Фронт за линией фронта
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА |
Название проекта | Урок история России 1914-1945 годы 10 класс «Фронт за линией фронта» |
Аннотация | Данная разработка предназначена для проведения урока в 10-х классах и направлена сформировать у учащихся целостное представление об оккупационном режиме на территории СССР в годы Великой Отечественной войны Урок направлен на формирование у учащихся глубокого понимания роли партизан и подпольщиков в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, воспитание патриотизма и уважения к подвигу советского народа. |
Цель урока | - охарaктеризовать осoбенности оккупациoнного режима и движения сопротивления на оккупированных территориях, его политическую oриентацию и формы борьбы; - работать с новыми историческими понятиями: «Концлагерь» «Коллаборационизм», «Холокост», «Рельсовая война», «Партизанское движение»; - рaзвивать у учaщихся умение анализировaть, сравнивать, обосновывать свою точку зрения; - совершенствовать умения учaщихся выявлять причинно-следственные связи в процессе рaссмотрения исторических событий.; - закрепить практические навыки работы с исторически картами; - расширить навыки анализа исторических источников; - воспитывать в учениках толерaнтность, увaжение к людям разных нaциональностей, увлечение историей, умение находить в событиях из прошлого связь с историей своей семьи. |
Планируемые результаты урока | 1. Предметные результаты обучения: - харaктеризовать оккупационную политику нaцистской Германии и причины коллаборационизмa в СССР; - описывать проявления героизма советских людей в борьбе с нацистами на оккупированных териториях; - оценить вклад партизанского и подпольного движения в победу над Германией 2. Метапредметные результаты обучения: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, аргументировать и отстаивать свое мнение; - устанавливать причинно-следственные связи, использовать схемы для получения информации; - анализировать материал исторических источников и учебника, искать и выделять необходимую информацию. 3. Личностные результаты обучения: - способствовать воспитанию патриотизма на примере героизма советского народа во время Великой Отечественной войны - развивать познавательный интерес к изучению прошлого своей страны |
Тип и вид урока | Урок изучения нового материала ; комбинированный |
Методы обучения | Технология проблемного вопроса, частично-поисковый, иллюстративный, дискуссионный, обучение в сотрудничестве. |
Материалы из электронного фонда Президентской библиотеки | 1. Бланк листовки подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 333. Л. 9. URL: https://www.prlib.ru/item/1738632 (дата обращения: 28.07.2024) 2. Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки! Васильев А. В. Цветная литография. 71х49,5 см; Л.: "Искусство", 1943 URL: https://www.prlib.ru/item/348487 (дата обращения: 27.06.20024) 3. Клятва участника подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 333. Л. 11, 49. URL: https://www.prlib.ru/item/1738674 (дата обращения: 28.07.2024) 4. Листовка подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" с призывом саботировать приказы немецкого командования, прятать одежду и продовольствие 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 333. Л. 1 URL: https://www.prlib.ru/item/1738677 (дата обращения: 28.07.2024) 5. Личная карточка завербованного на работу в Германию, принадлежащая организатору подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" В. И. Третьякевичу 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331. Л. 75. URL: https://www.prlib.ru/item/1826458 (дата обращения: 28.07.2024) 6. Партизан, мсти за родину! Кривоногов П. А. Цветная литография. 49,5,5х31 см М., Л: "Искусство",1943. URL: https://www.prlib.ru/item/356535 (дата обращения: 27.06.20024) 7. Слава героям Советской земли. Подвиг партизанского отряда 13 июля 1941 г. Талепоровский Цветная литография. 45х60 см. М., Л. : "Искусство", https://www.prlib.ru/item/365914 (дата обращения: 27.06.20024) 8. Указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении членов подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» 1943. ∕∕ ГА РФ. Ф. Р-7523. Оп. 4. Д. 193. Л. 2-3. URL: https://www.prlib.ru/item/1954944 (дата обращения: 28.07.2024) 9. Указ Президиума Верховного совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза организаторам и руководителям подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» 1943. ∕∕ ГА РФ. Ф. Р-7523. Оп. 4. Д. 193. Л. 1. URL https://www.prlib.ru/item/1954943 (дата обращения: 28.07.2024) |
Приемы обучения | Активное обучение, технология сотрудничества, проблемное обучение, ИКТ- технологии. |
Обобщение знаний и итог урока | Методическая разработка урока "Фронт за линией фронта" может стать ценным инструментом для учителя истории. Разработка может быть использована как готовый сценарий урока или же может быть адаптирована под конкретные условия обучения (возраст учащихся, уровень их подготовки, наличие ресурсов). Она позволяет эффективно организовать учебный процесс, способствовать глубокому усвоению материала и формированию интереса у учащихся к изучению прошлого своей страны. |
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Подготовка рабочего места, проверка отсутствующих.
Актуализация опорных знаний учащихся.
БЛИЦ ОПРОС
1. Когда началась Великая Отечественная война?
2. Какое государство напало на СССР?
3. Как назывался план нападения Германии на СССР?
4. Какие основные направления наступления выбрали немецкие войска?
5. Какие города были оккупированы в первые месяцы войны?
Мотивация учебной деятельности.
Обиженный народ хуже ос жжет
(русская пословица)
На доске развешены портреты (партизаны, герои пионеры, обычные люди, которые боролись в оккупации, узники концлагерей) (Приложение 1)
Учитель: Как вы думаете, что объединяет всех этих людей? О чем пойдет речь на уроке?
Ученики предлагают
Оккупация — занятие вооружёнными силами государства не принадлежащей ему территории
Какие у нас будут цели по изучению этой темы?
Ученики предлагают свои варианты (узнать, как жили люди на оккупированных территориях, как боролись за свою свободу и свои права)
Учитель: Сегодня на протяжении урока мы с вами будем использовать рабочие листы. (Приложение 2)
Берем ручки записываем число и свои ФИО.
IV. Изучение нового материала.
План:
Характер и цели гитлеровцев
Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.
Партизаны и подпольное движение
Пособники оккупантов
1. Характер и цели гитлеровцев
Сейчас мы с вами выясним каковы были цели Гитлера в отношении населения СССР? (обеспечивать все потребности Германии в сырье, рабской рабочей силе, продовольствие.
В этом нам поможет учебник и выдержки документов с которыми можно ознакомиться в рабочем листе. (Приложение 2)
2. Особенности оккупационного режима на оккупированных территориях.
План «Ост» был подан Гитлеру 25 мая 1940 года. Он сразу же утвердил его как директиву. Этим планом предусматривалось колонизация Советского Союза и стран Западной Европы, уничтожение миллионов людей, превращение в рабов рейха русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов и другие народы Западной Европы, которые останутся в живых.
Работа с картой и схемой на рабочем листе Задание 2 (Приложение 2) (План «Ост» предусматривал уменьшение количества населения: физическим истреблением и голодом.)
Планировалось выселить за 30 лет 65% населения Западной Украины, 75% населения Белоруссии, 80-85% поляков с территории Польши, значительную часть населения Литвы, Латвии и Эстонии – всего 31 миллион человек. Позднее немецкое правительство увеличило число лиц, которые подлежали выселению из Западной Европы до 46-51 миллиона человек. Намечалось на свободные земли переселить 10 миллионов немцев, а местных жителей, которые остались (по подсчетам гитлеровцев – около 14 миллионов человек), постепенно «онемечить».
Документы нацистского рейха свидетельствуют, что СССР подлежал расчленению и ликвидации. На его территории предполагалось создать четыре рейхскомиссариата – немецкие колониальные провинции «Остланд», «Москва», «Украина», «Кавказ», управление которыми должно осуществляться специальным «восточным министерством» под руководством А. Розенберга.
Как мы уже выяснили план был направлен на уничтожение народов и заселение их немцами. С этой целью на оккупированных территориях водился «Новый порядок» и создавалось множество карательных органов.
Давайте вспомним что это были за органы? Кто больше всего страдал?
Правильно! (гестапо, концлагеря, полиция, карательные отряды)
Одним из главных инструментов преступной политики нацистов стали концентрационные лагеря.
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ Рабочий лист (приложение 2)
Концлагеря – места массового заключения и уничтожения гражданских лиц и военнопленных властями нацистской Германии.
Холокост – целенаправленная политика нацистов и уничтожение евреев, в результате которой в Европе погибли около 6 млн чел.
На экран выводится карта Сети концлагерей
Как вы предполагаете, что происходило за стенами этих лагерей?
Просмотр Видео (https://disk.yandex.ru/i/iy4_uo_QWCHphQ )
Обсуждение видео
1.Как функционировали концлагеря? Какие задачи они выполняли?
2. Кто были жертвами концлагерей?
3. Что было самым шокирующим для вас в представленной информации?
Всего в концентрационных лагерях оказалось около 18 миллионов человек, более 12 миллионов из которых были уничтожены. Среди погибших евреи составляли 6 миллионов человек.
3. Партизаны и подпольное движение
Работа с учебником. Посмотрите картину «Мать партизана» на стр.342:
Какие особенности жизни на оккупированных советских территориях отражает сюжет этой картины?
Учитель: Командование вермахта не предполагало, что в тылу своих войск может столкнуться с организованным сопротивлением. Но действительность оказалась иной. Первые попытки сопротивления стали естественной реакцией людей на германское вторжение
Она приобрела всенародный характер, став качественно новым явлением в истории борьбы против иноземных захватчиков. Самым важным из ее проявлений было партизанское движение в тылу врага. Благодаря действиям партизан у немецко-фашистских захватчиков распространялось постоянное ощущение опасности и угрозы, что оказывало значительное моральное воздействие на гитлеровцев. Пленные немцы заявляли на допросах: «За каждым поворотом, за каждым деревом, за каждым домом и углом нам мерещились страшные русские партизаны. Мы боялись по одному ездить и ходить. А партизаны были неуловимы».
И это была реальная опасность, поскольку боевые действия партизан наносили огромный урон живой силе и технике противника.
А кто по вашему мнению шел в партизаны?
Анализ схемы № 1 «Категорий людей, принимавших участие партизанской и подпольной деятельности» (Приложение 2)
Учитель. Самым главным условием развития партизанского движения была его поддержка со стороны населения. Партизаны могли активно и успешно действовать, только имея информацию о дислокации немецких и полицейских частей, получая необходимое продовольствие, твёрдо зная, что их местонахождение не выдадут.
30 мая 1942 г. ко времени увеличения численности и усиления активности партизанских отрядов, был создан Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования. (запись в рабочем листе). Деятельность этого штаба была направлена на укрепление связей партизанского движения с «Большой землёй» (в первую очередь путём установления радиосвязи), налаживания взаимодействия фронтов и партизанских соединений при проведении военных операций, а также на их снабжение оружием и боеприпасами.
Леса, болота, горы были основными местами базирования партизан. Наряду с партизанами в оккупированных городах и сёлах существовали законспирированные подпольные группы. В их числе были подпольные партизанские и молодёжные организации. Партизанские подпольщики занимались преимущественно сбором разведывательных сведений.
Не было ни одной оккупированной области, в которой не действовали бы партизаны.
Работа с картой с. 28 (Атлас. История России. 1914 –начало ХХI века. 10 кл.)
Рассмотрите карту «Партизанская борьба в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» и ответьте на вопросы. (Приложение 3)
1. Перечислите республики СССР, где в период Великой Отечественной войны было партизанское движение против немецко-фашистских захватчиков.
2. Найдите и назовите город, где располагался Центральный штаб партизанского движения
3. Назовите основные районы находившиеся длительное время под контролем партизан.
4. На что были направлены крупные диверсии партизан?
Учитель. 3 августа — 15 сентября 1943 г. партизаны провели масштабную операцию «Рельсовая война», которая стала частью Курской битвы. В операции участвовало около 100 тыс. партизан, было взорвано 215 тыс. рельсов, пущено под откос 836 эшелонов, в том числе три бронепоезда. Это создало серьёзные препятствия для передвижения немецких войск.
В рядах народных мстителей воевали не только взрослые, но и дети. Они помогали подпольщикам, были связными, ходили в разведку. Многие были награждены орденами и медалями, а пятеро юных патриотов— были удостоены звания Героя Советского Союза (все — посмертно).
Вот они перед вами
(Представление кратких докладов детей) (Приложение 4)
1. Леня Голиков
2. Зина Портнова
3. Марат Казей
4. Валя Котик
5. Саша Чекалин
Учитель: На территории ЛНР в годы ВОВ действовала подпольная молодёжная организаций «Молодая гвардия».
Давайте ознакомимся с их деятельностью с помощью подлинных документов которые расположены на сайте Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (https://www.prlib.ru/)
В рабочем листе (Приложение 2) расположены QR-код ссылки, переходим и знакомимся.
(Если у детей нет доступа к интернету учитель готовить раздаточный материал)
Клятва участника подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" | Бланк листовки подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" |
Личная карточка завербованного на работу в Германию, принадлежащая организатору подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" В. И. Третьякевичу | Листовка подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" с призывом саботировать приказы немецкого командования, прятать одежду и продовольствие |
Указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении членов подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» | Указ Президиума Верховного совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза организаторам и руководителям подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» |
Работа в парах
1. Где действовал отряд?
2. Кто входил в отряд
3. Возраст подпольщиков
4. Руководитель отряда
5. Чем занимался отряд
6. Дальнейшая судьба членов «Молодой гвардии»?
7. Кому присвоены звания Героя Советского Союза
Обсуждение с классом результатов работы
Учитель. Молодцы!! Продолжаем работать с Рабочим листом (Приложение 2)
Задание 5. Как действия партизан повлияли на ход военных операций на фронте? Способствовали ли они ускорению победы Красной Армии?
4. Пособники оккупантов
Работа с учебником с.349- 351. Выполнение задания № 8 в рабочем листе (Приложение 2)
Заполните пропуски в тексте
Пособников оккупантов, или коллаборационистов, в разгар войны стали называть власовцами по фамилии генерала А. Власова, сдавшегося в плен в июле 1942 г. и развернувшего агитацию среди пленных за сотрудничество с Германией.
В каждом захваченном городе и районе оккупанты старались создать местное «самоуправление» из коллаборационистов, используя их в качестве служащих городских и районных управ, бургомистров, деревенских старост и их помощников.
Главной причиной коллаборационизма была беспримерная жестокость оккупантов, которые в нарушение всех законов и обычаев войны принуждали военнопленных и мирных жителей вступать в различные военизированные, либо работать на нужды немецкой армии.
Лишь для немногих советских граждан, а также некоторых представителей русской эмиграции побудительными мотивами для вступления под нацистские знамёна были неприятие советского строя или национальный сепаратизм.
На основании фактов сотрудничества с оккупантами арачаевцев, калмыков, чеченцев, ингушей, балкарцев, крымских татар ГКО в 1943—1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию — насильственному переселению (депортации) в восточные регионы страны. В результате были репрессированы не только бандиты и пособники врага, но и множество безвинных людей. Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость по отношению к ним была восстановлена после 1953 г.
Вопросы к тексту:
1. Кого называли коллаборационистами, а затем власовцами?
2. Каковы были мотивы сотрудничества части советских людей с оккупантами?
3. Что такое депортация? В отношение каких народов ГКО было принято решение подвергнуть их депортации?
V. Обобщение и систематизация знаний учащихся
Учитель помогает учащимся сформулировать основные выводы.
Итоги:
Никогда раньше в истории человечества мир не сталкивался с ужасами такого масштаба, которые несли народам фашизм и его наиболее бесчеловечная разновидность — германский нацизм.
Остриё этой преступной политики было направлено против народов, населявших СССР. Установленный гитлеровцами оккупационный режим на временно захваченной территории Советского Союза был основан на системном терроре и насилии — составной части политики геноцида.
Но расчёты заставить советских людей равнодушно смотреть на уничтожение то одной, то другой группы своих сограждан, покорно работая на германский рейх, провалились.
История партизанского и подпольного движения — одна из наиболее героических страниц Великой Отечественной войны. Она имела большое военное, политическое и экономическое значение, приближая разгром агрессоров и победу над ними.
VI. Рефлексия
сегодня я узнал...
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
меня удивило…
VII. Домашнее задание
1. Параграф 31 выучить даты и понятия
Учитель раздает или размещает в классной группе Памятку о работе на портале Президентской библиотеке имени В.Н. Ельцина онлайн (Приложение 5)
2. Используя материалы сайта Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (https://www.prlib.ru/)на выбор выполнить одно из заданий:
1. Провидите анализ плакатов связанных с партизанским движением ВОВ разных лет и определите, как менялся образ партизан в годы войны.
2. Создайте мини проект о жизни узников концлагерей.
3. Подготовьте сообщение о геноциде мирного населения одной из областей России
VIII. Выставление отметок
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Атлас. История России. 1914 –начало ХХI века. 10 кл.: атлас. – 2-е изд. испр. – М. : Дрофа, 2016. – 40 с.
2. Бланк листовки подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 333. Л. 9. URL: https://www.prlib.ru/item/1738632 (дата обращения: 28.07.2024)
3. История. История России. 1914-1945 годы : 10-й класс : базовый уровень : учебник / В.Р. Мединский, А.В. Торкунов. – Москва : Просвещение, 2023. – 496 с.
4. Да здравствуют наши славные партизаны и партизанки! Васильев А. В. Цветная литография. 71х49,5 см; Л.: "Искусство", 1943 URL: https://www.prlib.ru/item/348487 (дата обращения: 27.06.20024)
5. Клятва участника подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 333. Л. 11, 49. URL: https://www.prlib.ru/item/1738674 (дата обращения: 28.07.2024)
6. Листовка подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" с призывом саботировать приказы немецкого командования, прятать одежду и продовольствие 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 333. Л. 1 URL: https://www.prlib.ru/item/1738677 (дата обращения: 28.07.2024)
7. Личная карточка завербованного на работу в Германию, принадлежащая организатору подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" В. И. Третьякевичу 1942. ∕∕ РГАСПИ. Ф. М-1. Оп. 53. Д. 331. Л. 75. URL: https://www.prlib.ru/item/1826458 (дата обращения: 28.07.2024)
8. Партизан, мсти за родину! Кривоногов П. А. Цветная литография. 49,5,5х31 см М., Л: "Искусство",1943. URL: https://www.prlib.ru/item/356535 (дата обращения: 27.06.20024)
9. Поурочные разработки по истории России. 10-11 классы: пособие для учителя / Д.И. Чернов. – М. : ВАКО, 2023.- 496 с.
10. Слава героям Советской земли. Подвиг партизанского отряда 13 июля 1941 г. Талепоровский Цветная литография. 45х60 см. М., Л. : "Искусство", https://www.prlib.ru/item/365914 (дата обращения: 27.06.20024)
11. Указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении членов подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» 1943. ∕∕ ГА РФ. Ф. Р-7523. Оп. 4. Д. 193. Л. 2-3. URL: https://www.prlib.ru/item/1954944 (дата обращения: 28.07.2024)
12. Указ Президиума Верховного совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза организаторам и руководителям подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» 1943. ∕∕ ГА РФ. Ф. Р-7523. Оп. 4. Д. 193. Л. 1. URL https://www.prlib.ru/item/1954943 (дата обращения: 28.07.2024)
Приложение 1
Валя Комлева | Сидор Ковпак | Петя Гуров |
Узники концлагеря | Вера Волошина | Партизаны минируют жд |
Дмитрий Медведев | Леня Голиков | Валя Котик |
Создатели подпольной организации «Молодая Гвардия» | Партизаны в лесу | Дети узники концлагеря |
Приложение 2
Рабочий лист (10 класс)
Дата ________ ФИО __________________________________
Тема: Фронт за линией фронта
Задание 1. Ознакомитесь в учебнике с п.1 на ст. 339 с и выдержками документов в рабочем листе. Дайте ответ на вопрос:
Каковы были цели Гитлера в отношении населения СССР?
ПЛАН «ОСТ» Уменьшение населения По плану предполагалось уничтожить 30 млн русских, а остальных превратить в рабов и переселить в Сибирь. За годы войны по генеральному Плану «ОСТ» было уничтожено около 11 млн чел. в том числе около 7 млн мирных жителей и 4 млн мирных военнопленных. | За годы войны по генеральному Плану «ОСТ» было уничтожено около 12 млн чел. в том числе около 7 млн мирных жителей и 4 млн военнопленных. |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выдержки из документов.
1. Из замечаний и предложений по плану «Ост» начальника отдела 1-го главного политического управления «восточного министерства» доктора Ветцеля. 27 апреля 1942 г. «К вопросу о будущем русского населения». (Комсомольская правда, 1960, 29 января)
Важно, чтобы на русской территории население в своём большинстве состояло из людей примитивного полуевропейского типа… Эта масса расово неполноценных, тупых людей нуждается, как свидетельствует вековая история этих областей, в руководстве… Целью немецкой политики по отношению населения на русской территории является доведение рождаемости русских до более низкого уровня, чем у немцев. То же самое относится, между прочим, к чрезвычайно плодовитым народам Кавказа, а в будущем частично и к Украине.
2. Из выступления Бормана, заместителя Гитлера: «Славяне должны работать на нас. Когда они нам больше не понадобятся, они могут умирать. Обязательная вакцинация и здравоохранение излишни. Высокая рождаемость славян нежелательна. Следует пропагандировать добровольную стерилизацию, не допускать борьбы за снижение смертности младенцев. Образование опасно. Достаточно, если они смогут считать до ста. Они будут получать лишь необходимое для поддержания жизни питание. Мы – господа, и они уступят нам дорогу. Мы намерены добиться того, чтобы в один прекрасный день все эти считавшиеся ранее русскими земли были полностью заселены немцами».
3. Из выступления Гитлера на закрытом совещании 16 июля 1941 года: «Речь идет о том, чтобы разрезать гигантский пирог, чтобы, во-первых, овладеть им, во-вторых, управлять, в-третьих, эксплуатировать. При этом следует расстрелять, выселить, истребить всех, кто будет сопротивляться, застрелить любого, кто только косо посмотрит».
4. Статья Геббельса, одного из главных идеологов германского фашизма, в журнале «Дас рейх»: «Сокращение славянского населения на тридцать миллионов – цель войны в России. Истребление голодом – девиз этой политики».
Задание 2. Работа с определениями
Концлагерь______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Холокост ________________________________________________________
________________________________________________________________
Задание 3. Анализ схемы «Категории людей принимавших участие партизанской и подпольной деятельности»
Кто шел в партизаны?
Перечислите причины.
Категории | Количество (человек) | % от общего числа |
По партийному составу | ||
Коммунисты | 32252 | 16,2 |
Комсомольцы | 41744 | 21,1 |
Беспартийные | 124308 | 62,7 |
По социальному положению | ||
Рабочие | 38570 | 30,1 |
Крестьяне | 51888 | 40,5 |
Служащие | 37742 | 29,4 |
По возрасту | ||
До 18 лет | 17783 | 9,3 |
От 18 до 25 лет | 71627 | 39,7 |
От 26 до 45 лет | 82450 | 46,5 |
От 46 и старше | 8343 | 4,5 |
| ||||||||||||||||||||
Низшее | 127112 | 76,5 | ||||||||||||||||||
Среднее | 35570 | 21,6 | ||||||||||||||||||
Высшее | 3130 | 1,9 | ||||||||||||||||||
По полу | ||||||||||||||||||||
Мужчины | 188905 | 90,7 | ||||||||||||||||||
Женщины | 19301 | 9,3 |
Задание 4. Работа с датами и понятиями
30 мая 1942 г. ___________________________________________________
________________________________________________________________
3 августа- 15 сентября 1943 – операция «Рельсовая война»
Партизанами было взорвано 215 тыс. рельсов, пущено под откос 836 эшелонов.
Задание 5. Установите соответствие между именами пионеров-героев с их подвигами:
1 Лёня Голиков | А) В октябре 1943 года юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов, склада. На его счету множество успешных засад |
2 Марат Казей | Б) Под прикрытием работала в столовой для немецких офицеров, где подсыпала яд в суп и лишь чудом не была схвачена врагом. |
3 Валя Котик | В) бесстрашно сражался в боях, ходил в разведку, добывал вражеские карты, планы расположения командования и другие важные документы. передавал разведывательные данные вплоть до 1944 года. Его последний бой состоялся в мае того же года решил подорвать себя на гранате, чтобы не сдаваться в плен |
4 Зина Портнова | Г) 6 ноября 1941 года, накануне годовщины Октябрьской революции, на площади города Лихвина немцы на глазах местного населения повесили героя. Перед казнью он сбросил табличку, что была на нем "Такой конец ждет всех партизан!" и все услышали его голос: «Всех нас не перевешаете, паразиты. Нас ещё много! Победа будет за нами!» и запел «Интернационал». |
5 Саша Чекалин | Д) на шоссе Луга – Псков парень подорвал легковую немецкую машину. В ней находился генерал-майор немецких инженерных войск Ричард Виртц. Юный партизан лично застрелил из автомата генерала, а также его водителя и сопровождавшего офицера. В штаб бригады молодой разведчик доставил портфель с некоторыми документами. |
Задание 6. Работа в парах: Подпольная организация Молодая Гвардия
Работая с учебником в на с. 345 и официальными документами которые расположены на сайте Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина (https://www.prlib.ru/) дайте ответы на следящие вопросы:
Клятва участника подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" | Бланк листовки подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" |
Личная карточка завербованного на работу в Германию, принадлежащая организатору подпольной организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" В. И. Третьякевичу | Листовка подпольной комсомольской организации в г. Краснодоне "Молодая гвардия" с призывом |
Указ Президиума Верховного совета СССР «О награждении членов подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» | Указ Президиума Верховного совета СССР «О присвоении звания Героя Советского Союза организаторам и руководителям подпольной комсомольской организации "Молодая Гвардия"» |
Где и когда действовала организация ______________________________
Кто входил в организацию_______________________________________
________________________________________________________________
Возраст подпольщиков___________________________________________
Руководитель организации_______________________________________
Чем занимался организация______________________________________
________________________________________________________________
Дальнейшая судьба членов «Молодой гвардии»?___________________
________________________________________________________________
Кому присвоены звания Героя Советского Союза__________________
_______________________________________________________________
Задание 7. Проблемный вопрос: Как действия партизан повлияли на ход военных операций на фронте? Способствовали ли они ускорению победы Красной Армии?
В целом за период войны нанесённый партизанами урон оценивается примерно в 1 млн уничтоженных, раненных и пленных оккупантов и их пособников из числа местного населения, проведено около 20 000 крушений железнодорожных эшелонов, уничтожено и выведено из строя около 4000 танков и бронемашин, более 2000 артиллерийских орудий, 65 000 автомашин, разрушено до 12 000 мостов (из них 1600 железнодорожных) ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ!!! | Точную общую численность участников советского партизанского движения установить трудно. Их общее количество в то или иное время составляло от 400 000 до 1 000 000 человек За годы войны по генеральному Плану «ОСТ» было уничтожено около 11 млн чел. в том числе около 7 млн мирных жителей и 4 млн мирных военнопленных. | |
- Партизаны отвлекали на себя около 10 % от всех вражеских войск, действовавших на советско-германском фронте. За годы войны по генеральному Плану «ОСТ» было уничтожено около 11 млн чел. в том числе около 7 млн мирных жителей и 4 млн мирных военнопленных. |
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8. Заполните пропуски в тексте
Пособников оккупантов, или коллаборационистов, в разгар войны стали называть _______________— по фамилии генерала А. Власова, сдавшегосяв плен в июле _________ г. и развернувшего агитацию среди пленных за сотрудничество с Германией.
В каждом захваченном городе и районе оккупанты старались создать местное «самоуправление» из коллаборационистов, используя их в качестве служащих городских и районных управ, бургомистров, деревенских старост и их помощников.
Главной причиной__________________________ была беспримерная жестокость оккупантов, которые в нарушение всех законов и обычаев войны принуждали военнопленных и мирных жителей вступать в различные военизированные, либо работать на нужды немецкой армии.
Лишь для немногих советских граждан, а также некоторых представителей русской эмиграции побудительными мотивами для вступления под нацистские знамёна были ________________________или ___________________________.
На основании фактов сотрудничества с оккупантами_____________________________________________________________________ГКО в 1943—1944 гг. принял решение ликвидировать государственные образования этих народов внутри СССР и подвергнуть их коллективному наказанию —_____________________ (депортации) в восточные регионы страны. В результате были репрессированы не только бандиты и пособники врага, но и множество ________________________. Переселенцам пришлось пережить много бед и лишений. Справедливость по отношению к ним была восстановлена после 1953 г.
Приложение 3
Карту «Партизанская борьба в период Великой Отечественной войны
Приложение 4
Дети – партизаны - удостоены звания Героя Советского Союза (все — посмертно).
Лёня Голиков 17 июня 1926 – 24 января 1943 гг. | Леонид Александрович Голиков (Лёня Голиков) — юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. 13 августа 1942 года Леня находился в разведке с партизаном Сашей Петровым. Неподалеку от деревни Варницы на шоссе Луга – Псков парень подорвал легковую немецкую машину. В ней находился генерал-майор немецких инженерных войск Ричард Виртц. Юный партизан лично застрелил из автомата генерала, а также его водителя и сопровождавшего офицера. В штаб бригады молодой разведчик доставил портфель с некоторыми документами. Там описания новых образцов немецких мин с детальными чертежами, инспекционные донесения вышестоящему командованию, схемы минных полей и прочие важные бумаги военного характера. |
Марат Казей 10 октября 1929 – 11 мая 1944 гг. | Советский и белорусский пионер-герой, юный красный партизан-разведчик. Он оказался на фронте в тринадцать лет. Вместе с ним в партизанском отряде им. К.К. Рокоссовского воевала его сестра. Марат бесстрашно сражался в боях, ходил в разведку, добывал вражеские карты, планы расположения командования и другие важные документы. Даже будучи раненным, не жалел себя и продолжал отчаянно бороться с фашистскими захватчиками. Марат Казей передавал разведывательные данные вплоть до 1944 года. Его последний бой состоялся в мае того же года. Он возвращался с командиром отряда Михаилом Лариным с задания, по пути они зашли в деревню Хмельницкое, чтобы встретиться со связным. Там разведчики попали в засаду, Михаил погиб сразу же, а Марат вступил в бой с фашистами. Он отстреливался, пока не кончились патроны, а затем решил подорвать себя на гранате, чтобы не сдаваться в плен. |
Валя Котик 11 февраля 1930 — 17 февраля 1944 | Родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелёвка Шепетовского района, Каменец-Подольской (с 1954 года и по настоящее время — Хмельницкой) области Украины в семье служащего. Когда началась война, Вале Котику было всего 11 лет. с первых дней войны мальчик вел работу по сбору оружия и боеприпасов, которые затем переправлялись партизанам, рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев.. |
Зина Портнова 20 февраля 1926 – 15 января 1944 гг. | С оветская пионерка, одна из самых юных и отважных партизан, сражавшихся против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории Белорусской ССР. В 16-летнем возрасте девушка вступила в подпольную организацию «Юные мстители», распространяла на оккупированных территориях антифашистские листовки. Затем под прикрытием устроилась работать в столовую для немецких офицеров, где совершила несколько диверсий и лишь чудом не была схвачена врагом. Ее мужеству удивлялись многие опытные военные. В 1943 году Зина Портнова ушла в партизаны и продолжила заниматься диверсиями в тылу врага. Из-за усилий перебежчиков, сдавших Зину фашистам, попала в плен. В застенках ее допрашивали и пытали. Но Зина молчала, не выдавая своих. На одном из таких допросов она схватила со стола пистолет и застрелила троих гитлеровцев. После этого ее месяц зверски мучили расстреляли нацисты. |
Саша Чекалин 25 марта 1925 — 6 ноября 1941 | В 1941 году окончил 8 классов средней школы города Лихвин (ныне — Суворовского района Тульской области). С началом Великой Отечественной войны вступил добровольцем в истребительный отряд, а затем, когда территория Тульской области была частично оккупирована немецкими войсками, стал разведчиком в партизанском отряде «Передовой» Вместе с другими партизанами Чекалин участвовал в засадах, минировал дороги, пускал под откос эшелоны. Особенное отношение у него было к оружию. Юный партизан старался раздобыть лишнюю гранату, винтовку и патронов побольше, при необходимости выполнял обязанности радиста. Первое время отряд испытывал нехватку вооружения и боеприпасов, Шура вызвался помочь. Он смог проникнуть в расположение немецкой части, добыл 6 винтовок, 10 гранат и 500 патронов. Всё это он доставил в партизанский отряд. Командир отряда часто посылал парня в разведку, и Чекалин приносил необходимые сведения. К сожалению, боевой путь юного партизана оказался недолгим. Саша попал в засаду, пионер пытался сбежать, но из-за ослабленного здоровья у него этого не получилось. Сашу доставили в город Лихвин, где в течение нескольких дней пытали. 6 ноября 1941 года, накануне годовщины Октябрьской революции, на площади города Лихвина немцы на глазах местного населения повесили героя. Саша держался очень мужественно. Перед казнью он сбросил табличку, что была на нем "Такой конец ждет всех партизан!" и все услышали его голос: «Всех нас не перевешаете, паразиты. Нас ещё много! Победа будет за нами!» и запел «Интернационал». |
Приложение 5
Памятка
о работе на портале
в Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина
онлайн
Президентская библиотека им. Б.Н. Ельцина предлагает широкий доступ к своим ресурсам через интернет. Это позволяет изучать уникальные исторические документы, книги, фотографии и другие материалы, не выходя из дома.
Как начать работу
1. Зайдите на официальный сайт Президентской библиотеки: https://www.prlib.ru/ | ||
2. Пройдите регистрацию | 3. Начните поиск информации. Введите ключевые слова в поисковую строку на главной странице. | |
4. При поиске информации используйте фильтры по типу документа, дате, языку и другим параметрам для сужения результатов. | ||
5. Также для поиска материала можно использовать Каталог фондов | ||
6. Еще один способ поиска информации тематические Коллекции Президентской библиотеки |
Президентская библиотека - это уникальный ресурс для исследований для всех, кто интересуется историей России.
Желаю вам успешных исследований!
Ирина Владимировна Казарцева
Елена Алексеевна