Готовность ребенка к школе Петр Владимирович Любимов Педагог-психолог МОУ «Осельковская ООШ» Сайт: Психологическая поддержка+ http://help.oselkschool.ru/
Готовность к школе Физиологическая готовность Психологическая готовность Социальная (личностная) готовность Определяется уровнем развития памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения Определяется уровнем основных функциональных систем организма Определяется готовностью к новым формам общения, принятию новой общественной роли «Я – ученик»
Физиологическая готовность Уровень физического развития в соответствии с возрастными нормами Развитие крупных движений и мелких мышц руки (моторика) Пространственная организация и координация движений Готовность к учебным нагрузкам
Психологическая готовность Уровень развития психических процессов (мышления, памяти, речевого развития, внимания, воображения, восприятия) Уровень знаний и представлений об основных предметах и явлениях окружающей среды Наличие внутренней мотивации обучения Эмоционально-волевая готовность (развитие произвольности и внутреннего контроля)
Социальная готовность Готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению окружающему миру в условиях школьного обучения Принятие новой общественной роли «Я – ученик»
Психологическая готовность к школьному обучению ребенок знает основные цвета и их оттенки, может правильно различать тяжесть предметов, хорошо воспринимает предмет в целом, выделяет основные части и соотносит их между собой, умеет находить схожие и отличительные признаки предметов; у ребенка достаточно развита произвольная память: он умеет ставить цель запомнить что-либо и свободно применяет способы запоминания; развивается произвольное внимание, он умеет выполнять что-либо по инструкции на протяжении определенного времени. Может продуктивно заниматься одним и тем же делом в течении 20 и более минут.
у ребенка достаточно большой словарный запас. Его речь отличается употреблением слов, связанных с движением и деятельностью, увеличением количества обобщающих слов, становится связной, логичной. у ребенка, поступающего в школу, воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д.
у ребенка уже сформированы пространственные отношения: он может правильно определить положение предмета в пространстве (над-под, впереди-сзади, ниже- выше, слева-справа), правильно выделить такие отношения, как «уже-шире», «больше-меньше», «короче-длиннее». К поступлению в школу ребенок уже воспринимает время, как категорию, которую нельзя вернуть или ускорить.
Что должен знать и уметь будущий первоклассник? необходимые знания и умения можно разделить на 4 блока: Общее развитие Логика и мышление Чтение и речь Математика
Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир» 1. Я и моя семья — Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество. — Сколько тебе лет? Когда твой день рождения? — Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают? — Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет? — Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?
2. Природа — Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии? — Назови известные тебе цвета. — Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод? — Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?
3. Время и пространство — Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год? — Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне? — Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру? — Покажи, где находится «право», а где «лево».
4. Профессии — Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре? 5. Искусство и спорт — Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки? — Каких известных писателей и поэтов ты знаешь? 6. Правила безопасности — В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора? 7. Мотивация — Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?
Логика и мышление К первому классу хорошо бы уметь: отвечать на вопросы на общее развитие; находить различия на двух картинках; выделять общие признаки у предметов и других объектов и группировать их (например, зимнюю и летнюю одежду, живую и неживую природу и т.п.); находить закономерности; решать простые и нестандартные задачки на логику и пространственные представления.
Чтение и речь К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение — старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать. Также будущему первокласснику рекомендуют знать алфавит; уметь отличать буквы от звуков, гласные от согласных; находить нужные буквы в начале, середине, конце слова; подбирать слова на заданную букву; делить слова на слоги.
Математика 1. Ребенок должен уметь решать простейшие задачки и головоломки. 2. Ребенок должен уметь вычитать и прибавлять к числу. 3. Ребенок должен уметь определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз. 4. Ребенок должен уметь считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами. 5. Ребенок должен уметь сравнивать числа: равенства- неравенства, больше - меньше. 6. Ребенок должен понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету? 7. Ребенок должен знать состав чисел первого десятка.
7. Ребенок должен знать состав чисел первого десятка. 8. Ребенок должен уметь различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы. 9. Ребенок должен знать такие геометрические фигуры как: квадрат, прямоугольник, круг, треугольник, трапеция, ромб; геометрические тела: куб, шар, цилиндр, пирамида. 10. Ребенок должен знать знаки "+", "-", "=", "<;" и ">;". 11. Ребенок должен уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. 12. Ребенок должен уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части. 13. Ребенок должен знать прямой и обратный порядок числового ряда.
Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача — помочь дошкольнику развить ключевые способности, загореться желанием развиваться и узнавать новое. Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.
Ломакина Ирина Алексеевна
Акатова Ирина Анатольевна