Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Географическое краеведение» (5 класс)

1
0
Материал опубликован 30 January

 

 

Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Географическое краеведение»

 5 класс

 

Игишева Светлана Алексеевна

учитель географии высшей квалификационной категории

МКОУ "Поротниковская сош"

Томской области

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Географическое краеведение» составлена на основе нормативно-правовых документов:

Федеральный закон от 29.12.2012г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. №287);

Информационно-методическое письмо Минпросвещения России от 05.07.2022 г. ТВ-1290/03

«Об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования»;

Устав МКОУ «Поротниковская сош»;

ООП ООО МКОУ «Поротниковская сош»

Главным объектом изучения краеведения является родной край. Актуальность программы обусловлена тем, что краеведение расширяет и углубляет знания учащихся о природе, истории и культуре родного края. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование. Школьный курс географии не достаточно даёт возможности по изучению родного края, поэтому предлагаемая программа «Географическое краеведение» поможет решить эти проблемы, т.к. только через изучение родной природы, села, района, можно бережно относиться к окружающему миру, быть истинным патриотом. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей при изучении курса окружающий мир в начальной школе. Мотивация изучения родного края определяется исходя из главной цели обучения и воспитания в школе формирование всесторонне развитой личности учащегося, обладающего основами культуры через познание окружающего мира и родного края. Большое внимание обращено на формирование умений, связанных с повседневной поведенческой культурой учащихся. Это умение ориентироваться на местности по компасу, солнцу, местным признакам, свободно пользоваться планом своего населённого пункта, объяснить дорогу другому человеку с помощью схематического рисунка. Необходимость изучения своей малой Родины в первую очередь связана с большими возможностями школьного краеведения в создании условий для успешной адаптации и творческой самореализации подрастающего поколения по месту проживания

В программе рассматриваются историко-географическая составляющая. Программа курса рассчитана на учащихся 5 класса, возраст, когда важнейшее значение имеет принцип воспитание ценности достижений прошлого, когда расширяется кругозор учащихся, и, конечно, воспитывается чувство любви и уважения к своей маленькой Родине, своему селу, своей семье. Географическое краеведение построено на изучении природы родного края и всех её элементов (рельефа, богатства недр, климата, водоемов, почв, растительности, животного мира и их взаимосвязи) и населения (семья,этнография).

На основе изучаемого краеведческого материала развиваются интересы учащихся, определяющие впоследствии выбор профессии.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, село, (его природа, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

будет развит познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

получит развитие ориентация на понимание причин успеха и не успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата;

будет развита потребность и начальные умения выражать себя в доступных и привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;

основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.

строить устные сообщения, учитывать разные мнения при участии в дискуссии. Познавательные УУД:

выделять существенную информацию из сообщений разных видов;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.);

формулировать и отстаивать собственное мнение и позицию.

Предметные:

получат первые знания о селе, районе;

расширят свои знания о природе родного края;

получит знания об известных достопримечательностях родного села и района;

узнают:

суть понятия «краеведение», методы краеведческих исследований;

год рождения и даты основных этапов образования села и района;

значение топонимов села и района;

выдающихся людей – уроженцев села Поротниково;

основные полезные ископаемые, особенности рельефа и климата, внутренних вод, почвенно- растительного покрова,

интересные природные объекты и историко-культурные достопримечательности;

научатся:

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов,

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

научатся использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности;

учета фенологических изменений в природе своей местности;

проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

СОДЕРЖАНИЕ

Тема

Содержание

Количество

часов

Виды деятельности

1

Введение в краеведение. Что изучает краеведение?

Что изучает географическое краеведение? Понятие «краеведение», его виды. История краеведения. Достопримечательности села. Источники краеведческой информации.

2

Беседа. Создание перечня источников информации по родному краю. Экскурсия по территории села

3

Источники краеведческой информации.

Источники получения знаний о природе своей местности. Методы изучения родного края. Формы и методы получения, обработки и передачи информации о своей местности. Наблюдение как способ познания окружающего мира. Экскурсия на местности. Организация и обучение приемам практической работы: наблюдение за погодой,

высотой Солнца над горизонтом, сезонными изменениями состояния растительности и водоемов с.Поротниково.

5

Наблюдают за природными явлениями. Изучают разные источники информации.

4

Наш район

Как люди открывали и изучали территорию Бакчарского района Первые сведения о нашем районе. Заселение Бакчарского района. Сёла района. Герои-земляки. Природы Бакчарского района. Экскурсия в Бакчарский краеведческий музей и Бакчарский опорный пункт северного садоводства. Васюганское болото и его значение.

Топонимы Бакчарского района. Герб Бакчарского района.

7

Экскурсия в краеведческий музей. Работают с информацией из разных источников.

5

Наше село

Основание села. История села Поротниково. Село Поротниково в разные годы истории страны. Встреча со сторожилами села. Герб Поротниковского поселения. Топонимы нашего села. Наше село сегодня. Природа с.Поротниково. Ресурсы нашей местности. Бакчарское месторождение железной руды. Погода и климат нашей местности. Растительный и животный мир нашей местности. Фенологические изменения в природе нашей местности. Природные богатства нашего села.

12

Работают с информацией из разных источников.

Наблюдают за явлениями природы. Беседы с местными жителями.

Составляют план села.

6

Я и моя семья.

История моей семьи. Моя родословная. Составление генеалогического

древа. География моей семьи. Профессии моей семьи.

5

Изучают историю своей

семьи.

7

Заключение

Подготовка и защита краеведческих проектов. Подведение итогов

изучения курса.

4

Представляют свои проекты

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

п/п

Название раздела

Количество часов

Форма проведения занятий

Электронные (цифровые

образовательные ресурсы)

Рабочая программа воспитания

Всего

Теория

Практика

1.

Введение в краеведение.

Что изучает краеведение?

2

1

1

Интерактивное занятие Экскурсия

https://mob-edu.com/ https://www.yaklass.ru/ https://media.prosv.ru/content/ http://bakcharmuseum.ru/

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

Развитие ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.

Развитие ценностного отношения к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана

ему предками и которую нужно оберегать.

3.

Наша

область

5

2

3

Практикум

4.

Наш район

7

1

6

Экскурсия

Интерактивное занятие

5.

Наше село

12

2

10

Проектная

деятельность Экскурсия

6.

Моя

родословная

5

1

4

Проектная

деятельность

7.

Заключение

3

 

3

Конференция. Игра.

 

 

34

7

27

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на

Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в

защите и постоянном внимании со стороны человека.

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации