Гаджеты в жизни современных подростков
Оглавление
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Исследование учёных в области гаджет-зависимости
1.1 Понятие «гаджеты», их разновидности и функции ………………....5
1.2 Влияние гаджетов на человека…………….……….………………....6
1.3 Исследования зарубежных ученых в области гаджет-зависимости..8
Глава 2. Исследование роли гаджетов в жизни подростков (на примере учащихся Тарской гимназии №1»)
2.1 Изучение влияния гаджетов на учащихся…...……………………...11
2.2 Отношение подростков к ограничению в использовании смартфонов в школе………………………………………………………...…...15
2.3 Описание эксперимента «День без гаджета»………………………18
2.4 Рекомендации по решению проблемы гаджет-зависимости.……..20
Заключение………………………………………………………………..23
Список литературы……………………………………………………….24
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, сложно представить жизнь без гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и т.д. Гаджеты в наши дни применяются во многих областях, включая образование, спорт, медицину и др. Вместе с неоспоримой пользой, электронные помощники внесли в нашу жизнь и существенную проблему, а именно – зависимость от них. Когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности [2]. Особенно интернет-гаджет зависимость распространена среди подростков. Этим обусловлена актуальность исследования.
В России, в отличие от Западных стран, отсутствуют глубокие исследования в этой области в силу относительной новизны феномена «гаджет-зависимости» [6].
Цель исследования – изучить, какую роль играют гаджеты в жизни подростков БОУ «Тарская гимназия №1».
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «гаджет-зависимость», дать характеристику, выявить причины ее возникновения;
2. Провести анкетирование на выявление интернет – гаджет зависимости;
3. Провести опрос на определение отношения подростков к ограничению в использовании гаджетов;
4. Провести эксперимент «День без гаджета».
5. Проанализировать результаты исследования;
6. Составить рекомендации по решению проблемы «гаджет – зависимости».
Объект – подростки.
Предмет исследования: проблема гаджет-зависимости среди подростков (на примере зависимости от использования смартфонов).
Гипотеза: мы предполагаем, что современные подростки не могут обходиться без гаджетов, некоторые школьники подвержены гаджет-зависимости.
Методы исследования: анкетирование, опрос, эксперимент, анализ
данных, изучение литературных источников.
База исследования – Тарская гимназия №1.
После завершения исследования учащиеся смогут оценивать пользу и вред увлечения гаджетами; следить за временем; рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного пользования современными электронными устройствами своим близким, знакомым.
Первая часть работы посвящена проблеме отрицательного влияния гаджетов на человека, опыту разных стран по решению проблемы гаджет-зависимости. Во второй части приводятся результаты исследования отношения подростков Тарской гимназии №1 к гаджетам, влиянию гаджетов на подростков.
В своём исследовании мы особое внимание уделяем использованию школьниками сматрфонов, так как они стали неотъемлемой частью жизни подростков.
ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЯ УЧЁНЫХ В ОБЛАСТИ ГАДЖЕТ-ЗАВИСИМОСТИ
Понятие «гаджеты», их разновидности и функции
В настоящее время стремительно развивается выпуск различных приспособлений, помогающих разнообразить нашу жизнь. Приведем толкование основного понятия нашей исследовательской работы «гаджет».
Гаджет (от англ. «gadget»-приспособление) - это нестандартные и оригинальные приспособления, которые помогают человеку решить массу технических вопросов.
Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: в спорте (фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы), медицине (электронные пластыри, трикодеры, гидрокоптеры, экзоскелеты), сфере развлечений (смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности) [4].
Новейшие гаджеты служат как для решения деловых вопросов, так и в целях развлечения. Атрибутами современных гаджетов являются портативность и малый вес. Такие приспособления весят не более 300 грамм и легко помещаются в ладони или кармане одежды.
В своём исследовании мы особое внимание уделяем использованию школьниками сматрфонов, так как они стали неотъемлемой частью жизни подростков. Смартфоны давно уже превратились в популярнейшие и необходимые гаджеты, которые позволяют оперативно выходить в интернет, слушать музыку, смотреть кино и читать книги, помимо совершения звонков. Ученые предупреждают, что чрезмерное увлечение гаджетами может привести к серьёзным нарушениям здоровья [5].
.
1.2 Влияние гаджетов на человека
Компьютеры и гаджеты являются источниками так называемого синего света и повреждают зрительный аппарат. Напряжение глаз из-за длительного вглядывания в экран компьютера
может вызвать не только нарушение зрения, но и головную боль. Все гаджеты – это источники излучения. Электромагнитные волны негативно действуют на работу всего организма и могут вызвать бессонницу и даже расстройства иммунной системы [1].
Врачи, обследующие школьников, всё чаще замечают, что у детей ухудшается слух. В ухудшении слуха виноваты так называемые наушники-затычки. Для слуха опасны как высокие, так и низкие частоты. Максимальный уровень шума, который способен выносить человек в течение восьми часов без вреда для здоровья, - 65 децибел. Как правило, в плеере громкость - 100 децибел и больше [6].
Одной из главных причин заболеваемости остеохондрозом и другими болезнями позвоночника является постоянное и повсеместное использование мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и смартфонов. Это связано с тем, что планшетные устройства заставляют нас направлять взгляд вниз. Шея из-за этого находится в нефизиологичном положении. Если работа затягивается на несколько часов, происходит спазм мышц, в некоторых случаях – защемление нервных окончаний. Это и вызывает боль.
Исследования показывают, что у людей, зависящих от социальных сетей, проявляются психические расстройства личности. У человека с такими расстройствами есть убеждённость в собственной уникальности. Ему необходимо постоянно говорить о себе и слышать чужое одобрение и восхищение. В социальных сетях это расстройство выражается в зависимости человека от лайков, восхищенных комментариев. В жизни же практически всегда у таких людей имеется множество комплексов и хрупкая самооценка, поэтому они особенно подвержены стрессам и депрессиям, которые выражаются в ощущение пустоты и ничтожности жизни [8].
Еще одна разновидность психического расстройства - синдром фантомных звонков — это когда человек слышит звонок или чувствует вибрацию от мобильного телефона, даже когда телефон отсутствует или отключен.
Номофобия – болезнь, которая заключается в том, что человек боится оказаться без интернета или без мобильной связи. Подтверждением имеющегося расстройства являются такие чувства, как раздражительность, страх и тревога, которые появляются при отсутствии телефона. Такой человек не расстаётся со своим гаджетом ни на минуту [9].
Также распространен среди зависимых от гаджетов людей (особенно подростков) синдром дефицита внимания и гиперактивности. Из-за постоянного потока информации, получаемой ежедневно из интернета, человек не может выделить самое главное, поэтому информация усваивается «кусками». В итоге у человека недостаточная устойчивость внимания, низкая степень концентрации, проблемы распределения и плохая переключаемость внимания, повышенная активность, не соответствующее требованиям поведение и неадекватное выражение чувств [15].
Очень часто зависимость от гаджетов характеризуется снижением количества социальных контактов. Гаджеты также могут привести к снижению умственных способностей. При регулярном использовании интернета у человека возникает потребность в постоянном уточнении любой информации, свои знания и память подмениваются на компьютерные. Главная опасность заключается в том, что человек прочитывает много, но практически ничего не запоминает. Ученики, ищущие ответ на каждый вопрос в «Google», снижают свою способность к обучению [11].
1.3 Исследования зарубежных ученых в области гаджет-зависимости
Западные исследователи выявили среди подростков особую форму психической и психологической зависимости – гаджетоманию, или гаджет - аддикцию. Гаджетомания - навязчивая потребность к приобретению электронных устройств, в которых нет необходимости. Гаджетоманию научно объяснили японские учёные. Генетики из университета Ямагаты выяснили: гаджеты влияют на особый фермент, он повышает настроение [8].
Согласно последним исследованиям, в Европе гаджетоманией в разной степени страдают уже десятки миллионов жителей. Самые страстные покупатели - англичане и поляки. Они регулярно покупают приборы без всякой надобности, при этом они пользуются лишь половиной встроенных функций. А самыми хладнокровными признаны итальянцы - у них 4% населения регулярно делает необоснованные покупки гаджетов.
Треть участников (34%) онлайн-опроса GfK, проведенного в 17 странах в 2017 году твердо убеждены, что «временно отказаться от использования гаджетов им будет сложно, даже при необходимости». Зависимость от гаджетов одинаково проявляется как среди мужчин, так и среди женщин.
Отчетливые различия в ответах можно обнаружить при сравнении результатов по возрастным группам и уровням дохода семей.
Сложнее всего отказаться на время от гаджетов подросткам 15-19 лет (44%), а также молодым людям в возрасте 20 лет и старше (41%). Среди пользователей старше тридцати лет 38% опрошенных согласились с тем, что им трудно даже на время и по необходимости отказаться от использования гаджетов. Зато в более старших возрастных группах доля тех, кому сложно отложить гаджеты в сторону, резко падает: 29% в группе пользователей 40-49 лет, 23% в возрасте 50-59 лет и 15% в возрасте старше 60 лет.
В семьях с высоким доходом (по всем 17 странам) 39% опрошенных признались, что им сложно будет сделать перерыв в использовании гаджетов. В семьях с низким доходом – 30% респондентов.
Что касается отдельных стран, то Китай лидирует по доле (43%) онлайн-респондентов, которым сложно сделать перерыв в использовании гаджетов. Следом идут Бразилия, Аргентина и Мексика. Замыкают пятерку Соединенные Штаты – 31%.
Напротив, в Германии, самая большая доля (35%) спокойно могут отложить на время свои гаджеты. На втором месте – Нидерланды (30%), Бельгия (28%), Канада и Россия (27%) [14].
В итальянском парламенте представлен законопроект, в рамках которого предлагается отправлять в реабилитационные центры смартфонозависимых подростков. Кроме того, в итальянских школах для преподавателей будут организованы курсы по предупреждению и устранению телефонной зависимости у детей. Готовится и информационная кампания для родителей.
Во Франции уже ввели запрет на использование гаджетов в течение учебного дня - смартфон должен оставаться в кармане ребенка. В Германии, вполне возможно, тоже введут подобное ограничение: опрос, проведенный прошлой осенью социологическим институтом Kantar Public, показал, что за такой запрет высказались 86%. В Швейцарии школы принимают решение самостоятельно: например, в Женеве запрет уже действует, и его планируют распространить и на время перемен - чтобы дети отдыхали, двигались и общались друг с другом. А в Лозанне пока ограничиваются услугами школьных психологов.
Европейские специалисты часто ссылаются на пример богатейших людей мира, сделавших состояния на IT-технологиях. Так, глава Microsoft Билл Гейтс признавался в интервью, что не давал своим трем детям пользоваться смартфонами до 14 лет. Основатель Apple Стив Джобс также ограждал своих детей от увлечения гаджетами - в семье было принято собираться вечером вместе за столом и обсуждать события дня и прочитанные книги [13].
По данным опроса, проведённого Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), большая часть россиян поддерживает инициативу запрета использования смартфонов и иных гаджетов детьми во время учебных занятий. «Большинство россиян (83%) считают, что личные телефоны и смартфоны мешают школьникам учиться. Три четверти опрошенных (73%) поддерживают идею о запрете использования смартфонов и других гаджетов во время занятий», — цитирует ТАСС материалы исследования [7].
Наше исследование посвящено ответам на вопросы о том, как сами школьники относятся к данному запрету, готовы ли они на время отказаться от смартфонов, и какую роль играют гаджеты в жизни обучающихся Тарской гимназии №1. Результаты исследования приведены во второй главе.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ РОЛИ ГАДЖЕТОВ В ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ (НА ПРИМЕРЕ УЧАЩИХСЯ ТАРСКОЙ ГИМНАЗИИ №1»)
2.1 Изучение влияния гаджетов на учащихся
Для практического изучения проблемы гаджет-зависимости применительно к подросткам были составлены анкеты и проведено исследование. Цель первой анкеты - узнать, какую роль играют гаджеты в жизни подростков. В анкетном опросе приняли участие 43 подростка (Приложение 1.).
Проанализировав анкеты, мы выяснили, что школьники знают, что гаджеты – это электронные устройства.
Рейтинг наиболее используемых гаджетов открывает смартфон (85%), на втором месте ноутбук (33%), на третьем – планшет (21%).
Рисунок 1.
Какие гаджеты вы используете чаще всего?
Рисунок 2.
Сколько часов в день вы проводите с гаджетами?
На вопрос: «Сколько часов в день Вы проводите с гаджетами?» большая часть опрошенных (74%) ответили: «день, не выпуская из рук»; 22% опрошенных – 4-5 часов; и только 4% опрошенных - 2-3 часа в день.
На вопрос: «С какой целью вы используете гаджеты?» 65% опрошенных ответили «для развлечений» (игры, просмотр видеороликов), 95% - «для общения и переписки в соцсетях», 56% - «для учёбы, поиска информации».
Рисунок 3.
С какой целью вы используете гаджеты?
На вопрос: «Можете ли Вы быстро вникнуть в учебный процесс после использования гаджета?», - 87% опрошенных ответили отрицательно, 4% - «не всегда», и только 9% - дали положительный ответ.
На вопрос: «Можете ли Вы делать домашнюю работу, не обращая внимания на только что пришедшее сообщение?» - большинство опрошенных ответили отрицательно (70%), и 30% дали утвердительный ответ.
Исходя из ответов гимназистов, все опрошенные используют гаджеты. Наиболее часто пользуются смартфоном с целью развлечений, общения в соцсетях, поиска информации, учёбы. Поэтому дальнейшее исследование посвящено зависимости подростков от смартфонов.
Цель анкеты №2 - выявить наличие и степень подверженности подростков «гаджет-зависимости» (на примере смартфонов) среди учащихся 9-х классов Тарской гимназии №1. Анкета составлена на основе опросника компьютерной зависимости (авторы Л.Н.Юрьева, Т.Ю.Больбот) [10].
Нам было интересно узнать, способны ли сами учащиеся осознать свою зависимость. Для этого было предложено 10 утверждений, из которых нужно отметить те, с которыми согласны респонденты.
Таблица 1.
Результаты опроса по выявлению гаджет-зависимости у обучающихся 9-х классов
Вопрос | Соотношение в % |
1.Телефон - это главное устройство в моей жизни. Я не представляю существования без него Да Нет | 30% 70% |
2. Я провожу со своим смартфоном много времени. Гораздо больше, чем уделяю другому занятию Да Нет | 30% 70% |
3. Я конфликтую с близкими людьми, потому что много времени уделяю своему гаджету. Да Нет | 17% 83% |
4. С каждым днем я все больше времени провожу с телефоном в руках. При этом не важно, как его использую. Да Нет | 13% 87% |
5. Мой телефон способен поднять мне настроение, когда он рядом, мне спокойнее. Да Нет | 61% 39% |
6. Если я не могу пользоваться смартфоном, я начинаю нервничать. Да Нет | 48% 52% |
7. Мне постоянно хочется использовать свой смартфон, при каждом удобном случае я беру его в руки. Да Нет | 65% 35% |
8.У меня не получается сократить время использования, постоянно появляется повод вновь взять в руки устройство. Да Нет | 48% 52% |
9. Я врал окружающим людям о том, сколько времени я провел за своим телефоном. Да Нет | 13% 87% |
10. Я часто откладываю важные дела, чтобы заняться чем-то не очень полезным в смартфоне Да Нет | 26% 74% |
Проанализировав результаты, мы выяснили, что у 24 опрошенных количество положительных ответов составило от 0 до 4 пунктов, у 18 опрошенных – от 5 и более, у 1 – 9 из 10 пунктов.
Таблица 2.
Степень зависимости от гаджетов
От 0 - 4 пунктов | От 5 - 8 пунктов | От 9 - 10 пунктов |
24 опрошенных | 18 опрошенных | 1 опрошенный |
Отсутствие зависимости | Средняя степень зависимости | Высокая степень |
66% | 42% | 2% |
Таким образом, проведенное исследование показало, что по ряду признаков 44% опрошенных учащихся подвержены гаджет-зависимости (зависимости от смартфонов) и частично это осознают. Но в то же время это не означает, что они воспринимают данную ситуацию, как проблему и относятся к этому как к серьезной психологической зависимости. Многие из них утверждают, что таковы реалии современного мира, где без постоянного доступа к информации, без различных электронных устройств, нельзя оставаться прогрессивным, невозможно добиться успеха.
Одной из мер предупреждения гаджет-зависимости у подростков является запрет на использования гаджетов во время учебных занятий. Наше исследование показывает, как сами школьники относятся к данному запрету.
2.2 Отношение подростков к ограничению в использовании смартфонов в школе
Для того чтобы выяснить отношение подростков к ограничению в использовании гаджетов в школе, мы провели опрос среди обучающихся 5 – 11 классов Тарской гимназии №1. Ответы гимназистов разделили по возрастным категориям, а также изучили аргументы, которые приводят подростки в защиту своей точки зрения. Результаты опроса приведены в таблицах.
Таблица 3.
Как вы относитесь к проекту о запрете использования гаджетов во время занятий?
5 – 6 классы | ||
Положительно 30 человек | Отрицательно 22 человека | Нейтрально 3 человека |
Так как ученики не будут отвлекаться | Вдруг позвонят родители | Я не сижу на уроках в телефоне |
Не будет соблазна списать, а будут знания | Посмотреть время в телефоне | |
На уроках телефонами пользоваться нельзя | Если нужно будет срочно позвонить | |
Телефон на уроке мешает и одноклассникам | Посмотреть ответ на вопрос | |
Во время уроков лучше забирать гаджеты, а на переменах разрешать | Если сделаешь задание раньше всех, скучно сидеть без телефона | |
7 – 8 классы | ||
Положительно 10 человек | Отрицательно 37 человека | Нейтрально 4 человека |
Телефон мешает учёбе, дети списывают контрольные, а не получают знания. За ученика думает гаджет | Телефон используется наравне с ношением одежды | У этого проекта есть хорошие и плохие стороны |
Телефоны отвлекают от учёбы | Вдруг нужен важный звонок | |
Во время урока не нужно пользоваться телефоном. Исключение: сфотографировать информацию с доски, слайда | Гаджеты помогают в учёбе, нужны для поиска информации | |
9 – 11 классы | ||
Положительно 19 человек | Отрицательно 89 человека | Нейтрально 11 человек |
Гаджеты можно использовать на перемене | Телефон нужен для связи с родными и друзьями | Это не изменит положение |
На уроках нужно учиться, а на переменах можно поговорить с друзьями | Телефон помогает разобраться в сложных заданиях, а также можно поиграть, если скучно на уроке | Я не пользуюсь телефоном во время урока |
| Запрет телефонов - давление | |
| Это повлияет на оценки учеников | |
| Телефон можно использовать как калькулятор или книгу (на уроках литературы), или как учебник | |
Таблица 4.
Согласны ли вы с утверждением, что школьники будут лучше учиться при введении ограничений в использовании гаджетов в школе?
5 – 6 классы | |
Да – 29 человек | Нет – 25 человек |
Ученики не будут отвлекаться на звонки, игры и смс | Можно смотреть ответы |
Не будешь списывать, а будешь учить | Кто плохо учится, тому этот запрет не поможет |
Ученики думают об игре, а не об уроках | Если на уроке интересно, не будешь отвлекаться |
На уроках будет лучше поведение | Ученики будут делать всё на зло |
Да – 29 человек 7 – 8 классыт – 25 человек | |
Да – 9 человек | Нет – 36 человек |
Ученик будет сосредоточен на занятии | Если гаджетами правильно пользоваться, то это может улучшить успеваемость |
Ученики начнут думать сами | Ограничения надо было вводить с рождения |
Не будут мешать остальным | Телефон не влияет на учёбу и знания |
| Дети зависимы от гаджетов, если их не будет, то школьники будут сбегать с уроков |
– 9 ч 9 – 11 классы | |
Да – 24 человека | Нет – 54 человека |
Дети будут меньше отвлекаться | Лучший способ обучения в наши дни – поиск и умение пользоваться информацией |
Будут надеяться на себя в учёбе | Если дети хотят учиться, то телефоны не помешают. Нужно воспитывать так, чтобы ребёнок САМ тянулся к знаниям |
| Ученики и без телефона найдут, на что отвлекаться, если на уроке не интересно |
Положительно к ограничениям на использование гаджетов на уроках относятся 30 обучающихся 5 – 6 классов, 10 обучающихся 7 – 8 классов, 19 старшеклассников, объясняя тем, что гаджеты отвлекают от учёбы, препятствуют глубокому запоминанию материала. Большинство опрошенных, напротив, не согласны с данными ограничениями, считая, что телефон помогает в учёбе, или необходим для связи, а также служит средством для развлечения на скучных уроках.
Данный опрос показал, что многие гимназисты не готовы отказаться от гаджета в учебное время.
2.3 Описание эксперимента «День без гаджета»
Для того, чтобы выяснить, как гаджеты влияют на эмоциональное состояние подростка, мы провели эксперимент под названием «День без гаджета». Участникам предлагалось провести весь день, занимаясь любыми делами, но не используя гаджеты. В эксперименте согласились принять участие 20 добровольцев в возрасте 15 – 18 лет. После эксперимента участникам были заданы вопросы:
1. Удалось ли вам завершить эксперимент?
2. Что вы ощущали во время проведения эксперимента?
3. Чем вы занимали себя в этот день (вместо использования гаджетов)?
4. Было ли у вас желание остановить эксперимент? Почему? Что вы предпринимали в этой ситуации?
5. Стали ли вы после эксперимента уделять меньше времени гаджетам?
Важно отметить, что не все участники исследования прошли его до конца. Завершили эксперимент только 18 человек, 2 человека захотели воспользоваться телефоном через 3 часа после начала эксперимента. Во время исследования у 60% обучающихся наблюдались такие эмоции, как раздражительность, беспокойство, чувство пустоты и одиночества, дискомфорт, скука. Эти симптомы исчезли при возобновлении пользованием сотовым телефоном. Приведём несколько высказываний: «Мне было плохо без телефона», «Скучно, растерянность, не знал, чем заняться, не находил себе места».
40% респондентов, наоборот, ощущали спокойствие, уверенность в себе: «Спокойствие и комфорт, потому что я могла заняться другими делами. Гаджет – это не самое главное, что есть у меня». «Мне было комфортно без гаджетов, так как у меня были другие увлечения».
При ответе на третий вопрос участники эксперимента отметили, что в этот день больше времени уделяли чтению, урокам, помогали по дому, больше отдыхали, занимались любимыми делами, на которые раньше не хватало времени.
У всех участников в тот или иной момент было желание остановить эксперимент, хотелось «посидеть в интернете», «пообщаться». Практически все опрошенные согласились с тем, что если меньше времени уделять гаджетам, то остается больше свободного времени на чтение, уроки, домашние дела, тем не менее, опрошенные не готовы отказаться от использования гаджетов.
На основании полученных результатов можно сказать о том, что современные подростки понимают пользу и вред от частого использования гаджетов. В то же время они не представляют свою жизнь без гаджетов как средства общения, поиска информации и развлечений.
2.4 Рекомендации по решению проблемы гаджет-зависимости
Несмотря на то, что факт присутствия в нашей жизни гаджет-зависимости уже не оспаривается, ученым еще только предстоит разработать методы лечения и профилактики данной зависимости. Однако уже сегодня каждый подросток может самостоятельно ограничить использование гаджетов во время занятий, работы, живого межличностного общения, в процессе досуговой, творческой деятельности, не использовать электронные средства во время, предназначенное для полноценного отдыха. Как и в случае с другими зависимостями, главным образом, результат зависит от самого человека.
Для того, чтобы избежать зависимости, для начала нужно ее признать.
Для тех, кто готов справиться с зависимостью от гаджетов, мы составили рекомендации.
1. Максимально ограничьте присутствие в своей жизни гаджетов. Пользуйтесь гаджетами только по необходимости.
2. Отключите звуковые сообщения. При ожидании звукового оповещения повышается стресс.
3. Прогулка без телефона. Чтобы этот день прошёл легче – лучше сделать это на выходные, предупредив близких о том, где планируется прогулка и сколько времени она займет. А во время самой прогулки попытаться проанализировать свои ощущения, понять насколько гаджеты плотно вписались в повседневную жизнь. Вы почувствуете себя гораздо свободнее, а состояние «всегда на связи» дает лишь видимую свободу.
4. Очистка гаджетов от ненужных приложений. Достаточно просто просмотреть те приложения, которые не использовались несколько месяцев. Как правило, ими в ближайшее время и не воспользоваться в связи с их ненадобностью. А вот освободившееся место лучше заполнить действительно нужными приложениями, которые упорядочат повседневную деятельность и не будут отвлекать от важных дел.
5. Отказ от соцсетей. Можно это сделать после 18:00 (или хотя бы 20:00). Как правило, социальные сети позволяют расширить круг знакомств, узнать какую-либо дополнительную информацию. Но они же и ограничивают общение в реальной жизни. В первую очередь от этого страдают члены семьи. Можно сходить в гости к друзьям, пообщаться в кругу семьи.
6. Ограничьте вмешательство «Инстаграма» в вашу жизнь. Не стоит делать свою жизнь достоянием общественности, должна быть в жизни какая – то тайна. Да и удовольствие от прогулки, путешествия, концерта может быть значительно большим, если постоянно не думать о том, что этот момент нужно сфотографировать и выложить в сеть [12].
В данной главе мы привели анализ результатов исследования по выявлению роли гаджетов в жизни подростков Тарской гимназии №1. Мы выяснили, что подростки, в основном, используют гаджеты для общения в соцсетях, с целью поиска информации (в том числе при подготовке домашних заданий), с целью развлечения (игры, интернет-сайты). Результаты исследования показали, что гаджеты – неотъемлемая часть жизни подростков, многие школьники не готовы на даже время отказаться от гаджетов. В то же время, подростки осознают, что использование гаджетов отнимает время, которое можно посвятить живому общению, любимым или полезным занятиям. В процессе исследования выявлены школьники, имеющие средний и высокий уровень зависимости от гаджетов. Для решения проблемы гаджет-зависимости мы разработали рекомендации.
Таким образом, гипотеза о том, что современные подростки не могут обходиться без гаджетов, некоторые школьники подвержены гаджет-зависимости подтвердилась. Цель исследования достигнута. Мы выяснили, какую роль играют гаджеты в жизни подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над темой исследования, мы рассмотрели виды, назначение гаджетов, их пользу и вред для человека. Изучили опыт зарубежных стран и России по выявлению проблемы гаджет-зависимости и способов решения данной проблемы.
Для изучения роли гаджетов в жизни современных подростков, мы провели исследование, состоящее из анкетирования и опроса. В ходе исследования выявлено, что около 5% подростков подвержены гаджет-зависимости, 35% относятся к «группе риска» по приобретению данной зависимости. Мы выяснили, что многие современные подростки зависимы от использования портативных электронных устройств. Подростков применяют гаджеты для общения, поиска информации и развлечений, не зная обо всех функциональных возможностях устройства.
В ходе исследования был проведён эксперимент «День без гаджета», который показал, что многие подростки чувствуют беспокойство, скуку при временном отказе от пользования телефоном. В процессе исследования цель достигнута, гипотеза подтверждена.
Для того, чтобы избежать данной зависимости, мы составили рекомендации для подростков, суть которых состоит в умеренном и функциональном использовании устройств, соблюдении режима дня, занятиям спортом, прогулкам и живому общению. Считаем также, что взрослым необходимо контролировать использование детьми гаджетов.
Список литературы
1. Андреев А.С. Болезнь зависимого поведения и сфера высоких технологий Ростов-на-Дону, 2002 г.
2. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости — М., 2002 г.
3. Бухановский А.О. Зависимое поведение: клиника, динамика, статика, влечение, профилактика Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
4. Варашевич С.А. История конверсии компьютерной игры М.: ИПРАН, 2001.
5. Википедия, свободная энциклопедия. Всё о гаджетах. URL: http://ru.wikipedia.org.
6. Гаджет-аддикция. Новый вид психологической зависимости, URL:http://www.qoop.ru/pages/5030.html.
7. Гуманитарные исследования в Интернете. - Под ред. А.Е.Войскунского. — М.: Терра-Можайск, 2000.
8. Гойскунский А.Е. Психологические исследования Интернет-аддикции 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (М., 12−14 апр.2000) М: Экопсицентр РОСС.
9. Гримах Л.П. Супергипноз виртуальной реальности // Виртуальная реальность: философские и психологические аспекты. М., 1997 г.
10. Евдокимов В.Н., Литвиненко О.В. «Методические аспекты диагностики развития Интернет-зависимости» // Вестник психотерапии 2008 г.
11. Егоров А.Ю. Нехимические зависимости М., 2009 г.
12. Жичкина А.С. Социально-психологические аспекты общения в Интернете / (Электронный ресурс) flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 18.01.2020).
13. Почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны / (Электронный ресурс):http://maxpark.com/community/3610/content/3097041 (дата обращения: 12.12.2019).
14. Психология зависимости: Хрестоматия /Составитель Сельченок К.В./ -Минск: Харвест, 2005 г.
15. Савин А. Любовь к техническим новинкам превратилась в манию // Известия. 2004. 28 янв. URL: http://izvestia.ru/news/286322 (дата обращения: 14.12.2019).
Приложения
Приложение 1.
Анкеты на выявление гаджет-зависимости
Анкета 1.
Какие гаджеты Вы используете чаще всего?
Сколько часов в день Вы проводите с гаджетами?
1–3 часов 5 часов
Весь день, не выпуская из рук
Несколько минут
С какой целью вы используете гаджеты?
Можете ли Вы быстро вникнуть в учебный процесс после использования гаджета?
Можете ли Вы делать домашнюю работу, не обращая внимания на только что пришедшее сообщение?
Анкета 2.
Перед вами 10 утверждений. Отметьте утверждения, с которыми вы согласны.
Телефон- это главное устройство в моей жизни. Я не представляю существования без него.
Я провожу со своим смартфоном много времени. Гораздо больше, чем уделяю другому занятию.
Я конфликтую с близкими людьми, потому что много времени уделяю своему гаджету
С каждым днем я все больше времени провожу с телефоном в руках. При этом не важно, как его использую, возможно игры, общение или чтение.
Мой телефон способен поднять мне настроение, когда он рядом, мне спокойнее.
Если я не могу пользоваться смартфоном я начинаю нервничать.
Мне постоянно хочется использовать свой смартфон, при каждом удобном случае я беру его в руки.
У меня не получается сократить время использования. У меня постоянно появляется повод вновь взять в руки устройство.
Я врал окружающим людям о том, сколько времени я провел за своим телефоном.
Я часто откладываю важные дела, чтобы заняться чем-то не очень полезным в смартфоне
Если результат составил от 0 до 4 пунктов то нет повода для беспокойства, у вас нет зависимости. От 5 и более- это повод задуматься о зависимости. Высокая степень зависимости, если 9 из 10 пунктов соответствуют вашей жизни.
27