Гражданская позиция педагога

2
0
Материал опубликован 2 November 2021

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Семинская основная школа»

д. Семино, Нижегородская область






«Гражданская позиция современного учителя»



Киселева Ирина Олеговна,

учитель русского языка и литературы,

квалификационная категория :1





                                                             д .Семино, 2020г.





                                             «Работа- лучший способ наслаждаться жизнью»

                                                                                                                           Кант.

В современном мире, при быстроменяющемся темпе жизни, профессия учителя является одной из важных. Кто, как ни учитель, поможет выбрать выпускнику, стоящему на пороге взрослой жизни, верную дорогу, определиться с профессией, которая будет приносить не только финансовую независимость, но и моральное удовлетворение?!

С каждым новым днем, с каждым уроком, я понимаю, что выбрала для себя верную дорогу в жизни, и за это я благодарна своему учителю русского языка и литературы. Она помогла мне поверить в себя, привила любовь к книге и простому русскому слову, тем самым определив мою дальнейшую судьбу. Я люблю свою работу, люблю непоседливых, озорных учеников, я наслаждаюсь каждым уроком и стараюсь увлечь ребят за собой. Я заряжаюсь энергией и позитивом от своих учеников, делюсь с ними своими планами и эмоциями. Всегда стараюсь, поддержать и понять тех, кому это необходимо.

Переступая порог школы, учитель приобретает для себя что-то важное и нужное, чего не купишь ни за какие деньги - это любовь и признание своих учеников. Он постоянно совершенствует свое мастерство, получает новые знания и умения, а так же старается не отставать от своих учеников и «идти в ногу со временем». Учитель – это не только наставник, это еще и друг, советчик, поэтому он должен быть осведомлен по разным вопросам и интересен, как личность. Получая от своих учеников заряд бодрости, учитель не стареет и не унывает, ему любые невзгоды по плечу. Учитель еще и художник, драматург, актер, врач: он примеряет на себя разные роли, которые никогда не повторяются, лечит детские души, помогает в трудных ситуациях. Наверное, учитель может все. Профессия учителя трудна, но еще и интересна.

У современного учителя много возможностей. С приходом в нашу жизнь компьютерных технологий, мы можем оказаться в любом уголке мира, создать видеоролик или посмотреть спектакль. Не нужно часами сидеть в библиотеке и носить с собой множество книг, но ничто не заменит простого выразительного и емкого слова. Поэтому учитель должен быть грамотным, тактичным и вежливым. Он должен уметь пользоваться различной компьютерной техникой, применять разные приемы и методы в своей работе.

Учитель не только учит детей, но и сам учится у них. Мало хорошо знать предмет, важно еще быть преданным своему делу, жертвовать интересами ради учеников. Учитель не только передает знания ребятам, он учит их учиться. Труд учителя не только полезный, но еще и очень ответственный за тех, кто доверился ему. Результат учительского труда виден не сразу, а через несколько лет, поэтому только внимательный, чуткий и отзывчивый человек может работать с детьми. Случайные люди в школе надолго не задерживаются.

Дети – это наше будущее, от них зависит процветание и успех нашей страны. Поэтому учитель должен иметь свою четкую гражданскую позицию, быть активным, чтобы правильно воспитывать подрастающее поколение. Каждый человек должен осознавать, что он нужен стране, что имеет право голоса. Умения и знания должны закрепляться на практике, а гражданская позиция-воспитываться и формироваться с детства. Гражданская позиция – это набор жизненных принципов, убеждений, взглядов на общественную жизнь. Но это еще и многогранное качество личности, проявляющееся во всем: в отношении к себе, к окружающим людям и животным, к Родине и ее проблемам, моральные нормы, поступки и даже мысли. А самое, наверное, главное – это ответственность перед обществом и окружающими. Гражданственность тесно связана с патриотизмом, чувством долга и чести. Любовь к Родине возникает еще в детстве, гораздо раньше, чем начинает формироваться гражданская позиция. Ребенок узнает окружающий его мир, учится беречь природу, ухаживает за животными. Постепенно он начинает понимать, что все то, что его окружает и является частью Родины, которая красива и уникальна. Маленький человек растет, узнает что-то новое, знакомится с культурой и традициями, и у него появляется гордость за свою страну. У человека на протяжении всей жизни формируется и развивается гражданская позиция. В детском и подростковом возрасте на ее формирование большое влияние оказывают примеры родителей, друзей, учителей. Нельзя научить тому, чего сам не знаешь или не умеешь, одну и ту же информацию можно преподнести с разных сторон, от этого может зависеть формирование взглядов и убеждений маленького человека. Учитель должен помогать ребенку, познающему мир, формировать правильную гражданскую позицию, развивать чувство долга и патриотизма, ответственность за свои поступки, свою судьбу и судьбу Родины. Чтобы поверить в человечество, ребенок в первую очередь должен поверить в себя.

Для меня, прежде всего, в понятие «гражданская позиция» входит любовь к своей Родине. Учителю важно привить эту любовь своим детям как можно раньше. Много литературных произведений посвящены этой теме. Вся деятельность педагога направлена на формирование чувства патриотизма, гордости за свою страну и ее народ. Примеров тому великое множество. В нашей школе регулярно проводятся акции и социальные проекты: «Чистое село», «Чистый берег», «Ветеран живет рядом», «Сирень Победы», «Бессмертный полк» и многие другие. Уже традиционными стали сбор макулатуры и озеленение территории школы. Все взрослые и дети принимают в них участие. На своих уроках я стараюсь регулярно приводить примеры из жизни, кинофильмов и произведений, чтобы дети видели, что герои – это простые люди, которые живут среди нас, и что в нашей жизни всегда есть место доброму поступку. Я надеюсь, что наши ребята вырастут настоящими гражданами России.

Конечно, каждый человек с самого раннего детства должен быть приучен к труду, не только умственному, но и физическому. Это тоже очень важно для формирования гражданской позиции, ведь чтобы что-то создать, нужно потрудиться. Мы живем в сельской местности, где труд является важной частью быта. Чем раньше ребенка вовлекать в домашние и общественные дела, тем легче ему будет во взрослой самостоятельной жизни. Учитель играет важную роль в формировании трудовых потребностей ребенка.

Благодаря тем же социальным проектам, ребенок ощущает свою значимость для людей, школы, своей малой Родины. Мои пятиклассники с нетерпением ждут, когда посеянные для клумбы цветы взойдут, и за ними можно будет ухаживать. Ребята с удовольствием откликаются на трудовые поручения, и хочется верить, что в будущем эти навыки им пригодятся.

Учитель должен не только формировать в детях нравственно - эстетические нормы, но и сам обязан их соблюдать. Учитель не может жить «двойными стандартами»: нельзя убеждать вести здоровый образ жизни, а самому иметь пагубные привычки. Говоря о чести и порядочности, он сам должен постоянно все это в себе воспитывать и показывать детям только положительный пример.

Еще одной важной составляющей является постоянное самообразование и совершенствование педагогического мастерства. Учителю нельзя « стоять на месте», уча детей, нужно учиться самому. Для этого сейчас много возможностей. Учитель должен быть современным, понимать и знать интересы детей, находиться с ними «на одной волне». Только такой учитель будет интересен ребятам, сможет их увлечь, станет другом и советчиком.

Важным примером для учеников является и гражданская активность учителя, его участие в общественной жизни школы, своего села и даже страны. Нужно внушить ребятам, что каждый человек должен внести посильный вклад в развитие страны, может выражать свои мысли, но мысли эти должны быть полезными для общества, и не нужно думать, что все уже решено и от нас ничего не зависит. Из-за молчаливого согласия народа уже совершилось много страшных событий в истории нашей страны. Долг каждого гражданина не допустить их повторения.

У каждого человека, в том числе и учителя должно быть хобби, которое помогает вдохновляться. Хорошо, если хобби не связано с профессией, чтобы человек мог отвлечься. Часто у учителя не хватает времени для себя, но при всей загруженности можно найти пару часов, чтобы посмотреть хороший фильм, почитать книгу или просто прогуляться по лесу.

А еще учитель должен быть счастливым! Это самое главное. Нельзя говорить о любви, красоте и счастье и быть при этом несчастным. Ребенок чувствует настроение и фальшь. Если учитель любит свою работу, получает от нее удовольствие и у него в семье и у учеников все хорошо, то он счастлив. Когда его любят ученики, с теплотой отзываются выпускники и с радостью навещают в стенах родной школы, то учитель понимает, что выбрал верную дорогу в жизни, и все, что он делает – не зря. Если счастлив учитель, то и ученики счастливы! Я люблю свою работу, своих учеников, и от этого я счастлива!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.