Урок технологии в 7 классе «Художественная отделка изделия. Обработка накладного кармана»

3
0
Материал опубликован 13 September 2016

Содержание урока.

Тема урока: Художественная отделка изделия.

Обработка накладного кармана.

Цель урока:

  • Закрепление и расширение знаний по художественной отделке изделия; актуализация соответствующих знаний и личного  опыта школьников; формирование умения публично выступать, участвовать в обсуждении.
  • Организовать коллективную деятельность обучающихся по изготовлению наглядного пособия «Виды накладных карманов» для учащихся 5 классов.
  • Научить обрабатывать накладные карманы с использованием отделок; воспитывать аккуратность; развивать творческие  способности, умение нестандартно решать поставленные задачи.

Учебно-материальное оснащение:

Репродукции картин: А.Г. Венецианова «Крестьянская девочка за вышиванием», В.А. Тропинина «Золотошвейка»; презентация «Художественная отделка изделий».

Плакаты: «Виды накладных карманов», «Схема описания модели».

Образцы различных видов отделок.

Раздаточный материал: инструкционные карты, заготовки для выполнения практической работы. Швейные машины, утюг, гладильная доска, ножницы, наперстки, иглы.

 

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Изложение нового материала.

Художественная отделка изделия.

Выступление учащихся с сообщениями: «Вышивка», «Аппликация», «Фурнитура», «Ленты, тесьма, шитье, декоративная строчка».

Накладные карманы и их виды.

Закрепление приобретенных ранее знаний.

Самостоятельная работа.

1). Найти соответствие эскиза изделия и его отделки.

2). Выполнить описание полученной модели.

III. Практическая работа.

Обработка накладного кармана.

IV. Подведение итогов.

V. Завершение урока.

Конспект урока.

Энергичный, вечно спешащий человек 21 столетия хочет быть красиво одетым всегда и везде: в цеху, рабочем кабинете, учебной аудитории, во время спортивных занятий и на отдыхе.

Элегантность, простота и удобство требования, которые предъявляет к одежде современная мода. Во многом это зависит от художественной отделки изделия, от фурнитуры, используемой в одежде и от качества выполненной работы.

( К доске выходят 4 девочки одетые в изделия с различными видами отделок)

Уч.1.: От творенья наших рук

Возникла зависть у подруг,

Уч.2.: Но это им простительно,

Ведь шьем мы изумительно.

Уч.3.: И пусть, чтоб нам всегда везло,

Поможет наше ремесло –

Уч.4.: И будет каждый наш стежок

К победе жизненной шажок.

 

Отделка и мелкие дополнительные детали придают изделию определенный стиль и могут сделать повседневную одежду торжественной.

В зависимости от назначения одежды различают множество отделок, таких как: вышивка, аппликация, кружева, шитье, ленты, тесьма, канты, бейка, разнообразная фурнитура, отделочная ткань, декоративные строчки, накладные детали (карманы, клапаны, погоны, хлястики, кокетки).

- О некоторых из них узнаем поподробнее:

Сообщения учащихся.

Вышивка.

Вышивка – один из древнейших видов искусства.

На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми, металлическими (золотыми и серебряными) нитями, бисером, жемчугом, блёстками, иногда в сочетании нашитыми драгоценными камнями, монетами и т.д.

В 18-20 веках вышивкой занимались повсеместно. Она делилась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка постоянно испытывала веяния моды с Запада. Народная вышивка была связана с традициями, обычаями и обрядами русского крестьянства.

В русских селениях обучать девочку ремеслу начинали с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданное, украсив его вышивкой.

(показ иллюстраций «Женский свадебный костюм» Воронежская губ.)

Соответственно своему назначению каждая вещь (рубаха, передник, сарафан)

имела особый характер декоративного украшения. Поколениями вырабатывалось логичное расположение украшений – вокруг шеи на плечах, на верхней части рукава, по низу одежды. Особенно выделялись красотой и разнообразием головные уборы, шитые золотыми нитками, жемчугом.

(Женские и девичьи головные уборы. Новгородская губ. 18-19в.)

В умелых руках русских женщин домашняя холстина превращалась в драгоценное произведение искусства. Русские крестьянки бережно хранили секреты и особенности вышивки своей местности, постоянно пополняя и развивая ее.

Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников. Вот

«Крестьянская девушка за вышиванием» - картина кисти А.Г. Венецианова.

У В.А. Тропинина есть картина «Золотошвейка».

( показ репродукций картин)

В русской вышивке особое внимание уделялось геометрическому орнаменту,

изображению растений и животных.

Помимо ручной вышивки широкое распространение получила машинная вышивка.

(демонстрация различных видов вышивки)

 

Аппликация.

Аппликация – один из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта и жилища, который и сейчас применяется у многих народов.

Аппликацией называется рисунок или украшение, изготовленные из нашитых или наклеенных на основу лоскутков ткани.

Самые ранние из сохранившихся – аппликации Пазырыкских курганов.

В 5-3 вв. до нашей эры, в долине Пазырык , на Алтае были обнаружены погребения , в которых благодаря наличию многолетней мерзлоты сохранились изделия из дерева, кожи, ткани, меха, металла; трупы людей и коней.

Многие народы использовали для аппликации войлок. Кочевники украшали им дорожные сумки и сбрую для лошадей. У западных тувинцев и на Алтае войлок использовался очень широко, им украшали даже головные уборы. Татары, Киргизы, Калмыки и Монголы украшали аппликацией из кожи женскую обувь и конские потники. А чувашские национальные костюмы украшали аппликацией из ткани. Аппликация была широко распространена не только в Азии, но и в Европе.

Во время рыцарства аппликация достигла огромной популярности. Войны и турниры способствовали появлению гербов. Они должны были быть хорошо видны с двух сторон. Закованных в латы рыцарей с закрытым лицом, можно было узнать только по гербам.

Король Сицилии Рожер II вывез из Византии пленных ткачей и вышивальщиков.

Сицилийские вышивки отличались своеобразным исполнением аппликации – узоры из бархата на фоне атласа.

Высшего расцвета аппликационные работы достигли в 17 в. в Италии и Испании в церковном одеянии. Самым модным было сочетание красного, желтого и зеленого цвета.

На смену аппликации из ткани пришла аппликация из бумаги.

Аппликация – очень подходящая отделка для детских изделий, фартуков.

 

Фурнитура.

Фурнитура – это вспомогательные изделия, которые используются в швейном производстве. К одежной фурнитуре относятся: кнопки, крючки и петли, застежки-молнии, пряжки, пуговицы-кнопки, цепочки-вешалки, пуговицы.

История пуговицы началась семьсот лет назад.

Широкое распространение пуговицы получили только в XIII веке.

И почти до XVIII века были признаком богатства и знатного происхождения: короли и аристократия могли позволить себе заказать пуговицы из золота и серебра. Они говорили о статусе и богатстве владельца, по ним определялась знатность рода (в зависимости от того, какой рисунок или герб наносился на пуговицу и из какого материала она сделана).

На кафтане короля Франции (XVI век) было 13 600 мелких золотых пуговиц с изображением короны. Наполеон с большим уважением относился к красоте военного мундира и требовал, чтобы все пуговицы на рукавах солдат сверкали, как золотые.

В России пуговицы известны с VI века, но не всегда их использовали для застежки. Большие пуговицы-обереги, полые, с каким-нибудь камешком внутри, чтобы звенели как бубенцы, могли и просто пришить к одежде - вовсе без петли, и эта роль пуговицы до поры до времени считалась в нашей стране основной.

Пуговица – это застежка на одежде, предназначенная для соединения ее частей. Мелкие пуговицы предназначены для рукавов, карманов, клапанов.

У пуговиц несколько функций: утилитарная (полезная) – застежка, декоративная – украшение, информативная – используется как знак принадлежности к определенной профессиональной группе и применяется в форменной одежде.

При выборе фурнитуры учитываются свойства ткани, фасон, покрой и вид одежды.

По назначению пуговицы делятся на пальтовые, бельевые (для легкой одежды) и для специальной одежды. Их различают по оформлению: без отделки и с отделкой (с рисунком, металлическим или кожаным покрытием, надписями).

Пуговицы бывают с отверстиями (двумя, четырьмя) и на стойке.

Изготавливают пуговицы из различных материалов: пластика, металла, дерева, стекла, кости, рога, фарфора, перламутра, скорлупы орехов.

Подбирают их в цвет основного материала или отделки.

Ленты, тесьма, шитье, декоративная строчка.

Для отделки швейных изделий используют различные отделочные материалы: ленты, тесьму, шитье, а так же декоративные строчки.

Ленты – это полоски ткани небольшой ширины. Они могут быть шелковыми (атласные ленты), хлопчатобумажными, капроновыми и др.

История лент и тесьмы уходит в далекое прошлое…

С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы "оживить" свой образ. Повязки, украшенные золотом и драгоценными камнями, вплетались в волосы в Древнем Риме.

Кроме того, цветными лентами отделывалась одежда, причем каждому социальному классу соответствовал свой цвет и материал.

В Средние века в Италии лентами уже декорировали спинки стульев и балдахины, а также подвязывали тяжелые занавеси, которыми закрывались окна для защиты от холода в зимнее время.

Тесьма – представляет собой плетеную или вязанную одноцветную или пеструю полоску разной ширины. По структуре тесьма может быть плотной с ровной гладкой поверхностью, плотной с рельефными рисунками, ажурной.

Широкая тесьма служит для отделки изделия, так же ей можно обрабатывать срезы изделия. Узкую тесьму и вьюнчик настрачивают по краю детали в один или несколько рядов или укладывают по рисунку.

Шитье – это полоски тонкой белой хлопчатобумажной ткани с вышивкой и вырезанными обработанными отверстиями. Применяются для отделки блузок, платьев, белья.

Кружево – текстильное изделие (ручной или машинной) работы без тканой основы, в котором ажурный рисунок образуется в результате переплетения нитей. Высококачественные шитые и плетёные кружева изготовляются в Западной Европе с конца 15 века. В России получило распространение плетёное кружево (вологодское, елецкое и др.). Применяется в основном для отделки белья, одежды.

Кружева придают изделию особенно нарядный вид.

Декоративная строчка выполняется нитками в цвет основной ткани или контрастного цвета. Лучше всего она смотрится на гладкокрашеной ткани.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________

К отделке относятся и накладные детали – карманы, кокетки, хлястики и т.п.

Карманы являются не только украшением одежды, но и имеют прямое назначение.

В своей речи мы употребляем разные выражения, например: «Держи карман шире».

Каково же значение этого выражения?

Сообщение учащейся.

Фразеологическое значение выражения «Держи карман шире» еще два века назад употреблялось в своем прямом значении. Карманом называли мешок или торбу, которую носили поверх одежды. При надобности их можно было раскрывать «держать шире».

Теперь мы вспоминаем об этих карманах, когда хотим сказать: «Как же, дожидайся! Так я и наполнил твои широко открытые «карманы!»

______________________

Карманы бывают различных видов. Наиболее распространенные виды накладных карманов:

- простой (с вышивкой, аппликацией, тесьмой);

- с обтачкой имитирующей клапан;

- с клапаном;

- со встречной складкой;

- с оборкой или кружевом;

- с цельновыкроенным отворотом;

- с фигурным верхним срезом.

Важно, чтобы виды отделок и украшения составляли единое целое с основным изделием.

Задание.

Найдите соответствие эскиза изделия и его отделки. (раздаточный материал)

Выполните описание полученной модели одежды, пользуясь схемой описания модели.

(Если до конца первого урока останется время, можно предложить тест « Я + СТИЛЬ = ДРУЖБА?»).

- Ребята, обратите внимание на пословицу: «Коль груба работа, не скрасит и позолота».

- Как вы понимаете значение этого выражения?

Варианты ответов:

(-Если изделие не качественно выполнено, то ни какие отделки и украшения его не улучшат).

- Какой из этого следует сделать вывод?

Вывод: Всякую работу нужно выполнять качественно, добросовестно.

 

Практическая работа.

«Обработка накладного кармана с использованием отделок».

( Цель: Изготовление наглядного пособия для учащихся 5 класса ).

В зависимости от формы кармана и используемой отделки, последовательность выполнения работы по обработке кармана различна и дана в инструкционных картах.

Перед началом работы по инструкционным картам, вспомним правила техники безопасности при работе с иглами, ножницами, электрическим утюгом, швейными машинами.

(фронтальный опрос).

Переходим к практической части урока. У каждого из вас заготовки для выполнения работы. Пользуясь инструкционно-технологическими картами приступаем к выполнению задания.

(самостоятельная работа учащихся по инструкционным картам, самоконтроль).

Тем учащимся, которые справились с заданием, раньше других, предлагаю решить кроссворды.

В конце практической работы подвожу итоги урока:

- анализ характерных ошибок;

- демонстрация лучших работ;

- оценки за урок.

- Девочки, чему вы сегодня научились?

- Как полученные знания и умения могут быть вами использованы.

Завершение урока.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации