12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Нарбунтович Наталья241
Беларусь, г. Минск

 


 

Литературная гостиная,

посвященная жизни и творчеству Владимира Семеновича Высоцкого

«…И в мире нет таких вершин, что взять нельзя!»

Литературная гостиная, посвященная жизни и творчеству

Владимира Семеновича Высоцкого

Цели мероприятия:

1) способствовать формированию у учащихся знаний о поэте и его произведениях, умений устанавливать взаимосвязь личности и творчества поэта;

2) создать условия для развития речи учащихся, воображения, творческих способностей, формирования умений отвечать на проблемные вопросы;

3) содействовать повышению мотивации к изучению литературы.

Оборудование: фотографии, портрет В.С. Высоцкого; плакаты с высказываниями, строчками стихотворений поэта; видеофрагменты интервью с Высоцким, записи песен в его исполнении; выставка книг, пластинок.

Тип и вид мероприятия: литературная гостиная.

Ход мероприятия

Видеофрагмент из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию»

Ведущий 1: Было время, когда не только эту песню, но и многие другие знало множество людей, не только знало, но и слушало, и переписывало, и пело в тесном семейном кругу, в дружеской компании. Его песни звучали во дворах и из окон, его имя знали и его любили…

Ведущий 2:Здравствуйте, уважаемые гости нашей литературной гостиной. Мы рады Вам! В этом году известному поэту, барду, актеру Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось бы 80 лет.

Ведущий 1: Уже прошло 38 лет с тех пор, как он умер, но его по-прежнему любят и помнят, а многие его стихотворения, песни актуальны и интересны. Подтверждением тому служат ежегодно проводимые конференции, посвященные его творчеству, написание научных статей, диссертаций и монографий. Высоцкий изучается в школах и в филологических вузах наряду с Блоком, Есениным, Маяковским, Пастернаком.

Ведущий 2: И мы не прошли мимо его творчества: в научной работе, которую с успехом защитили на городской научно-практической конференции учащихся, были проанализированы многие известные стихотворения Владимира Семеновича с точки зрения использованной им цветовой лексики. В ходе работы мы пришли к выводу, что в творчестве Высокого собраны все цвета радуги, а это что-нибудь, да значит.

Ведущий 1: И, в первую очередь, это свидетельствует о том, что автор был жизнерадостным человеком, умевшим жить заботами не только о себе, но и о других, любить и страдать, чувствовать чужую боль и радость.

Ведущий 2: Но это только наши предположения, поэтому мы решили организовать гостиную, посвященную не только творчеству, но и жизни Высоцкого, чтобы попытаться найти ответы на вопросы: каким человеком был Владимир Семенович? Какова его судьба? Насколько ценно для нас его наследие?

«Корабли постоят – и ложатся на курс» (видеофрагмент)

Ведущий 1: Детство Высоцкого прошло в непростое время, так как родился он 25 января 1938 года, или как он сам писал: «Первый раз получил я свободу по указу от тридцать восьмого…». А это значит, что к началу войны ему было все три года…

Инсценировка. Высоцкий о себе:

Высоцкий: Родился я в городе Москве в семье служащего. Детские впечатления у меня очень сильные. Я помню с двух лет практически все события. Я помню, например, как… я провожал отца на фронт. Досконально просто, до одной секунды. Как меня привели в поезд, как я сел, сказал: «Вот тут мы и поедем». Они говорят: «Ну, пойдем на перрон, там погуляем». И вдруг смотрю… он машет платком мне… я был в совершенной растерянности и молчал, обидевшись, что меня обманули: я уже с отцом ехал, и вдруг меня не взяли…

Когда началась война, мой отец, Семён Владимирович, уехал на фронт, а я, «здоровый трехлетка», и моя мама, Нина Максимовна, остались в Москве. Во время бомбежек мы спускались в убежище, в нем я находил самое высокое место и читал стихотворения, которых к этому времени знал немало. В 1945 я поступил учиться в первый класс 273-й школы. Учительница попалась слишком строгая. Однажды она очень сурово меня наказала, я молча собрал свои книжки и тетради и вышел из класса. Пришел в другой первый класс и попросил учительницу: «Можно я буду учиться у вас, мне там не нравится…» И Татьяна Николаевна, так ее звали, мне разрешила…

В общем, я отношусь к учителям, к педагогам с глубоким уважением и постарался это выразить в следующем небольшом стихотворении:

Вы обращались с нами строго,
Порою так, что — ни дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.

Вы научили нас, молчащих,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за всё благодарить.

«Песня о новом времени» (читает учащийся) см. ПРИЛОЖЕНИЕ

Ведущий 1: В творчестве Владимира Семеновича военная тематика занимает особое место. Его песни о войне – это, прежде всего, песни о людях с большой буквы: сильных, усталых, мужественных, добрых. Эти люди в полном смысле герои, благодаря им мы имеем возможность жить.

Ведущий 2: Высоцкий, в силу возраста, не участвовал в военных действиях и об изнанке войны имел весьма смутное представление. Однако он имел чуткую, восприимчивую душу и обладал редким даром: умел слушать и слышать, стремился проникнуть в суть того, о чем рассказывают, и прочувствовать, заочно пережить услышанное. Поэтому фронтовики довольно часто принимали его «за своего» и очень удивлялись, узнав, что он не воевал.

Интервью с Высоцким (видео): «Часто спрашивают, почему я все время возвращаюсь к военной теме...»

Песня «На братских могилах не ставят крестов» (видео)

Высоцкий: Вскоре после войны родители развелись. Маме приходилось очень трудно, она работала до позднего вечера, поэтому я был предоставлен сам себе, но старался ее не огорчать и помогать по мере сил. Однажды заработал целую кастрюлю картошки и пожарил на воде оладушек, получились они, к слову, черные-черные, но мама молча съела и поблагодарила…

В 1947 году отец, находящийся на военной службе, был направлен в ГДР в город Эберсвальде. И я поехал с ними, там и ходил в школу. Учеба мне давалась легко, да и учиться нравилось, поэтому был я хорошистом. Там же научился играть на фортепиано, плавать.

Как и любой живой мальчишка девяти-десяти лет, я любил играть в «казаков-разбойников», возиться с патронами, а иногда и с гранатами. Евгения Степановна, вторая жена отца, очень за меня волновалась и часто ругала, но что я тогда понимал... Однажды я пришел домой с обгоревшими волосами и без бровей. Нашли в лесу гранату и взорвали ее… Три мальчика получили тяжелые ранения, двое из них ослепли…

Прожили мы там до 1949 года, затем вернулись в Москву. Я поступил в 5-й класс 186-й школы. В первый учебный день я пришел в школу аккуратным и по тому времени дорого одетым — и мне сразу дали прозвище «американец». Это меня расстроило до слез, и поэтому я попросил родителей одеть меня «как и всех». И первая обидная кличка «американец» скоро позабылась.

Жили мы тогда в Большом Каретном переулке, где я очень быстро раззнакомился и попал в замечательную компанию, в которой было много интересных людей, кто бы чем ни занимался… Некоторых из них уже нет в живых… Был такой Лёва Кочерян, который успел снять всего одно кино… А с некоторыми, Андреем Тарковским, Васей Шукшиным, дружу до сих пор. Этой компанией мы прожили всю нашу молодость, и, в общем, я начал писал для них….

Ведущий 1: Высоцкий умел дружить, поэтому дружба занимала не последнее место в его жизни. Зная цену настоящим друзьям и имея таковых, Владимир Семенович посвятил им много песен. Самая известная из них «Песня о друге».

«Песня о друге» (читает учащийся) см. ПРИЛОЖЕНИЕ

Инсценировка. Воспоминания друзей о Высоцком.

Евгений Александрович ЕВТУШЕНКО: Вот и не стало Володи… Очень часто я видел его, может быть, тысячу раз в своей жизни, но никогда не думал, что его не станет так рано…

Александр Наумович Митта: Ничего удивительно: он не жил, а летел по жизни! Неоднократно мне доводилось быть свидетелем того, как он работал круглыми сутками, по четыре-пять дней. Причем не просто работал, а выкладывался. Днем съемка, вечером спектакль, ночью творчество за столом над белым листком. Два часа сна - и он готов к новому дню, полному разнообразных творческих напряжений, и так день за днем. По-моему, больше пяти часов он не спал никогда, кроме редких периодов полного расслабления…

Евгений Александрович ЕВТУШЕНКО: Да не только это… Еще и алкоголь... Кстати, я никогда не видел его пьяного. Он выпивал, конечно, бывал навеселе, но пьяного я его не видел.

Александр Наумович Митта: Да какое это сейчас имеет значение… Главное, каким человеком он был! Для нас, для друзей, он навсегда останется человеком преданным и нежным. У него был ярко выраженный талант дружбы. Он делал для друзей многое и умел принимать дружбу так, что вы были от этого счастливы.

В нем словно жило два совершенно разных человека… В общении с людьми был сдержан, собран, тактичен, терпелив. А на сцене театра или с гитарой он был сгустком раскаленной энергии.

Евгений Александрович ЕВТУШЕНКО: Именно таким и я его помню… Всегда очень приветлив… никакого зазнайства, этой звёздной болезни, которой многие у нас страдают. Одевался он очень просто и вёл себя очень просто. Умел слушать. Много расспрашивал. А иначе не могло быть, ведь чувствуется это. Нелюбопытный к людям человек не мог бы написать столько человеческих портретов. Он был очень хороший по натуре человек.

Ведущий 2: Дружбе Владимир Семенович отдавался полностью, делал для друзей все, что мог. Однако следует отметить, что в помощи Высоцкий не отказывал никому: ни знакомым, ни товарищам, ни приятелям. Если мог помочь, всегда помогал.

Ведущий 1: А его неподражаемое обаяние делало свое дело: практический каждый, с кем Высоцкий перемолвился хотя бы парой слов, с уверенностью утверждал, что Владимир Семенович ему друг. У него было множество знакомых, приятелей, товарищей, а вот друзей, истинных друзей, - всего человек пять. Но это были люди, проверенные годами, не раз делившие с ним горе и радость, те, на кого он мог всегда рассчитывать.

Ведущий 2: Все, как один: и друзья, и родные, и знакомые, и коллеги, - отмечали, что в нем словно жили два разных человека, и эти люди не могли ужиться. Двойственность его натуры была отражена в стихотворении «И вкусы, и запросы мои странны».

«И вкусы, и запросы мои странны» (читает учащийся) см. ПРИЛОЖЕНИЕ

Высоцкий: Меня часто спрашивают, что я люблю, а что не люблю… Так вот… Я очень люблю живой мир, в частности собак, хотя у нас дома их никогда не было. Очень люблю живопись, собрал много альбомов с репродукциями. Но любимое мое занятие и тогда и сейчас – чтение. Книг в нашем доме всегда было много: отец собирал их всю жизнь.

«Баллада о борьбе»(читает учащийся) см. ПРИЛОЖЕНИЕ

Высоцкий (видео): «Спрашивают, каких недостатков я не прощаю».

«Я не люблю» (видео)

Высоцкий: Незадолго до окончания школы я услышал Окуджаву, и тогда понял, что такая манера - свои стихи излагать под ритм гитары - делает поэзию более выразительной и доходчивой. Конечно, мне очень не хватало музыкального образования, но я самостоятельно научился играть на гитаре, правда, уже будучи студентом театрального. Кстати, гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом - на аккордеоне.

Когда я только начинал писать стихи (а их начал писать в классе 9-м, но отцу их никогда не читал, стеснялся…), никогда не рассчитывал на то, что у меня будет большая аудитория. Я рассчитывал на компанию своих самых близких друзей. В школьные годы я написал ряд спортивных и юмористических стихов.

«Песня о сентиментальном боксере» (видео)

Ведущий 1: Первые стихотворения Владимира Семеновича были юмористическими, но чем серьезнее он начинал относиться к своему таланту, тем сложнее становились его произведения. Очень часто за шуточной формой скрывался нешуточный подтекст.

Ведущий 2: Темы, поднимаемые им, расширялись: он писал о спортсменах, о рабочих, об альпинистах, о любви, о чести, о подлости, поднимал наболевшие вопросы… После себя Высоцкий оставил около восьмисот стихотворений, а также несколько десятков прозаических и драматических произведений.

«Мне судьба — до последней черты, до креста» (видео)

Высоцкий: Еще учась в школе, я посещал драмкружок, которым руководил артист МХАТа Боголюбов. Он был первым, кто заметил у меня актерское дарование и посоветовал поступать в театральное училище. Я до поздней ночи пропадал в кружке, но это не помешало мне хорошо окончить школу.

В 1955 году я окончил десять классов и довольно решительно заявил, что хочу в театральный. Но родители были против, хотели, чтобы я стал «нормальным советским инженером». Под таким давлением я решил поступить в технический вуз со своим одноклассником и другом Игорем Кохановским. Выбор института сделали случайно — по самому красивому пригласительному билету на день открытых дверей. Это был инженерно-строительный институт имени Куйбышева. Попасть туда считалось большим счастьем, так как конкурс на механический факультет составлял 17 человек на место, но мы без особых проблем туда поступили.

Я недолго проучился там – всего полгода – и не выдержал. В новогоднюю ночь 1956 вылил на чертеж флакончик туши и сказал: «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…»

Ведущий 1: Увлеченность театром и литературой взяла свое – и уже через полгода Высоцкий сдает экзамен в театральное училище. Его приняли в школу-студию МХАТа, но с пометкой: «Чувством ритма владеет отлично, но голосовых данных не имеет».

Ведущий 2: Владимир Семенович никогда не пел «на бис» и не любил, когда кто-либо исполняет его песни, поэтому его песни не будут исполняться нами во время мероприятия. Но о чтении стихотворений ничего не было сказано, этим мы и воспользовались.

Ведущий 1: Над стихотворениями он работал вдумчиво, серьезно, не щадя себя. Но о том, как пишутся песни, Высоцкий никогда не рассказывал, часто отшучивался, но все же несколько раз серьезно сказал, что это невозможно объяснить, так как все зависит от вдохновения, которое своенравно и непредсказуемо: оно посещает неожиданно и также неожиданно пропадает.

«Ну вот, исчезла дрожь в руках» (читает учащийся)

Высоцкий: Мое первое выступление как барда состоялось в 1958 году и имело большой успех. Это было в знаменитом студенческом клубе МГУ. Вот только спеть все приготовленные для концерта песни мне тогда не удалось: в зрительном зале находился кандидат в члены Политбюро, который потребовал прекратить песни «хриповатого артиста».

В 1961-м я окончил школу-студию МХАТ в Москве, а уже в 1964 стал актёром Театра на Таганке под руководством Юрия Любимова. С этого времени меня стали все чаще приглашать с песнями в институты, на заводы, в клубы. Популярность начала расти.

Ведущий 2: На концертах он всегда работал в полную силу. Каждый концерт как последний. Исполняя песни, он мог быть таким грохочущим, таким штормовым и бушующим, что людям, сидящим в зале, приходилось, будто от сильного ветра, закрывать глаза и втягивать голову в плечи. И казалось: ещё секунда – и рухнет потолок, и взорвутся динамики, и лопнут струны, не выдержав напряжения, а сам Высоцкий упадёт, задохнётся, умрёт прямо на сцене… Казалось: на таком нервном накале невозможно не только петь, но и дышать! А он пел. Он дышал.

Ведущий 1:Он словно торопился что-то важное сказать, спеть, сыграть… словно боялся, что чего-то не успеет или не сможет. Неслучайно в песнях последних лет все чаще проскакивали роковые строчки о скорой, непременно мучительной или насильственной смерти.

Ведущий 2: Владимир Семенович не только пел с надрывом, но и играл так же. Он был «неудобным», хотя и хорошим партнером на съемках, «неудобным» актером для режиссера, потому что не любил дублей, старался все сделать с первого раза и того же требовал от окружающих. Но это не мешало ему качественно, с полной самоотдачей работать – работать как в последний раз.

Песня «Чуть помедленнее кони» (видео).

Инсценировка. Коллеги о Высоцком.

Леонид Алексеевич Филатов: Сколько прошло времени с тех пор, как Володя умер, а у меня перед глазами он как живой… Хотя если быть абсолютно правдивым, то у меня такого "ах!" не было. Как и у очень многих людей не было "ах!" при первой встрече с Володей. Скорее, разочарование: невзрачный, невысокий, и нельзя сказать, что ошеломляющий артист... Однако он уникальный, потому что содержал в себе мощного поэта...

Его похороны просто меня разрушили… Я болел, наверное, полгода — болел физически, внутренне. Я работал, что-то делал, но хорошо у меня ничего не получалось. Просто как будто из меня вытащили какой-то блок.

Вениамин Борисович Смехов: И не только у тебя, у многих людей... Он был таким замечательным характерным артистом — об этом мало кто знает... Его любили все наши лучшие кинорежиссеры, хотя снимался он у лучших крайне редко... Он брал кино на таран, как и пел песни. И как жил. Ему удалось сыграть сложнейшие роли мирового репертуара: Гамлета и Галилея, Лопахина и Свидригайлова - и сыграл он их так, что об этом стало слышно по всему белому свету.

Леонид Алексеевич Филатов: Да… артистом он был по призванию, но и работал не щадя себя, а на сцене выкладывался полностью. В самом начале был такой случай. Мы только-только начали играть "Гамлета"... Однажды Володя выходит со сцены, весь в поту, и я ему говорю: "Володя, еще только первый акт. Ты сейчас так расходуешь себя, как же ты будешь играть дальше? Нельзя же так..." Он повернулся, внимательно посмотрел — очень жестко, такой уставший, мокрый. И сказал что-то типа: "Не будь дураком", не объясняя ничего. И это было сказало так сердечно, что на эти слова никто бы не обиделся, да тем более с Вовиной замечательной улыбкой, такой внезапной...

Вениамин Борисович Смехов: Да, Володя умел обезоружить… Был как-то один случай…Улыбаюсь каждый раз, как вспомню! Но в жизни в подобной ситуации было не до улыбок…

Как-то вышли с Высоцким после очередного спектакля и вдруг он мне говорит: «Знакомься, это Евгений Карелов, режиссер, я снимаюсь у него. Фильм должен получиться отличный. Я дам тебе почитать сценарий, завтра вернешь». Я начал отнекиваться – и вдруг Вова с напором стал меня убеждать: «Дурачок, вот Женя посмотрел тебя в театре, ну, у него есть в фильме роль хорошего мужика, барона... Со мной будешь. Съемки под Одессой... Артисты замечательные. Роль твою разовьем, я уже говорил сценаристам... Чего ты морщишься? Жень, скажи дурачку».

...Невозможно было спрятаться от его убежденности. Высоцкий не выносил упрямства перед очевидностью. Еще два раза, сверкая очами, повышая голос до опасного тона, он повторяет аргументы... если и после этого не согласишься - неизвестно, чем кончится буря гнева... Я согласился попробовать.

Леонид Алексеевич Филатов: Кому, как не мне, знать о том, каким замечательным артистом он был… не только артистом, но и замечательным человеком. У меня много с ним связано хорошего…Он меня спасал неоднократно. Володя был очень добрый человек, хотя и бывал жесток, даже беспощаден к людям, которых не любил, которых считал, в общем, некачественными.

Видеофрагмент. «Попурри из фильмов с Высоцким»

Высоцкий: Я больше ценю в человеке творца, чем исполнителя, и потому не люблю актерскую профессию в чистом виде… Кроме того, не люблю, когда просят рассказать о личной жизни. Это очень странно — я никогда ни к кому не подхожу и об этом не спрашиваю… И о своей личной жизни я не рассказываю.

Ведущий 1: Да, о личной жизни Высоцкий не любил говорить, хотя она у него была очень насыщенная. Но мы все же скажем несколько слов о его личной жизни.

Ведущий 2: Высоцкий был трижды женат. Первая его жена – студентка школы-студии МХАТ Изота Жукова, но их брак был недолгим. Уже через год, в 1961 году, Высоцкий познакомился с Людмилой Абрамовой, которая стала его второй женой и родила ему двух сыновей. Их семейная жизнь также была короткой. Они расстались в 1968 году.

Ведущий 1: В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади, ставшей его третьей женой. Ее Владимир Семенович любил до последнего вздоха. Она долгое время удерживала его от бессмысленной растраты сил, таланта, жизни, хотя делать это было непросто: их разделяло огромное расстояние. У нее в Париже были дети, работа, а в России – любовь, муж.

«Здесь лапы у елей дрожат на ветру» (видео)

Ведущий 2: Они писали друг другу почти каждый день, ежедневно созванивались и при первой же возможности старались увидеться. Марине Влади Высоцкий посвятил немало любовных песен, а в последней он называет ее своим ангелом-хранителем: «…тобой и Господом храним». И действительно, однажды она его спасла от смерти: у Высоцкого случился тяжелый приступ, а врачи только разводили руками. Но Марина настояла на том, чтобы ему оказали медицинскую помощь, и Владимир Семенович выжил. А в тот роковой день ее рядом не оказалось…

«Я несла свою беду» (видео)

Марина Влади: Одиннадцатое июля восьмидесятого года. Чемоданы в холле, ты уезжаешь в Москву. Нам обоим тяжело и грустно. Мы устали. Три недели мы делали все, что только было в наших силах. Может быть, мне не хватило духу? Все тщетно.

Я тихо плачу. Ты внимательно смотришь на меня выцветшими глазами, будто спрашиваешь о чем-то. Лед, о котором ты много раз говорил, давит нас, не дает нам сдвинуться с места. Сил у меня больше нет. Мы уже далеко друг от друга.

Последний поцелуй, я медленно глажу тебя по небритой щеке - и эскалатор уносит тебя вверх. Мы смотрим друг на друга. Я даже наклоняюсь, чтобы увидеть, как ты исчезаешь. Ты в последний раз машешь мне рукой. Я больше не вижу тебя. Это конец.

В четыре часа утра двадцать пятого июля я просыпаюсь в поту, зажигаю свет, сажусь на кровати. На подушке - красный след, я раздавила огромного комара. Я не отрываясь смотрю на подушку - меня словно заколдовало это яркое пятно. Проходит довольно много времени, некогда звонит телефон, я знаю, что услышу не твой голос. "Володя умер". Вот и все, два коротких слова, сказанных незнакомым голосом. Тебя придавил лед, тебе не удалось разбить его.

После похорон я возвращаюсь в Париж и нахожу твое последнее письмо. Дата не проставлена, но я знаю, что оно написано до одиннадцатого июня восьмидесятого года:

"Мариночка, любимая моя, я тону в неизвестности. У меня впечатление, что я смогу найти выход, хотя и нахожусь сейчас в каком-то слабом и неустойчивом периоде. Главное - я хочу, чтобы ты оставила мне надежду, чтобы ты не принимала это за разрыв, ты - единственная, благодаря кому я смогу снова встать на ноги. Еще раз - я люблю тебя и не хочу, чтобы тебе было плохо.Ты. В. Высоцкий".

«Сверху лед и снизу лед» (читает учащийся).

Ведущий 1: Это была настоящая любовь, в которой было все: и романтика, и страсть, и страдания, и трагедия. После смерти Владимира Семеновича Марина Влади написала и издала книгу воспоминаний «Владимир Высоцкий, или Прерванный полет».

Ведущий 2: 25 июля 1980 года в 4 часа утра остановилось сердце Владимира Высоцкого. Его хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было: в это время проходила Олимпиада в Москве. Только над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актер Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал обратно билет - каждый хранит его у себя как реликвию.

«Но я не жалею» (читает учащийся)

Ведущий 1: Прав был Высоцкий, утверждая, что «в мире нет таких вершин, что взять нельзя…» За свои 42 года он успел сделать многое. Он жил в бешеном темпе, стремительно проживал отпущенное время, но при этом оставил заметный след не только в театре и в кинематографе, но главное – в литературе и в музыке. Нет, такую жизнь нельзя считать пустой и короткой.

Ведущий 2: Его жизнь подобна падающей звезде: прошла быстро, но оставила огромный неизгладимый след. И сегодня к его могиле приходят люди, приносят море цветов. Кажется, будто он умер вчера...

Но все же давайте вернемся к вопросам, которые были заданы в начале мероприятия:

- Каким вы представляете Высоцкого – человека, который смог в своем творчестве использовать все цвета радуги?

- Как вы считаете, в чем же заключалась его трагедия?

- Как вы думаете, ценно ли для нашего поколения его наследие?

Ответы учащихся

Ведущий 1: Личность Высоцкого яркая и самобытная, его судьба трагичная, а творчество интересно и многогранно. У каждого человека, знакомого его с творчеством, есть “свой собственный Высоцкий”, есть песни, которые нравятся больше других, которые чем-то роднее, ближе, убедительнее. Видимо, это связано, прежде всего, с тем, что его песни наполнены правдой – правдой жизненных ситуаций, правдой извечных человеческих проблем, правдой своего времени. Поэтому он был так понятен людям и так дорог им.

Ведущий 2: Мы надеемся, что эта встреча и для вас не пройдет бесследно, что наша литературная гостиная смогла открыть неизвестные вам грани личности и творчества Владимира Высоцкого. Пусть сборники с его произведениями займут место на вашей книжной полке. Пусть то, о чем он пел: правда, дружба, любовь, героизм, благородство, искренность, - станет ориентиром, к которому следует стремиться, работая над своим духовным миром, над своей личностью.

Песня «Прерванный полет» (видео)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Владимир Семенович Высоцкий. Стихотворения

Песня о новом времени

Как призывный набат, прозвучали в ночи тяжело шаги —
Значит скоро и нам уходить и прощаться без слов.
По нехоженым тропам протопали лошади, лошади,
Неизвестно к какому концу унося седоков.

Наше время иное, лихое, но счастье, как встарь, ищи!
И в погоню летим мы за ним, убегающим, вслед.
Только вот в этой скачке теряем мы лучших товарищей,
На скаку не заметив, что рядом товарищей нет.

И ещё будем долго огни принимать за пожары мы,
Будет долго зловещим казаться нам скрип сапогов,
О войне будут детские игры с названьями старыми,
И людей будем долго делить на своих и врагов.

А когда отгрохочет, когда отгорит и отплачется,
И когда наши кони устанут под нами скакать,
И когда наши девушки сменят шинели на платьица, —
Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять!.. 

Если друг оказался вдруг…

Если друг
оказался вдруг
И не друг, 
и не враг,
а — так;
Если сразу не разберёшь,
Плох он или хорош, —
Парня в горы тяни —
рискни! 
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой —
Там поймёшь, кто такой.
Если парень в горах 
не ах,
Если сразу раскис —
и вниз,
Шаг ступил на ледник —
и сник,
Оступился — и в крик, —
Значит рядом с тобой —
чужой,
Ты его не брани —
гони.
Вверх таких не берут
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл;
Пусть он хмур был и зол,
но шёл,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шёл он с тобой,
как в бой,
На вершине стоял хмельной, —
Значит, как на себя самого,
Положись на него!

И вкусы, и запросы мои странны

И вкусы, и запросы мои странны,
Я экзотичен, мягко говоря:
Могу одновременно грызть стаканы 
И Шиллера читать без словаря.

Во мне два Я — два полюса планеты,
Два разных человека, два врага:
Когда один стремится на балеты —
Другой стремится прямо на бега.

И я борюсь, давлю в себе мерзавца, —
О, участь беспокойная моя! —
Боюсь ошибки: может оказаться,
Что я давлю не то второе Я.

Но вот летят к чертям все идеалы,
Но вот я груб, я нетерпим и зол,
Но вот сижу и тупо ем бокалы,
Забрасывая Шиллера под стол.

...А суд идёт, весь зал мне смотрит в спину.
И прокурор, и гражданин судья,
Поверьте мне: не я разбил витрину,
А подлое моё второе Я.

Я больше не намерен бить витрины
И лица граждан — так и запиши!
Я воссоединю две половины
Моей больной раздвоенной души!

Искореню, похороню, зарою, 
Очищусь — ничего не скрою я!
Мне чуждо это, ё-моё, второе —
Нет, это не моё второе Я. 

Баллада о Борьбе

Средь оплывших свечей и вечерних молитв,
Средь военных трофеев и мирных костров
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастроф.
Детям вечно досаден
Их возраст и быт —
И дрались мы до ссадин,
До смертных обид,
Но одежды латали
Нам матери в срок —
Мы же книги глотали,
Пьянея от строк.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фраз,
И кружил наши головы запах борьбы,
Со страниц пожелтевших слетая на нас.

 

Только в грёзы нельзя насовсем убежать:
Краткий век у забав — столько боли вокруг!
Попытайся ладони у мёртвых разжать
И оружье принять из натруженных рук.

 

И когда рядом рухнет израненный друг
И над первой потерей ты взвоешь, скорбя,
И когда ты без кожи останешься вдруг
Оттого, что убили его — не тебя, 
Ты поймёшь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забрал —
Это смерти оскал! 
Если руки сложа
Наблюдал свысока,
А в борьбу не вступил
С подлецом, с палачом, —
Значит в жизни ты был
Ни при чём, ни при чём!
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал что почём, —
Значит нужные книги ты в детстве читал!

Ну вот, исчезла дрожь в руках


 

Ну вот, исчезла дрожь в руках,
Теперь — наверх!
Ну вот, сорвался в пропасть страх
Навек, навек.
Для остановки нет причин —
Иду, скользя…
И в мире нет таких вершин,
Что взять нельзя!

Среди нехоженых путей
Один — пусть мой,
Среди невзятых рубежей
Один — за мной!
И имена тех, кто здесь лёг,
Снега таят…
Среди непройденных дорог
Одна — моя!

Здесь голубым сияньем льдов
Весь склон облит,
И тайну чьих-нибудь следов
Гранит хранит…
А я гляжу в свою мечту
Поверх голов
И свято верю в чистоту
Снегов и слов!

И снизу лёд и сверху — маюсь между

Лёд надо мною, надломись и тресни!
Я весь в поту, как пахарь от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Всё помня, даже старые стихи.

Мне меньше полувека — сорок с лишним,— 
Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне есть чем оправдаться перед Ним.

Но я не жалею
 

Я всегда во всё светлое верил —
Например, в наш совейский народ, 
Но не поставят мне памятник в сквере
Где-нибудь у Петровских ворот.
Но я не жалею!

И хоть путь мой и длинен, и долог,
И хоть я заслужил похвалу, —
Обо мне не напишут некролог
На последней странице в углу.
Но я не жалею!

И всю жизнь мою колют и ранят —
Вероятно, такая судьба.
Но всё равно меня не отчеканят
На монетах заместо герба.
Но я не жалею!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Шушакова Наталья Владимировна, 09.04.18 в 13:20 0Ответить Пожаловаться
Коллега, зачем Вы отправили эту работу на Всероссийский дистанционный конкурс для учителей математики «Лучшая авторская презентация к уроку»?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.