Холокост- что мы об этом знаем?
Методическая разработка
на тему "Холокост- что мы об этом знаем?"
Чубарова Галина Владимировна
учитель немецкого языка
МБОУ Лицей №1 г. Усмани
Липецкой области
Усмань 2024
Цель: -дать понятие «Холокост» и повысить информационную грамотность учащихся;
Задачи:
Образовательные:
-расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне;
- формировать у учащихся интерес к истории своей страны и страны изучаемого языка;
Развивающие:
- развитие чувства собственного достоинства и умения уважать достоинство других, способности к сочувствию, сопереживанию;
-развить ключевые компетентности: коммуникативные навыки, навыки монологической речи, навыки выделения главного.
Воспитательные:
-воспитывать у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире, защищать идеи гуманизма;
-вызвать сочувствие к жертвам геноцида с целью формирования толерантного сознания и отношения к людям другой национальности, вероисповедания, расы, другой культуры, демократичных и гуманных взглядов.
Добрый день, дорогие ребята! Сегодня наш урок немецкого пройдет не совсем обычно. Он посвящен трагическим событиям, которые происходили в середине прошлого столетия. И хотелось бы начать с стихотворения.
Разве может быть больше грех,
Чем убийство простого народа?
Оправдать чем возможно тех,
Кто стоял у самого входа?
У истоков идеи той,
Что не каждый жизни достойный.
Видно, нет в них души людской,
Видно, мозг их лишь ядом полный.
И проклятье легло на них,
Только прошлое не вернется,
Не исправить смертельный штрих,
Нанесенный людьми под солнцем.
Вы наверно уже слышали об этом периоде в истории. Кто скажет, как он называется?
- Холокост.
- Да, верно. А что означает это слово?
Если обратиться к википедии, то там дается такое определение
Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»):
В широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (советских военнопленных, поляков, евреев, цыган, и др. в период существования нацистской Германии
В узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией на протяжении 1933—1945 годов.
27 января отмечается Международный День Памяти жертв Холокоста, как день освобождения узников нацистского лагеря уничтожения .
Немецко-фашистский лагерь был создан фашистами на территории оккупированной Польши вблизи города Освенцим, по немецки - Auschwitz, недалеко от Кракова. Лагерь начали строить 1 940 году. Общая площадь лагеря занимала около 500 га. Это был настоящий комбинат уничтожения людей с использованием достижений техники и науки. Ученые этого лагеря испытывали новое оружие массового поражения - газ "Циклон Б". Его использовали для убийства от 800 до 1500 человек за один раз , в газовых камерах. За годы существования концлагеря, по разным данным, были убиты около 4 млн.человек. Это были граждане разных стран: Польши, Бельгии, Австрии, Германии, Чехословакии, Дании, Франции, Греции, Румынии, Венгрии, Италии, Советского Союза, Испании, Швейцарии, Турции, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Но самое большое количество убитых было евреев , не менее 1,5 мнл.человек. Пленники лагеря "Освенцим" были освобождёны Советской армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни. После освобождения миру предстали ужасающие подробности преступлений нацистов. Целый комплекс по уничтожению людей, крематорий, горы человеческого пепла, тонны человеческих волос, миллионы пар обуви из этого лагеря смерти. Что такое лагерь смерти?
Лагерь смерти – специально выделенная и оборудованная территория для массового уничтожения людей. В одном только Освенциме было уничтожено около полутора млн. человек.
Как оказалась по всей Европе были разбросаны лагеря. По данным органов СС к апрелю 1942 г. насчитывалось 15 основных и 100 филиалов лагерей, в апреле 1944 г. 20 основных и до 1000 филиалов.
Гитлер заявил : «Мы обязаны истребить население – это входит в нашу миссию охраны немецкого населения. Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы, которые размножаются как черви.»
Всего было создано 22 лагеря, которые были признаны концентрационными.
Самые известные из них, Освенцим, Майданек, Бухенвальд, Треблинка, Дахау.
В лагерях велись принудительные работы. На воротах лагеря написано «Arbeit macht frei», что с немецкого означает «труд освобождает». Люди работали и днём и ночью, в мороз и солнце, трудились с помощью лопат и ломов.
О ужасных последствиях этого лагеря расскажет Ученик1 в стихотворении:
Как детям объяснить шесть миллионов,
Исчезнувших в застенках навсегда.
Замученных, отравленных "Циклоном",
расстрелянных, повешенных, сожжённых,
Никто не видел слёз, не слышал стонов,
Весь мир был равнодушен, каk всегда.
Шесть миллионов. Нам представить страшно,
В какую бездну их толкнули ниц.
шесть миллионов - целый мир за каждым.
Шесть миллионов напрочь стёртых лиц,
Шесть миллионов с будущим рассталось,
потухло взглядов, закатилось лун.
Сердец шесть миллионов разорвалось,
шесть миллионов отзвучало струн.
А сколько не свершившихся открытий,
талантов, Кто узнает их число?
Шесть миллионов оборвалось нитей,
шесть миллионов всходов полегло.
как объяснить, шесть миллионов, детям?
Так выглядит лагерь сегодня.
Другое страшное название это "Бабий Яр"
Ученик 2 :
Плачут сны
Усталые от жизни лица.
Водитель мрачно: «Бабий Яр»!
И болью в сердце мне стучится
год сорок первый, тот сентябрь…
Всегда печальная страница
жестокой памятной войны…
Мне часто по ночам не спится,
а если сплю, то плачут сны …
Что же означает "Бабий Яр"? Бабий Яр - место в северо-западной части Киева. Оно получило всемирную известность как место расстрелов гражданского населения. Всего в Бабьем Яру было расстелено больше ста тысяч украинцев, и полторы тысячи евреев. Это количество не включает маленьких детей до трех лет, которых убивали, даже не считая. Это является местом самых массовых убийств, где всего за два дня было убито более 33000 евреев. Евреев заставляли раздеваться и идти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в людей, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая под землёй и мертвых, и живых. Полицаи хватали детей и сбрасывали их в овраг.
Освобождение пленных Советскими солдатами.
После войны на территории лагерей открыли музей Аушвиц-Биркенау. На памятной плите написано: «Да будет на века криком отчаяния и предостережением для человечества это место…» Это место - напоминание о самом страшном преступлении против человечества. Мы с вами должны помнить историю своей страны, чтобы те ужасные события никогда не повторились, должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. Пока мы помним – мы живы. Жива и память о миллионах погибших в том аду Геноцида и Холокоста.
Наш урок мне хотелось бы закончить стихотворением:
Все можно сокрушить,
Смести, предать забвенью,
Заасфальтировать и заковать в бетон,
Взорвать собор, как лишнее строенье,
На месте кладбища построить стадион.
Все можно растерять, что собрано веками,
Все может замолчать, расправами грозя,
И только человеческую память
Забетонировать и истребить нельзя.
Рефлексия: Опрос. - А я и не знал, что…
- На будущее мне надо иметь в виду…
- Самым сложным для меня сегодня было…
- Сегодняшний урок показал мне…
Подведение итогов.
Список источников:
Интернет ресурсы : https://stihi.ru/2011/03/04/5235
https://ru.wikipedia.org/wiki/Холокост
Лоуренс Рис Холокост. Новая история . Бавин С.П., перевод на русский язык, 2017
Издание на русском языке, ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018КоЛибри
11