"Хозяйство Северо-Западного района"
Тема урока | Хозяйство Северо-Западного экономического района | ||||||||
Цели: Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России. Определить отрасли специализации экономического района и факторы обусловившие их размещение территории. Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы. Организовать деятельность учащихся в группах по характеристике ведущих отраслей специализации хозяйства, закрепляя навыки коллективной работы, умение оформлять ответы отдельных учеников в виде единого ответа. Продолжить формировать географические умения: анализировать картографические и статистические материалы, давать краткую характеристику отраслям. Вести работу над общеучебными умениями: выделять главное, сравнивать, обобщать, слушать, дополнять. Оборудование: Физическая карта России, географические атласы для учащихся, учебники, проктор Тип урока: комбинированный Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||
В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет определить, отрасли специализации района, центры производства, крупнейшие предприятия -раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны -узнать об истории возникновения промышленности в Северо-Западном районе | В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет: познавательные – находить в учебниках достоверную информацию; - устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения объектов хозяйственной деятельности; - представлять информацию в форме схем, таблиц; регулятивные – определять цель учебной деятельности; - выбирать средства достижения цели; - оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки; коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его; - организовывать работу в группе; (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) -преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого. | - Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности - Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей -Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях -Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом -Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. | |||||||
Решаемые учебные проблемы | С чем связано расположение предприятий энергетического машиностроения в Северо-Западном районе? | ||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Отрасли специализации, энергетическое, транспортное, электронное машиностроение, приборостроение | ||||||||
Образовательные интернет-ресурсы | https://ru.wikipedia.org/wiki/Северо-Западный_экономический_район https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Санкт-Петербурга | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы; | |||||||||
Деятельность учителя Приветствует учащихся, создает позитивный настрой. 2.Мотивация учебной деятельности. - Сегодня мы продолжим изучение Северо-Западного экономического района России. Каждый район мы изучаем по плану, давайте его вспомним: -Используя материал прошлых уроков, предлагаю вам выполнить задание " Назови лишнее" : из предложенных объектов выбрать лишний и объяснить почему? 1.Псковская область, Вологодская область, Калининградская область, Новгородская область, Ленинградская область. 2. Эстония, Латвия, Норвегия, Польша, Финляндия, Белоруссия. 3. Ильмень, Псковское, Чудское, Лача. 4. Новороссийск, Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Выборг. 5. Фосфориты ,бокситы ,янтарь ,железная руда Подводящий диалог -Что вызвало затруднение? | Деятельность обучающихся Приветствуют учителя, настраиваются на успешную деятельность. 1.Состав и ЭГП района; 2.Природные условия и ресурсы; 3.Население и трудовые ресурсы; 4.Специализация хозяйства района; 5.Города, их особая роль; 6.Экологические проблемы района; Ученик называют лишние объекты и указывают причину Вологодская область, т.к. относится к Европейскому Северу Норвегия, т.к. это государство не граничит с Северо-Западом Озеро Лача находится в Архангельской области Новороссийск- порт на побережье Черного моря, а остальные - порты Балтийского моря Железная руда (Ковдорское)- Кольский полуостров, Мурманская область Фосфориты ( Кингисепп),бокситы (г. Бокситогорск, Тихвинское), янтарь (г.Балтийск). Чего мы не знаем об этом районе? Ответы учащихся: -Не знаем специализацию данных предприятий., какую они выпускают продукцию. | ||||||||
2. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа. Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием; • овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов; • формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения; | |||||||||
Деятельность учителя -Какая будет тема нашего урока? Какие цели урока обозначим? | Деятельность обучающихся -Хозяйство Северо-Запада -Определим отрасли специализации хозяйства района - Выясним роль Северо-Западного района в хозяйстве страны - Расскажем о крупнейших предприятиях района | ||||||||
3 ЭТАП "Открытие" нового знании. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; • воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; • формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи; • формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом; • овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов: • формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах: • воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь; | |||||||||
Деятельность учителя Но сначала вспомним немного истории: как формировалось хозяйство района. Используя экономическую карту, давайте определим отрасли специализации района. -Назовите крупнейшие центры машиностроения . Почему машиностроение специализируется на производстве изделий высокого технического уровня и качества, сложных машин и механизмов, точных приборов, аппаратов? -Какие отрасли еще являются "лицом" района? | Деятельность обучающихся Сообщение 1 ученика (опережающее задание). Соня Ермолаева. – Вспомните, какие факторы повлияли на формирование Северо-Западного экономического района в целом? – Приморское положение (выход в Балтийское море, через Финский Залив) – Приграничное положение (граничит со странами Европы) – Столичное положение г. Санкт-Петербурга (с 1712– 1918гг.– 200 лет) – экономика стала зарождаться в – Великом Новгороде, Пскоев. – Какие причины Этому послужили следующие причины – Через территорию проходил торговый путь “Из варяг в греки”, а города В.Новгород и Псков входили в Ганзейский торгово-политический союз Северной Германии, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Восточной, и Северной Европой. – Основные занятия людей? – Ремесло, торговля. – В 1703 году на пустом месте царь Пётр 1“прорубает окно в Европу”, строится Санкт- Петербург. Работа с картой. Специализация: 1. Машиностроение (судостроение, военная техника, турбины, генераторы для электростанций-энергетическое, приборостроение) – Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Калининград; Потому что в состав объединений входят мощные научно-исследовательские и конструкторские организации. Кроме этого в настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 41 Вуз, 86 средне специальных учебных заведений и 400 научно-исследовательских институтов. А это- высококвалифицированные рабочие кадры 2. Лесная; | ||||||||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Проблема: Известно, сто в городе Санкт-Петербург находится один из крупнейших в России заводов энергетического машиностроения- завод "Электросила". С чем связано расположение данного предприятия в этом городе? Какие основные факторы будут влиять на размещения предприятий . | Ответы учеников. Вывод: Расположение предприятия связано с факторами размещения энергетического машиностроения: сырьевым- рядом Ленинградский металлургический комбинат; транспортным- Санкт-Петербург- крупнейший транспортный узел, порт; потребительским- рядом Центральная Россия с большим количеством электростанций. Факторы: высококвалифицированные рабочие кадры; ориентация на передовую науку; выгодное ЭГП, соседское положение транспортный ориентация на потребителя; | ||||||||
5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||||||||
Деятельность учителя Практическая работа в группах по 4 человека. Каждому ученику дается шаблон. Задание: используя текст учебника, заполнить пропуски в таблице. -Какова специализация сельского хозяйства? (Чтение текста учебника стр. 124-125.) – | Деятельность обучающихся Работа с учебником: приложение
После заполнения таблицы- проверка по каждой отрасли хозяйства, обсуждение и дополнения. Ответы учеников: Выращивание льна в южной части района, молочно-морское животноводство, птицеводство, производство овощей и картофеля Опережающее задание. Презентация Калининградская область (Дмитриева Ирина.) | ||||||||
6 ЭТАП Первичное закрепление | |||||||||
Деятельность учителя -Выполнение тестовой работы. Самопроверка, ответы на экране. (слайды 18-19) | Деятельность обучающихся 1.В каком городе развито производство минеральных фосфатных удобрений? 1)Великий Новгород 2) Кингисепп 3)Боровичи 4)Ковдор 2.Расположите субъекты Северо-Западного района в порядке уменьшения их роли в машиностроении данного экономического района: 1) Санкт-Петербург 2) Новгородская область 3) Ленинградская область 3.Установите соответствие между производством и центром его размещения: 1)суда военного назначения А) Бокситогорск 2) азотных удобрений Б) Санкт-Петербург 3) глинозема В) Великий Новгород | ||||||||
8 ЭТАП Рефлексия (итог урока). Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||||||||
Деятельность учителя - Вспомните тему и задачи урока. - Можем ли мы назвать лишнее предприятие из предложенного вначале урока списка? -Чьи версии подтвердились? Подведение итогов урока: Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о хозяйстве района по сравнению с началом урока? Выставление оценок за урок | Деятельность обучающихся Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Ответы детей | ||||||||
9 ЭТАП Домашнее задание. § 34. Инд. задание « Экологические проблемы района». Александрова Светлана. |
Проверь себя!
№п/п | Отрасль хозяйства | Центр | Предприятие, объединение | Что выпускают |
1. | Энергетическое Машиностроение | г.Санкт-Петербург | Завод "Электросила" | Генераторы, турбины, реакторы для электростанций |
2. | Транспортное машиностроение | г.Санкт-Петербург | Суда военного и гражданского назначения | |
3. | г.Санкт-Петербург | ОАО "Светлана" | Электровакуумных приборы, рентгеновские трубки, СВЧ-печи, полупроводниковые приборы и устройства, интегральные схемы, микропроцессоры, микроконтроллеры, высокоглиноземистая керамика | |
4. | Приборостроение | г.Санкт-Петербург | АО "ЛОМО" | Оптико-механические и оптико-электронные приборы |
5. | Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность | Ленинградская область, | Сясьстройский ЦБК | Бумага,бумажные салфетки |
6. | Химическая промышленность | г. Великий Новгород | ОАО «Акрон» | Производство сложных минеральных удобрений: NP, NPK, сухие смешанные удобрения, азотные удобрения – аммиачную селитру, карбамид, КАС. |
7. | Химическая промышленность | г.Кингисепп | АО "Евро-Хим -Северо-Запад" | Производство минеральных удобрений: фосфатных |
8. | Химическая промышленность | г.Санкт-Петербург | "Красный треугольник" | Производство резиновой продукции |
9. | Цветная металлургия | г.Бокситогорск | Бокситогорский глиноземный завод (ОАО "РУСАЛ Бокситогорск") | Производство глинозема |
10. | Пищевая промышленность | г. Великие Луки Псковская область | ОАО «Великолукский мясокомбинат» | Мясная продукция, колбасные изделия, мясные деликатесы |
11. | Легкая промышленность | г.Санкт-Петербург | Прядильно-ниточный комбинат "Красная нить" | Нитки, носки |