Фрагмент урока русского языка на тему «Лексика. Обобщение» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 18 June 2019

Фрагмент внеклассного занятия по русскому языку, 3 класс.

Тема урока: Лексика. Обобщение.

Цель урока:

способствовать обобщению и систематизации знаний по разделу «Лексика» для успешного обучения в среднем звене;

уметь работать со словарём: определять лексическое значение слова, находить синонимы, паронимы;

учить усваивать знания с помощью практической, аналитической деятельности.

отрабатываются правила сотрудничества в коллективной деятельности, развивать умение договариваться, распределять работу, получать общий результат.

воспитывают активность, любознательность и аккуратность у учащихся.

 

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация

I. Организационный момент. (Чтение стихотворения по ролям по 1 строке)

Учитель: Ученики:

Поговорим? Поговорим.

 О разном и о прочем. О том, что в жизни хорошо

 И хорошо не очень. Ведь что-то в жизни знаем мы

а что-то мне известно. Поговорим?

Поговорим. Нам будет интересно

Читают строки по ролям

Определение темы урока

II .Определение темы урока.

- Из данных букв составьте слово, и вы узнаете тему нашего урока.

КАИЛЕКС (ЛЕКСИКА)

- Что такое лексика, кто знает?

- Что нам помогает узнать значение слова?

Лексика – в переводе с греческого языка означает «слово».

Это раздел языка, который изучает значение слова. 

- А какие группы слов мы с вами уже знаем? (Кластер на слайде и на доске)

(синонимы, антонимы, омонимы, паронимы)

Фронтально

Работа по теме

III. Решение проблемной ситуации.

1.Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев. Бабушка удава» без звука.

2.Игра «Конкурс дикторов».

- У вас на парте текст диалога мартышки и удава. Сейчас мы проведём конкурс дикторов, которые озвучат слова героев мультфильма. У вас есть 3 мин. на подготовку и отобрать одного выступающего от группы.

3. Озвучивание мультфильма.

Ученики слушают и в конце аплодируют всем выступающим, выбирают лучшего, дают оценку.

 - А твоя бабушка какая? - спросила мартышка

 - Она такая…, такая - сказал удав, вглядываясь вдаль, - очень хвостливая!

  - Хвастливая? - удивилась мартышка.

  - Нет! - обиделся удав.

4. Фронтальная работа. Отвечают на вопрос.

- Почему мартышка не поняла удава?

(Мартышка не знала значение слова, которое употребил удав)

- А какое значение имеет слово хвастливая?

(Отрицательное качество, когда кто то любит себя хвалить)

- Это ли имел в виду удав, когда рассказывал о бабушке?

- Какая ситуация может возникнуть, когда человек употребляет слова неправильно?

(Если неправильно употреблять слова, ставить ударение, то может измениться значение слова и тебя может не понять твой собеседник)

- Выберите из данной пары (длинный – длительный), то слово, которое подойдёт для нашего предложения. (У бабушки удава длинный хвост.)

5. Досматривают мультфильм

- Ничего она не хвастливая. Просто у нее хвост очень длинный.

       - Как у тебя?

       - Длиннее. И от этого она очень хвостливая.

- Правы мы оказались?

- Почему не подошло слово длительный? (Долгое время)

- Составьте с ним предложение.

(Моя бабушка уехала в длительную командировку).

- Давайте прочитаем слова, с которыми мы работали парами.

- К какой группе кластера можно отнести данную пару слов?

ЛЕКСИКА

 

синонимы антонимы омонимы паронимы

- А что такое паронимы?

- Какие ещё паронимы вам известны? (поласкать щенка – полоскать бельё, зализать рану – залезать на крышу).

- Совершенно верно такая группа слов существует и познакомиться с ними мы можем в специальном словаре паронимов.

 

Знакомство с отрывком из мультфильма.

 

 

 

 

 

Чтение по ролям – озвучивание фрагмента мультфильма

 

 

 

 

Обсуждение лексического значения слов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулировка вывода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с кластером.

 

 

Закрепление

IV.Работа в группах

1.Прочитайте текст вслух.

Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

- Обсудите в группе, какую ошибку допустил автор?

- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется?

- А вы в своей речи употребляете одно и тоже слово? Почему так происходит? (Маленький бедный словарный запас)

- Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

- Какие слова нам помогут? (Синонимы)

- Что такое синонимы?

2.Работа со словарём синонимов и антонимов.

1 группа – подберите синонимы к слову «старый».

(Слайд: старый - давний, старинный, ветхий, древний. )

- Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его

3.Самопроверка

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

Работа с текстом в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра «Корректор»

Рефлексия

- Что мы с вами повторили сегодня на уроке?

-Для чего нужно знать лексику?

Самооценка деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.