«Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека»)

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.
1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА
ФИО разработчика | Харьковская Наталья Ивановна |
Место работы | МКОУ «Ниж-Суетская СОШ имени Анатолия Карпенко» |
Класс (укажите класс, к которому относится урок): | 8 |
Место урока (по тематическому планированию ПРП) | 4 четверть раздел «Литература первой половины 20 века» |
Тема урока | «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека») |
Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок): | базовый |
Тип урока (укажите тип урока): | ☐ урок освоения новых знаний и умений ☐ урок-закрепление ☐ урок-повторение ☐ урок систематизации знаний и умений ☐ урок развивающего контроля ☐ комбинированный урок ☐ другой (впишите) |
Планируемые результаты (по ПРП): | |
Личностные ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | |
Метапредметные ученик научится соотносить содержание литературного произведения с определенной исторической эпохой, с различными художественными ценностями культуры: произведениями изобразительного искусства, музыкальными произведениями. | |
Предметные воспитание квалифицированного читателя, владеющего основными стратегиями чтения, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые монологические высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в диалоге по поводу прочитанного. | |
Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): подвиг, образ, композиция, сюжет, память, хронология и т.д. | |
Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Мультимедийный проектор, доска. ПК. Презентации на флеш-носителях. Учебник. Художественные тексты. Карточки для индивидуальной и групповой работы. Тетрадь. Словари |
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
У поэта Станислав Прохоренко есть такие слова: «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» «Как Вы понимаете их? (Учитель полностью читает стих) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Вы прочитали самостоятельно произведение. Как оно называется? О чём это произведение. (Высказывания детей). Учитель: Что такое «судьба»? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? О ком и о чём пойдёт речь в произведении? Учитель: Речь пойдет о человеке, о его судьбе. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 1.3. Целеполагание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Ещё раз прочитайте слова поэта Станислава Прохоренко, как вы их понимаете. О ком и о чём идёт речь? (Заслушиваются ответы учащихся) Учитель: Слайд.Давайте обратимся к толкованию слов «герой, подвиг, судьба», предложенному в «Толковом словаре русского языка» Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова. Что общего в значениях этих слов? (Сравнить) Вы очень близки к истине, потому что в рассказе, и в самом деле, речь пойдет о человеке, о который совершил подвиг, о его судьбе . Учитель: Запишем тему урока в тетрадь. «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут» (на примере рассказа М.Шолохова «Судьба человека») Учитель: А какой будет цель нашего урока? Соотнесите тему урока и Ваши размышления о рассказе, его сюжете, содержании | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 2. Освоение нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Самостоятельная работа с текстом, 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали и т.д.. Составьте план рассказа, запишите тезисы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Просматривают текст. Составляют план рассказа. Встреча с мужчиной и мальчиком. Рассказ мужчины. Семья. Прощание. Фронт и тыл. Плен. Побег из плена. Известие о гибели семьи. «Да знаешь ли ты, кто я…» | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Обратите внимание, что в тексте представлены периоды жизни героя: до войны, война, после войны Какие изменения произошли в жизни героя, в его судьбе? (составьте таблицу, заполните её примерами) Сделайте выводы. В какие цвета вы бы окрасили каждый период его жизни? Сделайте вывод. Таким образом, цветовая деталь помогает понять состояние героя. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 3. Применение изученного материала | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.). | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
А теперь назовите основные элементы композиции. (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка) Элементы композиции соотнесите с содержанием и расположите их в правильном порядке (работа в парах, группах)
! Проверка. Например (эпизод «В лагере»)
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
- Какие подвиги вам известны? Можно ли сказать, что А.Соколов совершил подвиг? (Аргументируйте свой ответ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитайте задание и выполните его, выбрав правильный вариант (за правильный ответ -1б) 1. Определите композицию произведения М.Шолохова «Судьба человека» А. Быль Б. Рассказ в рассказе В. Повесть Г. Драма 2. М. Шолохов повествует.. А. О судьбе Андрея Соколова Б. О судьбе одного из многих русских солдат В. О судьбе всего человечества в целом Г. О судьбе Ванюши 3.Андрей Соколов, попав в плен.. А. Смирился со своей судьбой Б. Надеялся на скорое освобождение советскими войсками В. Старался выполнить всю работу без нареканий Г. Всегда думал о побеге 4. Почему на допросе у Мюллера Соколов не притронулся к хлебу? А. Не был голоден Б. Хотел поделиться с пленными В. Показал врагам достоинство и гордость солдата Г. Лукавил и лицемерил Максимальное количество баллов-4 1.1.3. Во фрагменте описывается расставание главных героев повести. В чём эта сцена отличается от сцены прощания Андрея Соколова с семьёй в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека» (см. ниже)? Прочитайте приведённые ниже фрагменты произведений и выполните задание 1.1.3.
Эраст хотел проститься и с Лизиною матерью, которая не могла от слёз удержаться, слыша, что ласковый, пригожий барин её должен ехать на войну. Он принудил её взять у него несколько денег, сказав: «Я не хочу, чтобы Лиза в моё отсутствие продавала работу свою, которая, по уговору, принадлежит мне». Старушка осыпала его благословениями. «Дай Господи, — говорила она, — чтобы ты к нам благополучно возвратился и чтобы я тебя ещё раз увидела в здешней жизни! Авось-либо моя Лиза к тому времени найдёт себе жениха по мыслям. Как бы я благодарила Бога, если б ты приехал к нашей свадьбе! Когда же у Лизы будут дети, знай, барин, что ты должен крестить их! Ах! Мне бы очень хотелось дожить до этого!» Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на неё. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту. Но что же чувствовала она тогда, когда Эраст, обняв её в последний раз, в последний раз прижав к своему сердцу, сказал: «Прости, Лиза!..» Какая трогательная картина! Утренняя заря, как алое море, разливалась по восточному небу. Эраст стоял под ветвями высокого дуба, держа в объятиях свою бедную, томную, горестную подругу, которая, прощаясь с ним, прощалась с душою своею. Вся натура пребывала в молчании. Лиза рыдала — Эраст плакал — оставил её — она упала — стала на колени, подняла руки к небу и смотрела на Эраста, который удалялся — далее — далее — и, наконец, скрылся — воссияло солнце, и Лиза, оставленная, бедная, лишилась чувств и памяти.
Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»
************************* А тут вот она, война. На второй день повестка из военкомата, а на третий — пожалуйте в эшелон. Провожали меня все четверо моих: Ирина, Анатолий и дочери — Настенька и Олюшка. Все ребята держались молодцом. Ну, у дочерей — не без того, посверкивали слезинки. Анатолий только плечами передёргивал, как от холода, ему к тому времени уже семнадцатый год шёл, Ирина моя... Такой я её за все семнадцать лет нашей совместной жизни ни разу не видал. Ночью у меня на плече и на груди рубаха от её слёз не просыхала, и утром такая же история... Пришли на вокзал, а я на неё от жалости глядеть не могу: губы от слёз распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, несмысленные, как у тронутого умом человека. Командиры объявляют посадку, а она упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево... И детишки её уговаривают, и я, — ничего не помогает! Другие женщины с мужьями, с сыновьями разговаривают, а моя прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит, а слова вымолвить не может. Я и говорю ей: «Возьми же себя в руки, милая моя Иринка! Скажи мне хоть слово на прощанье». Она и говорит, и за каждым словом всхлипывает: «Родненький мой... Андрюша... не увидимся мы с тобой... больше... на этом... свете...» Тут у самого от жалости к ней сердце на части разрывается, а тут она с такими словами. Должна бы понимать, что мне тоже нелегко с ними расставаться, не к тёще на блины собрался. Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи. Толкнул вроде легонько, а сила-то у меня была дурачья; она попятилась, шага три ступнула назад и опять ко мне идёт мелкими шажками, руки протягивает, а я кричу ей: «Да разве же так прощаются? Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?!» Ну, опять обнял её, вижу, что она не в себе...
М. А. Шолохов «Судьба человека» Критерии проверки:
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите соответствующие учебные задания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вначале урока мы посмотрели презентацию. А теперь вернемся к вопросу урока: «Герои никогда не умирают, герои в нашей памяти живут». Можно ли сказать, что А.Соколов –герой, который совершил подвиг?» Какими чертами должен обладать человек, который может рискнуть своей жизнью ради спасения других? | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Прочитав и проанализировав рассказ М.Шолохова «Судьба человека» мы увидели, как автор мастерски сумел сказать о многом: Раскрыл одну из особенностей русского характера – способность к самопожертвованию; оставаться человеком в нечеловеческих условиях. Быть добрым по отношению к другим Аргументируйте свой ответ. Ответьте на вопрос: Чему учат поступки героя в рассказе? (высказывания детей) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческое задание: продолжите одно из предложений: Рассказ Шолохова заставил меня задуматься о (…. Во время чтения рассказа « Судьба человека» я испытывал(а)(… Смысл рассказа « Судьба человека» заключается, по моему мнению, в.. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.1. Рефлексия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Учитель: Перед вами на столах лежит анкета « Как вы оцениваете свою работу на уроке» ( подчеркните нужное слово) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Этап 5.2. Домашнее задание | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Введите рекомендации по домашнему заданию 1) перечитать эпизод 2) замысел автора, 3) роль этого эпизода в произведении. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
10
Ирина Владимировна Казарцева