Конспект урока «Современная литература для подростков и о подростках»

3
0
Материал опубликован 19 May 2019 в группе

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе.

 

 

Тема: Современная литература для подростков и о подростках.

Цели: Расширить читательский кругозор через знакомство с творчеством современных российских писателей

 

Задачи:

Развивать у учащихся читательский интерес к произведениям современных авторов, работать с текстом литературного произведения; давать характеристику и оценку героям произведений;

Формирование средствами литературы способности понимать себя, сверстников и родителей, развивать умение анализировать и сопоставлять.

Воспитывать умение достойно разрешать конфликты в подростковом возрасте, уважительно относиться к своим родителям и сверстникам.

Планируемые результаты:

предметные: анализировать литературные произведения, сравнивать и сопоставлять характеры, образ жизни, внутренний мир героев;

коммуникативные: высказывать собственное отношение к анализируемым произведениям, уметь вести диалог, создавать устные монологические высказывания;

регулятивные: ставить цели, оценивать себя и свою работу на уроке;

личностные: уважительно относиться к сверстникам, заботиться о родителях, уважать и любить.

Оборудование: тексты произведений, рабочие листы, проектор, экран, компьютер.

 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

- Здравствуйте, сегодняшний урок, посвященный Дню чтения, мне бы хотелось начать со слов В.Сухомлинского: "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя".

О чем эти слова?

В этих словах говорится о познавательной и воспитательной функциях литературы. Значит литература - средство познания и воспитания. А кого или что мы можем познавать? ( Окружающий мир, самих себя). А кого можем воспитывать? (Себя, окружающих).

Перед вами еще одна цитата: ««То, что будут читать современные дети сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества»

   (Е.Ф. Лахова, председатель Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи, детей).

Предположите, о какой литературе мы будем с вами говорить? Классической или современной?

Кому она предназначена?

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока.

Настраиваются на урок, слушают учителя, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Делают предположения, отвечая на вопросы.

 

 

Формулирую тему урока и цель.

 

 

Формулировка темы и цели урока

 

- Действительно мы будем говорить о современной литературе для подростков и о подростках.

-Выделите ключевые слова в теме урока.

- Подросток, какие ассоциации возникают у вас, связанные с этим словом.

(Пишу на доске все слова – ассоциации).

- Что значит «литература о подростках и для подростков»?

Какие проблемы возникают у современных подростков? Выделите основные?

 

 

 

 

Выделяют ключевые слова.

 

 

 

 

Высказывают ассоциации.

 

Отвечают на вопрос.

 

Называют проблемы, волнующие подростков.

Открытие нового знания

 

- Я хочу познакомить вас с современными авторами, которые пишут о подростках и для подростков.

-Это Елена Габова и Ирина Курамшина. (слайд

- Работа сегодня на уроке будет групповой, перед вами два рассказа (Приложение №1), какая группа с каким текстом хочет поработать?

- У вас на столах есть рабочие листы (Приложение №2), в них есть план, по которому вам необходимо выстроить работу и в конце урока предоставить итог работы вашей группы в виде анализа предложенных рассказов.

 

 

 

 

 

 

 

Делают выбор, какой рассказ будут анализировать, распределяют роли в группе.

Перечитывают рассказ, работают по плану, предложенному в рабочих листах.

Итог работы в группах.

 

- Кто главные герои рассказов?

- Какие кластеры у вас получились?

(1 группа «Не пускайте рыжую на озеро!»)

Почему одноклассники называли Светку Сергееву Рыжухой?

(Рыжая, семья малообеспеченная, отец их бросил, одевается немодно)

А что можно сказать об одноклассниках, если они по таким признакам судят о человеке?

- Какая Светка в начале рассказа и в конце? (В начале – Рыжуха, в конце – золотоволосая красавица).

-Какой прием использует автор?

(антитеза).

- Мы еще вернемся к рассказу, а сейчас слово второй группе.

 

- Кто главные герои рассказа «Сыновний долг»?

- Какие кластеры у вас получились?

- Какая Рэна в начале рассказа и в конце?

- Каким предстает перед читателем Максим?

 

- Какова тема и основная мысль каждого рассказа?

 

- Какие фрагменты, слова произвели на вас наиболее сильное впечатление?

 

- Над какими вопросами заставляют задуматься вас эти рассказы?

 

- Чем эти рассказы интересны подросткам? Какие проблемы они поднимают?

(Взаимоотношения со сверстниками и взаимоотношения с родителями).

- К каким выводам пришли вы?

- Возвратимся к теме урока, к какой литературе можно отнести эти рассказы о подростках или для подростков?

- Действительно, рассказ Е.Габовой для подростков и о подростках, так как поднимает проблему взаимоотношений между сверстниками и главные герои – подростки, а рассказ И.Курамшиной нельзя назвать литературой о подростках, так как главные герои- это мать и сын, который уже перерос подростковый возраст, ему уже за 20 лет, но тем не менее этот рассказ для подростков, это пример отношения к матери, пусть даже и не очень заботившейся о своем сыне в детстве.

- Эти проблемы только в современной литературе поднимаются или были уже освещены в литературе?

- Как называются проблемы, которые были, есть и будут?

- Верно, это вечные проблемы, и нам, читателям, интересно, как они решаются сейчас, и тогда мы обращаемся к современной литературе, и как они решались задолго до нас, и тогда мы обращаемся к классике.

 

 

 

 

 

Представляет работу 1 группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Представляет работу 2 группа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поочередно отвечают на вопросы представители каждой группы.

 

 

Зачитывают отрывки из рассказов.

 

 

Отвечают на вопрос.

 

 

Называют проблематику рассказов.

 

 

 

 

Делают выводы.

Отвечают на вопрос.

Домашнее задание.

 

- Подготовьте список из 6-8 произведений как современной, так и классической литературы, поднимающие эти же проблемы.

 

Итог урока, рефлексия

 

Оцените урок и свою работу на ваших листах самооценки.

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Я почувствовал, что

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

 

Спасибо вам за урок, мне было интересно с вами беседовать, я думаю, никто не уйдет с урока равнодушным.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.