Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Хлеб — всему голова» (2–4 классы)

6
0
Материал опубликован 16 May 2023 в группе

Сценарий внеклассного мероприятия :

Хлеб - всему голова.



Цель мероприятия: Воспитывать уважение к хлебу и людям, которые причастны к его появлению.

Задачи: Обобщить знания о роли хлеба в жизни русского человека.

Вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию, напомнить о бережном отношении к хлебу.

Показать цену военного хлеба, что без хлеба нет жизни на земле, хлеб- всему голова.

Оформление мероприятия: Колоски пшеницы, хлебобулочные изделия, таблички с пословицами, компьютер, проектор, таблички с картинками выращивания хлеба.

Ход мероприятия .


Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я.Френкеля, слова И.Гофф) в класс входят учащиеся, гости праздника. В центре девочка и мальчик в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.


Мальчик: Слава миру на Земле!

Девочка: Слава хлебу на столе!

Мальчик: Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Девочка: Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонись, отведать просим:

- Дорогой наш, гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук! ( слайд 3)

Вручает хлеб-соль гостям праздника.

Чтец: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

Коллективная декламация. (слайд 4)

1-й ученик: Вот он (показывает на каравай).

2-й ученик: Хлебушко душистый.

3-й ученик: Вот он (показывает на каравай).

4-й ученик: Теплый, золотистый

5-й ученик: В каждый дом,

6-й ученик: На каждый стол

7-й ученик: Он пожаловал – пришел

8-й ученик: В нем здоровье наше, сила,

9-й ученик: В нем чудесное тепло.

10-й ученик: Сколько рук его растило,

11-й ученик: Охраняло,

12-й ученик: Берегло!

13-й ученик: В нем – земли родимой соки,

14-й ученик: Солнца свет веселый в нем...

1-й ряд: Уплетай за обе щеки,

2-й ряд: Вырастай богатырем!

Исполняется песня «Золотое зернышко».

Воспитатель:: Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб был всегда важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.(слайд 5)

Чтец: На свете я видела хлеба немало.

Крестьянка его из печи вынимала

И клала на стол, осеняя крестом.

В горнице пахло сильно и сладко,

Хлеб грозным казался, как имя отца.

За трапезой ели его без остатка,

Ни крошки, ни корки, ломоть до конца

Воспитатель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из очерков, посвященных селу написано: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»

В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, кореньев, желудей и др.. Во время войны все мужчины были призваны на войну. Остались в селах выращивать хлеб женщины, дети, старики. Но фронту нужен был хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. За 1941-1945годы было выращено 4312млн. пудов зерна.

Ребята послушайте, как вспоминала жительница блокадного Ленинграда, как дорог был хлеб в годы войны: (слайд 6)

Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Военный хлеб (читает ученик)

Хлеб войны был с лебедой,
Пополам с большой бедой,
Жизнь была ему цена…
Помнит эти дни страна.

Хлеб сражался за народ,
Хлеб в тылу спасал сирот,
Среди стали и свинца,
Грел ладони и сердца.

А был еще и бабий хлеб,
И тот, кто сердцем не ослеп,
О бабе помнит, как она,
Покуда в мире шла война,

Была и плугом ,и серпом.

И лошадью и хомутом.

Блокадные дни Ленинграда. Когда между жизнью и смертью стоял знак равенства. Вот он какой-хлеб войны.(На слайде кусочек хлеба 7)

Чтец: В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжелого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

«Хлеб – всей жизни голова».


Исполняется песня «Пшеница золотая».

Чтец: Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол? (слайд 8)

Воспитатель: Он не падает к нам с неба,

Появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба,

Нужен труд десятков рук.

День и ночь гудят комбайны,

Хлеб идет со всей страны:

Хлеб Кубани, хлеб Украины,

Казахстанской целины...(слайд 9,10)

Чтец: Зерна наших дней светите

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

В нем полей живая речь:

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!

Чтец: Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает.

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург – народ.

Чтец: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так!

Смолоду научись ценить труд других!

(Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На доску прикрепляются картинки с изображение названных этапов.)


Воспитатель:: Кроме стихотворений и песен народ создал пословицы, сказки, загадки о хлебе.

Давайте-ка, ребята,

Отгадывать загадки!

Загадки всевозможные:

И легкие, и сложные.

Посмотрим, кто из вас

Покажет высший класс?

1. На сметане мешён,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок!

Покатился ... (колобок)

2. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (лапша)

3. Столбики точеные, головки золоченые. (колосья)

4. С неба солнце золотое

Золотые льет лучи,

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (пшеница)

5. Лежит мужик в золотом кафтане

Подпоясан, да не поясом,

Сам встать не может -

Люди поднимают. (сноп)

6. Я пузырюсь, я пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (тесто)

7. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна в муку и тесто,

В магазине занял место. (хлеб)

8. Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье...

Ну и объединение! (бублик)

9. Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Жгут меня огнем,

Режут меня ножом.

А за то меня так губят,

Что все меня любят. (хлеб)

Воспитатель:: Ребята, какие пословицы о хлебе вы знаете?(слайд 11,12)

1.Без хлеба куска - везде тоска.

2.Будет хлеб - будет и обед.

3.Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

4.Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.

5.Без хлеба не вкусно и не сытно.

6.Без краюшки -не прожить и седой старушке.

7.Покуда есть хлеб и вода-все не беда.

Читают дети стихи: (слайд13) 1.Только снег сошел в апреле,

Как поля зазеленели.

Мы говорим: «Хлеб».

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим: «Хлеб».

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Мы говорим: «Хлеб».

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Мы говорим: «Хлеб».

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

2 Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное – работой пахнет хлеб.

Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле.

Те, кто хлеб печет чуть свет,

Шлет пшено на кашу,

Тем, кто землю глубоко

Острым плугом пашет, -

Им спасибо говори,

Их за хлеб благодари!

У народа есть слова:

«Хлеб всей жизни голова».

Ставится он первым на столе.

(слайд15)

1 ученик: Слава Миру на Земле!

2 ученик: Слава хлебу на столе! (слайд 16,17)

1 ученик: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души, с уважением большим,

То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.

2 ученик: Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.

С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим.

«Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук!»

3 ученик: Хлеб душистый пропеченный, с хрупкой спинкой золоченной

Нам привычен и знаком, к нам заходит в каждый дом.

4 ученик: Ведь обед нам не обед, если к супу хлеба нет.

И не та на вкус картошка, если хлеба нет ни крошки.

Даже каша с хлебом краше, гусь без хлеба ерунда.

Чтец: Хлеб – это жизнь. Недаром хлеб называют насущным. Вот почему наш девиз: «Бережно относиться к хлебу!»(слайд 18)

И нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба.

К хлебу все имеет отношенье,

Русский хлеб причастен ко всему:

К дружбе наций, к спутнику движенью,

К миру, к правде, к счастью на земле.

Помни верные слова:

«Хлеб – всей жизни голова!»

Коллективная декламация.

Запомни!

Не топчи хлеб!

Не бросай его!

Береги каждый кусочек!

Не пренебрегай им!

И не хвастай, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь.

То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не твоя личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле когда-то и живет сейчас.

Воспитатель:: Запомни!


Хлебом дорожи настолько,

Чтобы знал и класс твой весь

Постарайся брать лишь столько,

Сколько можешь сразу съесть.

Хлеб, ребята, берегите,

Он добыт большим трудом.

Хлеб – народное добро

Береги всегда его!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил,

Не жалел трудов и сил!

Заканчивается мероприятие чаепитием .


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.