Урок химии 8 класс Тема урока: «Введение в химию»
Урок химии 8 класс
Тема урока: «Введение в химию»
Тип урока: урок – путешествие
Цели урока: дать понятие о новой науке – «химии»; рассмотреть взаимосвязь её с другими науками; рассказать о некоторых ученых – химиках; показать экспериментально химические чудеса
Задачи урока:
Образовательные: познакомить обучающихся с новым для них предметом – химией, показать взаимосвязь химии с другими науками, предоставить точки зрения на происхождение понятия «химия», познакомить обучающихся с выдающимися деятелями данной науки
Развивающие: развитие познавательного интереса к предмету; знакомство с достижениями современной науки
Воспитательные: воспитание любви к своей Родине, гордости за достижения и успехи нашей страны в области науки; воспитание бережного отношения к своему здоровью; воспитание уважительного отношения к различным точкам зрения других людей.
Оборудование и реактивы: портреты ученых-химиков, компьютер, реактивы для опытов (растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, фенолфталеин и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия), штатив, пробирки, химические стаканы, спиртовка, фарфоровая чашка.
Методы: беседа, викторина, игра, лабораторные опыты, демонстрационный эксперимент, рассказ
Ход урока
Девиз урока: "Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области"
А.М. Горький
I. Организационный момент Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку и настраивает на работу. Учащиеся приветствуют учителя.
II. Мотивационно - ориентировочный этап
Учитель химии: Здравствуйте, ребята! Мне приятно видеть вас сегодня на уроке, где нам предстоит познакомиться с новым для вас предметом – химией.
Уже с самого утра, проснувшись, вы непрерывно сталкиваетесь с химией, ее большим значением в обыденной жизни. Отправляетесь в ванную комнату, и здесь вас ждет настоящая выставка достижений химии: напольная и настенная керамические плитки, чугунная ванна с эмалью, пластмассовые трубы сантехники и сплавы смесителя, пластиковая штора и средства гигиены (мыло, зубная паста), обеззараженная химическими средствами вода, стиральные порошки и т.д. А одежда (искусственные и синтетические ткани), обувь (искусственная кожа и материалы)? А пища?...
Прав был великий Д.И.Менделеев, когда утверждал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие».
Но химия – это не только пища и одежда, жилище и транспорт, средства связи и информации. Это и «озоновые дыры», химическое загрязнение окружающей среды, добавки в пищевые продукты, которые далеко не безвредны, ткани одежды, которая не всегда гигиенична, смоги больших городов, отравленные реки и озера, перекормленные минеральными удобрениями растения и белково-витаминными концентратами животные.
III. Путешествие по станциям в мир «Химии»
И давайте с Вами отправимся в увлекательное путешествие…
Историческая станция
УЧИТЕЛЬ: А какие ассоциации вызывает у Вас слово «химия»?
Ответы учащихся.
УЧИТЕЛЬ:Слово химия имеет несколько переводов:
а) Хми (египетск.) – “черная” земля. Древнее название Египта, где зародилась наука химия.
б) Кеме (египетск.) – “черная” наука. Алхимия как темная, дьявольская наука (сравнить с чернокнижием – колдовством, основанным на действии нечистой силы).
в) Хюма (древнегреч.) – “литье” металлов; того же корня и греческое хюмос – “сок”.
г) Ким (древнекитайск.) – “золото”. Тогда химию можно толковать как “златоделие”.
УЧИТЕЛЬ:К какой группе наук относится наука «химия»?
С какими науками связана наука «химия»? Приведите примеры.
Ответы учащихся.
Станция: «Угадайка…»
УЧИТЕЛЬ: Конечно же, химия связана со многими науками: и географией, и биологией, и физикой, и математикой, и литературой. А сама химия - это наука о веществах, превращениях веществ друг в друга и явлениях, сопровождающих эти превращения. Хоть химия и сложная наука, но некоторая информация, связанная с ней, известна вам из других наук и жизненного опыта. И сейчас мы это проверим…
Вам будут предложены вопросы вы попробуйте ответить на них:
В воде родилась, а воды боится? (соль)
Какой снег быстрее тает чистый или грязный? (грязный)
Что тяжелее: 1кг железа или 1кг ваты? (они равны)
Без неё жизнь невозможна,
В клетках тела есть она.
И растеньям, и животным
Каждый день нужна она. (вода)
В честь него был назван век,
Он в крови у нас у всех,
В космосе метеорит
Его содержит, и летит.
Ржавчина его съедает.
Кто металл этот не знает? (железо)
Можно ли заполнить воздухом только половину баллона? (нет)
Две одинаковые горящие свечи одновременно накрыли двумя банками емкостью 3 л и 1 л. Что при этом произойдет? (Свеча погаснет тем раньше, чем меньше объем банки.)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске —
Оставляет белый след. (мел)
Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото).
После каждого ответа учитель дает пояснения о том или ином веществе.
Станция «Опыты своими руками»
Учитель: Какая химия без опытов? (На столах учащихся штативы с пробирками) Вы сами – прекрасные экспериментаторы, с помощью простых приемов вы можете творить чудеса. Ваша задача – смешать содержимое пробирок друг с другом. (Учитель объясняет учащимся правила техники безопасности при выполнении эксперимента.)
Учитель. Растворы подобраны таким образом, что в каждом случае либо выпадают осадки различных цветов, либо выделяется газ, либо изменяется цвет. Ученики выполняют эксперимент, наблюдают происходящие изменения. (Взяты, например, растворы йодида калия и нитрата свинца(II); гидроксида калия и сульфата меди(II); гидроксида натрия и хлорида железа(III); сульфата натрия и хлорида бария; лакмуса и соляной кислоты, фенолфталеин и гидроксида натрия; уксусной кислоты и карбоната натрия и др.)
Станция «Информационная»
Демонстрируя портреты ученых, учитель рассказывает интересные факты из жизни ученых-химиков.
Одним из самых известных ученых химии был Д.И.Менделеев. Он любил переплетать книги, клеить рамки для портретов, изготовлять чемоданы. Покупки для этих работ он обычно делал в Гостином дворе. Однажды, выбирая нужный товар, он услышал за спиной: “Кто этот почтенный господин?” “Таких людей знать надо, – с уважением в голосе ответил приказчик. – Это мастер чемоданных дел Менделеев!”
А с другим известным ученым Н.Н.Бекетовым произошла такая история: Однажды в кабинет академика Н.Н.Бекетова вбежал взволнованный слуга: “Николай Николаевич! В Вашей библиотеке – воры!” Ученый, не сразу оторвавшись от расчетов, спокойно спросил: “И что же они там читают?”
Применялось ли рукоприкладство к студентам в России? Грубого насилия не было, но подзатыльниками преподаватели, хотя и редко, пользовались. Известный академик Н.Н.Зинин не только бранил нерадивых студентов, но и поколачивал их. Никто на это не обижался, т.к. разрешалось давать сдачи академику. Но охотников принять ответные меры не было. Зинин обладал большой физической силой и мог так сжать противника в объятиях, что тот долго не мог прийти в себя.
А были и печальные истории, связанные с учеными вследствие неосторожного обращения с веществами. Ю.Либих нечаянно уронил пестик в ступку с гремучей ртутью. Взрывом сорвало крышу дома, а Либиха отбросило к стене, что и спасло ему жизнь. К. Шееле умер в возрасте 44 лет, попробовав на вкус полученную им синильную кислоту. Пьер-Луи Дюлонг получил нитрид хлора, который взорвался у него в руках, из-за чего он потерял глаз и три пальца.
Станция «Занимательные опыты»
УЧИТЕЛЬ: Знакомясь с новой наукой, конечно, вы хотели бы увидеть и что-то необычное. Учитель демонстрирует опыты.
Опыт « Несгораемый платок»
1вариант. Платок пропитать раствором силиката натрия и высушить. Смочить спиртом, поджечь. Спирт сгорает, платок остаётся невредимым.
2 вариант. Влажный платок смочить спиртом. Эффект тот же самый.
Опыт « Вулкан»
На асбестовую сетку насыпать горкой бихромат аммония. Для лучшего эффекта подогреть вещество снизу, а сверху в горку вставить раскаленную стеклянную палочку. Вулкан начинает действовать с места, где стеклянная палочка, т.е. с середины. Образующийся зеленый пепел необходимо собрать, поэтому прибор ставим на широкий поднос. По окончании опыта тщательно убрать пепел.
Опыт « Дым без огня».
Два больших химических стакана ополоснуть концентрированной соляной кислотой и нашатырным спиртом и накрыть каждый стеклом. Для проведения опыта поместить их отверстиями друг к другу и убрать стекла. При смешивании этих веществ образуется обильный «дым». Следить, чтобы стакан с кислотой был вверху, а с аммиаком внизу.
Станция «Игровая»
Давайте поиграем в игру «Черный ящик»: по описанию особенностей свойств, истории открытия, знакомых областей применения вам надо угадать, о каком веществе идет речь. Угадав вещество с первой попытки, вы получаете 5 баллов, со второй – 4 балла и т.д.
1) Это вещество в старину называли властителем жизни и смерти. Его приносили в жертву богам, а иногда поклонялись как божеству. (5 баллов.)
2) Оно служило мерилом богатства, могущества, стойкости, власти, считалось хранителем молодости и красоты. (4 балла.)
3) По поверьям, оно обладает способностью помогать человеку во всех его делах, спасать от бед и напастей. (3 балла.)
4) “Из воды родится, а воды боится”. (2 балла.)
5) Широко применяется в быту, в кулинарии, в кожевенном деле, в текстильной промышленности и других. (1 балл.)
(Ответ. Поваренная соль.)
Станция «Знаете ли вы, что…» Агитбригадой 10 класса были приготовлены интересные сообщения о достижениях современной химии
Американские ученые утверждают, что из сахара, который содержится в фруктах, можно получать новый вид топлива. По словам исследователей, это топливо с низким содержанием углерода имеет гораздо больше преимуществ, чем этанол. Открытие было сделано командой специалистов из Университета Висконсина в Мэдисоне. Топливо из фруктозы, названное диметилфураном, способно хранить на 40% больше энергии, чем этанол. Кроме того, оно менее летучее и не так быстро испаряется. Одновременно с открытием американских специалистов британские ученые заявили, что существующие сегодня технологии позволяют производить биологическое топливо не только из пальмового масла, но и из ряда других материалов, включая древесину, сорняки и даже пластиковые пакеты. По мнению экспертов, в ближайшие шесть лет около 30% потребляемого в Великобритании дизельного топлива придется на топливо, полученное из этих источников. И в Соединенных Штатах, и в Европе политики рассматривают биотопливо как способ сократить выбросы углекислого газа в атмосферу и уменьшить зависимость от импортируемой нефти.
Отходы производства риса помогают японским ученым создавать дорожное покрытие для более тихих и качественных дорог. Покрытые новым способом дороги лучше поглощают шум, быстрее высыхают и менее чувствительны к перепадам температур, чем традиционное дорожное покрытие, утверждают сотрудники фирмы Minebea из Нагано, Япония. Они способны даже помогать в управлении движением. Покрытие содержит рисовые отруби, которые обычно отправляются на свалки или на корм скоту. Но если их смешать со смолами, получается твердый упругий материал, обладающий многими интересными свойствами. Он универсален, легок, отличается устойчивостью к трению и пористостью. Смеси с рисовыми отрубями можно добавлять к асфальту, чтобы получить надежную дорожную поверхность. Исследования дают основания считать, что «рисовый» асфальт поглощает на 25% больше шума, чем многослойные и асфальтовые дороги или поверхности с добавлением стекловолокна.
Последняя разработка красноярских ученых еще не вышла из лаборатории, но, по некоторым прогнозам, через полвека экологи смогут вычеркнуть из «черного списка» популярный упаковочный материал. По словам специалистов, пластик вполне съедобен. Экспериментальный полимер быстро разлагается на безопасные для человека и окружающей среды вещества. Изобретение красноярских ученых может решить проблему длительного - более 300 лет разложения пластика в природе. Так называемый <биопластатан> выращивают в лаборатории Института биофизики. Красноярские биофизики научились выращивать биопластатан из глюкозы, газа, бурого угля и бытовых отходов. Бактериям создают специальные условия для синтеза вещества, похожего по своим свойства на обычный пластик. Урожай снимают раз в сутки. С 5 литров специального раствора получается 100 граммов материала. Возможности новинки практически безграничны. Продукты, завернутые в биополимерную пленку, хранятся дольше. Кроме того, бутерброды можно есть, не снимая упаковку. Пленка хоть и безвкусная, но вполне съедобная. По словам исследователей, биополимеры имеют большое будущее в области медицины. С помощью этого материала можно восстанавливать костную ткань, делать сосуды и хирургическую нить.
IV. Подведение итого и релаксация.
Химия – один из самых трудоемких учебных предметов. От вас, ребята, требуется повседневная кропотливая и большая по объему самостоятельная работа, причем весьма специфичная и разнообразная.
О, химия – ты такова,
Что без тебя нам – грош цена!
И знаю, все твои пути
К успеху могут привести!
Составим синквейн к теме «Химия»
1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.
2 строка – два прилагательных, характеризующих урок
3 строка – три глагола, обозначающие действие на уроке.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл, связанная с темой урока.
5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
Давайте послушаем несколько синквейнов.
Попутешествовав сегодня на уроке по некоторым станциям науки – химии, сделали ли Вы вывод о том, что химия – интереснейшая наука? Что вам помогло убедиться в этом? Химия - одна из сложных наук, входящих в раздел естествознания. Миллионы веществ, а, значит, и миллионы химических формул, химических реакций, множество законов и закономерностей. И вам предстоит изучать эти законы, законы химии, законы мирозданья. Каждый, кто посвятит себя этой науке, может внести свой вклад в разгадку тайн природы, создание новых, не существующих в природе веществ и материалов.
В течение учебного года, от урока к уроку, мы с вами постепенно будем покорять планету – Химия 8, которой сможем завладеть только с помощью своих знаний.
Желаю вам успехов на этом трудном, но интересном пути! В добрый путь!
А закончить урок мне хотелось бы высказыванием У. Коллинз
«Химия имеет неотразимую привлекательность благодаря огромной, безграничной власти, которую она дарует тем, кто её познаёт.»
Литература:
Габриелян О.С. Химия 8 класс. М.: Дрофа, 2013г.
Аликберова Л.Ю. Занимательная химия. М.: АСТ Пресс, 1999г. – 560с.
http://www.vevivi.ru/best/Noveishie-dostizheniya-sovremennoi-khimii-ref120277.html
Марина Александровна