Сценарий внеклассного мероприятия на тему «Хлеб — всему голова» (2–4 классы)
Сценарий внеклассного мероприятия :
Хлеб - всему голова.
Цель мероприятия: Воспитывать уважение к хлебу и людям, которые причастны к его появлению.
Задачи: Обобщить знания о роли хлеба в жизни русского человека.
Вызвать у детей эмоциональный отклик на услышанную информацию, напомнить о бережном отношении к хлебу.
Показать цену военного хлеба, что без хлеба нет жизни на земле, хлеб- всему голова.
Оформление мероприятия: Колоски пшеницы, хлебобулочные изделия, таблички с пословицами, компьютер, проектор, таблички с картинками выращивания хлеба.
Ход мероприятия .
Под звуки песни «Русское поле» (музыка Я.Френкеля, слова И.Гофф) в класс входят учащиеся, гости праздника. В центре девочка и мальчик в русских костюмах. Девочка держит в руках хлеб-соль.
Мальчик: Слава миру на Земле!
Девочка: Слава хлебу на столе!
Мальчик: Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Девочка: Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонись, отведать просим:
- Дорогой наш, гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук! ( слайд 3)
Вручает хлеб-соль гостям праздника.
Чтец: Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
Коллективная декламация. (слайд 4)
1-й ученик: Вот он (показывает на каравай).
2-й ученик: Хлебушко душистый.
3-й ученик: Вот он (показывает на каравай).
4-й ученик: Теплый, золотистый
5-й ученик: В каждый дом,
6-й ученик: На каждый стол
7-й ученик: Он пожаловал – пришел
8-й ученик: В нем здоровье наше, сила,
9-й ученик: В нем чудесное тепло.
10-й ученик: Сколько рук его растило,
11-й ученик: Охраняло,
12-й ученик: Берегло!
13-й ученик: В нем – земли родимой соки,
14-й ученик: Солнца свет веселый в нем...
1-й ряд: Уплетай за обе щеки,
2-й ряд: Вырастай богатырем!
Исполняется песня «Золотое зернышко».
Воспитатель:: Есть хлеб, будет и песня. Не зря так говорится. Хлеб был всегда важнейшим продуктом, мерилом всех ценностей. И в наш век, век великих достижений, он составляет первооснову всей жизни. Люди вырвались в космос, покоряют реки, моря, океаны, добывают нефть, газ в глубинах земли, а хлеб остается хлебом.(слайд 5)
Чтец: На свете я видела хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала
И клала на стол, осеняя крестом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца
Воспитатель: Есть только одно слово, которое равнозначно слову «хлеб». Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! В одном из очерков, посвященных селу написано: «Велик сеятель. Никогда не забывал о нем мир и никогда не забудет – ни в радости, ни в беде. И никакая глыба золота не перевесит крошку хлеба!»
В нашей стране, залечившей тяжелые раны войны, выросло не одно поколение людей, которые не знают, что такое хлебные карточки, бессонные очереди за хлебом, которым неведомо чувство голода, незнаком вкус хлеба с примесью мякины, сена, соломы, кореньев, желудей и др.. Во время войны все мужчины были призваны на войну. Остались в селах выращивать хлеб женщины, дети, старики. Но фронту нужен был хлеб и люди самоотверженно трудились, выращивая его. За 1941-1945годы было выращено 4312млн. пудов зерна.
Ребята послушайте, как вспоминала жительница блокадного Ленинграда, как дорог был хлеб в годы войны: (слайд 6)
Помню темный, вязкий, маленький кусочек хлеба. Только один кусочек! На всех - взрослых и детей. На весь день. И мама медленно режет его на одинаковые кубики... помню, как я на коленках ползала по полу в надежде найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Вологодской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.
Военный хлеб (читает ученик)
Хлеб войны был с лебедой,
Пополам с большой бедой,
Жизнь была ему цена…
Помнит эти дни страна.
Хлеб сражался за народ,
Хлеб в тылу спасал сирот,
Среди стали и свинца,
Грел ладони и сердца.
А был еще и бабий хлеб,
И тот, кто сердцем не ослеп,
О бабе помнит, как она,
Покуда в мире шла война,
Была и плугом ,и серпом.
И лошадью и хомутом.
Блокадные дни Ленинграда. Когда между жизнью и смертью стоял знак равенства. Вот он какой-хлеб войны.(На слайде кусочек хлеба 7)
Чтец: В дыму ленинградское небо,
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.
В годы тягот и лишений
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За свободу и за хлеб.
Значит, правильны слова:
«Хлеб – всей жизни голова».
Исполняется песня «Пшеница золотая».
Чтец: Ну, а все же, как приходит
Этот хлеб к тебе на стол? (слайд 8)
Воспитатель: Он не падает к нам с неба,
Появляется не вдруг.
Чтобы вырос колос хлеба,
Нужен труд десятков рук.
День и ночь гудят комбайны,
Хлеб идет со всей страны:
Хлеб Кубани, хлеб Украины,
Казахстанской целины...(слайд 9,10)
Чтец: Зерна наших дней светите
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
В нем полей живая речь:
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!
Чтец: Когда за столом вы, ребята, сидите,
То помните, кто для вас хлеб создает.
Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,
Шахтер, машинист, металлург – народ.
Чтец: Нелегок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создается хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зеленое поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так!
Смолоду научись ценить труд других!
(Дети называют этапы выращивания и приготовления хлеба: вспахивание поля, высевание зерен, выращивание пшеницы, сбор урожая, молотьба, выпекание хлеба из муки. На доску прикрепляются картинки с изображение названных этапов.)
Воспитатель:: Кроме стихотворений и песен народ создал пословицы, сказки, загадки о хлебе.
Давайте-ка, ребята,
Отгадывать загадки!
Загадки всевозможные:
И легкие, и сложные.
Посмотрим, кто из вас
Покажет высший класс?
1. На сметане мешён,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок!
Покатился ... (колобок)
2. Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (лапша)
3. Столбики точеные, головки золоченые. (колосья)
4. С неба солнце золотое
Золотые льет лучи,
В поле дружною стеною
Золотые усачи. (пшеница)
5. Лежит мужик в золотом кафтане
Подпоясан, да не поясом,
Сам встать не может -
Люди поднимают. (сноп)
6. Я пузырюсь, я пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (тесто)
7. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
8. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объединение! (бублик)
9. Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Жгут меня огнем,
Режут меня ножом.
А за то меня так губят,
Что все меня любят. (хлеб)
Воспитатель:: Ребята, какие пословицы о хлебе вы знаете?(слайд 11,12)
1.Без хлеба куска - везде тоска.
2.Будет хлеб - будет и обед.
3.Хлеба ни куска, так и в тереме тоска.
4.Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
5.Без хлеба не вкусно и не сытно.
6.Без краюшки -не прожить и седой старушке.
7.Покуда есть хлеб и вода-все не беда.
Читают дети стихи: (слайд13) 1.Только снег сошел в апреле,
Как поля зазеленели.
Мы говорим: «Хлеб».
Золотой простор бескрайний,
Там работают комбайны.
Мы говорим: «Хлеб».
Вот зерно течет рекой,
Чтобы сделаться мукой.
Мы говорим: «Хлеб».
Тесто кружится в квашне,
Запекается в огне.
Мы говорим: «Хлеб».
Ешь его, расти и помни:
В мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился
Свежий хлеб.
2 Он пахнет полем, речкой, печью, небом.
А главное – работой пахнет хлеб.
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Те, кто хлеб печет чуть свет,
Шлет пшено на кашу,
Тем, кто землю глубоко
Острым плугом пашет, -
Им спасибо говори,
Их за хлеб благодари!
У народа есть слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Ставится он первым на столе.
(слайд15)
1 ученик: Слава Миру на Земле!
2 ученик: Слава хлебу на столе! (слайд 16,17)
1 ученик: Если мы хотим кого-то встретить с честью и почетом,
Встретить щедро от души, с уважением большим,
То гостей таких встречаем круглым пышным караваем.
2 ученик: Он на блюде расписном, с белоснежным рушником.
С караваем соль подносим, поклоняясь, отведать просим.
«Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб-соль из рук!»
3 ученик: Хлеб душистый пропеченный, с хрупкой спинкой золоченной
Нам привычен и знаком, к нам заходит в каждый дом.
4 ученик: Ведь обед нам не обед, если к супу хлеба нет.
И не та на вкус картошка, если хлеба нет ни крошки.
Даже каша с хлебом краше, гусь без хлеба ерунда.
Чтец: Хлеб – это жизнь. Недаром хлеб называют насущным. Вот почему наш девиз: «Бережно относиться к хлебу!»(слайд 18)
И нет для человека запаха более приятного, чем запах свежего хлеба.
К хлебу все имеет отношенье,
Русский хлеб причастен ко всему:
К дружбе наций, к спутнику движенью,
К миру, к правде, к счастью на земле.
Помни верные слова:
«Хлеб – всей жизни голова!»
Коллективная декламация.
Запомни!
Не топчи хлеб!
Не бросай его!
Береги каждый кусочек!
Не пренебрегай им!
И не хвастай, что ты сыт, что хлеба у тебя вдоволь.
То, что у тебя и у других есть сегодня хлеб, - не твоя личная заслуга, а результат усилий всего государства, всего народа, всех, кто жил на земле когда-то и живет сейчас.
Воспитатель:: Запомни!
Хлебом дорожи настолько,
Чтобы знал и класс твой весь
Постарайся брать лишь столько,
Сколько можешь сразу съесть.
Хлеб, ребята, берегите,
Он добыт большим трудом.
Хлеб – народное добро
Береги всегда его!
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Слава тем, кто хлеб растил,
Не жалел трудов и сил!
Заканчивается мероприятие чаепитием .