Урок-соревнование по трудовому обучению «Мы это можем, мы это знаем» для учащихся 6 класса
Урок-соревнование по трудовому обучению «Мы это можем, мы это знаем» для учащихся 6 класса.
Цель: Закрепление знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения при изучении бытовой швейной машины.
Задачи:
Обобщить и систематизировать знания и умения учащихся, полученные на уроке трудового обучения по разделу “Машиноведение”.
Способствовать развитию памяти, внимания, мышления.
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в группе.
Тип урока: урок-соревнование
Комплексно-методическое обеспечение: ИКТ-презентация, швейное оборудование.
ХОД УРОКА
Организационный момент:
Приветствие, отмечаем отсутствующих.
Девочки делятся на 3 команды (по количеству рядов в классе).
Вводная часть.
Учитель:-Девочки! Сегодня у нас необычный урок, мы проведем урок-соревнование. Мы закрепим знания и умения, полученные на уроках трудового обучения, при изучении бытовой швейной машины, при помощи которой мы будем шить наши будущие изделия.
1-й конкурс “Правила т/б и санитарно – гигиенические требования”.
Учитель:-Для того, чтобы приступить к работе на швейной машине, что вы должны знать? (Правила безопасной работы на швейной машине.)
Сейчас я проверю, как вы усвоили правила безопасной работы на швейной машине, я буду командам задавать вопросы по ТБ при работе на швейной машине, а девочки должны правильно ответить на эти вопросы, за каждый правильный ответ команда получает жетон.
Командам предлагаются вопросы:
Почему необходимо проверять перед работой, не осталось ли в изделии булавок и иголок?
(Для того, чтобы не пораниться иглой и чтобы игла не попала под лапку.)
Зачем волосы должны быть убраны под косынку?
(Чтобы волосы не мешали работе.)
Почему нельзя держать пальцы рук близко к лапке?
(Чтобы не поранить пальцы рук.)
(Для того, чтобы хорошо видеть изделие и строчку, которую шьем.)
Когда можно приступать к работе на швейной машине?
(После того, как проверили, правильно ли заправлена швейная машина и убрали лишние предметы со стола.)
Как должен стоять стул по отношению к игле на швейной машине?
(Напротив игловодителя.)
Почему нельзя близко наклоняться к движущимся частям машины?
(Чтобы не поранить лоб нитепритягивателем.)
Зачем снимать ногу с педали заправляя нитку в иглу?
(Чтобы не поранить руки, при случайном нажатии на педаль.)
Молодцы девочки, вы хорошо знаете правила безопасной работы на швейной машине.
На предыдущих уроках мы изучили с вами швейные машины с разными приводными устройствами, рабочие механизмы швейной машины и что приводит в движение эти механизмы. Давайте с вами вспомним некоторые из них.
2-й конкурс. «Разминка».
Учитель:- Вам необходимо ответить на вопросы. Оценивается быстрота и четкость ответа. За каждый правильный ответ – 1 бонус.
Вопросы.
1.С помощью каких деталей швейной машины производится заправка нижней нити?
а).челночное устройство.
б). шпулька.
в). шпульный колпачок.
2.Длинный желобок машинной иглы служит:
а) для заправки верхней нити;
б) для предохранения нити от перетирания;
в) для образования петли.
3.Обрыв верхней нити может произойти по причине:
а) неправильного положения прижимной лапки;
б) слишком большое натяжение верхней нити;
в) неправильной заправке верхней нити;
г) неправильная установка иглы;
д) тупая игла.
3.Какие опасности бывают во время выполнения машинных работ? Выберите нужное.
а). повреждение пальцев иглой;
б). попадание волос или концов одежды во вращающиеся части швейной машины;
4.Укажите последовательность подготовки швейной машины к работе, перечислив номера её элементов.
а). концы обеих ниток завести под лапку;
б). под лапку положить ткань, сделать прокол иглой и опустить лапку;
в). включить машину в электросеть;
г). заправить верхнюю нить;
д). заправить нижнюю нить, и вывести её наверх.
5.Укажите последовательность заправки нижней нити на швейной машине, перечислив номера её элементов.
а). вывести нижнюю нить наверх;
б). вставить шпульный колпачок в челночное устройство;
в). намотать нитку на шпульку;
г). вставить шпульку в шпульный колпачок и вывести нить в прорезь.
6.Какие правила безопасности надо соблюдать при выполнении машинных работ? Обведите нужную букву.
1. До начала работы
а) застегнуть манжеты рукавов;
б) проверить исправность машины.
2. Во время работы:
а) установку шпульного колпачка, заправку верхней нитки, производить при выключенной машине;
б) надевать наперсток на средней палец правой руки, чтобы не уколоть его.
3. По окончании работы:
а) выключить машину;
б) убрать рабочее место.
7. В какую сторону необходимо вращать маховое колесо? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)
а). на себя;
б).от себя.
8.Какие нити прокладывает челнок? (Ответ выберите из предложенных вариантов.)
а). нити утка;
б). нити основы.
9.При помощи какой детали устанавливают машину на рабочий ход?
а) лапка
в) фрикционный винт
с) нитепртягиватель
д) регулятор строчки
е) маховое колесо
3-й конкурс. «Исследование».
Каждой команде дано изображение одной из неполадок в швейной машине. Она должна будут определить ее причину и способ устранения. За правильный ответ команда получает один бонус.
1. Петляние снизу.
2. Тугая строчка.
3. Слабая строчка.
4-й конкурс. «Блеф-клvб»
Игра может проводится в устной и письменной формах. Учащимся предлагается определить истинные и ложные утверждения, отметив их знаками «+» и «-».
1.Если машинная строчка петляет сверху, необходимо усилить натяжение верхней нити.
2.Если машинная строчка петляет снизу, необходимо ослабить натяжение нижней нити
3.Если машинная строчка тугая, необходимо ослабить натяжение верхней и нижней строчек.
4. Натяжение ниток регулируют при опущенной лапке.
5.Накладной шов относится к краевым швам
6.Настрочной шов относится к украшающим швам.
7.При выполнении накладного шва выполняют ручные операции: заметывание и наметывание.
8.При выполнении настрочного шва выполняют машинные операции стачивания и настрачивания.
9.Для усиления натяжения ниток необходимо повернуть деталь регулятора против часовой стрелки
4-й конкурс. «Практический». (Заправить машину и выполнить стачной шов.
Учитель:-Что нужно, для того, чтобы начать работу на швейной машине? Сейчас мы узнаем, умеете ли вы правильно заправить швейную машину и выполнить машинную строчку. Команда, которая быстрее справится с заданием получает бонус.
Оценивается быстрота и правильность исполнения.
Учитель: -Вот и подошёл к концу наше соревнование. Вы показали хорошие знания по машиноведению, справились с практической работой (если есть недостатки – показать и назвать какие). Ваши знания и умения помогут вам в дальнейшем успешно работать на швейной машине
Подведение итогов. Определение победителей. Выставление оценок. Награждение команд.
Вручение заранее заготовленных грамот.