Урок биологии «Фотосинтез. Лист — орган воздушного питания. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека»

2
0
Материал опубликован 1 November 2023

Тема: «Фотосинтез. Лист – орган воздушного питания. Значение фотосинтеза в природе и в жизни человека».

Цель: Развивать представления о роли растений для жизни на Земле, о взаимосвязи в природе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доска, флипчарт «Фотосинтез», стеклянные колоколы (2 штуки). Мягкая игрушка мышки, живая мышь, большая салфетка для того что бы накрыть колоколы, 2 растения небольшого размера, вода в маленьком блюдце, зёрна пшеницы, мантия, шапочка, обесцвеченные литья герани, раствор йода, пинцет, чашки петри.

План урока: I. Орг. момент + д/з

II.Контроль знаний учащихся.

III.Изучение нового материала.

IV.Закрепление.

V.Итоги урока.

Ход урока:

I. Орг. момент + д/з:

Сообщить тему, цели урока, рассказать о плане работы на уроке. Дать д/з: прочитать параграф №__ пересказать, выучить записи в тетради.

Рефлексия. Приём «Жесты» попросить учащихся жестами рассказать о своём настроении перед уроком.

II.Контроль знаний учащихся.

Проверочная работа.

Выберите к предложенному перечню (1 - 10) правильные ответы (а – к).

Перечень:

На черешке расположена 1 листовая пластинка.

От 1 узла на стебле отходит 1 лист.

Параллельное и дуговое жилкование листьев.

На черешке расположено несколько листовых пластинок.

Сетчатое жилкование листьев.

От 1 узла отходят 2листа, расположенных напротив друг друга.

Функция газообмена.

Клетки имеют правильную прямоугольную форму, плотно прилегают друг к другу.

Наличие межклетников.

Выполняют функцию фотосинтеза.

Ответы:

А) Межклетники. Е) Сложные листья.

Б) Столбчатая ткань. Ж) Двудольные растения.

В) Простой лист. З) Губчатая ткань.

Г) Однодольные растения. И) Супротивное листорасположение.

Д) Очерёдное листорасположение. К) Мутовчатое листорасположение.

Рефлексия. Приём «Взаимопроверка»

Правильные ответы:

1 – В 2 – Д 3 – Г 4 – Е 5 – Ж 6 – И 7 – А 8 – Б 9 – З 10 – З, Б

Нормы оценок:

11 - 10 правильных ответов = «5» 7 – 6 правильных ответов = «3»

9 – 8 правильных ответов = «4» менее 6 правильных ответов = «2»

III.Изучение нового материала.

= Какой орган растения называется листом?

Главной функцией листьев растений является процесс фотосинтеза. Открытие процесса фотосинтеза принадлежит Джозефу Пристли в конце 18 века. Дополнили это открытие швейцарские учёные Сенебье и Сосюр, большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внёс русский учёный Темирязьев.

Что бы совершить даже небольшое открытие, нужно поставить вопросы и постараться ответить на них.

Вопрос № 1.

Какие компоненты нужны для выполнения основной функции зелёного листа?

СМА «Прогноз»

Я вам подскажу: для выполнения этой функции листу необходимы 4 компонента. Запишите их в своих тетрадях, не называя вслух.

Для получения 1 – го компонента растения приспособились специально располагать свои листья в виде листовой мозаики или прикорневых розеток, что бы не затенять друг друга (СВЕТ)

Большинство растений имеют листья зелёного цвета. Благодаря этому веществу растения имеют зелёную окраску? (ХЛОРОФИЛЛ)

3-ий компонент – это газ, который выделяют в атмосферу при дыхании все живые организмы. (УГЛЕКИСЛЫЙ ГАЗ)

4 – ый компонент – это веществ, которые поднимаются по сосудам корня, стебля и попадают в сосуды жилок листа (ВОДА, РАСТВОРЁННЫЕ В НЕЙ МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА).

Рефлексия. Приём «Ключевые слова.

Попросить нескольких учащихся прочитать названия компонентов, которые они записали в тетрадях. Внести исправления и дополнения по мере необходимости.

Вопрос № 2.

Что образуется в листе с участием этих компонентов?

СМА «Причинно-следственные связи»

Провести опыт с раствором крахмала.

= Какой цвет приобретёт раствор крахмала после добавления к нему йода? (СИНЕ - ФИОЛЕТОВОЕ)

Возьмём обесцвеченный лист герани в горячем спирте и окунём его в раствор с йодом. Положим лист герани на белый лист бумаги. Как изменилась окраска листа герани? Какое вещество образовалось в листе герани? (КРАХМАЛ)

Проведение опыта по обнаружению крахмала в листьях герани (листья подготовить заранее). Пригласить провести опыт учащегося.

Следует уточнить, что при наличии перечисленных компонентов в живом листе образуется сначала САХАР, который потом под действием ферментов превращается в КРАХМАЛ. Оба эти вещества относятся к УГЛЕВОДАМ. Кроме сахара и крахмала в листе образуются БЕЛКИ. Все эти вещества: сахар, крахмал, белки относятся к ОРГАНИЧЕСКИМ ВЕЩЕСТВАМ.

Вопрос № 3.

Дадим слово самому Джозефу Пристли, который открыл процесс фотосинтеза.

Выходит, ученик в мантии, шапочке и читает стихотворение

Я - Джозеф Пристли, 
я - слуга науки. (кланяется ученикам) 
мне интересны сотни тысяч "почему?", 
мой ум работает, и он не знает скуки - 
на трудные вопросы я ответ ищу... 
Вот, например, позавчера я опыт проводил 
Двух мышек взял и каждую из них 
стеклянным колпаком накрыл... 
Но в первом случае накрыта мышь одна была, 
а во втором - с горшком зелёного цветка. 
И по прошествии двух дней 
мы результат имеем сей: 
Там где сидела мышь одна 
она, увы, к несчастью умерла (открывает колпак с игрушечной мышкой), 
а там где с мышкой был цветок 
зверёк наш серенький живёт (открывает колпак с живой мышкой). 
Встаёт вопрос: "Какой нам газ дают зелёные цветы, 
что б мы дышать, а значит, жить могли?"(кланяется ученикам) 

Что выделяется из листьев в атмосферу, когда в зелёных листьях идёт процесс фотосинтеза?

СМА «Причинно-следственные связи»

Выслушать и записать несколько ответов учащихся на доске.

Среди названных веществ был назван кислород.

Великое открытие 1772 г. – «исправления» воздуха растениями учащиеся сразу комментируют правильно.

Дополнение: выделение кислорода идёт только на солнечном свету.

Попробуем дать определение понятию «фотосинтез»: «фотос» - свет, «синтез» - соединение.

= Что называют фотосинтезом? испльзуйте для этого вопросы - подсказки:

1)Что такое фотосинтез?

2) Где происходит фотосинтез?

3)Когда происходи фтосинтез?

4)Какие вещества вступают в процесс фотосинтеза?

5)Какие вещества образуются в процессе фотосинтеза?

Фотосинтез – это процесс образования на солнечном свету из воды, минеральных веществ и углекислого газа органических веществ и выделение кислорода.

За 1 год растения выделяют в атмосферу 400 млрд. тонн кислорода и поглощают 600 млрд. тонн углекислого газа. При этом в листьях образуется 450 млрд. тонн органических веществ.

= Куда же эти органические вещества поступают? (В СТЕБЕЛЬ, КОРЕНЬ, КОРНЕВИЩЕ ПО СИТОВИДНЫМ ТРУБКАМ)

= Какие плоды, фрукты, овощи вам приходилось пробовать? Какой вкус они имеют? Чем можно объяснить их сладкий вкус? (ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА НАКАПЛИВАЮТСЯ В ПЛОДАХ, СЕМЕНАХ, КОРНЕВИЩАХ, КОРНЕПЛОДАХ, КЛУБНЯХ) ​​​​​​​

Большой вклад в изучение процесса фотосинтеза внёс русский учёный Темирязьев. Именно этот учёный говорил о космической роли фотосинтеза

Выходит ученица и на фоне видеоряда процесса эволюции живых организмов читает стихотворение

Ссылка на видеоролик: https://ya.ru/video/preview/16800106637663673957

Эволюция в стихах.

То было много лет назад:

планету покрывали дым и мрак.

Огромные вулканы извергали лаву,

выбрасывали в небо сажу, пыль, отраву.

В безмолвном океане всюду тишина,

а в небе над водою – ливень и гроза. 

И в этом хаосе огня, воды, грозы

Мы не смогли б увидеть ни души.

Так длилось очень много лет,

Пока сквозь тучи не пробился свет. 

Весёлый, яркий солнца луч, 

Прорвавшись сквозь завесу туч,

Упал на бледную, зелёную былинку.

Былинка превратилась в тонкую травинку.

И медленно спустившись на морское дно, 

в травинке чудо вдруг произошло: 

связались углекислый газ, вода, 

связались крепко-крепко, навсегда… 

Рванулся в атмосферу кислород, 

И закружился жизни хоровод!... 

Животворящий газ накапливаться стал, 

Так началось начало всех начал. 

Из года в год, из векав век

Стремилась жизнь, свой ускоряя бег

Явились свету водоросли, рыбы,

За ними латимерия и трилобиты.

На сушу жизнь стремилась из воды

И твердь покрыли травы и цветыю

Летащие ящеры и змеи,

Огромный мамонт и пещерные медведи,

прошло ещё не мало лет

Пока явился мру человек.

Он возомнил себе, что выше всех:

"Мир создан для меня и для моих утех!"

Гордец, глупец, он позабыл былинку,

Ту тонкую и бледную травинку,

Он позабыл - она дала толчок,

Из-за неё кружитсяжизни хоровод.

Её не станет, всёумрёт повсюду,

Не сможет он пргнать безмолвие и стужу.

Что быне стало человеку одинко

Беречь былинку как зеницу ока,

Сажать повсдутравыи цветы

Что бкаждую весну цвели салы!

IV.Закрепление.

Ответьте на вопросы: ЧТО такое фотосинтез?

ГДЕ происходит фотосинтез?

КОГДА происходит фотосинтез?

ПОЧЕМУ так важен фотосинтез для жизни на Земле?

V.Итоги урока, рефлексия.

Рефлексия. «Незаконченное предложение» - учащиеся заканчивают предложение.

"На сегодняшнем уроке я понял; "Было интересно…";

"На сегодняшнем уроке я узнал; "Я почувствовал, что…";

"На сегодняшнем уроке я разобрался…"; «Я выполнял задания…»

"Я похвалил бы себя за…"; «Я приобрёл…»

"Особенно мне понравилось…"; «Я попробую…»

"После урока мне захотелось…"; «Я научился…»

"Сегодня мне удалось…"; "Меня удивило…"

«Я почувствовал, что…» "Теперь я могу…";

"Было трудно…"; "Я понял, что…";

«Урок дал мне для жизни…»


Подвести итоги урока, дать оценку работы учащихся.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации