Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 имени Г.С. Титова городского округа Щёлково Структурное подразделение: Детский сад «Берёзка» 141103, Московская область, г.Щёлково-3, ул. Институтская, 6Б. тел 8(496)253-97-76, e-mail: mdouHYPERLINK "mailto:mdou.berezka27@mail.ru"
Гостиная «Кто рисует картинки в книжках»
в средней группе "Радуга"
Составила и провела Свирида Е.В.
Щёлково
апрель2024г
Цель:
Познакомить детей с творчеством художника-иллюстратора В. В. Лебедева.
Задачи:
Познакомить детей с профессией художника-иллюстратора.
Развивать познавательную активность, воображение.
Развивать умение внимательно рассматривать иллюстрации, понимать их содержание, определять характер героев, выразительные средства (выбор цвета, позы, одежда), передавать своё отношение, чувства.
Совершенствовать диалогическую речь, умение чётко отвечать на вопросы.
Воспитывать интерес к книге бережное отношение к ней.
Оборудование: газеты; выставка книг С.Я.Маршака с иллюстрациями В.В.Лебедева; презентация «В.В.Лебедев»; аудиозаписи: П.И.Чайковский вальс из «Спящая красавица», С.Прокофьев Петя и волк, П.И.Чайковский Сладкая грёза; наборы рисунков небольшого формата на каждого ребёнка для игры.
Предварительная работа.
Чтение книг С.Я.Маршака «Усатый - полосатый», «Тихая сказка», «Сказка о глупом мышонке» и рассматривание иллюстраций В.В.Лебедева.
Ход занятия
Воспитатель.
Ребята, вы любите рассматривать или читать с родителями газеты? Показ газет. Почему?
Ребята, посмотрите, какая у нас выставка ярких и красочных книг! Вы узнаёте эти книги? Как называются? Кто автор? Почему нам было интересно их читать?
Слайд 2
Эти замечательные рисунки к этим книгам нарисовал художник Владимир Васильевич Лебедев.
Ребята, прошлой ночью, пока книги ждали встречи с вами, зверятам из книг стало грустно и они решили поиграть. А когда пришло время вернуться на сою страничку, они растерялись , потому что забыли в какую сказку им возвращаться.
Давайте, поможем нашим шалунишкам. Вы же помните, кто в какой сказке живёт?
Слайд 3
Внимательно рассмотрите иллюстрацию и послушайте музыкальный отрывок.
Рисунок из «Усатый – полосатый»
П.И.Чайковский вальс из «Спящая красавица»
Подсказка.
Ребенок читает наизусть отрывок.
- Кто это такой?
- Из какого произведения эти строки?
- Это взрослая кошка или маленький котёнок? Он вам нравится?
- Каким Лебедев нарисовал котенка? (пушистым, серым, полосатым, с длинными усами, выразительными глазами)
- Он получился на картинке таким же, как и в стихотворении - непослушным?
- Удалось художнику в рисунке показать поведение котёнка?
Молодцы!
Внимание на экран.
Слайд 4
Рисунок из «Тихой сказки»
С.Прокофьев Петя и волк
Подсказка.
Все: Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо…
М: Жили-были серый ёж
Д: И его ежиха.
М: Серый ёж был очень тих
Д: И ежиха тоже.
М: И ребёнок был у них —
Очень тихий ёжик.
М: Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец,
ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
М: Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо:
Все: топ-топ-топ…
- Молодцы! Правильно!
- Какие звери на рисунке? Опишите их.
-Почему художник использует такие тёмные краски?
Шедевр творчества Лебедева — «Тихая сказка» С. Я. Маршака. Первый разворот этой книги заполнен множеством маленьких веточек, шишек, ягод; иллюстрации обаятельны и разнообразны. Семейство забавных лесных зверюшек—еж-отец, ежиха-мать и ребенок-ежик—изображено мягко, с юмором. Название «Тихая сказка» очень хорошо чувствуется в этих иллюстрациях: в сереньком осеннем пейзаже, в последней картинке, на которой в уютной темной норке, где-то под корнем дерева, притаились от волков колючие родители и их маленький сынок, доверчиво поднявший к ним острую мордочку.
Слайд 5
Рисунок к «Сказка о глупом мышонке»
П.И.Чайковский Сладкая грёза
Подсказка
Танец мышат.
- Замечательно, угадали.
Лебедев с детства как никто другой знал и любил животных. Поэтому с особой любовью он работал над книгами, главными героями которых являются звери. Вот, например, «Сказка о глупом мышонке» С Я. Маршака. Посмотрите, как тот прочувствовал художник мягкость, доброту, юмор и убаюкивающую мелодичность этой милой сказки.
Пела ночью мышка в норке:
Спи, мышонок, замолчи.
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Такими получились хлопотливая мышка-мать, важная жаба, глупая свинья, хищная крыса, грациозная тетя-кошка с очаровательной мордочкой, нежно мяукающая свою лукавую колыбельную. (Показывает иллюстрации.) А кто помнит, чем заканчивается эта сказка? (Ответы детей.)
Слайд 6
Самуила Яковлевича Маршака и Владимира Васильевича Лебедева связывала большая творческая дружба, они советовались во время работы, помогали и глубоко ценили друг друга. Закончит Маршак новые стихи и договаривается с Лебедевым по телефону о встрече. Они обсуждали все — вплоть до мелочей: как будет выглядеть каждая страница будущей книги. То Маршак попросит изобразить какую-то важную для него подробность, то Лебедев посоветует изменить стихотворение, употребить другое слово, немного сократить текст или наоборот, приписать несколько строк.
- Вы отлично справились и вернули героев свои сказки. А сейчас мы поиграем м посмотрим, кто внимательно слушал музыку.
Условия игры: послушать музыку и вспомнить, когда она звучала (на какой сказке) и показать нужный рисунок.
Слайд 7
Рисунок к «Сказка о глупом мышонке»
П.И.Чайковский Сладкая грёза
Слайд 8
Рисунок из «Усатый – полосатый»
П.И.Чайковский вальс из «Спящая красавица»
Слайд 9
Рисунок из «Тихой сказки»
С.Прокофьев Петя и волк
Слайд 10
Молодцы!!!
Источники:
https://cdn.culture.ru/images/c0af0a85-25f3-590d-861f-667862fed279
https://pinkamuz.pro/search/Чайковский%2C%20Сладкая%20греза
https://pinkamuz.pro/search/спящая%20красавица%20сюита
https://pinkamuz.pro/search/прокофьев%20тема%20волка
Сопронюк Мария Александровна
Свирида Елена Васильевна