Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования "Граттаж"» (4–6 класс)

2
0
Материал опубликован 27 January 2020

Мастер-класс

на семинаре районного МО

учителей ИЗО Сергокалинского района



на тему:


t1580126655aa.gif


Подготовила:

руководитель районного МО

учителей ИЗО Сергокалинского района, учительница ИЗО МКОУ «Сергокалинская СОШ №1»

Курбанова Наида Багомедовна


t1580126655ab.jpg


Сергокалинский р-он, с.Сергокала 2018г.

Тема :Нетрадиционная техника рисования « Граттаж»


Продолжительность мастер-класса:20 минут


Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками рисования.


Задачи:

-Познакомить с нетрадиционной техникой рисования-граттаж, для последующего использования данной техники в своей работе с детьми;

- показать ирассказать о технологии грунтования листа для рисования;


Ожидаемые результаты:

-педагоги познакомились с нетрадиционной техникой рисования « Граттаж» и научились выполнять работы в этой технике;

- знакомы с технологией грунтования листа для заготовки.


Методы: словесный, наглядный, практический.


Оборудование:мольберт, стеки для пластилина, зубочистки, листы А4 загрунтованные для работы в технике « Граттаж» , листы А2 с поэтапным выполнением грунтовки для рисования , клеенка, восковая свеча, гуашь.


Раздаточный материал: листы формата А4 ( загрунтованные, покрытые слоем воска и гуаши) зубочистки и стеки , геометрические фигуры, пластиковые трафреты, влажные салфетки.


Наглядное пособие: презентация " Граттаж", рисунки выполненные в технике

« Граттаж», работы воспитателя и детей выполненные в технике « граттаж»


Ход мастер-класса.      


Вводная часть:


Актуальность работы заключается в следующем:  изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Так как в процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Одной из этих техник является « Граттаж». С этой техникой я вас сегодня познакомлю.


Три вопроса участникам:


Практическая часть

"Граттаж" (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как техника"Цап-царапки". Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику. Уверяю Вас: "Попробовав технику "Граттаж" один раз, Вам захочется вернуться к ней снова и снова".

Эту технику часто используют в художественных школах, детских студиях рисования.  Многие о ней слышали, но пробовали далеко не все, и совершенно напрасно. Потому что работы, выполненные в этой технике, очень хорошо смотрятся. В них есть какая-то загадка, объем, каждая получается уникальной.


Этапы  работы:

Так как заготовка листа для граттажа процесс не быстрый, я приготовила его для вас заранее


Первый этап :

Лист плотной бумаги или картона полностью закрашиваем восковыми мелками, восковой пастелью, гуашью илиакварелью. Цветовое решение зависит от задуманного рисунка.

Так же возможно использование простой белой или цветной бумаги.


Второй этап: 

Мы полностью покрываем наш лист воском.(это при желании бывает пастель очень жирная) Для этого используем обыкновенную восковую  свечу.


Третий этап:

Затем берем черную тушь или черную гуашь ( цвет основного фона мы можем выбирать в зависимости от темы рисования) добавляем  немного жидкого мыла или шампунь, чтобы гуашь не скатывалась на в воске и лист не прилипал к рукам. Покрываем закрашенный лист  широкой кистью или губкой. Ждем, пока лист высохнет - получилась заготовка.


Завершающий этап:

Далее берем любой острый предмет: зубочистку или перо, вязальный крючок или спицу, ручку с использованным стержнем и процарапываем рисунок по фону.


(Показываю технику процарапывания)

В технике «граттаж» используется следующие материалы  и инструменты: картон, белый или цветной , восковые мелки, свеча, гуашь, губка, широкая кисть, стеки для пластилина , зубочистки, объемные геометрические фигуры и трафареты.

Интересный факт: прародителем техники граттажакак такового, можно считать наскальные рисунки, выцарапанные в породе осколком камня. Также археологами были найдены изображения, нарисованные пальцем на глине, нанесенной на стену пещеры. Более близким предком монументального сграффито является техника декорирования глиняной посуды, которой в совершенстве владели греческие мастера. Похожую методику использовали на другом конце земли народы инков и майя.

Если ребенок затрудняется с выбором сюжета, то я предлагаю шаблоны. Например, по шаблону нарисовала рыбку, а  затем уже начинают дорисовывать, процарапывать , например , водоросли, подводные камни. 

Итак, наш мастер-класс подошел к концу.

Заключительная часть:

Представление работ участников.


Уважаемые коллеги,  скажите, пожалуйста, было ли вам интересно, и хотели бы вы применить полученные знания?

 Спасибо, Вам за проявленный интерес к нетрадиционной технике рисования, за активное участие в мастер – классе. Очень приятно было с вами работать. Чудесные картины останутся Вам на память.

Список литературы:


А.В. Никитина « Нетрадиционные техники рисования»

Н.П. Бесчастнов « Графика пейзажа»








t1580126655ac.jpgt1580126655ad.jpg




t1580126655ae.jpg

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.