БИОЛОГИЯ 5 класс
Полный правильный ответ на задание 5 оценивается в 3 балла; часть 5.1 – 1 баллом; часть 5.2. – 2 баллами, 1 балл ставится, если в ответе переставлены местами две цифры В задании 5 требуется классифицировать растения (5.1) по разным основаниям, а далее восстановить последовательность этапов выполнения определенных действий (5.2), например посадки растения. Задание 5 проверяет умение работать с биологическим объектом, например, классифицировать растения по разным экологическим особенностям, а так же при посадке культурных растений.
5.1. Пятиклассники решили посадить деревья во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке деревьев. СПИСОК ДЕРЕВЬЕВ 1) ель европейская 2) дуб черешчатый 3) клён американский 4) лиственница сибирская 5) сосна обыкновенная 6) липа сердцевидная Какие из представленных деревьев листопадные? Укажите в ответе их порядковые номера. 2 3 6
5.2. Анна решила посадить дерево на своём дачном участке. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить. 1) налить в выкопанную лунку воду 2) полить посаженное дерево 3) поместить растение в лунку 4) засыпать лунку землёй 5) выкопать лунку Номера действий в правильном порядке впишите в таблицу. 5 1 3 4 2
5.1. Пятиклассники решили посадить деревья во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке деревьев. СПИСОК ДЕРЕВЬЕВ 1) вяз мелколистный 2) белая акация 3) ель сибирская 4) ива белая 5) сосна кедровая 6) лиственница даурская Какие из представленных деревьев хвойные? Укажите в ответе их порядковые номера. 3 5 6
5.1. Пятиклассники решили посадить деревья во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке растений. СПИСОК РАСТЕНИЙ 1) сирень обыкновенная 2) боярышник обыкновенный 3) береза повислая 4) каштан конский 5) спирея гибридная 6) клен татарский Какие из представленных растений кустарники? Укажите в ответе их порядковые номера. 1 2 5
Жизненные формы растений (жизненная форма – это общий внешний вид растения) деревья кустарники травы есть ствол (одревесневший стебель) и крона (ветви) многолетние много одревесневших стволиков многолетние зелёные стебли (нет одревесневших частей) 1 – 2 – много -летние сосна береза шиповник крыжовник земляника астра
5.1. Пятиклассники решили посадить деревья во дворе школы. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке растений. СПИСОК РАСТЕНИЙ 1) крыжовник обыкновенный 2) яблоня домашняя 3) малина садовая 4) айва японская 5) смородина черная 6) черешня белая Какие из представленных растений плодовые деревья? Укажите в ответе их порядковые номера. 1 2 5
5.1. Пятиклассники решили посадить растения. В питомнике ребятам предложили семена приведённых в списке растений. СПИСОК РАСТЕНИЙ 1) хлорофитум крылатый 2) традесканция толстолистная 3) подорожник большой 4) гибискус сирийский 5) пастушья сумка 6) ромашка аптечная Какие из представленных растений комнатные? Укажите в ответе их порядковые номера. 1 2 4
5.1. Пятиклассники решили посадить растения. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке растений. СПИСОК РАСТЕНИЙ 1) свекла столовая 2) укроп огородный 3) молочай желтый 4) полынь горькая 5) пшеница озимая 6) ландыш майский Какие из представленных растений пищевые культуры? Укажите в ответе их порядковые номера. 1 2 5
5.1. Пятиклассники решили посадить растения. В питомнике ребятам предложили саженцы приведённых в списке растений. СПИСОК РАСТЕНИЙ 1) петунья японская 2) фасоль лобио 3) незабудка алтайская 4) горох посевной 5) гладиолус душистый 6) морковь посевная Какие из представленных растений декоративные (для выращивания на клумбе) ? Укажите в ответе их порядковые номера. 1 3 5
Расположите в правильном порядке события, происходящие при прорастании фасоли. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) появление семядолей 2) появление зелёных листочков 3) разрушение семенной кожуры 4) набухание семени 5) появление корешка 4 5 3 1 2
Расположите пункты инструкции по приготовлению препарата кожицы лука в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло и положите кусочек плёнки в каплю раствора йода на предметном стекле. 2) С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. 3) Накройте покровным стеклом. 4) Очистите луковицу, разрежьте её вдоль. 5) Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой. 4 2 1 5 3
Расположите пункты инструкции по проращиванию семян в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) на бумагу положите 10 предварительно замоченных (в течение 8–10 ч) семян огурцов 2) закройте тарелку полиэтиленовой плёнкой 3) смочите фильтровальную бумагу водой и следите, чтобы во время опыта она была постоянно влажной 4) через сутки обследуйте семена, результаты занесите в дневник наблюдений 5) возьмите тарелку и уложите на её дно сухую фильтровальную бумагу 6) поставьте тарелку в тёплое место 5 3 1 2 6 4
Расположите пункты инструкции по изучению микропрепарата в правильном порядке. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр. 1) Переведите микроскоп на большое увеличение. 2) Настройте на микроскопе свет. 3) Поставьте микроскоп перед собой. 4) Сфокусируйте микроскоп на клетках при малом увеличении. 5) Рассмотрите и зарисуйте особенности строения клеток. 6) Положите препарат на предметный столик. 3 2 6 4 1 5
Вера решила высадить на своём дачном участке сливу, которую она вырастила из косточки в цветочном горшке. Расставьте по порядку номера действий, которые она должна осуществить. 1) выкопать ямку в земле 2) поместить растение в ямку вместе с почвой из цветочного горшка 3) полить высаженную сливу 4) засыпать ямку с растением землёй 5) полить выкопанную ямку водой 1 5 2 4 3
Отметка по пятибалльной шкале «2» «3» «4» «5» Первичные баллы 0–8 9–16 17–22 23–27 Система оценивания работы
Панагушина Елена Аркадьевна