Статья на тему «Геймификация в учебно–воспитательном процессе» (5–11 классы)
Геймификация в учебно-воспитательном процессе
Составил: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Е.И. Панов
«Геймификация – это когда игровые правила используют для достижения реальных целей. Другими словами, за счет игры вы делаете скучные задания интересными, избегаемое – желанным, а сложное – простым. Образование уже отчасти геймифицировано. Если в школе ученик правильно выполнил упражнение на уроке, то получил хорошую оценку. Допустил ряд ошибок – заработал плохую. В конце каждого учебного года – level up и переход на другой «уровень». Портреты лучших «геймеров» гордо смотрят с доски почета. Зачем останавливаться на достигнутом? Ведь любой урок можно превратить в игру и устроить настоящий фейерверк!»
1. Творческие игры:
1) Дидактические игры. Назначение этих игр – в самом названии: это игры, с помощью которых можно обучать детей и развивать их познавательные способности. Подходов к выделению типов и видов дидактических игр достаточно много.
• игры-упражнения (кроссворды, ребусы, шарады, викторины);
• игры-соревнования (учащиеся соревнуются, разделившись на команды: кто лучше, кто больше);
• игры-путешествия (рассказы, дискуссии, творческие задания, высказывание гипотез).
Дидактические игры не случайно отнесены к разряду творческих игр – их можно придумывать самому.
2) Подвижные игры. Этих игр – великое множество. Каждый может привести примеры игр, в которые он играл в детстве. Получится некое взаимообогащение, обмен игровым опытом и интересное времяпрепровождение.
2. Игры с правилами:
• Словесные игры. Существует множество попыток упорядочить эти игры. Воспользуемся одной из попыток и разделим словесные игры на устные и письменные.
Устные словесные игры разделим в зависимости от задачи, которую можно решать с их помощью:
- игры на развитие памяти, эрудиции («Города» и разновидности этой географической игры – «Реки», «Страны»);
- игры на развитие умения выделять существенные признаки («Да-нет», когда один из играющих загадывает любое слово, а все остальные по очереди отгадывают его, задавая вопросы таким образом, чтобы на него можно было ответить только «да» или «нет»);
- игры на развитие умения сравнивать («Ассоциации», «Похож-не похож»);
- игры на обобщение («Назови одним словом»);
- игры на сообразительность, развитие чувства юмора («Глухие телефоны», загадки);
- логические игры и упражнения (шахматы, шашки, числовые ребусы, головоломки и пр.)
Письменные словесные игры: кроссворды, шарады и пр.
• Настольные: шахматы, шашки, домино, нарды, лото, настольный футбол и хоккей, карточные игры; готовые игры заводского или фабричного производства («Го», «Мафия», «Монополия», «Уголки», «Эволюция» и др.)
• Театрализованные игры – это игры по сказкам, в том числе по мотивам русских народных сказок («Теремок», «Курочка Ряба») и зарубежных сказок («Гадкие лебеди» и др.);
- игры на изображение предметов (их можно совместить с игрой «Угадай-ка», когда зрителям нужно догадаться, что именно изображается):
• утюг;
• будильник;
• чайник;
• кофемолка;
• телефон.
- игры на изображение походки человека:
• хорошо пообедавшего;
• с острым приступом радикулита;
• у которого жмут ботинки;
• у которого болит зуб;
• неудачно пнувшего кирпич.
- игры на изображение:
• грустного пингвина;
• восторженного орла;
• веселой курицы;
• разгневанного поросенка;
• встревоженной обезьяны.
- игры-упражнения: прочитать знакомое всем стихотворение (например, «Идет бычок, качается...»), словно:
• хвастаетесь перед товарищами;
• обиделись на всех и вся;
• рассердились на младшую сестру;
• испугались ворону;
• оправдываясь перед ребятами.
- игры на изображение пословицы:
• «На чужой каравай рот не разевай»;
• «Один ум – хорошо, а два – лучше»;
• «Дареному коню в зубы на сморят»;
• «Доброе слово и кошке приятно».
- игры со скороговорками (игра «Испорченный телефон»: играют две команды. Капитан получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу быстрее и правильнее передаст по цепочке свою скороговорку).
• Сюжетно-ролевые игры весьма разнообразны. По содержанию игрового сюжета они бывают:
- игры, отражающие профессиональную деятельность взрослых (космонавтов, моряков, строителей);
- игры, отражающие быт людей (игры в семью);
- игры, основанные на литературных сюжетах;
- игры на темы кино, телепередач и пр. По способу организации они бывают:
- игра-сюжет;
- игра-драматизация (театрализованная игра);
- режиссерская (постановочная) игра (в такой игре ребенок сам придумывает сценарий и, как правило, сам говорит за всех героев);
- игра-фантазирование и пр.
• Режиссерские игры – игры, которые ребенок затевает с некоторым числом игрушек (людей), при этом на себя он роль не берет,
но наделяет ролями игрушки (людей), действует от лица каждой (каждого) из них, режиссируя общее действие и находясь вне разыгрываемой ситуации. Это игры в солдатиков и машинки, в кукольные дома и отчасти в лего.
• Игры с предметами были описаны в контексте дидактических игр, в основе которых лежит дидактическое средство: игрушка, предмет, природный материал.
• Строительные игры – это игры-симуляторы типа Майнкрафт, это игры с кубиками, лего, конструкторы.
Подборка интернет-ресурсов для создания интерактивных игр, квизов, тестов, упражнений:
1. Madtest – конструктор интерактивных квизов-тестов. Сервис отлично подойдет, если вы планируете размещать тесты у себя на сайте или в социальных сетях. Можно оставлять комментарии, которые будут показываться при правильном или неправильном ответе пользователя.
2. Образовательная платформа Joyteka
Пять онлайн-сервисов, индивидуальные задания и яркие эмоции при обучении. Создайте увлекательный урок для своих учеников.
3. LearningApps – бесплатный сервис для создания обучающих игр и игровых упражнений. Является одним из самых популярных онлайн-сервисов, которые используют в своей работе преподаватели.
4. Онлайн-сервис Flippity – позволяет создавать игровые упражнения на основе Google-таблиц.
5. Genially – сервис для создания различного визуального контента и интерактивных заданий. Педагоги активно используют его для создания онлайн-квестов, интерактивных плакатов, мини-игр, викторин.
6. еТреники – конструктор учебных тренажеров, вошедший в ТОП-30 лучших проектов Конкурса инноваций в образовании. Предлагает несколько концепций заданий: Картофан (соотношение подписей с объектами на карте), Кокла (разделение слов по категориям), Криптон (разгадка слов с перепутанными буквами), Морфанки (разбор слова по составу), НЛО (поиск лишних объектов в группе).
7. OnlineTestPad – это бесплатный конструктор, с помощью которого можно создавать разнообразные онлайн-задания: тесты, кроссворды, сканворды, опросы, логические игры, диалоговые тренажёры.
Подборка игр, созданных мной:
1.https://урок.рф/library/obrazovatelnaya_golovolomka_biologicheskoe_raznoob_162839.html
2.https://урок.рф/library/kviz_kino_i_muzika_111554.html
3.https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_pervosentyabrskoe_rassledov_162301.html
4.https://урок.рф/library/viktorina_po_himii_intellektualnij_marafon_175033.html
5.https://урок.рф/library/krossvord_prirodnie_zoni_zemli_122515.html
6.https://урок.рф/library/obuchayushaya_igra_po_biologii_6_kvadratov_173601.html
7.https://урок.рф/library/interaktivnaya_kvestigra_lovetc_qrkodov_znatoki_160814.html
8.https://урок.рф/library/viktorina_chto_mi_znaem_o_simvolah_rossii_razg_161156.html
9.https://урок.рф/library/kvestigra_po_finansovoj_gramotnosti_puteshestvie_052619.html
10.https://урок.рф/library/chajnvord_po_biologii_dnk_192910.html
11.https://урок.рф/library/kvest_den_zemli_021027.html
12.https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_ochevidnoe_neveroyatnoe_033918.html
13.https://урок.рф/library/viktorina_morskoj_boj_074133.html
14.https://урок.рф/library/qrkvest_po_himii_pitlivie_umi_043815.html
15.https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_po_biologii_krestikinoliki_140551.html
16.https://урок.рф/library/intellektualnaya_igra_po_organicheskoj_himii_zagad_150201.html
Список использованных источников
Андреева Э. В. Игра в образовательном процессе. Сборник заданий [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Э. В. Андреева ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – Электронные данные. – Пермь, 2021. – 3,30 Мб ; 88 с. – Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/science/books/uchebnie-posobiya/andreeva-igra-v-obrazovatelnom-processe.pdf.
Кияйкина Наталья Федоровна
Афанасьева Светлана Николаевна
Суслопарова Людмила Юрьевна
Галина Владимировна
Залялова Аида Фаридовна
Артеменко Елена Николаевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Исаева Ольга Александровна
Гаврилова Снежана Михайловна