Конспект урока «Химия в продуктах питания» 7-8 класс
Конспект урока ( для конкурса)
Химия в продуктах питания
7-8 класс
Цели урока: Развитие общекультурной компетенции учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся.
Задачи: познакомить учащихся со строением и свойствами химических соединений, входящих в состав живой материи;
Расширить информацию о структурах и механизмах, обеспечивающих функционирования живых организмов;
Совершенствование умений обращения с химическими веществами, приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;
Развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, воображения.
Оборудование: бюретка, штатив с пробирками, спиртовка, ступка с пестиком, стакан.
Реактивы: фенолфталеин, BaCl2, AgNo3, NaOH, HNO3, KMnO4, H2SO4, CuSO4, реактив Селиванова, HCl, (CH3COO)2Pb
Ход урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Организационный этап. Сегодня на уроке мы рассмотрим, как химия участвует в нашей жизни. Актуализация знаний. С химией мы сталкиваемся каждый день. Давайте подумаем, где вы в повседневной жизни с ней сталкиваетесь. А в продуктах питаниях есть химия?
Вот об этом и будет идти речь на нашем уроке. Новый материал Что делают с овощами, для сохранения их на зиму? Действительно, а какие вещества применяют для консервации? Уксус является консервантом. Рассмотрим это вещество подробнее. Уксусная кислота — одноосновная органическая кислота, имеющая формулу CH3COOH. Открытие уксусной кислоты приписывают Марии Гебре, Джабир ибн Хайяну, но первым её и её некоторые свойства описал Теофраст.Физические свойства Уксусная кислота — безцветная, растворимая в воде жидкость с острым характерным запахом. Молярная масса = 60,05 г/моль. Плотность = 1,0492 г/см³. Температура плавления = + 16,75 °C. Температура кипения = + 118,1 °C. Пищевой консервант Е260 Уксусная кислота хорошо знаком всем людям, которые интересуются искусством гастрономии. Этот продукт представляет собой результат скисания виноградных вин в естественных условиях, при которых происходит сбраживание спирта и углеводов. Кроме того, известно, что уксусная кислота принимает непосредственное участие в процессах обмена веществ в организме человека. Сейчас определим качество уксусной кислоты как консерванта Опыт 1 См. Приложение Теперь рассмотрим фрукты. Какие вещества входят в их состав? Правильно, а углеводы это у нас что? Какие сахара вы знаете? Содержание сахара во фруктах, такого как фруктоза, глюкоза и сахароза различное. Природные сахара во фруктах являются источником энергии для организма. Содержание сахара во фруктах естественно может быть выше в одних и ниже в других. Например, содержание сахара в среднем яблоке 19 г, среднем банане 14,5, 1 стакане винограда 23 г. Содержание сахара в ягодах ниже, например, в чашке свежей клубники его содержание 8 г, а в чашке арбуза содержание составляет 9,5 грамм. В отличие от других продуктов питания, таких как шоколадный торт и пончики, содержание сахара во фруктах полезно для здоровья. Питание фруктами снижает серьезные заболевания, такие как камни в почках, потеря костной массы, диабет, высокое кровяное давление, рак, высокий уровень холестерина, и инсульт. Также фрукты имеют богатое содержание антиоксидантных соединений, которые повышают общий иммунитет. Сейчас мы обнаружим, какие сахара содержатся в апельсине, яблоке, персике и винограде. Опыт 2 См. Приложение А теперь поговорим о витаминах. Какова их роль в организме человека? Витамины – жизненно важные вещества, необходимые нашему организму для поддержания многих его функций. Поэтому достаточное и постоянное поступление витаминов в организм с пищей крайне важно. Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем. Витамины участвуют в окислительных процессах, в результате которых из углеводов и жиров образуются многочисленные вещества, используемые организмом, как энергетический и пластический материал. Витамины способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Важную роль играют витамины в поддержании иммунных реакций организма, обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это имеет существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний. Как вы уже знаете, для веществ, существуют качественные реакции. Дайте определение качественной реакции Опыт 3. Качественные реакции на витамины. См. Приложение. Итоги урока Сегодня мы познакомились с органическими веществами, которые играют важную роль в нашей жизни. Какие выводы вы можете сделать? |
На улице (машины, выхлопные газы) Дома ( бытовая химия) Да Консервируют Уксус, сахар, соль Углеводы, витамины Сахара Глюкоза, Сахароза, Лактоза и др. Повышают иммунитет Качественные реакции – это реакции, позволяющие определить наличие того или иного вещества (компонента) в среде. Роль химии в нашей жизни велика. Она окружает нас повсюду, каждый день мы употребляем множество химических соединений, как отрицательных, так и положительных. Узнали какие сахара содержатся в фруктах, какие примеси может содержать уксусная кислота, а также как можно распознать витамины. |
1 мин
2 мин
40 мин
2 мин |
Приложение.
Опыт 1.
Определение качества уксусной кислоты, как консерванта.
Примесь серной кислоты определяют, добавляя к образцу раствор хлористого бария. При отсутствии серной кислоты не должно, получится мути сульфата бария.
Примесь соляной кислоты устанавливают с помощью раствора азотнокислого серебра. В случае наличия- появляется муть или осадок.
Примесь органических соединений устанавливается помощью слабого раствора марганцевокислого калия. При наличии примесей перманганат обесцвечивается; уксусная кислота в этих условиях не окисляется.
Опыт 2.
А) Обнаружение рибозы.
К 0,5 мл вытяжки исследуемого продукта добавляют 2 капли нафтола и 2 мл конц серной кислоты. На границе двух жидкостей образуется кольуо красно-зеленого цвета при наличии рибозы.
Б) обнаружение глюкозы.
К 0,5 мл вытяжки исследуемого продукта добавляют равный объем 10%-ного раствора NaOH и 1 каплю 1%-ного раствора медного купороса. При нагревании наблюдается желтое окрашивание, переходящее в красное.
В) Обнаружение фруктозы.
К 0,5 мл вытяжки исследуемого продукта добавляют 1 мл реактива Селиванова. Нагревают до кипения. Наблюдают красное окрашивание при наличии фруктозы.
Опыт 3.
Качественные реакции на витамины.
А) Обнаружение тиамина (витамина В1)
Приготовьте диазореактив, для чего 5 капель раствора сульфаниловой кислоты смешайте с 5 каплями 5% раствора нитрита натрия (или возьмите 10 капель готового диазореактива), добавьте 2 капли раствора тиамина и 7 капель раствора карбоната натрия. Наблюдайте появление оранжевой окраски, вследствие образования диазобензолсульфокислоты.
Б) Обнаружение рибофлавина (витамина В2)
К 5 каплям раствора рибофлавина добавьте 3 капли 20% раствора соляной кислоты и одну гранулу цинка. Наблюдайте выделение водорода, изменение окраски с желтой на розовую и последующее обесцвечивание раствора.
В) Реакции ретинола (витамина А)
1) реакция с сульфатом железа. В пробирку поместите 3 капли ретинола и добавьте 5 капель насыщенного раствора сульфата железа (III) в ледяной уксусной кислоте. Наблюдайте появление голубого окрашивания, которое постепенно станет розово-красным. Суточная потребность человека в ретиноле 1, 5-2, 5 мг.
2) обнаружение ретинола в рыбьем жире. Растворите 1 каплю рыбьего жира в 5 каплях хлороформа и осторожно по стенке пробирки добавьте 3-4 капли концентрированной серной кислоты. На границе растворов наблюдайте образование синего кольца, окраска которого быстро перейдет в красную.
Список литературы:
Л. Е. Иваченко, И.А. Трофимцова, С.И. Лаврентьва, Химия жизни- Благовещенск, 2010- изд БГПУ- с.71-121