Классный час по теме «Хлеб – всему голова» (5–6 классы)
Амвросиевская общеобразовательная школа I-IIIст.№6
Амвросиевского района Донецкой Народной Республики
Классный час по теме: «Хлеб – всему голова»
Выполнила : Вертела Ольга Александровна, учитель английского и немецкого языков Амвросиевской ОШ I-IIIст№6, специалист II категории
Аннотация к разработке классного часа по теме
«Хлеб – всему голова»
Постоянное изобилие хлеба – заветная мечта миллионов людей живущих на Земле. Хлеб стоит не дорого, но не все знают, каким нелёгким трудом он достаётся, какова его истинная цена. Прежде чем попасть к нам на стол, хлеб проходит большой и ᴄᴫᴏжный путь. Для того чтобы на полях вырастить зерно, днём и ночью, под палящими лучами солнца и проливными дождями трудятся тысячи людей более 120 профессий (селекционеры, агрономы, инженеры, механизаторы, рабочие элеватора, мукомолы, конструкторы, водители машин, пекари, продавцы, трактористы, комбайнёры и многие др.).
Русский народ всегда относился к хлебу с благоговением как к дару, спасающему от голода, как к богатству.
Актуальность проблемы: отношение подростков к хлебу.
Данный сценарий может быть использован для проведения классного часа в 5-6 классах в цикле воспитательных бесед.
Цель проведения данного мероприятия - изменить отношение подростков к хлебу, познакомив их с деятельностью хлеборобов; воспитывать у детей бережное отношение к хлебу.
Сценарий предполагает проведение подготовительной работы:
- Рисунки детей и иллюстрации по теме классного часа.
- Ваза с колосками пшеницы.
- Плакаты с цитатами о хлебе
- Выставка продуктов мучных и хлебных, которые производит местная хлебопекарня и которые испекли родители.
Классный час
Тема: «Хлеб – всему голова»
Цели:
- расширять знания учащихся о пользе хлеба, его ценностях, о тяжелом труде хлебороба;
- воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу;
Оборудование: плакаты с цитатами о хлебе, рисунки детей, иллюстрации, разные виды хлеба, колосья в вазе, магнитофон.
Материал: стихи о хлебе, плакат с памяткой «Цени хлеб!», песня «Хлеб - всему голова», песня «Конфетки-бараночки», песня «Вкус хлеба».
Ход мероприятия
Звучит песня «Хлеб – всему голова!»
Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. С хлебом мы встречаемся каждый день. Без него не обходится ни скромный завтрак, ни будничный обед, ни праздничный стол. Он сопровождает нас от рождения и до глубокой старости. Ребята, в глубокой древности хлеба, такого как сейчас, не было, но хлебные поля росли и тогда. Однако зёрна пшеницы отличались от наших, они были намного меньше и другие на вкус. Существует такая легенда.
Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб. Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб». Что же касаеᴛся происхождения русского слова «хлеб», то его связывали с заимствованным именем Глеб, или глаголом «хлебать». Хлебу нет цены. Его стоимость копейками не измерить.
1 уч. Вот он, хлебушек душистый
С хрупкой корочкой витой
Вот он, теплый, золотистый
Словно солнцем налитой.
2 уч. В нем – здоровье наше, сила
В нем – чудесное тепло
В нем – земли родимой соли
Солнца свет веселый в нем…
Уплетай за обе щеки!
Вырастай богатырем!
3 уч. Сколько рук его растило
Охраняло, берегло!
Ведь не сразу стали зерна
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Хлеб никогда не доставался людям даром. На Руси к хлебу всегда относились с благовением, а со временем возникло множество поверий про хлеб, своеобразных законов, нарушать которые было большим грехом.
Например, выпекали хлеб всегда в субботу. И смотрели, если хлеб получится хорошим – будет удача на целую неделю, если плохо пропечётся – это к слезам, подгорит – это к печали, потрескается – жди новостей. По тому, каким получался свадебный каравай, предсказывали судьбу новой семьи. Поэтому печь каравай просили человека доброго и умелого.
Россия издавна славилась хлебом. Хлеб и сейчас остается главным богатством страны. А труд земледельца – самый важный, потому что без хлеба нельзя представить нашу жизнь.
1уч. Вначале хлеб посеяли зерном,
Потом ростки лелеял агроном.
Затем взял колос в руки комбайнер,
В ладонях его бережно потер.
Узнав о том, что хлеб давно уж вызрел,
Он убирать его с комбайном в поле вышел.
2уч. Потом муку смололи из зерна
И к пекарю отправилась она.
А тот уж постараться смог:
Такие булки вкусные испек!
Цени, люби и уважай того,
Кто сеял хлеб, растил и пек его.
Викторина. Дети, а знаете ли вы…
1. В чём разница между яровой и озимой пшеницей? (яровую сеют весной, озимую – осенью, в зиму)
2. Куда зерно везут после уборки? (на элеватор – хранилище для зерна)
3. Где зерно превращают в муку? (на мельнице)
4. Что такое квашня? (деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
5. Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (опара)
Загадки
Отгадать легко и быстро: мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый, а бывает подгорелый.
(Хлеб)
Корабль-великан не по морю плывет.
Корабль-великан по земле идет.
Поле пройдет - урожай соберет.
(Комбайн)
Вырос в поле дом. Полон дом зерном. Стены позолочены. Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном на столбе золотом
(Колос)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья.
(Зерно)
Овсом не кормят, кнутом не гонят, а как пашет, семь плугов тащит.
(Трактор)
Учитель: А знаете ли вы, чем пахнет хлеб, ломоть ржаного, трудового хлеба?
Ученики:
1уч. Он пахнет полем,
Горячим зноем и росой,
Прохладным ветром на просторе
И свежей утренней зарей.
Хлеб пахнет свежею мукою
И жарким пламенем печи,
Когда натруженной рукою,
Пекут из теста калачи.
2уч. Вот он – румяный и душистый
Лежит и дышит на столе.
За хлеб огромное спасибо
Всем хлеборобам на земле!
Игра со словом «хлебороб».
Составьте из букв, входящих в это слово, как можно больше других слов.
Чтение стихотворения
Ученик 1:Кто-то любит с маслом,
Кто-то любит с сыром,
А иной и с мясом
Или же с кефиром.
Ученик 2:Кто-то любит белый,
Кто-то любит чёрный,
Кто-то любит с маком
Или запечённый.
Ученик 3:Он бывает клином,
Он бывает узким,
Кто-то любит с тмином,
Или же французский.
Ученик 4:Он зерно, он колос,
Он мука и тесто
И за праздничным столом
Знает своё место.
Ученик 5:Посмотри на землю, посмотри на небо,
Ничего на свете
Нет важнее хлеба
Ребята, посмотрите на стол. Сколько разных мучных изделий из муки выпекли руки пекаря. Здесь и каравай и булочки, сдобные калачи. Оказывается, как много всего можно испечь из муки. Скажите, ребята, какие пословицы и поговорки о хлебе вы знаете?
- Много снега – много хлеба.
- Хлеб – всей жизни голова.
- Будет хлеб – будет и песня.
- Хлеба ни куска – и в доме тоска.
- Не будет хлеба – не будет и обеда.
-Слава миру на земле!
- Слава хлебу на столе!
Большой урожай – это радость для хлеборобов и всех людей страны.
Звучит музыка
Инсценировка стихотворения
Т. Коломиец «Праздник каравая»
Учитель:
К пятиклашкам на машине
Каравай приехал ныне
Пышной коркой похрустим
Всех на свете угостим.
В круг вставай, каравай,
Кого хочешь выбирай!
(Каравай становится в середину круга)
Пекаря!
Он не грел на печке бок –
Каравай ребятам пек.
Пекарь с нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
(входит пекарь, становится рядом с караваем)
Мельника!
Не молол он чепуху!
А смолол зерно в муку!
Мельник, с нами поиграй
Кого хочешь – выбирай!
Хлебопашца!
Он в тенечке не лежал
А хлеба растил и жал!
Хлебопашец, в круг вставай,
Кого хочешь – выбирай!
Рабочего!
Он приехал к нам с дарами –
Тягачами, тракторами!
А награда – урожай!
Всех на праздник приглашай!
Пекарь – Слава урожаю в зернах!
Мельник – Слава караваю на столе!
Хлебопашец – Слава, слава дружным рукам!
Рабочий – Слава, слава труженикам!
Хлеб – это дар Земли! Людям в голодные годы приходилось беречь каждую крошку, потому что они в день получали небольшой кусочек хлеба, 125г и еще 3 макаронины, длиною в тетрадь, глинистые, но желанные для каждого человека. В музее истории Санкт – Петербурга хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу. И эти крохи помогали выжить в суровое время войны и испытаний. Мы с вами не знаем, что такое голод. Нам должно быть стыдно, когда несъеденные кусочки мы просто выбрасываем. Так поступать нельзя. Хлеб нужно обязательно доедать, а крошками кормить птиц.
А. Морозов
Военный хлеб
Я помню хлеб,
военный, горький,
Он весь почти из лебеды.
В нем в каждой крошке,
В каждой корке
Был горький вкус людской беды.
На той беде замешан круто
Нелегкий хлеб нелегких дней,
Но как сладка была минута,
Когда кусок в руке моей
Посыпан был щепоткой соли,
Приправлен маминой слезой.
Закончилась война. Крепла страна. А хлеба все равно не хватало. И началось освоение целинных земель. Зашумели поля, заработали машины, потекло зерно в закрома Родины.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной
Говорим мы, берегите
Берегите хлеб родной.
Берегите каждый колос
Наших радостных полей
Словно песен тихий голос
Громкий Родины своей!
Не мечтаем мы о чуде
К нам полей живая речь
«Берегите хлеб, вы, люди
Научитесь хлеб беречь!»
Паззлы.
Из кусочков разрезанных картинок с изображением хлеба восстановить исходный рисунок.
Во время конкурса хорошее настроение всех присутствующих обеспечивает песня «Конфетки-бараночки» .
Конкурс «Золушка»
Отсортировать по видам небольшое количество перемешанных семян различных зерновых культур.
Звучит песня «Вкус хлеба» в исполнении Леонида Сметанникова
Хлеб, мир, жизнь – самое важное. Поэтому самый маленький ребенок должен беречь хлеб. Если семья из 4 человек каждый день будет выбрасывать только 11г хлеба, по всей стране опустеют 100 элеваторов, остановится 57 мельниц, 130 хлебозаводов, выпекающих 50 тонн хлеба в сутки. Не будь в числе таких людей. Останови и тех, кто бросает хлеб. Но можно продлить свежесть хлеба. Для этого надо его хранить в полиэтиленовом мешочке или в специальной хлебнице.
- А сколько нужно хлеба для вашей семьи?
-А если хлеб остался, что с ним можно сделать?
(Сбрызнуть буханку с боков водой и поставить в духовку на 5 минут или над кипящей кастрюлей с водой. Подсушите сухари, сделайте гренки.)
Сегодня мы много говорили о хлебе. Без хлеба люди – сироты, а земля – страдалица. И наоборот, земля – наше богатство, наша щедрая кормилица, когда она в бережных, добрых руках хозяина. (Учитель вешает на доску плакат с памяткой и читает ее)
Ребята, давайте подведем итоги нашей встречи. У вас на столе лежат картинки. Давайте повторим, с чего начинается путь хлеба. Нужно картинки расставить в правильном порядке.
И всегда будем помнить мудрое изречение, пришедшее к нам из глубины веков, рожденное народным опытом: «Да отсохнет рука, бросившего под ноги хотя бы крошку хлеба!»
Придержемся русской традиции гостеприимства.
(Угощение гостей)
Список использованной литературы и источников
1. М.О. Володарская. Час общения.5кл. – Х.: Изд-во «Ранок», 2011.- 176с. – (Классный руководитель).
2. М. Ивин «Хлеб сегодня, хлеб завтра». Детская литература, 1980г.
3. С. А. Могилевская. Девочки, книга для вас! – М., «Детская литература», 1974
4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2012/11/22/klassnyy-chas-na-temu-khleb-vsemu-golova
5. http://bobrschool.narod.ru/klasschas_2.doс