Родительское собрание на тему: «Метод наказания в семейном воспитании»
Родительское собрание на тему: «Метод наказания в семейном воспитании»
Цель: выработка совместно с родителями рекомендаций по правильному использованию такого метода воспитания, как метод наказания.
Задачи:
- ознакомить родителей с особенностями применения наказания в воспитании детей младшего школьного возраста;
- определить возможные формы и методы наказания детей младшего школьного возраста.
Ход встречи
Этапы | Ход интерактива |
Приветствие | Здравствуйте, уважаемые родители. Я рада вас видеть. Спасибо, что уделили время и пришли на нашу встречу. |
Включение | Я предлагаю вам начать встречу с притчи. «Однажды сатана нашёл себе очень забавную игрушку. Это было дьявольское зеркало, у которого было магическое свойство: оно искажало всё доброе и хорошее, а отвратительное и плохое выдавалось в нём хорошим. Так и детям трудно самим справится со всеми проблемы и в наших с вами силах помочь им в этом. Уважаемые родители, посмотрите на слайд, что вы видите? Давайте с вами распределим слова по нескольким группам, в правый и левый дом. (на слайде слова: поставить в угол; звонок учителю, узнать о поведении ребенка; лишить ребенка мобильного телефона; неуверенность ребенка в себе,) Как вы считаете, что мы можем отнести в правый дом? В левый? Уважаемые родители, сегодня я предлагаю рассмотреть более подробно то, что мы отнесли в правый дом. |
Актуальность и формулировка темы | Пожалуйста, ответьте, как вы могли бы это назвать одним словом? (наказание) Используете ли вы метод наказания? Поделитесь ситуациями, в которых вы применяли данный метод. Как вы думаете, всегда ли у Вас получается выбрать правильную меру наказания для ребенка? Я вижу, что данная тема актуальна в наше время, поэтому, предлагаю считать за тему нашей встречи «метод наказания в семейном воспитании.» Уважаемые родители, для более глубокого понимания нашей темы, я предлагаю вам поработать в группах по 3 человека. Вас попрошу присоединиться к этой группе, а вас к этой. Перед вами лежат листы. Обсудите и напишите, пожалуйста, в ваших группах ассоциации к слову «наказание». Вы можете обсуждать в своих группах и договориться, кто будет представлять мнение группы. Я вижу вы закончи. Прошу первую группу назвать ассоциации, и вторую. Спасибо за ваше мнение! Согласно толковому словарю Ожегова, Наказание – это мера воздействия на того, кто совершил поступок, преступление. Также можно сказать, что это такое воздействие, которое используется при невыполнении установленных требований. |
Подготовка к постановке проблемы | Уважаемые родители, ответьте, пожалуйста, вызывало ли у вас беспокойство то, что вы могли выбрать не правильную меру наказания для ребенка? Знаете ли вы, в каких ситуациях лучше использовать наказания, а в каких-то стоит отказаться? |
Проблема | Какова же наша проблема? На какой главный вопрос мы должны ответить? Проблема: как использовать метод наказания в семейном воспитании? |
Цель, задачи | С чем бы вы хотели уйти с нашей встречи? Для удобства предлагаю рекомендации оформить в памятки и сделать это целью нашей встречи. Вы согласны? Цель: составить памятку с рекомендациями по уместному применению метода наказания в воспитании детей младшего школьного возраста. Для достижения цели я определила задачи, предлагаю их придерживаться, они представлены на слайде. 1.познакомимся с видами наказания 2.определим правила адекватного наказания |
Как достичь цели? | Рекомендации мы будем составлять по ходу встречи. На столах у вас лежат буклеты, в которые вы будете вклеивать рекомендации. В буклетах у изображена схема шкафа, он олицетворяет проблему нашей встречи, вешалки в нем-это виды данной проблемы, а одежда-это способ решения. |
Работа с пед. ситуациями | Как же понять, какой вид наказания уместнее использовать в той или иной ситуации? Для этого я предлагаю определить виды наказания и их уместное применение. физическое наказание К данному виду наказания относится: порка, подзатыльники словесное наказание в грубой форме Это крик, угрозы обзывания наказание изоляцией Сюда можно отнести: стояние в углу, отказ от общения наказание трудом К этому относиться: мыть, полоть, решать наказание лишением удовольствия и запретом желаемого Можно лишать: сладостей, прогулки, общения. запугивание К такому виду наказания относится: обещание побить, не купить, что-то отменить Сейчас я предлагаю вам в группах обсудить одинаковую ситуацию, но с разными выходами из нее. Предлагаю пользоваться алгоритмом (на доске): 1.Прочитать ситуацию. 2.Определите метод наказания. 3. Проанализируйте, подходит ли данное наказание к ситуации. 4.Представьте свой ответ. Сын приходит домой после школы. Мама просит показать дневник, на что ребенок говорит, что их собрали в школе. Убираясь, мама находит дневник в рюкзаке. Позвав мальчика, мама говорит ему: «Сынок, почему ты мне сказал, что у тебя нет дневника? Как ты думаешь, что я чувствовала, когда ты меня обманул? Это было правильное твое решение? За твой обман сегодня ты наказан и не смотришь вечером любимый мультфильм». Сын приходит домой после школы. Мама просит показать дневник, на что ребенок говорит, что их собрали в школе. Убираясь, мама находит дневник в рюкзаке. Позвав мальчика, мама кричит на него: «Сын, сколько раз я тебе говорила, что ты не должен меня обманывать? Ложь значит-что ты меня не любишь и не уважаешь! Чтобы такого больше не повторялось ты встаешь в угол на час и лишаешься просмотра любимого мультфильма на неделю!» Уважаемые родители, вы готовы? Прошу высказаться первую группу. Как мама говорила с ребенком? Как вы считаете, ребенок понял за что его наказывают? Выскажитесь, правильно ли мама подобрала метод наказания? Какой вид наказания здесь использовался? Как вы считаете, как вид наказания так же можно было использовать в данной ситуации? Спасибо. Есть ли вопросы у 2 группы? Прошу высказаться вторую группу. Какие методы наказания выбрала мама для ребенка? Как вы считаете, в такой ситуации правильно ли было то, что она подобрала несколько методов наказания? Спасибо, есть ли вопросы у 1 группы? Предлагаю на примере второй ситуации составить рекомендации по выбору метода наказания в семейном воспитании. |
Этапы решения проблемы | У Вас на столах лежат карточки с рекомендациями, я предлагаю разобраться, как и какие методы наказания можно применять в воспитании ребенка. Не наказывать на эмоциях Как вы считаете, можем ли мы это правило записать в наши рекомендации? Да, прежде чем наказывать ребенка, необходимо, чтобы Ваши эмоции стихли, тогда Выбранный Вами метод наказания будет эффективен. Давайте возможность объясниться Записываем в рекомендации? Безусловно ребенку нужно дать объясниться, возможно, он не понимал, что совершает что-то плохое. Из примера второй ситуации, ребенок мог на самом деле не помнить, что им уже вернули дневники в школе, но мама этого не выяснила и сразу предпочла наказать Соизмеримость проступку Как вы считаете, подходит нам это правило? Безусловно, за небольшой проступок не следует выбирать более серьезные меры наказания. |
Возврат к цели | Мы с вами запланировали составить рекомендации, как вы думаете, у нас получилось их составить? Тогда я предлагаю принять решение нашей встречи – помнить и соблюдать рекомендации. Их мы оформили в памятки, можете забрать их с собой. Я хочу поблагодарить, мне было приятно видеть вас, общаться в ходе решения проблемы. |
Рефлексия | На столах у вас лежат пульты. Выберите тот вариант ответа, который вам больше всего подходит. Чемодан обозначает, что полученные знания полезны. Мясорубка – нужно осмыслить. Корзина – ненужная информация. Давайте воспользуемся открытым микрофоном. Я прошу вас поделиться, какую важную информацию вы взяли? Положили в свой чемодан? Я вижу, что эта встреча оказалась для нас полезной. Спасибо. До свидания. |