12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скрыльникова Ольга Александровна3080
Россия, Саратовская обл., с.Липовка, Духовницкий район
3

Главные и второстепенные члены предложения.

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.


Урок проводится в рамках конкурса «Здоровьесозидающая деятельность педагога»


Предмет: русский язык.

Аудитория: 8 класс.

Программа: Бабайцевой В.В.

УМК: Русский язык: Практика 8 класс под редакцией Ю.С.Пичугова- М: Дрофа, 2011; Русский язык: Теория. 5-9 классы./Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.- М: Дрофа, 2012


Цели урока:

Образовательная: повторить сведения о главных и второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения, совершенствовать навык синтаксического разбора простого предложения, анализировать языковые факты, опознавать языковые единицы.

Развивающая: формировать общеучебные навыки, в том числе такие, как умение формулировать проблему на основе анализа текста, ставить перед собой задачи, проводить самоанализ и самооценку деятельности.

Воспитательная: воспитание уважительного отношения к родному языку, формирование у обучающихся стремления к здоровому образу жизни. Пропаганда занятий физической культуры и спортом среди учащихся.

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний с использованием ИКТ. Урок – практикум.

Форма: групповая, индивидуальная, самостоятельная.

Планируемый результат обучения:

Личностные УУД:

формирование положительной учебной мотивации, готовности свободного выражения своих мыслей на уроке

формирование осознания смысла своих учебных действий

Регулятивные УУД:

развитие  умения осознавать и формулировать тему и цели урока

контролировать и оценивать свою деятельность на уроке

Познавательные УУД:

развивать умение строить устные высказывания, проводить сравнение и обобщение

формировать умение  осознавать и формулировать проблему

Коммуникативные УУД:

формирование умения сотрудничать с соучениками и учителем в решении учебных задач

развивать умение четко формулировать и доказывать собственное мнение, вести учебный диалог, строить развернутые высказывания



Методы: частично-поисковые.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

- Ребята, добрый день! Мы закончили изучение темы «Главные и второстепенные члены предложения».

Сегодня на уроке мы подведём итоги, обобщим знания по теме, проверим ваши умения находить главные и второстепенные члены предложения; делать различие в определении второстепенных членов предложения; и умение использовать их в речи.

А говорить мы будем с вами о благотворном влиянии спорта на жизнь, здоровье человека. Запишите тему урока «Спорт – это жизнь». В жизни каждого человека есть место выбору. Только от вас самих зависит, будете ли вы здоровыми, крепкими, красивыми или слабыми, бледными, часто болеющими.


Я желаю вам, ребята, быть здоровыми всегда.

Но добиться результата невозможно без труда.

Подготовка к уроку. Приветствие.


Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.


Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, одноклассниками.


Регулятивные УУД: прогнозирование результата и уровня усвоения материала.


2. Актуализация знаний

На первом этапе работы мы вспомним все, что знаем по этой теме.

Спорт- это жизнь.

Рассмотрим тему нашего урока с синтаксической точки зрения.

Что изучает синтаксис?






Какая единица языка перед нами?

Докажите.







Ответ: раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений.



Ответ: предложение

У доски 1 обучающийся, который находит гр. основу, объясняет правило постановки знаков препинания, даёт полную характеристику предложению, главным членам.

.

Регулятивные: целеполагание, планирование, постановка задач


Личностные: самостоятельное выделение и формулирование цели, задач урока.


Коммуникативные:

Постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и учащимися.

3. Повторение теоретических сведений о главных членах предложения.

Что такое подлежащее?

Чем может быть выражено подлежащее.


Ответы обучающихся

Личностные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели ,формулирование проблемы.


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками


Регулятивные: целеполагание


4. Практическая работа.


































Практическая работа. Приведите примеры предложений на тему «Спорт- это жизнь», где подлежащее будет выражено различными частями речи.









Хорошо, ребята. Вспомним, что такое сказуемое.

Какие виды сказуемых вы знаете?



Практическая работа. Предложения проецируются на доску.

1. Спорт продлевает жизнь. (ПГС)

2. Тренирующиеся вышли из зала. (ПГС)

3. Тренироваться – значит много работать.(ПГС)

4. Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы.(ПГС)

5.Спортсмены начали тренироваться. (СГС)

6. Человек должен трудиться. (СГС)

7. Я был бы рад победить. (СГС) .

8. Жизнь без движения пуста. (СИС)

9. Упражнение казалось простым. (СИС)

10. Каждый мечтает стать красивым. (СИС) Оценить ответ.


Практическая работа. Тесты.

См. приложение 1

На выполнение задания отводится 5 мин


Примерные ответы обучающихся.

1. Спорт продлевает жизнь.

2. Каждый мечтает стать красивым.

3. Тренирующиеся вышли из зала.

4. Тренироваться – значит много работать.

5. Гимнаст с фигуристкой спешили на сборы.


Ответы обучающихся





Обучающиеся в тетрадях дают характеристику сказуемому каждого предложения. (Например, 1-ПГС)













Тесты лежат перед обучающимися.

Ответы обучающихся

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.


Личностные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.


Регулятивные: - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана и последовательности действий.




















5.Физкультминутка

Под песню В.Высоцкого «Утренняя гимнастика» выполняем комплекс упражнений

Обучающиеся выполняют упражнения



6. Включение новых знаний в систему знаний


Работа с текстом. (подготовка к ГИА)

Гимн Олимпийских игр (см. приложение 2)

- Докажите, что перед вами текст. Определите тему, основную мысль текста.

Определить вид связи. Как проявляется? (Через синонимы)

Словарная работа.


Патриот - Человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Толковый словарь Ушакова

Патриотизм - Преданность и любовь к своему отечеству, своему народу.


Тексты лежат перед обучающимися.

Ответы обучающихся

(цепная)

Личностные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.


Коммуникативные: контроль, коррекция, оценка действий партнера.


Регулятивные: осознание, контроль, коррекция, оценка.


7. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Домашнее задание.


Итоги урока.

Возвращение к целям и задачам урока.

Домашнее задание:

1) Тест (обязательно)

2) Упражнение 256


Я предлагаю вам оценить свою работу с помощью шкалы.


Спасибо за урок!

Оценивают свою работу при помощи шкалы

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Регулятивные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность


Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.
































Приложение 1


Тест


1.Укажите предложение, в котором дополнение выражено глаголом

А. Стадион был переполнен.

Б. Она плыла вдоль бортика.

В. Тренер велел вратарю думать.


2. Укажите предложение с обстоятельством образа действия

А. Мяч полетел прямым путем.

Б. К утру мы были дома.

В. Весь день на стадионе шел дождь.


3. Укажите предложение с несогласованным определением

А. Отец изучал турнирную таблицу.

Б. На матче звучал спортивный марш.

В. Это был юноша лет шестнадцати.


4. Укажите предложение, в котором НЕТ приложения

А. Бесконечна возможность познавать себя.

Б. Внук – спортсмен уехал на соревнования.

В. Отец выписывает журнал «Геркулес».


5. Укажите предложение, в котором дополнение выражено словосочетанием

А. Летом я прочитал много книг о спорте

Б. Брат болеет за «Динамо».

В. Шайбу забросил. М.Карпов.










Приложение 2




Гимн Олимпийских игр


(1)Гимн Олимпийских игр исполняется при поднятии олимпийского флага во время открытия очередных Игр,а также по их завершении. (2)Музыка занимает важнейшее место в программе Олимпиад. (3)В 1896 г. был впервые исполнен олимпийский гимн, написанный греческим композитором С. Самарасом на стихи К. Паламаса и переведенный на многие языки мира. (4)На церемониях открытия и закрытия Олимпиад звучат лучшие произведения национального и мирового музыкального искусства. (5) На открытии московской Олимпиады звучала «Праздничная увертюра» Д.Шостаковича, ставшая ее музыкальной эмблемой. (6)А на торжественной церемонии закрытия 100-тысячный стадион со слезами на глазах провожал гигантского олимпийского Мишу, улетавшего в ночное московское небо под звуки трогательной песни А.Пахмутовой и Н.Добронравова:

(7)До свиданья, Москва, до свиданья!

(8)Олимпийская сказка, прощай!





Выполнение грамматических заданий

1. Из 2 предложения текста выпишите слова, где звуков больше, чем букв

2. Из предложений 3-4 выписать слово, написание суффикса в котором определяется правилом: «В суффиксах причастий в краткой форме пишется одна буква Н»

3. Заменить слово ГИГАНТСКИЙ (предложение 6) стилистически нейтральным синонимом

4. Заменить словосочетание МОСКОВСКОЕ НЕБО (предложение 6) со связью согласование синтаксическим синонимом со связью управление

5. Выпишите грамматическую основу из предложения 5

6. Среди предложений 6-8 найдите предложения с обращениями. Напишите номера этих предложений

7. Определить количество грамматических основ в предложении 4


Используемая литература:

Текст с сайта http://sochi2014.blob.core.windows.net/storage/education/method/Russian.pdf


Храпова О. П., Лепёхина С. И. Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка, литературы и изобразительного искусства // Молодой ученый. — 2011. — №7. Т.2. — С. 126-128.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.