисунок 4. Мемориал погибшим при исполнении служебного долга милиционерам |
|
| ||
Рисунок 5. Памятник Музе | Рисунок 6. Памятник Расулу Гамзатову |
На широкой привокзальной площади Махачкалы, словно визитная карта города, стоит скульптурный памятник, который представляет собой конную статую борца за советскую власть, первого военкома республики, члена областного РВК Махача Дахадаева (1882 -1918 г.) (рис.7), убитого бандой Бичерахова-Тарковского, именем которого названа и Махачкала. Автор памятника – известный дагестанский скульптор Аскар-Сарыджа. Выразительность образа дагестанского революционера кроется в суровом лаконизме, чеканности силуэта, в подчеркнутой пластичности и монолитности. На плечах всадника бурка, на голове папаха. Скульптура помещена на высокий постамент, сложенный из каменных блоков.
|
Рисунок 7. Памятник Махачу Дахадаеву |
В парке на берегу озера Ак-Гель находится Мемориальный комплекс представителям русского народа, посвятившим свою жизнь Дагестану (рис.8). (авторы проекта Т.П. Капутина, А.О. Алимова, Л.Б. Омарова). Неофициальное (популярное) название комплекса - «Памятник русской учительнице».
Памятник представляет собой комплексное сооружение в виде двухъярусной площадки, над которой возвышается конструкция в виде пирамиды, в центре стоящая фигура женщины с книгой в правой руке, левая лежит на глобусе (на подпорке). К подножию памятника ведут ступени, вокруг которых устроены фонтаны. Под площадкой - цилиндрической формы помещение - музей истории Махачкалы.
В двадцатые-тридцатые годы прошлого именно русские учителя, врачи, инженеры, ученые в трудное для Дагестана время несли знания в отдаленные горные аулы, села и города республики. И этот Мемориальный комплекс, посвященный представителям русской интеллигенции и рабочего класса в Дагестане, символизирует благодарность дагестанцев.
Расул Гамзатов всю жизнь благодарно вспоминал свою первую учительницу Веру Васильевну. Он посвятил ей стихи, которые в своё время были очень популярны в республике и даже были включены в школьную программу.
|
Рисунок 8. Мемориальный комплекс представителям русского народа (Памятник русской учительнице) |
В рамках данной работы мы рассмотрели только малую часть памятников Махачкалы. На основе рассмотренных произведений можно отметить, что памятники Махачкалы представляют богатую историю дагестанского народа, образы его героев, посвящены памяти человека или события, являются ярким свидетельством мастерства, критериев красоты и эстетических предпочтений жителей города.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Камилова Халипат