Географическое краеведение. Приморский край.

0
0
Материал опубликован 16 August

Календарно- тематическое планирование

факультативного курса по географии (34 недели, 34 часа, 1 ч/нед.)

Тема

Вид контроля

Дата проведения

1

Место географического краеведения в системе географических наук



2

Топонимика Приморского края.



3.

Выдающиеся исследователи Приморского края



4

Физико – географическое и экономико – географическое положение Приморья



5

Тектоническое строение и рельеф Приморского края.



6

Полезные ископаемые



7

Климат



8

Внутренние воды и водные ресурсы



9

Почвы



10

Растительный и животный



11

Климатические ресурсы



12

Морские и пляжные ресурсы



13

Ресурсы минеральных вод, лечебные грязи



14

Ландшафтно – туристические ресурсы



15

Природно– заповедные территории. Заповедники.



16

Заповедники. Памятники природы.



17

Современные черты населения. Численность, движение.



18

Состав населения.



19

Размещение и трудовые ресурсы.



20

Населенные пункты. Краеведческое значение городов.



21

Коренные народности: быт, культура, традиции, современные проблемы



22

Особенности современного промышленного развития Приморья.



23

Особенности современного сельского хозяйства.



24

Особенности современного транспортного развития.



25

История развития и современное состояние рекреационного хозяйства и рекреационной инфраструктуры.



26

Рекреационные подрайоны.



27

Перспективы развития рекреационной отрасли.



28

Современные экологические проблемы Приморья, связанные с загрязнением воздуха.



29

Современные экологические проблемы , связанные с загрязнением почвы, воды.



30

Современные экологические проблемы, связанные с загрязнением прибрежных районов



31

Предполагаемые пути решения экологических проблем.



32

Геополитическое положение Приморья и векторы развития в ХХI веке.



33

Практическая работа. Анализ геоэкологической ситуации в Приморском крае.



34

Политические, экономические и культурные связи.
























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Географическое краеведение» обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации.

Актуальность и обоснованность наличия курса «Географическое краеведение» в региональном базисном учебном плане предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться ко взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности

В контексте этого следует особо подчеркнуть то, что именно краеведческий подход позволяет учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных и культурных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры. Краеведение является также наиболее надежным способом осуществления межпредметных связей в общеобразовательной школе, развивает у школьников логическое и пространственно-временное мышление.

Программа учебного курса «Географическое краеведение» предназначена для учащихся общеобразовательных учреждений Приморья. «Географическое краеведение» по своей методологической сущности является краеведческой дисциплиной и предполагает комплексное изучение взаимосвязей природных и социальных явлений родного края.

Цель курса — заложить основы навыков исследования своей местности и родного края, целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие знания.

Объектами изучения «Географического краеведения» являются природа, историческое прошлое, население, культура и хозяйство Приморского края в целом и отдельных его территорий в частности. Использование краеведческого принципа, лежащего в основе курса, позволит учащимся в знакомой местности, в повседневной обстановке наблюдать окружающую действительность во взаимосвязях ее отдельных компонентов и результаты наблюдений использовать на уроках. Связь с ближайшим природным и социально-культурным окружением придает практическую направленность курсу «Географическое краеведение», одной из основных задач которого является привитие учащимся навыков поведения в природе, наблюдательности, заинтересованности экологическими и народнохозяйственными проблемами.

Являясь комплексной учебной дисциплиной, осуществляющей тесные межпредметные связи, «Географическое краеведение» призвано заложить важные основы для успешного последующего изучения целого ряда школьных предметов. Использование краеведческого изучения территории позволяет строить преподавание на основе дидактического правила, обеспечивающего максимальную доступность и наглядность обучения: «от простого – к сложному, от близкого – к далекому». Таким образом, изучение особенностей природных и социально-культурных явлений Приморского края значительно поможет в дальнейшем правильно сформировать представления о предметах и явлениях географической оболочки более крупных пространственных моделей – территории родного государства, отдельных материков и мира в целом.

Программа курса рассчитана на 34  учебных часа. Изучение предлагаемого курса в условиях дефицита учебного времени также может быть реализовано за один год.

Структура программы отражает основные объекты исследования: природа, население, хозяйство региона. Программой предусмотрены учебные экскурсии и ряд практических работ, которые рассчитаны на использование местного краеведческого материала. Обязательное выполнение предусмотренных настоящей программой учебных экскурсий и практических работ позволит наилучшим образом увязать полученные теоретические знания с практикой, подкрепит региональный теоретический учебный материал хорошо знакомыми местными, локальными примерами, будет способствовать более качественному запоминанию материала, а также предоставит учителю неограниченные возможности для творчества и реализации собственных методических и краеведческих наработок.

Требования к уровню подготовки учащихся основного общего образования при изучении курса «Географическое краеведение»

В результате изучения «Географического краеведения» учащиеся должны:

знать/понимать:

Источники получения информации о своей малой родине;

выдающихся исследователей Приморского края;

особенности географического положения Приморского края и своего города (района);

особенности уникальной природы Приморского края и своей местности;

названия наиболее распространенных и эндемичных растений и животных Приморья и своей местности;

основные этапы и ключевые события истории Приморья в контексте российской истории с древности до современности;

особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Приморья;

художественные произведения и произведения искусства.

виды хозяйственной деятельности и традиционные занятия населения;

элементы природоохранного законодательства и правила поведения на природе.

Уметь:

показывать на карте территорию Приморского края и крупные природные объекты Приморья, основные населенные пункты и пути сообщения;

работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей местности;

оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего края;

находить на карте наиболее известные природные объекты, памятники истории и культуры своей местности;

анализировать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу.;

излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в мини-конференциях, дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя творческие работы (рефераты, отчёты об экскурсиях, электронные презентации).









Содержание элективного курса

I. Природа Приморского края. Географическое положение области. Строение земной коры. Полезные ископаемые и минеральные ресурсы .Рельеф края.. Климат. Внутренние воды Охрана вод. Особенности почвенного покрова Рекреационные ресурсы края. Растительный мир . Природные растительные сообщества. Редкие и исчезающие растения нашего края. Природные комплексы. Экологическое состояние природы края.

I I. Население области. Быт, традиции, обычаи. История заселения края. Этнический состав населения.

III. Развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Внешние экономические связи.

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.