12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
irina129
Россия, Московская обл., Видное
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Конспект урока ( для конкурса)

Химия в продуктах питания

7-8 класс

Подготовила: учитель МАОУ ВХТЛ

Палаева Ирина Ивановна

Цели урока: Развитие общекультурной компетенции учащихся, расширение и углубление химических знаний, использование их в практической деятельности; развитие познавательной активности, наблюдательности, творческих способностей учащихся.

Задачи: познакомить учащихся со строением и свойствами химических соединений, входящих в состав живой материи;

Расширить информацию о структурах и механизмах, обеспечивающих функционирования живых организмов;

Совершенствование умений обращения с химическими веществами, приборами и оборудованием; решения экспериментальных и расчетных задач;

Развитие творческих способностей учащихся, наблюдательности, воображения.

Оборудование: бюретка, штатив с пробирками, спиртовка, ступка с пестиком, стакан.

Реактивы: фенолфталеин, BaCl2, AgNo3, NaOH, HNO3, KMnO4, H2SO4, CuSO4, реактив Селиванова, HCl, (CH3COO)2Pb


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Время

Организационный этап.

Сегодня на уроке мы рассмотрим, как химия участвует в нашей жизни.

Актуализация знаний.

С химией мы сталкиваемся каждый день. Давайте подумаем, где вы в повседневной жизни с ней сталкиваетесь?

А в продуктах питаниях есть химия?

 

Вот об этом и будет идти речь на нашем уроке.

Новый материал

Что делают с овощами, для сохранения их на зиму?

Действительно, а какие вещества применяют для консервации?

Уксус является консервантом. Рассмотрим это вещество подробнее.

Уксусная кислота  — одноосновная органическая  кислота, имеющая формулу CH3COOH.

Открытие уксусной кислоты приписывают Марии ГебреДжабир ибн Хайяну, но первым её и её некоторые свойства описал Теофраст.
Физические свойства Уксусная кислота — безцветная, растворимая в воде жидкость с острым характерным запахом. Молярная масса = 60,05 г/моль. Плотность = 1,0492 г/см³. Температура плавления = + 16,75 °C. Температура кипения = + 118,1 °C.
Пищевой консервант Е260 Уксусная кислота хорошо знаком всем людям, которые интересуются искусством гастрономии. Этот продукт представляет собой результат скисания виноградных вин в естественных условиях, при которых происходит сбраживание спирта и углеводов. Кроме того, известно, что уксусная кислота принимает непосредственное участие в процессах обмена веществ в организме человека.

Сейчас определим качество уксусной кислоты как консерванта

Опыт 1

См. Приложение

Теперь рассмотрим фрукты.

Какие вещества входят в их состав?

Правильно, а углеводы это у нас что?

Какие сахара вы знаете?

Содержание сахара во фруктах, такого как фруктоза, глюкоза и сахароза различное. Природные сахара во фруктах являются источником энергии для организма. Содержание сахара во фруктах естественно может быть выше в одних и ниже в других. Например, содержание сахара в среднем яблоке 19 г, среднем банане 14,5, 1 стакане винограда 23 г. Содержание сахара в ягодах ниже, например, в чашке свежей клубники его содержание 8 г, а в чашке арбуза содержание составляет 9,5 грамм.

В отличие от других продуктов питания, таких как шоколадный торт и пончики, содержание сахара во фруктах полезно для здоровья. Питание фруктами снижает серьезные заболевания, такие как камни в почках, потеря костной массы, диабет, высокое кровяное давление, рак, высокий уровень холестерина, и инсульт. Также фрукты имеют богатое содержание антиоксидантных соединений, которые повышают общий иммунитет.

Сейчас мы обнаружим, какие сахара содержатся в апельсине, яблоке, персике и винограде.

Опыт 2

См. Приложение

А теперь поговорим о витаминах.

Какова их роль в организме человека?

Витамины – жизненно важные вещества, необходимые нашему организму для поддержания многих его функций. Поэтому достаточное и постоянное поступление витаминов в организм с пищей крайне важно.

Биологическое действие витаминов в организме человека заключается в активном участии этих веществ в обменных процессах. В обмене белков, жиров и углеводов витамины принимают участие либо непосредственно, либо входя в состав сложных ферментных систем. Витамины участвуют в окислительных процессах, в результате которых из углеводов и жиров образуются многочисленные вещества, используемые организмом, как энергетический и пластический материал. Витамины способствуют нормальному росту клеток и развитию всего организма. Важную роль играют витамины в поддержании иммунных реакций организма, обеспечивающих его устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды. Это имеет существенное значение в профилактике инфекционных заболеваний.

Как вы уже знаете, для веществ, существуют качественные реакции.

Дайте определение качественной реакции

Опыт 3. Качественные реакции на витамины.

См. Приложение.

Итоги урока

Сегодня мы познакомились с органическими веществами, которые играют важную роль в нашей жизни. Какие выводы вы можете сделать?

 

 

 

 

На улице (машины, выхлопные газы)

Дома ( бытовая химия)

Да

 

 

 

 

Консервируют

 

Уксус, сахар, соль

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Углеводы, витамины

Сахара

Глюкоза, Сахароза, Лактоза и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повышают иммунитет

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественные реакции – это реакциипозволяющие  определить наличие того или иного вещества (компонента) в среде., позволяющие определить наличие того или иного вещества (компонента) в среде.



 

Роль химии в нашей жизни велика. 

 Она окружает нас повсюду, 

 каждый день мы 

употребляем множество 

 химических соединений, 

 как отрицательных, так

 и положительных. Узнали какие 

 сахара содержатся в фруктах, 

какие примеси может 

 содержать уксусная кислота, 

 а также как можно 

распознать витамины.

1 мин

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

40 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

   

Приложение.

Опыт 1.

Определение качества уксусной кислоты, как консерванта.

Примесь серной кислоты определяют, добавляя к образцу раствор хлористого бария. При отсутствии серной кислоты не должно, получится мути сульфата бария.

Примесь соляной кислоты устанавливают с помощью раствора азотнокислого серебра. В случае наличия- появляется муть или осадок.

Примесь органических соединений устанавливается помощью слабого раствора марганцевокислого калия. При наличии примесей перманганат обесцвечивается; уксусная кислота в этих условиях не окисляется.


 

Опыт 2.

А) Обнаружение рибозы.

К 0,5 мл вытяжки исследуемого продукта добавляют 2 капли нафтола и 2 мл конц серной кислоты. На границе двух жидкостей образуется кольуо красно-зеленого цвета при наличии рибозы.

Б) обнаружение глюкозы.

К 0,5 мл вытяжки исследуемого продукта добавляют равный объем 10%-ного раствора NaOH и 1 каплю 1%-ного раствора медного купороса. При нагревании наблюдается желтое окрашивание, переходящее в красное.

В) Обнаружение фруктозы.

К 0,5 мл вытяжки исследуемого продукта добавляют 1 мл реактива Селиванова. Нагревают до кипения. Наблюдают красное окрашивание при наличии фруктозы.

Опыт 3.

Качественные реакции на витамины.

А) Обнаружение тиамина (витамина В1)

Приготовьте диазореактив, для чего 5 капель раствора сульфаниловой кислоты смешайте с 5 каплями 5% раствора нитрита натрия (или возьмите 10 капель готового диазореактива), добавьте 2 капли раствора тиамина и 7 капель раствора карбоната натрия. Наблюдайте появление оранжевой окраски, вследствие образования диазобензолсульфокислоты.

Б) Обнаружение  рибофлавина (витамина В2)

 К 5 каплям раствора рибофлавина добавьте 3 капли 20% раствора соляной кислоты и одну гранулу цинка. Наблюдайте выделение водорода, изменение окраски с желтой на розовую и последующее обесцвечивание раствора.

В) Реакции  ретинола (витамина А)

1) реакция с сульфатом железа. В пробирку поместите 3  капли ретинола и добавьте 5 капель насыщенного раствора сульфата железа (III) в ледяной уксусной кислоте.   Наблюдайте появление голубого окрашивания, которое постепенно станет розово-красным. Суточная потребность человека в ретиноле 1, 5-2, 5 мг.

2) обнаружение ретинола в рыбьем жире. Растворите 1 каплю рыбьего жира в 5 каплях хлороформа и осторожно по стенке пробирки добавьте 3-4 капли концентрированной серной кислоты. На границе растворов наблюдайте образование синего кольца, окраска которого быстро перейдет в красную.

 

Список литературы:

Л. Е. Иваченко, И.А. Трофимцова, С.И. Лаврентьва, Химия жизни- Благовещенск, 2010- изд БГПУ- с.71-121

Дата проведения: с 5 февраля по 20 февраля
Опубликовано в группе «Учителя химии»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.