Статья на тему «Герой моего города»
Шалимов Владимир Фёдорович - Герой Советского Союза.
Шалимов Владимир Фёдорович - Герой Советского Союза. Заместитель начальника штаба по разведке и аэрофотослужбе 13-го отдельного ЛенинградскогоКраснознамённого разведывательного авиационного полка (13-я воздушная армия, Ленинградский фронт), капитан.
Шалимов Владимир Фёдорович родился 24 сентября 1921 года в посёлке Харцызск, ныне город Донецкой области, в семье рабочего. Окончил 10 классов средней школы. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Харьковское военное авиационное училище.
С июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны. Сражался в составе 117-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи и 13-го отдельного разведывательного авиационного полка. Летал на самолётах СБ и Пе-2.
К середине октября 1944 года заместитель начальника штаба по разведке и аэрофотослужбе 13-го отдельного разведывательного авиационного полка ( 13-я Воздушная армия, Ленинградский фронт ) капитан Владимир Фёдорович Шалимов совершил 187 боевых вылетов на разведку и фотографирование оборонительных сооружений, аэродромов и войск противника. В 20 воздушных боях лично сбил 2 и в группе 4 вражеских самолёта.
23 февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, Владимир Фёдорович Шалимов удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны Шалимов Владимир Фёдорович продолжал служить в ВВС. В 1953 году окончил Военно - Воздушную академию. С 1979 года генерал - майор авиации Владимир Фёдорович Шалимов - в запасе. Жил в Москве.
Умер Шалимов Владимир Фёдорович 15 июня 2001 года. Похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени ( дважды ), Отечественной войны 1 степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды ( дважды ), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени; медалями. Именем Героя названы улица в родном городе, пионерские отряды школ в городах Харцызск и Щёлково ( Московской области ).
* * *
Артиллеристы отмечали в войну свои победы на стволах или броне орудийных щитов. Лётчики - истребители, сбив вражеский самолёт, рисовали на фюзеляже своей машины звёздочку. А что было делать Александру Ткаченко и Шалимову Владимиру Фёдоровичу ? Конечно, 6 звёздочек они могли нарисовать на борту самолёта. Но 2 истребителя противника, сбитые штурманом Шалимовым Владимиром Фёдоровичем лично, и 4 в групповых боях - лишь небольшая частичка побед экипажа воздушного разведчика. Однако не станешь же писать на самолёте, что экипаж лётчика Ткаченко пролетел 140 тысяч километров над вражеской территорией, что 20 раз ему пришлось вести воздушные бои с истребителями и 5 раз возвращаться с боевых заданий на сильно подбитой машине. Даже на солидном по размерам "Петлякове" не хватило бы места для цифр. Только за один полёт 13 апреля 1943 года Ткаченко засёк на аэродромах противника свыше 200 самолётов. А всего - около 3000. Да ещё до 2000 железнодорожных эшелонов, более 1000 артиллерийских и миномётных позиций, множество автоколонн, оборонительных сооружений, складов. И решили друзья вместо длинного перечня цифр написать на фюзеляже два слова: "За Ленинград !"
Подготовка к каждой наступательной операции обязательно начиналась с воздушной разведки. И тут уж без Ткаченко и Шалимова Владимира Фёдоровича не обходилось. Так было перед прорывом блокады в 1943 году и накануне решительного удара в январе 1944 года. Перед началом наступления на Карельском перешейке тоже нужно было уточнить оборону врага, а главное, проверить, где именно враг установил бронированные колпаки. Но как выяснить это, когда даже защищённые броней штурмовики не смогли пробиться сквозь ураган зенитного огня ? Быстрым, маневренным истребителям тоже не удалось сфотографировать участок вражеской обороны, интересовавший наше командование.
Представитель штаба фронта приехал на аэродром, чтобы посоветоваться с опытными воздушными разведчиками. Именно посоветоваться, ибо понимал, что посылать на такое задание "Петляков-2", у которого нет брони штурмовика и маневренности истребителя, не просто рискованно, а, пожалуй, даже бессмысленно. Если снимки и будут сделаны, то всё равно погибнут вместе с самолётом. Ткаченко сказал:
- Разрешите, мы полетим, - и посмотрел на штурмана.
Шалимов молча кивнул.
- Вначале пойдём за облаками, а там уж как-нибудь...
Лететь им разрешили. К линии фронта они подошли, не видя земли. Над тем местом, где надо было начинать съёмку, пришлось пробивать облака. И сразу - лавина огня. Лётчику хотелось броситься в сторону, изменить высоту. Словно почувствовав это, штурман предупредил:
- Не маневрируй...
Самолёт вздрогнул. Ткаченко, увидел, что отлетела половина элерона. Промелькнул сорванный откуда-то кусок обшивки. Машина тряслась. Ткаченко взглянул на часы. Что за чертовщина ! Кажется, давно уже прошли 6 минут, положенные для фотографирования, а часы будто остановились. Совсем рядом рвались снаряды. Всё тяжелей и тяжелей становилось вести самолёт по прямой. Не сдержавшись, Ткаченко крикнул штурману:
- Скоро ты выключишь свой аппарат ?
И тут же услышал:
- Всё ! Выключил...
Пожалуй, даже лётчик - истребитель позавидовал бы тому, с какой лихостью Ткаченко сделал на своей тяжёлой машине полупереворот и спикировал к самым верхушкам деревьев. Вырвавшись благодаря этому маневру из зоны сплошного огня, Ткаченко спас самолёт, экипаж, кассеты с отснятой пленкой.
То, что, садясь на аэродром, машина как-то странно развернулась и тут же присела на правое колесо, насторожило всех. Подбежавший к самолёту врач, глянув на Ткаченко, всполошился:
- Что с вами ?
- Не удивляйтесь, доктор, - ответил лётчик. - Если ад всё-таки существует, находится он именно там, где мы только что были.
- Но вы в крови !
Ткаченко осмотрелся. На кожаном реглане была кровь. Потрогал лицо - кровь. В воздухе он даже не почувствовал, что ранен мелкими осколками. Когда врач попытался увезти его в санитарную часть, лётчик сказал:
- Надо раньше посмотреть, не побиты ли осколками кассеты.
Кассеты оказались целыми, плёнка не засвечена, и всё, что требовалось, заснято отлично.
Это было очень важно: стало известно, где именно противник может оказать наиболее упорное сопротивление. Зная расположение огневых точек, наши артиллеристы смогли заранее подавить их. Так что, рискуя своей жизнью, воздушные разведчики спасли жизнь многим бойцам.
Тому, что кассеты с плёнками оказались целыми, радовались все. Зато состояние самолёта огорчало. Особенно Александра Ткаченко и Шалимова Владимира Фёдоровича. Даже при беглом осмотре техник насчитал больше 60 пробоин. И были они настолько серьёзными, что машину пришлось тут же отправить на ремонтную базу.
Когда её увозили, Ткаченко сказал технику:
- Поторопи ремонтников. Скажи - время горячее. Потом добавил:
- Заодно попроси, чтобы надпись на фюзеляже обновили.
И ещё не раз самолёт Пе-2 с надписью "За Ленинград !" проносился над позициями врага. Вели эту машину боевые друзья, Герои Советского Союза - Александр Кузьмич Ткаченко и Владимир Фёдорович Шалимов.
После войны пути их разошлись. В запас оба ушли в звании полковника.
Источникhttp://donpatriot.ru/759-shalimov_vladimir_fjodorovich_geroj_sovetskogo_sojuza.html