Классный час на тему «Хлеб — всему голова»
Пояснительная записка к презентации
Аннотация
Тема классного часа «Хлеб – всему голова!» была выбрана не случайно. На это есть две причины. Во-первых, эта тема актуальна всегда, потому, что она связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется его значимость. Это проявляется в небрежном отношении к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей чувства патриотизма, гражданской ответственности, бережное отношение к хлебу.
Во-вторых, в процессе подготовки был проведен опрос, в результате которого выяснилось, что большинству обучающихся класса хотелось бы узнать что-то новое.
Данная разработка с презентацией "Хлеб - всему голова" раскрывает исторические корни и значимость для славянского народа хлеба. В данном материале показывается, как складывались русские традиции, которые живы и сегодня. В ней показана история создания хлеба. Работа прекрасно иллюстрирована и сопровождена конспектом выступления.
Классный час. «Хлеб – всему голова»
Цель: Углубить и расширить знание детей о хлебе. Прививать навыки экономного и бережного отношения к хлебу. Учит детей размышлять, делать выводы, анализировать ситуации. Показать, что во все времена хлеб был и остается основой жизни человека.
Задачи: обеспечить развитие самостоятельного применения знаний в различных ситуациях. Самостоятельное ознакомление учащихся с пословицами, поговорками о хлебе.
Оборудование:
полотенце над доской, запись девиза “Хлеб - всему голова”, выставка, изготовленных руками родителей и бабушек хлебных изделий: каравай, хлеб ржано-пшеничный, формовой, подовый ржаной, домашний пшеничный хлеб, батон, пироги; колосья ржи, пшеницы; презентация.
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Знакомство с новым материалом
1. Слово учителя.
Слайд 1
Сегодня на прилавках магазинов можно увидеть разные хлебные изделия, разных народов.
Слайд 2
В 19 веке за сутки человек съедал более одного килограмма хлеба, сегодня – около 400 граммов.
В былые времена хлеб пекли в русских печах, сейчас, чтобы удовлетворить наши нужды в хлебных изделиях – работают заводы. Хлеб в нашей стране стоит не очень дорого, многие ,наверное, поэтому позволяют выбрасывать остатки хлеба в помойку. Наши же предки относились к хлебушку с особым уважением и даже почётом.
Слайд 3
Они считали, что в приготовлении хлеба участвуют Земля, Огонь и Вода, которых в древности считали Божествами и им поклонялись.
(Обратить внимание на божества)
Слайд 4
Хлеб хозяйки выпекали в виде калача или каравая.
Через отверстие этого калача (который считался оберегом) смотрели на людей, чтобы получить их симпатию или защитить себя от сглаза.
Слайд 5
Первым «хлебным растением» считается не пшеница и не рожь, а дуб. Ученые археологи разных стран мира после изучения многих материалов подтвердили это. В Древнем Риме плоды дуба – желуди – называли «божественными плодами». На территории нашей страны в Кировоградской области при раскопках были найдены высушенные и растертые в муку желуди, из которых здесь пекли хлеб более 5000 лет назад.
Слайд 6
Независимо для обычной трапезы или праздничной, накрывая стол хозяйка в первую очередь ставила на него хлеб и соль. Хлеб и соль почитали как символ благополучия и достатка.
Слайд 7
В Древней Руси Горожане Древней Руси едали хлебы «пресные», «квасные», «хлебы с медом и маком творенные»… Хлеб в Древней Руси издавна символизировал народное благополучие, довольство, а люди, изготовлявшие хлеб, всегда пользовались большим почетом.
Слайд 8
На Руси всегда брали хлеб, отправляясь свататься.
На хлеб клали руки молодых при заключении договоренности о свадьбе
Родители благословляли своих детей на брак не только иконой, но и хлебом.
После венчания молодых встречали хлебом и квасом, с солью стали встречать значительнее позднее. Потом этот хлеб везли вместе с приданым невесты.
Слайд 9
Хлеб как оберег хлеб клался в колыбель к новорожденному.
Хлеб был не только оберегом, но и нёс на себе сакральное значение (т. е. обрядовое, ритуальное).
2. Беседа
- Дети, вы когда-нибудь нюхали, как пахнет хлеб? (Ответ детей? )
- Сегодня мы пройдем тот путь, по которому проходит хлеб с поля к столу.
- С чего начинается хлеб? (Ответ детей? )
- Я вырос из зернышка, которое осенью посеяли в землю.
Зимой покоился под рыхлым слоем снега.
Весной пророс маленьким росточком рос, рос, набирался сил и стал прекрасным колоском.
В жатву меня скосил, обмолотили и увезли на элеватор, посушили.
- В мельнице смололи, и я превратился в белую муку.
На хлебопекарни с меня испекли душистый хлеб.
ІІІ. Закрепление материала
1. Находим синонимы.
Синонимы: к слову «хлеб» – каравай – калач
2. Провести словарную работу:
Каравай – большой круглый хлеб
Калач – белый круглый хлеб
3. Слово учителя.
На Руси существует обычай встречать гостей хлебом с солью. При этом говорят: хлеб да соль. – Что означает это выражение? А какие обычаи, связанные с хлебом, вы знаете?
4. Пословицы и поговорки о хлебе. Слайд 10 – 11
Хлеб всему голова.
Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Худ обед, когда хлеба нет.
Хлеб в человеке воин.
Ржаной хлебушка – калачу дедушка.
Хлеба ни куска, так и в горнице тоска.
Хлеба нет – и корочка в честь.
Русский человек хлеб-соль водит.
5. Собери пословицы.
- Пословицы потеряли свой конец.
Слайд 12 – 14
6. Загадки.
Слайд 15 – 26
***
Вырос в поле колоском,
На столе лежу куском. (хлеб)
***
Рос сперва на воле в поле.
Летом цвёл и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна — в муку и тесто,
В магазине занял место. (хлеб)
***
У хлеба есть сестренки и братья,
Предлагаю их скорее отгадать я!
Все родственники эти из муки,
Замеси скорее тесто и пеки!
Если буханку ножом измельчить,
Эти кусочки в печи подсушить,
Смело с собою в поход их бери,
Ведь получаешь всегда… (Сухари)
***
Это печенье в глазури обычно,
В виде лепешки, фигурки привычной.
Сладкое, мятное… Ставь быстро чайник,
Если к столу принесет кто-то… (пряник)
***
Белый хлебец, на баранку похожий,
Толстый, весь в маке и стоит дороже.
В чашечку кинь рафинада ты кубик,
Ешь не спеша с чаем толстенький… (Бублик)
***
Белый хлеб продолговатый
И воздушный, словно вата.
Сверху в рубчиках весь он.
Это — нарезной… (батон)
7. Учитель читает текст: «Какой бывает хлеб»
Слайд 27 – 28
Хлеб – гениальное изобретение человечества. Сколько ни думай, лучше хлеба не придумаешь. У хлеба нет, и не может быть конкурентов, никакая другая еда не выдерживает сравнение с хлебом.
Но хлеб не только продукт питания, это – освещенный веками символ труда, доброты, дружбы. Его именем люди клялись, краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу как благословение. Хлебом и солью русские люди до сих пор встречают и провожают дорогого, любимого человека, которому желают оказать почтение. (А.Барыкин)
Слайд 29
Ответить на вопросы:
1) Что мы узнали о хлебе?
2) Какие хорошие чувства рождает хлеб в нашей душе?
IV. Рефлексия и подведение итогов.
Ученик читают стих о хлебе.
Слайд 30.Воистину: не углами
Изба и теперь красна,
А хлебом да пирогами,
Как в давние времена.
За ужином ли, за чаем
мы хлеб, не спеша, жуём,
жуём – и не замечаем –
Не ценим: добро живём!
…………………………….
Воистину: не углами
От века изба красна!
А хлебом… всё та же мода!
Так помните же, сыны:
Хлеб – это судьба народа!
Хлеб – это судьба страны!
V. Домашнее задание: Составить кроссворд о хлебобулочных изделиях.
Здесь будет файл: /data/edu/files/m1460649039.pptx (Хлеб - всему голова)