Внеклассное мероприятие «Что такое толерантность?»

0
0
Материал опубликован 29 March 2019

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Балахнинский технический техникум» «Центр Социальной адаптации детей сирот» Методическая разработка мероприятия психологической направленности с элементами игровой программы «Что такое толерантность?» Разработала: воспитатель Л.В. Березина Балахна 2017

«Что такое толерантность?»

Предисловие

В современных, быстро меняющихся условиях среднее профессиональное образование поставлено перед проблемой подготовки конкурентноспособного специалиста, обладающего не только глубокими научными знаниями, профессиональным мастерством, творческим подходом 
к делу, но и культурой общения, главный признак которой заключается 
в умении взаимодействовать с людьми, вести с ними конструктивный диалог, т. е. понимать и принимать во внимание сторону другого. Поэтому процесс воспитания сегодня все чаще рассматривается как полноценное включение личности в широкий диалог с духовными ценностями, в ходе которого формируется и развивается способность человека к адекватному восприятию и переживанию, его профессиональный вкус, способность 
к творчеству, пониманию и уважению других людей. При этом важное значение отводится пониманию и воспитанию у будущих специалистов и руководителей толерантности. С этой целью могут проводиться индивидуальные беседы, а также классные часы и внеклассные мероприятия. При проведении внеклассного мероприятия «Что такое толерантность?» использовались такие методы воспитания, как диалог, беседа, игра, творческое осмысление, тестирование. Методическая разработка рекомендуется классным руководителям, кураторам групп, воспитателям общежития для организации и проведения классных часов и бесед соответствующей тематики.
Цель: сформировать у обучающихся понятие толерантности, показать его значение, выявить наличие данного качества личности у студентов и отношение к нему.

Задача: осознать значимость проблемы воспитания толерантности; сформировать установку на воспитание этого качества.
 Оснащение и оформление:

Название мероприятия, эмблемы толерантности, тест. 
План:
1.Беседа о понятии толерантности.
2. Рассказ о толерантности, толерантной личности, видах толерантности.
3. Игра «Дополни: Быть толерантным — это значит…».
4. Эмблема толерантности.
5. Тестирование.
6. Рекомендации по формированию толерантного общения.
7. Подведение итогов классного часа.
Ход мероприятия
1. Беседа о понятии толерантности
Проводится беседа с обучающимися о том, что они знают о толерантности, о ее значимости, выясняется, какое место это качество занимает 
в формировании профессиональных качеств будущих специалистов и руководителей.

В настоящее время воспитание толерантности следует рассматривать в качестве важной задачи, которая способствует организации партнерского взаимодействия, создания благоприятной среды для проявления профессиональных, а также творческих способностей. Формирование у студентов чувства общности коллектива, повышение ответственности за себя, за коллектив, за общее дело, выработка коммуникативных умений расширяет границы толерантности.

Творческий подход к использованию принципов толерантности в процессе обучения и воспитания является залогом успеха учебно-воспитательного процесса, а также создает благоприятные условия для дальнейшей адаптации личности в других социальных условиях.
 

  1. Основная часть (слайд № 1)


Нередко люди бранили,
И мучили меня за то,
Что часто им прощал я то,
Чего б они мне не простили.
М. Ю. Лермонтов


2. Рассказ о толерантности, толерантной личности, видах толерантности

(Слайд № 2)
В переводе с латинского «толерантность» означает «терпение, терпимость». Неслучайно это понятие признано международным, так как во многих языках есть такое слово:

в английском языке — готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь;

во французском — уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;

в китайском — проявление великодушия по отношению к другим;

в арабском — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

в персидском — терпение, терпимость, выносливость, готовность 
к примирению.

Таким образом, видим, что термин «толерантность» объемен и многогранен. В «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995 г.) дано такое определение: «Толерантность — не терпимое отношение 
к несправедливости (в смысле внутреннего сопротивления), не отказ от своих убеждений или уступка чужим, не снисхождение или потворство, 
а активное отношение, признание и уважение прав и свобод человека. Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим: свобода придерживаться своих убеждений и предоставление этого права другим, отказ от догм и абсолютных истин, признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, права жить в мире, сохраняя свою индивидуальность — вот принципы толерантности. В результате расширяются возможности для достижения согласия между людьми за счет обогащения собственного опыта и вариативности коммуникации с другими, отличными от нас».
(Слайд № 3) Толерантность — это реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различные мировоззрения, ценностные ориентации, стереотипы поведения.

(Слайд № 4) Толерантная личность — это личность, которая строит свое восприятие, отношение и действие к окружающей социальной действительности на основе своих личностных качеств, как эмпатия, доброжелательность, принятие чувств, адекватная конфронтация и самосознание.
 Виды толерантности. В настоящем и будущем человечество делится на общества, которые мы называем государствами и которые разделены строго определенными границами и режимами, часто противостоящими друг другу. Многие государства многонациональны и поликультурны. Ни одно общество, о чем убедительно свидетельствует история и события, которые происходят в наши дни, не может пока гордиться тем, что оно толерантно. Сегодня, в начале XXI в., приходится признать, что прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к взаимопониманию между людьми. По-прежнему сильно стремление к единообразию, к абсолютному господству, к уничтожению независимости, индивидуальности. Оно проявляется не только на уровне внешней и внутренней политики государств, хотя именно в этой области его разрушительные последствия наиболее зримы, но и в повседневном межличностном общении.
Ни одно общество не обладает иммунитетом против интолерантности, даже если в законах и конституции страны закреплены принципы мультикультурности и свободы убеждений и их выражения, а также поддержана приверженность этим ценностям как образу жизни. И если в такой стране не зафиксированы случаи насилия на почве нетерпимости в таком же масштабе, как в странах, где массовое уничтожение, зверские убийства и многочисленные потоки беженцев стали фактом повседневной жизни, все же и там нередко поощряют или, по крайней мере, терпят менее заметные проявления нетерпимости и другие формы дискриминации. Особенно сильное воздействие на человеческое сознание оказывают различные формы конфронтации на этнической почве, которая зачастую реализуется через средства массовой информации и которая приобретает более драматический характер, когда физическому насилию подвергается большое количество людей. Конфронтации и конфликты возникают также на основе религиозных, половых, сексуальных и возрастных различиях, а также на наличии физических недостатков и недееспособности. Они присутствуют в нашей среде и достаточно устойчивы. Кроме того, за последние 20 лет во многих странах появились кланы и группировки, которые выражают интолерантность в насильственных действиях против людей другой расы, или, например, устраивают погромы на стадионах во время проведения футбольных матчей и других соревнований и т. п. 
Из этого следует, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему всего мира. Не менее остра эта проблема 
и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества 
и стабильного государственного устройства.
Толерантность не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, с людьми иной культуры, национальной, религиозной или социальной среды.
(Слайд №5) Таким образом, существует два пути развития личности — толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности; низким уровнем воспитанности; преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности; желанием власти, материального достатка любой ценой; непринятием противоположных взглядов, традиций, обычаев; низким уровнем эмпатии.
Другой путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей 
и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям, с высоким уровнем эмпатии.
3. Тестирование( Слайд 6)
Обучающимся предлагается решить тест, который в определенной мере позволяет выявить некоторые качества личности, характеризующие толерантность.
 

Тест «Можете ли вы ладить с людьми?»

1. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже когда они хвастаются или другим образом показывают, что они высокого мнения о себе: 
а) да, утверждение верно, 

б) верно нечто среднее,

в) нет, верно противоположное.

2. Я сомневаюсь в честности людей, которые проявляют больше дружелюбия, чем я могу ожидать:

а) согласен(на),

б) не уверен(а),

в) не согласен(а).

3. Если кто-нибудь рассердился на меня, то я:

а) постараюсь его успокоить,

б) не знаю, что предпринял(а) бы,

в) рассердился(ась) бы сам(а).

4. Нет совершенно плохих людей, просто надо стараться получше понять человека, и он ответит добром:

а) согласен(а),

б) не имею определенного мнения,

в) не согласен(а).

5. Когда пытаются командовать мною, я нарочно делаю все наоборот:

а) именно так и поступаю,

б) не уверен(а),

в) не выказываю своего недовольства.

6. Если руководство или члены семьи в чем-то меня упрекают, то, как правило, только за дело:

а) согласен(а),

б) не уверен(а),

в) не согласен(а).

7. Иногда я в шутку делаю какой-либо дурашливое замечание только для того, чтобы удивить людей и посмотреть, что они на это скажут:

а) да, так бывает,

б) затрудняюсь ответить,

в) нет, никогда так не делаю.

8. Мне нравится тщательно продумывать, как повлиять на людей, чтобы они помогли мне достичь моей цели:

а) согласен(а),

б) не уверен(а),

в) не согласен(а).

9. Если мое удачное замечание осталось незамеченным:

а) я не повторяю его,

б) затрудняюсь ответить,

в) повторяю свое замечание снова.

10. Иногда у меня бывали огорчения из-за того, что люди говорили обо мне дурно за глаза без всяких на то оснований:

а) согласен(а),

б) не знаю, что ответить,

в) не согласен(а).

Подсчитайте сумму баллов. Ответы «а» на вопросы 2, 5, 7, 8, 10; «в» — на 1, 2, 4, 6, 9 — по 2 балла; «б» — по 1 баллу.

СУММА МЕНЬШЕ 5. Вы уживчивы, свободны от зависти, легко ладите с людьми, не стремитесь превзойти окружающих. Это не исключает постановки вами таких жизненных задач, решение которых поднимает ваше значение в глазах окружающих. Но эти задачи настолько сложны, что ваш возможный успех не может ущемить самолюбие окружающих 
и не вызовет острой зависти. К тому же, если такие цели и есть, то, скорее всего, о них никто не знает, поскольку, с одной стороны, это было бы опрометчиво, а с другой — вы вообще предпочитаете «быть на равных» 
в непосредственном общении, заботитесь о других и искренне доброжелательны с ними. Отрицательные эмоции быстро угасают, и вы с непритворной «радостью узнавания» можете приветствовать даже вчерашнего обидчика или притеснителя. Если не ущемляются перспективные цели 
и задачи, то вы на редкость хорошо и спокойно работаете в группе. По своей натуре вы склонны говорить о других – даже в их отсутствие — только хорошее и в тех компаниях, где любят посплетничать, поддерживаете разговор осторожно и без энтузиазма, больше защищая, чем осуждая или высмеивая.
 


ОТ 6 ДО 12 БАЛЛОВ. Возможно, что ранее вы были доверчивым человеком, но жизнь научила вести себя более осторожно. Круг людей, которым вы в основном доверяете, достаточно большой. Но перед тем как перейти на более близкие, дружеские отношения, вы некоторое время изучаете человека. Это привычка зрелого человека, а не проявление мнительности и подозрительности, поэтому настороженность не затягивается чрезмерно. Нередко вы склонны поддаваться интуитивному впечатлению о человеке, прощать окружающим их недостатки, если они компенсируются какими-то положительными качествами или оправдываются объективными причинами. Вы достаточно гибки во взаимоотношениях, но 
не сразу меняете мнение о человеке, несмотря на повторяющиеся и очевидные для всех факты. Причем с большей готовностью вы склонны изменить отношения в положительную сторону, чем в отрицательную. Конфликт для вас скорее тактика, чем образ жизни, и вы всегда открыты разумному компромиссу.
 

ОТ 13 ДО 20 БАЛЛОВ. Вы — осторожный человек. Жизнь научила вас заботиться, прежде всего, о своих интересах, поскольку была наглядная возможность убедиться, что другие чрезмерно заботятся о себе сами. Вы склонны к мнительности и подозрительности, во всем ищете тайну 
и полны сомнений в своей безопасности. Это не трусость или тревожность, а нежелание допустить даже мизерную возможность ситуации, когда кто-то может навязать вам свою волю. Ваша гордость уязвляется от перспективы оказаться беззащитным(ой) даже на миг. Где-то в глубине души вы учитываете негибкость своего поведения и эмоциональных реакций и поэтому стараетесь быть во всеоружии в случае опасности. Поэтому вы всегда живете в предвидении конфликта, чем и провоцируете его появление, что, в свою очередь, подтверждает реальность ваших опасений. Готовность к борьбе и непримиримость к «противникам» отличают тех, кто чувствует себя в условиях конфликта достаточно комфортно. Последнее — как это не странно — действительно имеет основание 
и заключается в простых отношениях и ограниченности мотивов взаимодействующих сторон. Практически это освобождает от необходимости знания людей. Вернее, вы очень хорошо знаете людей, но только в достаточно узких, ограниченных ситуациях конфронтации. Это нельзя назвать проницательностью. Скорее можно говорить о знании возможных приемов «противника» и умении управлять поведением окружающих и добиваться своих целей с помощью некоторого набора ответных универсальных действий. Вы не лишены изобретательности, но это чисто техническая, логическая изобретательность, не учитывающая глубинной психологии людей, их особенностей и никак не соотнесенная с внутренним миром тех, с кем приходится строить отношения.
Круг знакомых может быть и большой, но доверенных лиц немного (чаще зависимых и послушных, чем самостоятельных). Если количество баллов достигает 20, то, скорее всего, что и этим немногим вы не вполне доверяете. Вам трудно ладить с людьми именно потому, что конфликт для вас — образ жизни, а не средство или временная ситуация. 
После того как студенты ответят на предлагаемые вопросы, подсчитают баллы, им зачитывается ключ, классный руководитель делает необходимые пояснения, отвечает на вопросы.
4. Рекомендации по формированию толерантного общения(Слайд№ 6)
Для формирования толерантности, умения вести диалог, общаться на должном уровне, необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:
— Будьте открыты к собеседнику и принимайте его таким, каков он есть. Такое отношение к партнеру по общению основано на исходном 
к нему уважении и ваших положительных намерениях вне зависимости от того, согласны вы с ним или нет.
— Постарайтесь услышать все сообщение целиком. Поскольку сообщение состоит как из фактической информации, так и из эмоционально окрашенных моментов, постарайтесь понять и оценить все сообщение полностью, включая эмоциональное отношение.
— Ваше внимание должно быть также и физическим. Расположитесь лицом к вашему партнеру. Ведите общение так, чтобы ваша поза, жесты, мимика подкрепляли ваши слова. Сидите или стойте на оптимальном расстоянии так, чтобы ваш партнер чувствовал себя свободно и раскованно. Не надо забывать о том, что общение требует внимания не зависимо от того, говорите вы или слушаете.
— Участие в общении должно быть активным и ответственным. Если вам что-либо не ясно или вы пропустили часть сообщения, немедленно включайте обратную связь. Она нужна не только слушающему, но и говорящему — он должен знать, что его сообщение дошло до адресата 
и получило оценку.
— Наблюдайте за невербальными реакциями партнера (выражение лица, взгляды, жесты, позы и др.). И в самой речи есть косвенные признаки, помогающие адекватно интерпретировать сообщение: тональность голоса, его модуляции и переходы, громкость, скорость речи и т. п.
— Выражайтесь ясно. Думайте о том, что вы говорите. Тщательно подбирайте слова. Научитесь говорить так, чтобы люди стремились слушать вас. Наиболее доходчивы и эффективны такие сообщения, которые не содержат предвзятых и поверхностных суждений, однако достаточно экспрессивны, например, так называемые сообщения от первого лица.
- Будьте настойчивы. Настойчивость сообщения вовсе не означает агрессивности, апломба или силового навязывания своего сообщения другим.
Сообщая о ваших чувствах, мыслях или правах, вы должны уважать чувства, мысли и права других.
— Говорите от первого лица. Согласно выводам психологов, сообщения от первого лица, содержащие оценку, но не осуждение, очень эффективны. Они позволяют вам честно констатировать, что вы чувствуете по данному поводу, причем таким образом, что люди захотят вас выслушать или даже послушаться.
— Будьте хорошим слушателем. Как бы ни был красноречив говорящий, коммуникация будет неполной, если его не слушают или слушают плохо. Слушание требует сознательного усилия и концентрации мысли. Нужно хотеть слушать.

5. «Дополни: быть толерантным — это значит…»(Слайд №7)
Основываясь на своих знаниях, жизненном опыте, той информации, которую студенты прослушали, им предлагается принять участие в игре «Дополни: быть толерантным — это значит…». Студенты называют качества личности, которые характеризуют толерантность, они записываются на доске. Затем эти качества анализируются, дополняются.
6. Эмблема толерантности(Слайд № 8)
Обучающимся предлагается изобразить эмблему толерантности. Они делятся на несколько групп по 5—6 человек и, совместно обсуждая эту проблему, предлагают различные варианты и приходят к определенному решению. 
Каждую эмблему объясняют и комментируют (один из группы) (приложение 1).
Подведение итогов мероприятия (Слайд № 9)

Ведущий подводит итог, напоминает о значении толерантности в создании психологических отношений, особенно в условиях производственного коллектива и той роли, которую играют при этом руководители и специалисты; обращает внимание на необходимость использования рекомендаций по формированию толерантного общения; отвечает на вопросы студентов; благодарит за внимание и участие. 

Заключение

Значительный вклад в воспитание толерантности вносит внеучебная деятельность, при которой реализуются навыки коммуникативной толерантности, возникают предпосылки для успешного развития толерантных качеств. Организация и проведение классного часа с использованием активных, вовлекающих методов воспитания способствует не только получению необходимой информации об обозначенной проблеме, но и внутренней самооценки своих качеств, осознанию необходимости толерантного поведения и воспитания в себе таких качеств. 

Список рекомендуемой литературы


1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.

2. Безюлева, Г. В. Толерантность: взгляд, поиск, решение / Г. В. Безюлева, 
Г. М. Шеламова. — М. : Вербум-М, 2003.

3. Роюков, М. И. Воспитание толерантности / М. И. Роюков. — М. : Просвещение, 2001.

4. Среднее профессиональное образование : журн. 2005. № 2.

 

Приложение

Эмблемы толерантности




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.