12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анисимова Наталья Викторовна63
Россия, Санкт-Петербург, Санкт-Петербург
1

«Закрепление изученного материала о глаголе. Время глагола.»



Здесь будет файл: /data/edu/files/s1449259654.ppt (презентация к уроку)

Визитная карточка открытого урока

Анисимова Наталья Викторовна учитель 1 категории ГБОУСОШ №160 с углубленным изучением английского языка

Красногвардейского района города Санкт-Петербурга.

Предмет: русский язык.

Класс: 3 класс (общеобразовательный)

Программа : «Перспектива»

Литература, использованная на уроке :

Петерсон Л.Г., Железникова О.А., Климанова Л.Ф. и др. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива». 1-4 классы.

Климанова JI. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Учебник. 3 класс в 2 частях. Ч. 2 Москва, Просвещение 2012год.

Климанова JI. Ф., Бабушкина Т. В. Уроки русского языка 3 класс. Пособие для учителя. М., Просвещение, 2012

Практический курс по русскому языку. Справочник школьника. Сост. Е.Н. Синицына. М., ACT, 1998

5) Шукейло В.А. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-4 классы. М., Вентана-Граф, 2004

6) Л.Ю. Комиссарова Дидактический материал(упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс Москва «БАЛАСС» 2010год.

Тема урока: « Время глагола. Обобщение.»

Предмет: русский язык

Тип урока: урок закрепления изученного материала.

Класс: 3 класс

Дидактическая цель урока: систематизировать знания учащихся о глаголе; организовать подготовку учащихся к написанию разноуровневой диагностической работы по изученному материалу.

Задачи урока:

Предметные:

1.Обобщить знания о глаголе как части речи и его морфологических признаках.

2.Закреплять умение выделять глаголы среди других частей речи.

3.Различать глаголы единственного и множественного числа.

4.Уметь определять время глагола.

4.Закреплять правописание слов с изученными орфограммами.

5.Ракреплять умения грамотно строить предложения.

Метапредметные:

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формировать умение осуществлять выбор степени сложности задания; формировать умение выполнять самопроверку и взаимопроверку выполненного задания.

Коммуникативные: формировать умение учитывать разные мнения и прислушиваться к мнению одноклассников; доказывать и отстаивать свою точку зрения.

Личностные: ; формировать самооценку; выявлять причины успеха и неуспеха в учебной деятельности: осознавать себя как гражданина страны, развивать любовь к русскому языку.

Методы обучения:

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся; методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.

Фомы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная.

Логика развития урока:

Эмоциональная установка.

Актуализация знаний учащихся.

Организация выполнения диагностических заданий базового уровня с последующей самопроверкой и самооценкой.

Постановка учебной задачи.

Решение поставленной учебной задачи:

организация выполнения разноуровневых тренировочных заданий:

Анализ глаголов в стихотворном тексте, постановка вопросов к глаголам. Применение знаний о написании глаголов в процессе анализа и редактирования предложений.

Восстановление деформированных предложений, повторение изученных орфограмм. Восстановление текста.

организация самоконтроля и взаимоконтроля выполнения заданий

Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся.


 


 

Способы реализации поставленной цели урока:

1) Учебный диалог.

2) Самостоятельная работа учащихся , выполнение разноуровневых заданий.

3) Работа фронтальная, в парах, индивидуальная.

Оборудование для учителя:

1. Компьютер с презентацией для урока,

2.Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал(упражнения) к учебнику «Русский язык» 3 класс Москва «БАЛАСС» 2010год,

3. Школьная доска,

4. Учебник (Климанова JI. Ф., Бабушкина Т. В. « Русский язык. 3 класс» в 2 частях. Ч. 2 Москва, Просвещение 2012год.

5. Рабочая тетрадь (Климанова JI. Ф., Бабушкина Т. В , в 2 частях. Ч. 2 Москва, Просвещение 2012год.),

6. Раздаточный материал для детей, напечатанный учителем.

Оборудование для учащихся: учебник, рабочая тетрадь для записей, рабочая тетрадь к учебнику, ручки, карандаши, линейка.


 

Название этапа урока

Содержание деятельности учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Слайд1

Начинается урок, 
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
И все правильно писать.
Улыбнитесь все гостям
 
И садитесь по местам.

Настраивание детей на работу. Создание положительного эмоционального настроя. Проверка готовности рабочего места.

(Оформление работы в тетрадях.

Дети пишут в тетрадях число, классная работа)

Проверка домашнего задания

Организация фронтальной работы

-Наш урок начинается с проверки домашнего задания. Давайте, вспомним, с каким замечательным стихотворение вы познакомились дома. Как его название?

Давайте вспомним это стихотворение.

- Какие глаголы встретились в этом стихотворении? ( зардел, запел, поет, пришла, пою). - Почему вы решили, что эти слова являются глаголами?(задали вопрос к слову) -Что вы определили у глагола?(Время) - Назовите глаголы и их время. Зардел (пр.в),запел(пр.вр.),пришла(пр.в),поет(наст.в.). пою(наст.в). -Каким членом предложения является глагол?(сказуемым) А теперь давайте попробуем прочитать стихотворение без глаголов. Удастся ли нам понять, о чем говориться в этом стихотворении? Как вы думаете, для чего нам нужны глаголы в стихотворении? (чтобы понять смысл стихотворения) -

Дети называют название стихотворения и его автора. В.Жуковский «Жаворонок»

( упр.104 стр.68 Р.Т.)

(чтение стихотворения детьми)

Учащиеся анализируют д/з.

перечисляют глаголы. Указывают время.

Чтение стихотворения без глаголов. Высказывание детей.

Вывод: без глаголов стихотворение не понятно. Глаголы нужны, чтобы понять смысл стихотворения.

Слайд 2

II. Введение в тему Наш урок начинается со словарной работы. - Отгадайте слово и запишите его в столбик. (Работа с загадками)

.

Дети отгадывают слова и записывают их в столбик. Ставят ударение.

Подчеркивают безударную гласную

Актуализация знаний

Слайд 3

Слайд4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Определите тему урока, прочитав первые буквы слов. «Глагол»

Что мы знаем о глаголе? Давайте повторим по цепочке.

а) Глагол-это самостоятельная часть речи.

б) Отвечает на вопросы что делать? что сделать?

в)Глаголы изменяются по лицам, числам, временам, а в прошедшем времени по родам.

г)В предложении глаголы являются сказуемыми.

- Как вы, думаете, какова наша цель на уроке? Что мы будем повторять?

-Сегодня на уроке мы повторим все наши знания о глаголе, но подробнее остановимся на времени глагола.

-Давайте вспомним, сколько у глаголов времен?( 3) (Настоящее, прошедшее, будущее).Напомните мне, что обозначают глаголы настоящего времени?(действия, которые происходят в настоящее время) На какие вопросы они отвечают?

1.ЧТО ДЕЛАЮ? пишу

2.ЧТО ДЕЛАЕШЬ? пишешь
3.ЧТО ДЕЛАЕМ? пишем

4.ЧТО ДЕЛАЕТЕ? пишете

5.ЧТО ДЕЛАЮТ? пишут

-Напомните мне , что обозначают глаголы прошедшего времени?(Действия, которые уже произошли или происходили в прошлом)

-Назовите вопросы прошедшего времени?

а) ЧТО ДЕЛАЛ? писал

б) ЧТО ДЕЛАЛА? писала
в) ЧТО ДЕЛАЛО? писало
г) ЧТО ДЕЛАЛИ? писали

-Как еще можно определить, что этот глагол стоит в прошедшем времени?

(по суффиксу Л) рисовал, рассказал, объехал.

-Вспомните, что называют глаголы будущего времени?(Действия, которые только будут происходить)

-На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени?

а) ЧТО СДЕЛАЮ? скажу
б) ЧТО БУДУ ДЕЛАТЬ? помогу

- Давайте проверим(слайд 6)

-Как еще изменяются глаголы?

Определяют учебно-познавательный мотив.

Учащиеся сравнивают полученные результаты с правилом, контролируют правильность выполнения задания.

Постановка и выполнение учебной задачи


 


 


 

Слайд 8


 


 


 

Слайд 9


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 10


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 11


 


 


 


 


 


 

Слайд 12


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Закрепление


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 13


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 14


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Организация самостоятельной работы

-Вот мы и повторили все, что знаем о глаголе, давайте применять наши знания на практике. Перед вами тест. Попробуйте его выполнить. Если не сможете сделать сами, обращайтесь к вашему соседу. В графе «Что я умею» оцените себя. Если вы считаете, что со всеми заданием вы справились без ошибок, то поставьте « +», если не справились «-», если возникли вопросы, то знак «?»

(проверка по слайдам 8,9,10))


 

- Кто работал сам? Кому помогал сосед? Подумайте на какие моменты вам надо будет еще раз обратить внимание и проработать дома.

Организация работы в парах

-Мы живем в прекрасной стране. Это наша Родина. Давайте вспомним её название. Наше Отечество, наша родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем её потому, что в ней жили наши отцы и деды. Родиной мы её зовем потому, что все мы в ней родились, в ней для нас все родное. Здесь живут наши родители, бабушки, дедушки, братья и сестры. А как по- другому называется наша страна? (Российская Федерация). В каждой стране есть самый главный город. Вспомним, как он называется? (столица, Москва).

-Дальше мы поработаем в парах.

-Следующее задание соберите пословицу.(слайд ). Работайте дружно. Советуйтесь с другом. По какому принципу объединены эти пословицы. О чем они? Объясните смысл.

-Запишите понравившиеся пословицы. Подчеркните глаголы. Обозначьте время, число. Не забывайте об умении грамотно писать.

А теперь проверим ваши знания( слайд 15)


 

Физкультминутка


 


 

Организация Фронтальной работы


 

Родина – это дом, в котором мы живём, и русская берёзка, и крик кукушонка, и полянка. Это место, где ты родился и вырос. Город со своими улицами, кварталами, аллеями и парками. Город, историей которого мы гордимся! Родина – это и наши предки, наши мамы, папы, бабушки и дедушки, подарившие нам жизнь и имя.

Игра «ДОПИШИ СЛОВА» стр.70 (учебник) упр.109.

Проверка. Назовите глаголы и время. У каких глаголов время определить нельзя? Выделите окончания у глаголов.


 

Самостоятельная работа.Стр.70 упр.127 (учебник)


 


 

Составьте предложения. Найдите подлежащее и сказуемое. Укажите все признаки, которые знаете у глагола

1гр.-запишите все предложения.

2 гр.-2 понравившихся предложения.


 

3гр.-1 понравившееся предложения.

Если останется время (стр.102 упр.66) « Рабочая тетрадь»

Сейчас вы станете редакторами и исправите ошибки, допущенные в предложениях. Как нельзя говорить? Какими словами мы заменим их.

Запишите предложения, заменив слова правильными.

Выполнение теста учащимися по теме «Глагол» с последующей проверкой на слайдах.

Учащиеся анализируют, наблюдают, сравнивают свою работу.

(Приложение «Тест»)

Тест

ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО КАЖДОЕ ЗАДАНИЕ,

ОБВЕДИ ТОЛЬКО БУКВУ, РЯДОМ С КОТОРОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

1.Выберите глаголы среди других частей речи.

Сорока, красивый, заговорил, мы.

2. Определи в каком числе стоит глагол.

а) говорят, рассказывают, поют

( )

б) бежит, говорит, идет,( )

3. В какой строке все глаголы в

в настоящем времени?

а) сохранил, навестил, выбрала;

б) бегут, смотрю, блестит;

в) разольётся, напишешь, будем читать.

4. В какой строке все глаголы в прошедшем времени?

а) учился, рисует, будет петь;

б) ходил, волновался, гулял, смотрел;

в) причесался, разговаривает, читал.

5. В какой строке все глаголы в будущем времени?

а) постучит, перенесём, озвучит;
б) сорвёт, принесёт, откроет;
в) надели, перепишу, сошью.

«ЧТО Я УМЕЮ?»

1.Выделять глаголы среди других частей речи?

2.Определять в каком числе стоит глагол?

3.Выбирать глаголы настоящего времени?

4.Выбирать глаголы прошедшего времени?

5.Выбирать глаголы будущего времени?

Работа в парах. Составление пословицы. Объяснения ее смысла. Нахождение глаголов.

Приложение №1( смотри ниже)

Показ учителем.

Повторение детьми.


 


 

Игра «ДОПИШИ СЛОВА» стр.70 (учебник) упр.109

Учащиеся анализируют, наблюдают, находят нужные слова.


 


 


 


 

Ученики дописывают окончания у слов Определяют часть речи и время. У каких слов нельзя определить время?

( неопределенная форма)


 


 


 


 


 


 

Учащиеся самостоятельно выбирают задание.


 

 

( Приложение 2.)

Прочитайте предложения. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения верно, исправив глагол. Определите время, число, лицо.

Я всегда ложу на парту ручку и тетрадь.

Каждое лето я с родителями ездию на море.

Я часто помогаю маме, полоскаю свои носовые платки.

4. Я стою у окна и махаю рукой прохожим.

Рефлексия

- Сегодня на уроке мы повторили очень важную часть речи - глагол. Поднимите руки, кому было сложно сегодня на уроке? Кто смог получить помощь от соседа? Кому было интересно?

Задания у всех будут разные. Каждый индивидуально для себя решит, что ему надо еще повторить, чтобы хорошо написать проверочную работу и выберет для себя задания.


 


 

Учащиеся анализируют свою учебную деятельность.Решают, что они должны еще повторить дома.

(Разноуровневое домашнее задание)

Домашнее задание по теме «Глагол»

Вспомни какое умение тебе надо отработать(см.таблицу теста).

Выполни одно или несколько заданий.

Задание 1

Из данных слов выпишите только глаголы.

Зеленеет, зелёный, зелень; опасный, опасность, опасается; крикливый, крик, кричит; бегство, беглый, бежать; ходьба, ходить, походка.

Задание 2

Выпишите глаголы с вопросами и определите их число. Определи число.

Апрель! Апрель! На дворе звенит капель.

По полям бегут ручьи, на дорогах лужи.

Скоро выйдут муравьи после зимней стужи!

Задание 3

Определи сколько предложений в тексте. Подбери название. Запиши текст, правильно обозначая начало и конец предложений. Над глаголами укажи время.

Стало теплее пришли летние тучи грянул гром полил теплый дождь Петя ставит в пруду сети солнце садится за горизонт начинается ночь Петя утром вынет сеть в ней заплещутся караси.

Творческое задание.

Составь предложения, используя глаголы. Получился ли у тебя текст. Озаглавь его. Укажи время, число у глаголов.

Прилетели, несут, выглянет, появятся.

Организован -ный конец урока

Слайд 18

Спасибо вам за урок. Молодцы.


 

 

 

Приложение №1

Соедини части пословицы в одну. Вставьте пропущенные буквы.

Укажите время глаголов, число, если возможно род.

Если дружба велика Род…не служ…ть.

Где кто р…дился, а слушают во всей стр…не.

Г…ворят в М…скве, там и приг…дился.

Ж…ть- будет Род…на крепка.

Проверка

Если дружба велика, будет (буд.вр. ед.ч) Родина крепка.

Где кто родился (пр.в. ед.м.р.), там и пригодился (пр.в ед. ч. м.р.).

Говорят (наст.в. мн.ч) в Москве, а слушают (наст.вр мн.ч) во всей стране.

Жить (н.ф.) - Родине служить(н.ф.).

Приложение 2.

Прочитайте предложения. Найдите ошибки в употреблении глаголов. Запишите предложения верно, исправив глагол. Определите время, число, лицо.

Я всегда ложу на парту ручку и тетрадь.

Каждое лето я с родителями ездию на море.

Я часто помогаю маме, полоскаю свои носовые платки.

Я стою у окна и махаю рукой прохожим.

Тест

ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО КАЖДОЕ ЗАДАНИЕ,

ОБВЕДИ ТОЛЬКО БУКВУ, РЯДОМ С КОТОРОЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ.

1.Выберите глаголы среди других частей речи.

Сорока, красивый, заговорил, мы.

2. Определи в каком числе стоит глагол.

а) говорят, рассказывают, поют( )

б) бежит, говорит, идет,( )

3. В какой строке все глаголы в настоящем времени?

а) сохранил, навестил, выбрала;

б) бегут, смотрю, блестит;

в) разольётся, напишешь, будем читать.

4. В какой строке все глаголы в прошедшем времени?

а) учился, рисует, будет петь;

б) ходил, волновался, гулял, смотрел;

в) причесался, разговаривает, читал.

5. В какой строке все глаголы в будущем времени?

а) постучит, перенесём, озвучит;
б) сорвёт, принесёт, откроет;
в) надели, перепишу, сошью.

«ЧТО Я УМЕЮ?»

1.Выделять глаголы среди других частей речи?

2.Определять в каком числе стоит глагол?

3.Выбирать глаголы настоящего времени?

4.Выбирать глаголы прошедшего времени?

5.Выбирать глаголы будущего времени?

Опубликовано


Комментарии (1)

Надежда, 13.02.16 в 20:11 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.