Фрагмент урока русского языка на тему «Лексика. Обобщение» (3 класс)
Фрагмент внеклассного занятия по русскому языку, 3 класс.
Тема урока: Лексика. Обобщение.
Цель урока:
способствовать обобщению и систематизации знаний по разделу «Лексика» для успешного обучения в среднем звене;
уметь работать со словарём: определять лексическое значение слова, находить синонимы, паронимы;
учить усваивать знания с помощью практической, аналитической деятельности.
отрабатываются правила сотрудничества в коллективной деятельности, развивать умение договариваться, распределять работу, получать общий результат.
воспитывают активность, любознательность и аккуратность у учащихся.
Ход урока
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Мотивация |
I. Организационный момент. (Чтение стихотворения по ролям по 1 строке) Учитель: Ученики: Поговорим? Поговорим. О разном и о прочем. О том, что в жизни хорошо И хорошо не очень. Ведь что-то в жизни знаем мы а что-то мне известно. Поговорим? Поговорим. Нам будет интересно |
Читают строки по ролям |
Определение темы урока |
II .Определение темы урока. - Из данных букв составьте слово, и вы узнаете тему нашего урока. КАИЛЕКС (ЛЕКСИКА) - Что такое лексика, кто знает? - Что нам помогает узнать значение слова? Лексика – в переводе с греческого языка означает «слово». Это раздел языка, который изучает значение слова. - А какие группы слов мы с вами уже знаем? (Кластер на слайде и на доске) (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы) |
Фронтально |
Работа по теме |
III. Решение проблемной ситуации. 1.Просмотр отрывка из мультфильма «38 попугаев. Бабушка удава» без звука. 2.Игра «Конкурс дикторов». - У вас на парте текст диалога мартышки и удава. Сейчас мы проведём конкурс дикторов, которые озвучат слова героев мультфильма. У вас есть 3 мин. на подготовку и отобрать одного выступающего от группы. 3. Озвучивание мультфильма. Ученики слушают и в конце аплодируют всем выступающим, выбирают лучшего, дают оценку. - А твоя бабушка какая? - спросила мартышка - Она такая…, такая - сказал удав, вглядываясь вдаль, - очень хвостливая! - Хвастливая? - удивилась мартышка. - Нет! - обиделся удав. 4. Фронтальная работа. Отвечают на вопрос. - Почему мартышка не поняла удава? (Мартышка не знала значение слова, которое употребил удав) - А какое значение имеет слово хвастливая? (Отрицательное качество, когда кто то любит себя хвалить) - Это ли имел в виду удав, когда рассказывал о бабушке? - Какая ситуация может возникнуть, когда человек употребляет слова неправильно? (Если неправильно употреблять слова, ставить ударение, то может измениться значение слова и тебя может не понять твой собеседник) - Выберите из данной пары (длинный – длительный), то слово, которое подойдёт для нашего предложения. (У бабушки удава длинный хвост.) 5. Досматривают мультфильм - Ничего она не хвастливая. Просто у нее хвост очень длинный. - Как у тебя? - Длиннее. И от этого она очень хвостливая. - Правы мы оказались? - Почему не подошло слово длительный? (Долгое время) - Составьте с ним предложение. (Моя бабушка уехала в длительную командировку). - Давайте прочитаем слова, с которыми мы работали парами. - К какой группе кластера можно отнести данную пару слов? ЛЕКСИКА
синонимы антонимы омонимы паронимы - А что такое паронимы? - Какие ещё паронимы вам известны? (поласкать щенка – полоскать бельё, зализать рану – залезать на крышу). - Совершенно верно такая группа слов существует и познакомиться с ними мы можем в специальном словаре паронимов. |
Знакомство с отрывком из мультфильма.
Чтение по ролям – озвучивание фрагмента мультфильма
Обсуждение лексического значения слов.
Формулировка вывода.
Работа с кластером.
|
Закрепление |
IV.Работа в группах 1.Прочитайте текст вслух. Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше. - Обсудите в группе, какую ошибку допустил автор? - Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? - А вы в своей речи употребляете одно и тоже слово? Почему так происходит? (Маленький бедный словарный запас) - Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов. - Какие слова нам помогут? (Синонимы) - Что такое синонимы? 2.Работа со словарём синонимов и антонимов. 1 группа – подберите синонимы к слову «старый». (Слайд: старый - давний, старинный, ветхий, древний. ) - Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его 3.Самопроверка Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше. |
Работа с текстом в группах.
Игра «Корректор» |
Рефлексия |
- Что мы с вами повторили сегодня на уроке? -Для чего нужно знать лексику? |
Самооценка деятельности. |