Статья «Педагоги о педагогах» (личность педагога — важнейшее условие эффективного формирования личности ребёнка)
Статья «Педагоги о педагогах» (личность педагога – важнейшее
условие эффективного формирования личности ребенка).
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян»
(Д.И.Менделеев)
Современный мир требует яркой, масштабной, творческой личности педагога, который призван овладевать культурой общечеловеческих ценностей, профессиональным мышлением, методологическими знаниями.
Многие педагогические авторитеты подчеркивали определяющую роль личности учителя в обучении и воспитании. Во все времена выдающиеся деятели просвещения высоко ценили роль учителя в жизни общества. Должность учителя почетна и ответственна, как никакая другая, «выше которой ничего не может быть под солнцем» - так писал великий педагог Я.А. Коменский.
Практически все без исключения выдающиеся педагоги прошлого и современности имеют глубокие философские основания своих педагогических концепций. Современному учителю очень важно заглядывать в прошлое и учиться у настоящего. Многие аспекты и сегодня вызывают много вопросов, споров. Труды известных педагогов являются поистине энциклопедией педагогики. Многие из них стоит читать и изучать для своей профессиональной деятельности и профилактики эмоционального выгорания.
В жизни каждого человека есть свой учитель. Эта профессия нелегка, педагоги – это те люди, которые играют большую роль в формировании личности. Любому учителю необходимо осознать какую огромную ответственность он несет. Он может достучаться до каждого ребенка, передать свои знания, стать другом. «Сеятели разумного, доброго вечного» - так говорят об учителях.
Американский писатель Уильям Артур Уорд говорил, что быть учителем - это призвание. Нельзя вдохновить кого-то другого, если не горишь делом сам. Но, наверное, надо добавить, что это и судьба. Достаточно представить маленькую первоклассницу, которая видит, как к ее пожилой первой учительнице приходят взрослые люди с цветами. Это ее ученики, давно окончившие школу, но не забывающие свою первую учительницу. Это очень яркие впечатления, которые остаются на всю жизнь. И эта маленькая ученица уже видит себя в будущем учителем. Но самое большое влияние оказывали на нее выдающиеся педагогики прошлого и современности.
У известного педагога В.А. Сухомлинского есть известная книга «Сердце отдаю детям», слова которой должны стать девизом для каждого учителя. Говоря словами К.Д. Ушинского «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Без личного непосредственного влияния на воспитанника, истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер». Конечно речь идет о учителе, педагоге, воспитателе.
Педагоги , как строители – по кирпичику закладывают в человека его личностные качества. С помощью педагогического мастерства учителю предстоит начать строительство главного здания – личности в отдельности. В одном фильме было сказано, что ошибки учителей не всегда видны сразу. Поэтому очень важно стараться не допускать их. Работа настоящего учителя – это не только работа в области подачи знаний в какой-либо области, но еще и воспитание человека. В настоящее время в содержании образования прописаны такие компоненты, как обучение, воспитание, развитие и образование. Они связаны между собой, находятся в гармонии.
Педагогическое мастерство в большей степени зависит от личных качеств педагога. Зависит также от его умений и знаний. Личность педагога, ее влияние на учащихся никогда не заменит педагогическая техника. Именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога. Развитие личности – это процесс вхождения в новую социальную среду и интеграция с ней.
Автор «Общей педагогики» В.А.Титов выделил основные личные качества, которые должны быть присущи всем педагогам.
1. Это профессионализм учителя. Это некое собирательное свойство педагога. Он представляет собой комплекс как психических знаний и умений в работе с детьми, так и профессиональных способностей и интересов. Профессиональная подготовка определяет стиль педагогического общения, его отношения к окружающим. От того, какой учитель, во многом зависит успешность и самореализация ученика в будущем. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь»,- писал выдающийся русский историй В.О.Ключевский. Самой главной составляющей профессионализма является компетентность. Современный учитель, профессионал, который должен знать массу направлений, связанных с его предметом, владеть комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний; человек, на каждом уроке воспитывающий в детях доброту, милосердие, честность, порядочность, любовь к Родине.
2. Эмпатия. Это проникновение с помощью чувства в душевные переживания людей. Настоящий учитель должен обладать этим качеством личности, он должен уметь сопереживать и сочувствовать детям, учить их этому качеству. Это сближает людей и их общение становится доверительным. Она помогает педагогу глубже познать своего воспитанника, ощутить его внутреннее состояние, проникнуться его проблемами.
3. Педагогический такт. Он проявляется в том, что учитель должен вести себя подобающим образом, соответствующим рамкам приличия. Учитель должен сочетать и твердость и хорошее отношение, и строгость и доверие, и контроль. Если педагог сохраняет тактичность, то он показывает свое мастерство и профессионализм. Если учитель не замечает стараний ученика, тот теряет веру в свои силы, становится настороженным, отвечает дерзостью на советы и замечания. Или, напротив, у него притупляется чувство собственного достоинства, он привыкает к мысли о том, что ни к чему не способен.
4. Педагогическая зоркость. Она проявляется в том, как учитель умеет чувствовать детей, понимать их (здесь проявляется философская подоплека: наблюдая за учеником, учитель следит за его развитием, помогает ему двигаться вперед). Если учитель не замечает стараний ученика, тот теряет веру в свои силы, становится настороженным, отвечает дерзостью на советы и замечания. Или, напротив, у него притупляется чувство собственного достоинства, он привыкает к мысли о том, что ни к чему не способен.
5. Оптимизм педагога. Каждый педагог должен видеть в своем ученике потенциал, должен верить в результаты обучения. Учителю необходимо узнать об интересах ученика, увидеть в нем потенциал и бросить все силы на его развитие. Причем сделать это так, чтобы ребенок хотел учиться и мог это делать.
6. Культура профессионального общения – важное качество педагога. Правильно организовать отношения между учеником и учителем, между учащимися, между родителями и педагогами, внутри педагогического коллектива. В глазах воспитанников учитель изначально и подсознательно является совершенством, образцом для подражания. Это обстоятельство накладывает на педагога и уровень его культуры особую ответственность, а понятие «педагог» далеко выходит за рамки профессии и становится его образом жизни. Профессиональная педагогическая деятельность формирует и требования к общению, обуславливает его культуру.
7. Педагогическая рефлексия. Это самоанализ и оценка результатов своей работы. Педагогическая рефлексия предполагает взаимоотражение, взаимооценку участников педагогического процесса, отображение педагогом внутреннего мира, состояние развития учащегося и наоборот. Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями.
Важные и актуальные мысли о роли учителя высказывает Адольф Дистервег. В историю педагогики он вошел как прогрессивный представитель немецкой педагогики и создатель одного из первых педагогических журналов сформулировал принципы преподавания, которые сегодня кажутся очевидными, но двести лет назад такими не казались. Все выглядело довольно революционно. В воспитании, считал он, очень многое зависит от личности воспитателя; а цель преподавания – не передать ученику готовый набор истин, а пробудить в нем интерес и любовь к самому процессу получения знаний. А. Дистерверг выделял три способа как привить любовь:
Во-первых, учитель должен и сам искренне любить свой предмет: интерес преподавателя передается ученику.
Во-вторых, процесс подачи материала должен быть увлекательным, разнообразным, живым: « Где начинается скука, там прекращается внимание, а значит, и образование». И наконец, постоянная похвала и поощрение любых, даже самых скромных, успехов: «возбуждение у ученика чувства, что он кое-что знает и умеет, что он продвинулся вперед». Этот принцип А. Дистерверг считал даже более важным, чем первые два. Ученики должны быть активными участниками процесса. Нужно научить ученика выражать свои мысли – ясно, логично, своим языком, а не казенными фразами. И наконец, считал А. Дистерверг, обучение – процесс непрерывный, причем для самого педагога в первую очередь: «Лишь до тех пор ты являешься способным учить других, пока продолжаешь работать над собственным образованием».
И. Песталоцци внес величайший вклад в педагогику как науку. Согласно его теории, все положительные задатки, которые есть у человека, необходимо развивать в максимальной степени. Искусство воспитателя педагог сравнивает с искусством садовода. Ребенка сама природа наделила определенной силой, которую следует лишь развить, укрепить и направить в нужное русло, устранив негативные внешние препятствия и влияния, способные нарушить естественное движение развития. Песталоцци предупреждал, что учитель не имеет права читать дисциплину, если она не приносит никакого удовольствия ни ему, ни детям.
Он обязан творчески подходить к процессу, писать собственные задания, издавать учебники, в конце концов; каждый урок в его руках должен становиться «произведением искусства»…. Должен хорошо владеть речью яркой, образной, доступной для понимания, наполненной жизненными примерами. Обязан осознавать, что его поведение является эталоном для многих несформировавшихся характеров, поэтому нужно неустанно работать над преодолением собственных недостатков, готовиться к каждой встрече так, будто она - первая и последняя.
Павла Блонского часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на педагогов двадцатых годов. Он сформулировал основополагающие педагогические идеи: обучение и воспитание должно осуществляться на основе знаний закономерностей развития ребенка; уважение личности ребенка, его потребностей и интересов, разностороннее развитие личности ребенка. Какие правильные слова слышатся из его уст:
«Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о деятельности, а саму деятельность, не жизнь суживайте до учения, но учение расширяйте до жизни. А самое главное: любите жизнь и как можно больше живите живою жизнью». «Превратим же уроки в совместную жизнь учителя с детьми, пусть урок будет или совместной работой над новыми задачами, или задушевной общей беседой. Пусть учитель не скрывает от детей своего сердца, пусть наша новая школа мысли, человечности и поэзии для ребенка будет школой, полной человеческой жизни и живой культурой творчества и для учителя».
Глубокие мысли о роли учителя высказал в 30-е годы XX века замечательный польский педагог Я. Корчак: «педагог, будь самим собой, ищи свой собственный путь, познай себя прежде чем захочешь познать детей. Прежде чем намечать круг прав и обязанностей, отдай себе отчет в том, на что ты способен сам. Ты сам тот ребенок, которого должен раньше, чем других, узнать, воспитать, научить». Его знаменитые труды «Как любить ребенка» и «Право ребенка на уважение» написаны с большой искренностью и призывают взрослых признать, что воспитание ребенка без участия самого ребенка невозможно.
Имя А.С. Макаренко стало, в каком- то роде, нарицательным. Авторская методика обучения и воспитания, вполне пригодна и в наши дни, несмотря на то, что мир вокруг стремительно меняется, и рушатся ранее непоколебимые принципы и догмы. А.С. Макаренко работал с беспризорниками, но многие принципы отлично работают и во вполне благополучных учебных коллективах. Он был категорически не согласен с идеей. что школа – лишь подготовка к реальной жизни, а дети – пока только «зародыши» будущих личностей. Важно, считал он, дать детям почувствовать себя полноправными гражданами – то есть уважать их личности, но и воспитывать ответственность. Так, в «коммунах» Макаренко дети сами принимали важные решения путем голосования, и отменить их не был вправе ни один педагог. Каждый ребенок примерял на себя роли и «командира», и «рядового»: раз в полгода дети выбирали старшего группы, но через шесть месяцев он сменялся и у всех были одинаковые шансы. Суть идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности. Его «Педагогическая поэма» и «Книга для родителей» вызывают интерес и сейчас.
Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский один из первых решил уделять первостепенное внимание именно задачам нравственного просвещения и воспитания обучающихся.
Размышляя о личности учителя, К.Д. Ушинский говорил о его индивидуальности, о его сложившемся характере. Личность ученика формируется главным воспитателем – жизнью. Он обращал внимание, что необходимо лишь отодвинуть «пагубные обстоятельства», воссоздать атмосферу творчества, труда и свободы. При всех этих составляющих ум человека просветляется, облагораживается его характер. Ушинского всегда волновал один вопрос: « Неужели все искусство воспитания только и заключается в том, чтобы исходным началом любой воспитательной системы является приобщение учащихся к духовному миру наставника?». По его мнению, необходимо искать способы, чтобы сделать не только учеников, но и самих себя лучше. В связи с этим, каждому учителю необходимо владеть самоанализом и регулярно осуществлять анализ результатов производимых действий. Каждый учитель должен видеть не только отрицательные действия и недостатки учеников, но и свои собственные. « Учителю надо быть таким, каким он хочет видеть своих воспитанников».
В 50-60-гг. XX века наиболее значительный вклад в теорию и практику гуманистического воспитания внес В.А. Сухомлинский. Смысл педагогических трудов – воспитание во имя счастья ребенка. Свои книги В.А. Сухомлинский адресовал педагогам. Каждый студент педагогического института зачитывался его трудами.
«Властвовать над детьми - одно из труднейших испытаний педагога, один из показателей педагогической культуры. Дорожить доверием, а значит беззащитностью ребенка – это педагогическая мудрость должна преисполнять всю нашу работу». В.А.Сухомлинский предъявлял очень высокие требования к личности педагога как руководителю и организатору учебно-воспитательного процесса. «Мы должны быть для подростков примером богатства духовной жизни, лишь при этом условии мы имеем моральное право воспитывать». По мнению В.А.Сухомлинского, урок-это совместный труд педагога и ребенка, и успех этого труда определяется в первую очередь теми взаимоотношениями, которые складываются между преподавателем и учащимися.
Нельзя не согласиться, что учитель играет огромную роль в жизни ребенка и в формировании его личности. Это тот, кто становится наставником и другом для ребенка, готовым всегда прийти на помощь. Для таких учителей это не просто профессия, это призвание, это судьба.