Методическая разработка урока внеклассного чтения в 9 классе.
Тема: Современная литература для подростков и о подростках.
Цели: Расширить читательский кругозор через знакомство с творчеством современных российских писателей
Задачи:
Развивать у учащихся читательский интерес к произведениям современных авторов, работать с текстом литературного произведения; давать характеристику и оценку героям произведений;
Формирование средствами литературы способности понимать себя, сверстников и родителей, развивать умение анализировать и сопоставлять.
Воспитывать умение достойно разрешать конфликты в подростковом возрасте, уважительно относиться к своим родителям и сверстникам.
Планируемые результаты:
предметные: анализировать литературные произведения, сравнивать и сопоставлять характеры, образ жизни, внутренний мир героев;
коммуникативные: высказывать собственное отношение к анализируемым произведениям, уметь вести диалог, создавать устные монологические высказывания;
регулятивные: ставить цели, оценивать себя и свою работу на уроке;
личностные: уважительно относиться к сверстникам, заботиться о родителях, уважать и любить.
Оборудование: тексты произведений, рабочие листы, проектор, экран, компьютер.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
Организационный момент |
||
- Здравствуйте, сегодняшний урок, посвященный Дню чтения, мне бы хотелось начать со слов В.Сухомлинского: "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя". О чем эти слова? В этих словах говорится о познавательной и воспитательной функциях литературы. Значит литература - средство познания и воспитания. А кого или что мы можем познавать? ( Окружающий мир, самих себя). А кого можем воспитывать? (Себя, окружающих). Перед вами еще одна цитата: ««То, что будут читать современные дети сегодня, во многом определит завтрашний день нашего общества» (Е.Ф. Лахова, председатель Комитета Государственной думы по делам женщин, семьи, детей). Предположите, о какой литературе мы будем с вами говорить? Классической или современной? Кому она предназначена? Попробуйте сформулировать тему и цели нашего сегодняшнего урока. |
Настраиваются на урок, слушают учителя, отвечают на вопросы.
Делают предположения, отвечая на вопросы.
Формулирую тему урока и цель.
|
|
Формулировка темы и цели урока |
|
|
- Действительно мы будем говорить о современной литературе для подростков и о подростках. -Выделите ключевые слова в теме урока. - Подросток, какие ассоциации возникают у вас, связанные с этим словом. (Пишу на доске все слова – ассоциации). - Что значит «литература о подростках и для подростков»? Какие проблемы возникают у современных подростков? Выделите основные?
|
Выделяют ключевые слова.
Высказывают ассоциации.
Отвечают на вопрос.
Называют проблемы, волнующие подростков. |
|
Открытие нового знания |
|
|
- Я хочу познакомить вас с современными авторами, которые пишут о подростках и для подростков. -Это Елена Габова и Ирина Курамшина. (слайд - Работа сегодня на уроке будет групповой, перед вами два рассказа (Приложение №1), какая группа с каким текстом хочет поработать? - У вас на столах есть рабочие листы (Приложение №2), в них есть план, по которому вам необходимо выстроить работу и в конце урока предоставить итог работы вашей группы в виде анализа предложенных рассказов. |
Делают выбор, какой рассказ будут анализировать, распределяют роли в группе. Перечитывают рассказ, работают по плану, предложенному в рабочих листах. |
|
Итог работы в группах. |
|
|
- Кто главные герои рассказов? - Какие кластеры у вас получились? (1 группа «Не пускайте рыжую на озеро!») Почему одноклассники называли Светку Сергееву Рыжухой? (Рыжая, семья малообеспеченная, отец их бросил, одевается немодно) А что можно сказать об одноклассниках, если они по таким признакам судят о человеке? - Какая Светка в начале рассказа и в конце? (В начале – Рыжуха, в конце – золотоволосая красавица). -Какой прием использует автор? (антитеза). - Мы еще вернемся к рассказу, а сейчас слово второй группе.
- Кто главные герои рассказа «Сыновний долг»? - Какие кластеры у вас получились? - Какая Рэна в начале рассказа и в конце? - Каким предстает перед читателем Максим?
- Какова тема и основная мысль каждого рассказа?
- Какие фрагменты, слова произвели на вас наиболее сильное впечатление?
- Над какими вопросами заставляют задуматься вас эти рассказы?
- Чем эти рассказы интересны подросткам? Какие проблемы они поднимают? (Взаимоотношения со сверстниками и взаимоотношения с родителями). - К каким выводам пришли вы? - Возвратимся к теме урока, к какой литературе можно отнести эти рассказы о подростках или для подростков? - Действительно, рассказ Е.Габовой для подростков и о подростках, так как поднимает проблему взаимоотношений между сверстниками и главные герои – подростки, а рассказ И.Курамшиной нельзя назвать литературой о подростках, так как главные герои- это мать и сын, который уже перерос подростковый возраст, ему уже за 20 лет, но тем не менее этот рассказ для подростков, это пример отношения к матери, пусть даже и не очень заботившейся о своем сыне в детстве. - Эти проблемы только в современной литературе поднимаются или были уже освещены в литературе? - Как называются проблемы, которые были, есть и будут? - Верно, это вечные проблемы, и нам, читателям, интересно, как они решаются сейчас, и тогда мы обращаемся к современной литературе, и как они решались задолго до нас, и тогда мы обращаемся к классике.
|
Представляет работу 1 группа.
Представляет работу 2 группа.
Поочередно отвечают на вопросы представители каждой группы.
Зачитывают отрывки из рассказов.
Отвечают на вопрос.
Называют проблематику рассказов.
Делают выводы. Отвечают на вопрос. |
|
Домашнее задание. |
|
|
- Подготовьте список из 6-8 произведений как современной, так и классической литературы, поднимающие эти же проблемы. |
|
|
Итог урока, рефлексия |
|
|
Оцените урок и свою работу на ваших листах самооценки. Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я выполнял задания… Я понял, что… Я почувствовал, что Я научился… У меня получилось … Я попробую… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Спасибо вам за урок, мне было интересно с вами беседовать, я думаю, никто не уйдет с урока равнодушным. |
|