Урок-соревнование по трудовому обучению «Мы это можем, мы это знаем» для учащихся 5 класса
Урок-соревнование по трудовому обучению «Мы это можем, мы это знаем» для учащихся 5 класса.
Цель: Закрепление знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения при изучении бытовой швейной машины.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, полученные на уроке трудового обучения по разделу “Машиноведение”.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в группе.
Тип урока: урок-соревнование
Комплексно-методическое обеспечение: ИКТ-презентация, швейное оборудование.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Приветствие, отмечаем отсутствующих.
Девочки делятся на 2 команды.
Вводная часть.
Учитель:-Девочки! Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок-соревнование. Мы закрепим знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, при изучении бытовой швейной машины, при помощи которой мы будем шить наши будущие изделия.
1-й конкурс “Правила т/б и санитарно – гигиенические требования”.
Учитель:-Для того, чтобы приступить к работе на швейной машине, что вы должны знать? (Правила безопасной работы на швейной машине.)
Сейчас я проверю, как вы усвоили правила безопасной работы на швейной машине, я буду командам задавать вопросы по ТБ при работе на швейной машине, а девочки должны правильно ответить на эти вопросы, за каждый правильный ответ команда получает жетон.
Командам предлагаются вопросы:
Почему необходимо проверять перед работой, не осталось ли в изделии булавок и иголок?
(Для того, чтобы не пораниться иглой и чтобы игла не попала под лапку.)
Зачем волосы должны быть убраны под косынку?
(Чтобы волосы не мешали работе.)
Почему нельзя держать пальцы рук близко к лапке?
(Чтобы не поранить пальцы рук.)
Для чего свет должен падать на рабочую поверхность с левой стороны или спереди?
(Для того, чтобы хорошо видеть изделие и строчку, которую шьем.)
Когда можно приступать к работе на швейной машине?
(После того, как проверили, правильно ли заправлена швейная машина и убрали лишние предметы со стола.)
Как должен стоять стул по отношению к игле на швейной машине?
(Напротив игловодителя.)
Почему нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины?
(Чтобы не поранить лоб нитепритягивателем.)
Зачем снимать ногу с педали заправляя нитку в иглу?
(Чтобы не поранить руки, при случайном нажатии на педаль.)
Молодцы девочки, вы хорошо знаете правила безопасной работы на швейной машине.
На предыдущих уроках мы изучили с вами швейные машины с разными приводными устройствами, рабочие механизмы швейной машины и что приводит в движение эти механизмы. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
2-й конкурс. «Разминка».
Учитель:- Вам необходимо ответить на вопросы. Оценивается быстрота и четкость ответа. За каждый правильный ответ – 1 бонус.
Вопросы.
1. В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы;
б) рядом с острием;
в) там же, где у швейной машины.
2. Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большого натяжения верхней нити;
в) неправильной нити;
г) неправильной установки иглы;
д) вставленного не до упора челночного шпульного колпачка.
3.Поломка машинной иглы может произойти, если:
а). игла имеет ржавый налет;
б). игла погнута;
в) игла вставлена в иглодержатель до упора;
г) игла вставлена в иглодержатель не до упора;
д) шпульный колпачок вставлен в челночное устройство не до упора.
4.Чем больше номер машинной иглы, тем __________ сама игла:
а).толще;
б).тоньше.
5.В машинной игле ушко находится:
а) в середине иглы;
б) рядом с острием;
в) там же, где у иглы для ручного шитья.
6. В бытовой швейной машине имеются регуляторы:
а) длины стежка;
б) ширины стежка;
в) ширины зигзага;
г) натяжения верхней нити.
7. Длинный желобок иглы при ее установке в иглодержатель должен быть повернут:
а) влево;
б) вправо;
в) на работающего за машиной;
г) в сторону челнока;
д) со стороны заправки верхней нитки.
8. Игла и прижимная лапка по окончании работы швейной машины должны быть оставлены в следующем положении:
а) игла и лапка – в верхнем положении;
б) игла и лапка – в нижнем положении;
в) игла – в нижнем, лапка – в верхнем положении;
д) не имеет значение.
9.Приводы швейных машин бывают |
а). привод рукой |
б). с ручным приводом |
в). привод ногой |
г). с ножным приводом |
д).с электрическим приводом |
10.длинный желобок машинной иглы служит:
а) для заправки верхней нити;
б) для предохранения верхней нити от перетирания;
в) для образования петли.
Учитель:-Молодцы девочки, вы хорошо усвоили устройство швейной машины .
3-й конкурс. «Загадки».
Учитель:-Сейчас вы отгадаете загадки.
1.У мелких животных так называется конечность, например, заячья…, куриная… . В швейной машине – это механизм, который прижимает материал к зубчикам двигателя ткани. Она так и называется прижимная … .(лапка)
2.В книге, газете, журнале или рукописном тексте – это ряд слов, написанных в одну линию. А в швейном производстве при изготовлении швейных изделий ниточным способом так называют последовательный ряд стежков. (строчка)
3-й конкурс. «Кроссворд»
Учитель:-Командам предлагается составить кроссворд со словами- ответами на вопросы.
1.катушка с нитками, вставляемая в челнок (шпулька);
2.инструмент для ручного шитья (иголка);
3.переплетение нитей в ткани (стежок);
4.куда вставляется шпулька (челнок);
5.что тянется с катушки (нитка);
6.режущий инструмент (ножницы);
7.куда наматываем нитки (катушка).
4-й конкурс. «Практический». (Последовательность заправки верхней нити.)
Учитель:-Что нужно, для того, чтобы начать работу на швейной машине? (Подготовить рабочее место: убрать посторонние предметы со стола, проверить правильно ли заправлена машина.. Сейчас мы узнаем, умеете ли вы правильно заправлять швейную машину. Для этого я вам раздам карточки с названиями частей машины, а вы должны правильно составить из предложенных названий последовательность заправки верхней нитки. Команда, которая быстрее справится с заданием поднимает вверх собранную цепочку последовательности заправки верхней нитки.
Правильный ответ: Катушечный стержень, нитенаправитель, регулятор натяжения верхней нити, нитепритягиватель, игла.
Оценивается быстрота и правильность исполнения.
После этого предлагается выполнить это на практике, заправить в швейной машине верхнюю нитку.
Учитель: -Вот и подошёл к концу наше соревнование. Вы показали хорошие знания по машиноведению, справились с практической работой (если есть недостатки – показать и назвать какие). Ваши знания и умения помогут вам в дальнейшем успешно работать на швейной машине
Подведение итогов. Определение победителей. Выставление оценок. Награждение команд.
Вручение заранее заготовленных грамот.