Внеклассное мероприятие «Семья — это то, что с тобою всегда» (3–5 класс)
Внеклассное мероприятие «Семья – это то, что с тобою всегда»
Цель: формировать у учащихся понятия «Семья», «Счастливая семья».
Задачи:
1. Раскрыть значение понятий «Семья», «Счастливая семья», выявить ее особенности
2. Выявить роль семьи в жизни человека
3. Показать важность семьи для человека
4. Осознание нравственной ценности семейных отношений.
5. Воспитывать отзывчивость, доброту, терпение, чувство уважения и взаимопомощи
6. Учить аргументированно отвечать и делать выводы.
Личностные УУД:
Ценностно-смысловая ориентация;
Коммуникативные УУД:
Умение выражать свои мысли;
Обсуждать выступления учащихся;
Умение договариваться и приходить к общему мнению
Регулятивные:
Понимать учебную задачу мероприятия и стремиться ее выполнить;
Волевая саморегуляция;
Оценивать семейные ценности для укрепления семейных отношений;
Оценивать значение семьи для человека и общества;
Оценивать свои достижения и достижения одноклассников;
Оценка качества и уровня знаний.
Познавательные УУД:
Общеучебные
Называть по именам, отчествам,фамилиям членов своей семьи;
Рассказывать о своих семьях
Целевая аудитория: дети 4 класса
Форма и методы работы: беседа-диалог, работа в группах; индивидуальная работа; словесно-наглядный; объяснительно – иллюстрированный, упражнение «Ассоциация»
Методические приемы: рассказ учителя; творческие задания; практические задания.
Оборудование урока: ноутбук, проектор, рисунки – пазлы на тему «Семья», лучики солнца, кирпичики для дома «Дом счастья», яблочки с надписями, шаблоны ладошек, памятки «Помоги сберечь семью!» , толковый словарь С.И. Ожегова, Д.Н. Ушакова
Словарная работа: «семья», «счастливая семья», «Дом счастья»
Музыкальный ряд: Гимн семьи, песня «Погода в доме»
Предварительная работа: дети подготовили стихи о семье
Ожидаемый результат:
- Осмысление понятий «Семья»; «Счастливая семья»; «Семейные ценности».
- Проявление уважительного отношения к страшим;
- Овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- Проявление самостоятельной творческой активности.
Ход занятия
1. Оргмомент
Тому в жизни все удается,
Кто улыбается и смеется.
На того дождик счастья льется,
Кто улыбается и смеется.
И.Тютюкин
- Здравствуйте, дорогие ребята. Посмотрите на свои друзей за столом, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
(Дети желают друг другу удачи).
2. Самоопределение к деятельности.
- Дорогие ребята! Сегодня мы посвящаем нашу встречу самому дорогому, самому родному, самому прекрасному на земле. Чему именно, попробуйте догадаться, прослушав следующие строки.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я.
Что это? СЕМЬЯ.
- Сегодня мы будем говорить о семье, о том, что жить в семье это счастье и как это важно для человека, иметь свою семью.
(На доску вывешивается солнышкос с ребусом "семья")
3. Работа по теме урока.
Упражнение “Ассоциации”.
- Ребята, а как вы понимаете слово «Семья»?
- Подберите как можно больше существительных, которые у вас ассоциируются со словом «СЕМЬЯ» и напишите на лучиках солнца. Прикрепите их к солнцу.
Примеры ответов: Семья – это счастье, крепость, дом, уважение, дружба, забота, любовь, тепло, радость, ответственность, уют. Могут быть варианты ответов: зло, проблемы, ссоры, страдания, споры, обвинения и т. д.
Ученик:
Семья – словечко странное,
Хотя не иностранное.
– Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» – мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, я.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!
– А если есть собака?
Выходит восемь «Я»?
– Нет, если есть собака,
Выходит Во! – семья.
(М. Шварц)
Работа со словарем
- Ребята, давайте посмотрим, каково толкование слова «семья» в словаре Ожегова С. И. и в словаре Ушакова Д.Н. пока у нас Никита и Настя будут искать значение этого слова, мы попробуем изобразить семью на шариках. Как она должна выглядеть, вы решите сами , обсудив сначала в команде. (Дети обсуждают и рисуют семью на шарике)
- Вот так мы представили семью. А что же нам скажут словари?(От каждой команды ребенок зачитывает значение слова «семья».)
Ученик 1(1 команда):
1. Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
2. Объединение людей, сплочённых общими интересами.
Ученик 2(2 команда):
В словаре Ушакова Дмитрия Николаевича толкование слова семья звучит так:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Беседа
- Семьи бывают разные. Это, например, зависит от количества детей в семье.Семья, где больше трех детей – многодетная семья. Семья, в которой есть мама, папа, и дети –называется полная семья.И семья может быть неполной, где кроме детей, только мама или только папа.
- Семья – самое главное в жизни для каждого из нас. Семья – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берём пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Ребята, а для чего нам нужна семья? Может она нам и вовсе не нужна? (Высказывания детей)
- Да, друзья мои, семья – это самое важное и дорогое в жизни каждого человека. Только в семье мы ищем поддержку и понимание, любовь и защиту. Семья словно маленькое солнце, благодаря которому нам тепло, уютно. Оно притягивает к себе. И все мы: и взрослые, и дети, должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь
- Конечно, семьи бывают разные. Счастливые и не очень. Но каждому хочется жить в счастливой семье.А в чем секрет счастливой семьи?(Высказывания детей)
Моделирование (Приложение 1)
- Сейчас мы с вами попробуем смоделировать модель счастливой семьи. У каждой группы на столах лежат яблочки со словами, выберите те понятия, которые подходят для счастливой семьи. Прикрепите эти яблочки к яблони.( На доску вывешивается рисунок яблони с надписью на стволе дерева «Счастливая семья». Дети выбирают яблочки, вывешивают на дерево).(Работа в группе)
(ребята вывешивают яблочки с понятиями и приводят примеры, доказывающие важность тех или иных понятий для счастливой семьи)
Легенда
- Послушайте одну легенду.
В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано сто раз одно и тоже слово…
- Какое это слово? ( обсуждение в группах)
- Это слово - понимание. Давайте его прикрепим к вершине яблони.
4. Физкультминутка
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
5. Продолжение работы по теме занятия.
Коллективная работа «Дом счастья»
- В семье мы проводим большую часть жизни. Здесь мы делаем первые шаги, учимся жить, преодолевать трудности. Это мир, где царят любовь, уважение, тепло и взаимопонимание. Семья — это дом, крепость, в которой безопасно.
- Ребята, давайте построим дом - крепкий, надежный, теплый, дом , в котором все счастливы. Назовем его «Домом счастья» Для этого придумайте имена существительные к слову дом. Это будут первые кирпичики нашего дома – фундамент дома (любовь, терпение, понимание, взаимоуважение…) (Приложение 2)
- Теперь к слову ДОМ придумаем глаголы. Это следующий ряд кирпичиков.
( Охраняет, оберегает, защищает, обогревает, любит…)
- К слову ДОМ придумайте прилагательные.Это следующий ряд кирпичиков.
( Надёжный, любящий…)
- Итак, мы построили с вами «Дом счастья». Ребята, что напоминают вам цвета нашего дома?
- Правильно. Мы все живем в России идля нашей страны очень важно, чтобы мы с вами жили в счастливых и дружных семьях. Ведь чем больше счастливых семей, тем больше счастливых людей, значит и страна в целом будет счастливой. Страна – это тоже семья нашей планеты Земля.
- «Дом счастья» - это место, где тебя ждут и любят. Дом построен, но еще важнее сохранить его таким же, каков он сейчас. А это зависит во многом от нас. В каждом доме бывают свои испытания, но только крепкий и надежный дом не нарушить земным бурям.
- Ребята, послушайте псню в исполнениии Л.Долиной. Подумайте, что хотела она нам сказать этой песней.
Звучит песня «Погода в доме»
- Друзья, о какой погоде поет Л.Долина?(Высказывания детей)
- Ребята, а что может быть причиной непогоды в доме?( Высказывания детей.)
- Вы знаете,оказывается, и некоторые черты характера могут вызвать непогоду.Подумайте и ответьте, какиеже это черты характера.
( Высказывания детей. Лень, грубость, упрямство, несдержанность, вспыльчивость…)
- Мы с вами разогнали тучи и выяснили, что погода в доме во многом зависит от нас, от нашего поведения. В связи с этим я хочу вручить вам памятки, которые возможно помогут сохранить погоду в вашем доме.(Раздать памятки) (Приложение 3)
В семейном кругу мы с вами растем.
Основа основ - родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом.
Ромашка из ладошек (Приложение 4)
- Дорогие, ребята, у вас на партах лежат шаблоны ладошек. Возьмите шаблон и напишите на нем всех членов своей семьи, а на пальчиках напишите характеристику вашей семьи.
- Друзья мои, зачитайте, какая семья у вас получилась и прикрепите к кругу на доске.
- Кто узнал этот скромный цветок? (Ромашка).
- А кто знает символом, какого праздника является ромашка?
Важность семьи для нашего государства огромна. 2008 год был годом семьи. На Руси есть святые – покровители влюбленных, брака и семейного счастья. Это Петр и Феврония. Памяти этих святых и посвящен праздник любви, семьи и верности, который мы отмечаем 8 июля. Ромашка является символом этого праздника. В нашей стране даже есть гимн семьи. Я предлагаю вам его прослушать.
Звучит Гимн семьи.
6. Рефлексия
Упражнение «Собери пазл» (Приложение 5)
- О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются маленькие пословицы. Я предлагаю вам сейчас собрать пазл и прочитать пословицы, которые написаны на рисунке. Еще раз вспомнить, в чем же секрет счастливой семьи. (Дети в группе собирают сюжет рисунка. На рисунке пословицы.“Золото и серебро не стареют, отец и мать, цены не имеют”.«На что и клад, коли в семье лад»)
- Как вы понимаете эти пословицы?
7. Подведение итогов
- Вот и завершается наш урок. А итогом нашей работы является картина, которую мы собрали на доске.
- Какое название можно дать нашей картине?(«Счастливая семья»)
- Какую семью можно назвать «Счастливая семья»?
- Я думаю, что в каждой семье есть традиция – делать родным и близким приятные сюрпризы. Давайте попробуем сделать вашим родным что-то приятное. У каждого к парте прикреплен гелевый шар. Возьмите фломастеры и напишите на нем теплые слова для ваших самых родных людей и принесите эту частичку вашего тепла в свой дом. А нашу встречу я хотела закончить словами Ирины Яворовской:
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
Список использованной литературы.
1.Осипова М. П., Брутим Г. А. Работа с родителями: Сборник статей. Минск: УП “Экоперспектива”, 2003.
2.Хрипкова А. Г. Мир детства: Младший школьник. М., 1981.
3. Варюхина С. И. Счастливый бумеранг: Беседы о культуре взаимоотношений. Минск, 1992.
4.Синицина Л. Умные сказки. М., 1997.
Приложение 1
Верность
Любовь, трудолюбие, любовь, взаимопонимание, верность, доброта, дети, ответственность, забота, честность, традиции, дружба, прощение, понимание, материальный достаток, уважение, злость, неуважение, драки, ссоры, непочитание старших, равнодушие.
Приложение 2
Любовь |
Терпение |
Уважение |
Взаимопонимание |
Любящий |
Уютный |
Гостеприимный |
Надежный |
Оберегает |
Любит |
Обогревает |
Защищает |
Приложение 3
ПАМЯТКА «ПОМОГИ СБЕРЕЧЬ СЕМЬЮ!» |
• Настоящий сын бережет покой родителей. • Настоящая дочь заботится о благе своей семьи. • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся. • Не вступай в пререкания с взрослыми. • Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. • Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются. • Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне. • Не собирайся в дорогу, не предупредив старших. • Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя. |
ПАМЯТКА «ПОМОГИ СБЕРЕЧЬ СЕМЬЮ!» |
• Настоящий сын бережет покой родителей. • Настоящая дочь заботится о благе своей семьи. • Нельзя бездельничать, когда родители трудятся. • Не вступай в пререкания с взрослыми. • Не выражай недовольство тем, что у тебя нет той или иной вещи. • Не допускай, чтобы родители отдавали тебе все то, в чем они сами нуждаются. • Старайся не делать того, что осуждают старшие, - ни на глазах у них, ни где-то в стороне. • Не собирайся в дорогу, не предупредив старших. • Нельзя оставлять родного человека в одиночестве, особенно если у него нет никого, кроме тебя. |
Приложение 4