Материал к урокам русского языка: Глагол «Повторяем, что знаем» (3 класс)
Тема урока: Глагол. «Повторяем, что знаем»
Цель урока: Формирование умения отличать глагол от других частей речи посредством составления «портрета» глагола и систематизировать знания о глаголе.
Предполагаемые результаты:
Личностные:
-работают в группе;
- оценивают свою деятельность;
- Осознают практическую значимость материала, ценность совместной деятельности и возможность выхода из спорных ситуаций.
Метапредметные:
составляют «портрет» глагола;
выстраивают алгоритм определения глагола;
объективно оценивают своё мнение и мнение одноклассников, признают существование другой точки зрения
контролируют своё время при выполнении работы
Предметные:
задают вопросы к слову;
определяют значение глаголов;
повторяют как изменяются глаголы;
-узнают глаголы среди других частей речи
Технологии:
-технология образовательного события (Событие-урок)
- проблемное обучение (частично поисковый метод)
УМК: «Перспектива»
1.Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2019 г.
2.Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Рабочая тетрадь. В 2 ч. 4 класс – М.: «Просвещение», 2020 г.
3. Методическое пособие для учителя по русскому языку, 4 класс. 2019 г
Техническое оборудование: учебник, компьютер с выходом в интернет, проектор, презентация PowerPoint, ЭОР
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя
| Деятельность ученика | УМК Используемые ресурсы | УУД | ||||
| -Здравствуйте, ребята! Ребята, а что я делаю? - Можно ли шагать, не совершая действия? - Что произойдёт, если в мире всё остановится? - Что нам нужно, для того, чтобы жить? -Верно. - Вам на дом было задано составить коллаж из картинок или фото, как вы провели выходные дни. Расскажите об этом, используя действия, пусть ваши картинки оживут. ( беседа из личного опыта) - Без какой части речи вы не смогли бы рассказать о том, как провели выходные? - Верно. Ведь не зря говорят, движение – это жизнь. Поэтому эпиграфом к нашему уроку будет высказывание русского советского писателя, литературоведа, переводчика А. Югова- «Глагол самая огнепышущая, -Как вы думаете, что хотел сказать писатель А. Югов этими словами?
Сегодня нам с вами предстоит сделать немало действий, чтобы прийти к цели. - Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова цель нашего урока? | -шагаю -нет -жизнь на земле остановится -нужно выполнять какие-либо действия
-Дети рассказывают, перечисляют то, чем занимались в выходные дни. -без глаголов Он хотел сказать о том, что глагол – это необыкновенная часть речи, она является наиболее употребительной, после существительных. Вспомним, что это за часть речи – глагол и какова его роль в речи. | Коллаж из картинок (Приложения1, 2, 3) Презентация Слайд №1 (Приложение4.) | Коммуникативные :умение слушать и понимать других, умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные: умение определять цель деятельности на уроке | ||||
2. Моделирование образа желаемого результата | - Ребята, нам нужно составить портрет глагола. -Что значит портрет? Где со словом « портрет» встречались? -Как же может выглядеть глагол? -Чтобы его составить, мы разобьемся на группы. Вместе будем думать, рассуждать, слушать, доказывать, наблюдать. Перед вами пока «непонятный» портрет. | -Встречались на уроках изо, окружающего мира, фотограф делает портреты, художник пишет портреты. Работа групп с ЭОР .
-Трудно сказать ( дети высказывают свои мнения) Перед детьми слайд со знаком вопроса. | ЭОР №1 Презентация «Портрет» глагола Слайд№2 (Приложение4) | | ||||
3.Формирование мотивации | -Ребята, а где нам может пригодиться «портрет» глагола, когда мы его составим? Вы все верно говорите, а еще нам дано задание оформить газету по русскому языку о глаголе для учеников начальной школы. Мы «портреты» глаголов и поместим в школьную газету. | Для подготовки к ВПР, на уроках русского языка, на уроках технологии можем создать книгу « Интересное о глаголе» | | Регулятивные :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися | ||||
4.Стимулирование целеполагания | -Ребята, скажите, пожалуйста, что же мы должны сделать, чтобы составить полноценный портрет глагола? | Привести в систему ранее изученные знания о глаголе | | | ||||
5.Определение последовательности действий | Давайте составим план наших действий. Поскольку, вы работаете в группе, повторим правила, которые должны все соблюдать. | Высказывание детей, составление плана работы | Презентация План Слайд №3 ( Приложение 4) Презентация План Слайд №4 ( Приложение 4) | Коммуникативные: определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстником | ||||
6.Выполнение действий | У каждой группы есть карточки. Нужно последовательно их выполнить и обязательно придерживаться нашего плана, который находится на доске. 1.Возьмите карточку №1 и выполните задание. Затем возьмите карточку №2 и проверьте выполненное задание. 2. – Как можно связать понятие «время» и части речи? – У глаголов есть свои секреты. Что вы знаете о временных формах глагола? Как они образуются? 3. Возьмите карточку №3 Выполните задание и проверьте свои выводы на стр 80 учебника. 4. Возьмите карточку №4 и выполните все задания. - Какой же вывод сделали ? -Зачем нам в речи нужны глаголы? - Ребята, обратимся сейчас к нашему плану. -Можете ли вы ответить на все пункты плана? Устный «портрет» глагола вам понятен, а теперь попробуйте его изобразить на листе А-4 | Выполнение заданий по группам. Выполняют задание и делают вывод
Работа групп с ЭОР Выполняют задание и делают вывод.
Работа групп с ЭОР Выполняют задание и делают вывод
Работа с учебником Выполняют задание и делают вывод
Выполняют задание и делают вывод
Без глаголов наша речь бедна, а глаголы делают её ясной и понятной. Да, можем! Работа детей в группах |
Карточка №1 (Приложение 5.) Карточка №2 (Приложение 5.) ЭОР №2 Путешествие во времени http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c9fd641d-167c-420f-bfc2-9081e7254dc4/ResFile.SWF ЭОР №3 Определение формы времени глаголов Карточка №3 (Приложение 5.) Карточка №4 (Приложение 5.) Учебник, фломастеры, карандаши, листы А4,
| Познавательные:умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: умение слушать и понимать других
Познавательные:умение на основе анализа объектов делать выводы
| ||||
7.Анализ результатов и рефлексия учебной деятельности на уроке | Выступление групп с показом «портрета» глагола Выполнили ли мы план урока? Достигли ли нужного результата? Подберите два глагола, характеризующие деятельность вашей группы на уроке и запишите их. - Подберите два глагола, характеризующие вашу собственную деятельность на уроке и запишите их. -Какие же глаголы вы записали? Этот портрет мы будем постепенно дорабатывать, тк в дальнейшем нас ждут новые сведения об этой части речи. | Да, выполнили. Мы обобщили изученные знания о глаголе, изобразили его «портрет». Ответы детей | Приложение №6 | Регулятивные:умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Личностные: мотивация учения, оценивание усваимого содержания. Коммуникативные:умение слушать и понимать других. | ||||
8.Домашнее задание | Ребята, «портреты» глагола мы обязательно поместим в школьную газету, а вы дома должны еще взять у глагола интервью. Узнайте у него, что он больше всего любит и что не любит. Лучшее интервью поместим так же в газету. Спасибо за урок. | | | |
Приложение к технологической карте урока
Глагол «Повторяем, что знаем»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ РЕСУРСОВ
№ | Название ресурса | Тип ресурса | Для чего ресурс используется на уроке | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Портрет-определение | Википедия | Организация совместной деятельности | |
2 | Путешествие во времени
| Единая коллекция ЦОР | Организация совместной деятельности |
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/c9fd641d-167c-420f-bfc2-9081e7254dc4/ResFile.SWF |
3 | Определение формы времени глаголов | Единая коллекция ЦОР | Организация совместной деятельности | |