Материал на проверке

"Хозяйство Северо-Западного района"

0
0
Материал опубликован 14 January



Тема урока

Хозяйство Северо-Западного экономического района

Цели:

Составить общее представление об этапах экономического развития Северо-Запада России.

Определить отрасли специализации экономического района и факторы обусловившие их размещение территории.

Показать сущность проблем, возникающих при взаимодействии человека и природы.

Организовать деятельность учащихся в группах по характеристике ведущих отраслей специализации хозяйства, закрепляя навыки коллективной работы, умение оформлять ответы отдельных учеников в виде единого ответа.

Продолжить формировать географические умения: анализировать  картографические и статистические материалы, давать краткую   характеристику отраслям. Вести работу над общеучебными умениями:  выделять главное, сравнивать, обобщать, слушать, дополнять.

Оборудование: Физическая карта России, географические   атласы для учащихся, учебники, проктор

Тип урока: комбинированный

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет

определить, отрасли специализации района, центры производства, крупнейшие предприятия


-раскрыть роль Северо-Западного района в хозяйстве страны

-узнать об истории возникновения промышленности в Северо-Западном районе

В результате педагогического взаимодействия обучающийся сможет:

познавательные – находить в учебниках достоверную информацию;

- устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения объектов хозяйственной деятельности;

- представлять информацию в форме схем, таблиц;

регулятивные – определять цель учебной деятельности;

- выбирать средства достижения цели;

- оценивать свою деятельность, самостоятельно исправлять ошибки;

коммуникативные – излагать свое мнение, аргументируя его;

- организовывать работу в группе;

(самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения)

-преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого.

- Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

- Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей

-Вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к непохожим на себя, идти на взаимные уступки в разных ситуациях

-Осваивать новые социальные роли и правила, учиться критически осмысливать их и свое поведение, справляться с агрессивностью, эгоизмом

-Выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях, (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор.


Решаемые учебные проблемы

С чем связано расположение предприятий энергетического машиностроения в Северо-Западном районе?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Отрасли специализации, энергетическое, транспортное, электронное машиностроение, приборостроение

Образовательные интернет-ресурсы

https://ru.wikipedia.org/wiki/Северо-Западный_экономический_район

https://ru.wikipedia.org/wiki/Экономика_Санкт-Петербурга


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. ЭТАП 1 Актуализация знаний

Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;

Деятельность учителя

Приветствует учащихся, создает позитивный настрой.

2.Мотивация учебной деятельности.

- Сегодня мы продолжим изучение Северо-Западного экономического района России. Каждый район мы изучаем по плану, давайте его вспомним:



-Используя материал прошлых уроков,

предлагаю вам выполнить задание " Назови лишнее" : из предложенных объектов выбрать лишний и объяснить почему?

1.Псковская область, Вологодская область, Калининградская область, Новгородская область, Ленинградская область.

2. Эстония, Латвия, Норвегия, Польша, Финляндия, Белоруссия.

3. Ильмень, Псковское, Чудское, Лача.

4. Новороссийск, Приморск, Санкт-Петербург, Усть-Луга, Выборг.

5. Фосфориты ,бокситы ,янтарь ,железная руда

Подводящий диалог

-Что вызвало затруднение?


Деятельность обучающихся

Приветствуют учителя, настраиваются на успешную деятельность.



1.Состав и ЭГП района;

2.Природные условия и ресурсы;

3.Население и трудовые ресурсы;

4.Специализация хозяйства района;

5.Города, их особая роль;

6.Экологические проблемы района;


Ученик называют лишние объекты и указывают причину





Вологодская область, т.к. относится к Европейскому Северу


Норвегия, т.к. это государство не граничит с Северо-Западом


Озеро Лача находится в Архангельской области


Новороссийск- порт на побережье Черного моря, а остальные - порты Балтийского моря



Железная руда (Ковдорское)- Кольский полуостров, Мурманская область

Фосфориты ( Кингисепп),бокситы (г. Бокситогорск, Тихвинское), янтарь (г.Балтийск).

Чего мы не знаем об этом районе?

Ответы учащихся:

-Не знаем специализацию данных предприятий., какую они выпускают продукцию.

2. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.

Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;

овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;

формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;

Деятельность учителя

-Какая будет тема нашего урока?

Какие цели урока обозначим?

Деятельность обучающихся

-Хозяйство Северо-Запада

-Определим отрасли специализации хозяйства района

- Выясним роль Северо-Западного района в хозяйстве страны

- Расскажем о крупнейших предприятиях района


3 ЭТАП "Открытие" нового знании.

Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;

воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;

формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;

формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;

овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:

формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:

воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;

Деятельность учителя

Но сначала вспомним немного истории: как формировалось хозяйство района.















Используя экономическую карту, давайте определим отрасли специализации района.

-Назовите крупнейшие центры машиностроения .

Почему машиностроение специализируется на производстве изделий высокого технического уровня и качества, сложных машин и механизмов, точных приборов, аппаратов?



-Какие отрасли еще являются "лицом" района?




Деятельность обучающихся

Сообщение 1 ученика (опережающее задание). Соня Ермолаева.

Вспомните, какие факторы повлияли на формирование Северо-Западного экономического района в целом?

Приморское положение (выход в Балтийское море, через Финский Залив)

Приграничное положение (граничит со странами Европы)

Столичное положение г. Санкт-Петербурга (с 1712– 1918гг.– 200 лет)

экономика стала зарождаться в

– Великом Новгороде, Пскоев.

Какие причины Этому послужили следующие причины

– Через территорию проходил торговый путь “Из варяг в греки”, а города

В.Новгород и Псков входили в Ганзейский торгово-политический союз Северной Германии, который осуществлял посредническую торговлю между Западной, Восточной, и Северной Европой.

Основные занятия людей?

– Ремесло, торговля.

В 1703 году на пустом месте царь Пётр 1“прорубает

окно в Европу”, строится Санкт- Петербург.

Работа с картой.

Специализация:

1. Машиностроение (судостроение, военная техника, турбины, генераторы для электростанций-энергетическое, приборостроение) –

Санкт-Петербург, Псков, Новгород, Калининград;

Потому что в состав объединений входят мощные научно-исследовательские и конструкторские организации. Кроме этого в настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует  41 Вуз, 86 средне специальных учебных заведений и 400 научно-исследовательских институтов. А это- высококвалифицированные рабочие кадры

2. Лесная;
3. Химическая промышленность;
4. Лёгкая и пищевая промышленность, в том числе рыбная;
6. Топливная промышленность.

2. ЭТАП Создание проблемной ситуации

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Проблема:

Известно, сто в городе Санкт-Петербург находится один из крупнейших в России заводов энергетического машиностроения- завод "Электросила". С чем связано расположение данного предприятия в этом городе?

Какие основные факторы будут влиять на размещения предприятий .



Ответы учеников.

Вывод:

Расположение предприятия связано с факторами размещения энергетического машиностроения: сырьевым- рядом Ленинградский металлургический комбинат; транспортным- Санкт-Петербург- крупнейший транспортный узел, порт; потребительским- рядом Центральная Россия с большим количеством электростанций.





Факторы:

  высококвалифицированные рабочие кадры;

ориентация на передовую науку;

 выгодное ЭГП,

соседское положение

транспортный

 ориентация на потребителя;


5 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.

Деятельность учителя

Практическая работа в группах по 4 человека. Каждому ученику дается шаблон.

Задание: используя текст учебника, заполнить пропуски в таблице.

-Какова специализация сельского хозяйства? (Чтение текста учебника стр. 124-125.) –


Деятельность обучающихся

Работа с учебником: приложение

Отрасль хозяйства

Что выпускают


Центры



После заполнения таблицы- проверка по каждой отрасли хозяйства, обсуждение и дополнения.


Ответы учеников:

Выращивание льна в южной части района, молочно-морское животноводство, птицеводство, производство овощей и картофеля

Опережающее задание. Презентация Калининградская область (Дмитриева Ирина.)


6 ЭТАП Первичное закрепление

Деятельность учителя

-Выполнение тестовой работы.

Самопроверка, ответы на экране. (слайды 18-19)



Деятельность обучающихся

1.В каком городе развито производство минеральных фосфатных удобрений?

1)Великий Новгород

2) Кингисепп

3)Боровичи

4)Ковдор

2.Расположите субъекты Северо-Западного района в порядке уменьшения их роли в машиностроении данного экономического района:

1) Санкт-Петербург

2) Новгородская область

3) Ленинградская область

3.Установите соответствие между производством и центром его размещения:

1)суда военного назначения А) Бокситогорск

2) азотных удобрений Б) Санкт-Петербург

3) глинозема В) Великий Новгород


8 ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

Деятельность учителя

- Вспомните тему и задачи урока.

- Можем ли мы назвать лишнее предприятие из предложенного вначале урока списка?

-Чьи версии подтвердились?



Подведение итогов урока:

Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения? Какие предположения подтвердились? Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем? Как изменилось ваше представление о хозяйстве района по сравнению с началом урока?

Выставление оценок за урок

Деятельность обучающихся

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели.

Ответы детей

9 ЭТАП Домашнее задание. § 34.

Инд. задание « Экологические проблемы района». Александрова Светлана.




Проверь себя!

п/п

Отрасль хозяйства

Центр

Предприятие, объединение

Что выпускают

1.

Энергетическое Машиностроение

г.Санкт-Петербург

Завод "Электросила"

Генераторы, турбины, реакторы для электростанций

2.

Транспортное машиностроение

г.Санкт-Петербург


"Адмиралтейские верфи"

Суда военного и гражданского назначения

3.








Электронное приборостроение

г.Санкт-Петербург


ОАО "Светлана"

Электровакуумных приборы, рентгеновские трубки, СВЧ-печи, полупроводниковые приборы и устройства, интегральные схемы, микропроцессоры, микроконтроллеры, высокоглиноземистая керамика

4.

Приборостроение


г.Санкт-Петербург


АО "ЛОМО"

Оптико-механические и оптико-электронные приборы

5.

Деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность

Ленинградская область,
Волховский район, г.Сясьстрой,

Сясьстройский ЦБК

Бумага,бумажные салфетки

6.

Химическая промышленность

г. Великий Новгород

 ОАО «Акрон»

Производство сложных минеральных удобрений: NP, NPK, сухие смешанные удобрения, азотные удобрения – аммиачную селитру, карбамид, КАС.

7.

Химическая промышленность

г.Кингисепп

АО "Евро-Хим -Северо-Запад"

Производство минеральных удобрений: фосфатных

8.

Химическая промышленность

г.Санкт-Петербург

"Красный треугольник"

Производство резиновой продукции

9.

Цветная металлургия

г.Бокситогорск

Бокситогорский глиноземный завод (ОАО "РУСАЛ Бокситогорск")

Производство глинозема

10.

Пищевая промышленность

г. Великие Луки Псковская область

ОАО «Великолукский мясокомбинат»


Мясная продукция, колбасные изделия, мясные деликатесы

11.

Легкая промышленность


г.Санкт-Петербург

Прядильно-ниточный комбинат "Красная нить"

Нитки, носки





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.