12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Топилина Татьяна Леонидовна26
1

Конспект урока на тему «И.А. Крылов басня «Стрекоза и Муравей»

Конспект урока по литературному чтению

Дата: 17.09.2018 г.

Предмет: литературное чтение.

Школа: МКОУ «Средняя школа №7 городского округа города Михайловки Волгоградской области».

Класс: 4 «а»

УМК: «Начальная школа XXI века».

Тема: «Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов басня «Стрекоза и Муравей».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».

Задачи:

Знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова;

Узнают историю развития басни и познакомятся в баснописцами;

Продолжат обогащать словарный запас и кругозор в процессе лексической работы над понятиями: «басня», «баснописец», «мораль», «ирония», «аллегория», «попрыгунья», «лето красное», «нужда», «помертвело чисто поле», «мурава»;

Осваивают умение выразительно читать произведение, без ошибок, полными словами, передавая настроение героев, их отношение друг к другу;

Ученики смогут после анализа текста:

назвать мораль басни;

охарактеризовать поступки героев и обосновать своё отношение к каждому из них;

прочитать басню по ролям.

Оборудование: учебник литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, часть 1, стр. 38 – 41; презентация; фото И.А. Крылова.

Источники:

Поурочное планирование. Литературное чтение 4 класс, технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. «Начальная школа XXI века» стр. 31 - 32;

И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева Детская литература. Москва «ACADEMIA», 2002 стр. 80 - 81;

Л.А. Ефросинина словарь – справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 кл., Москва, Издательский центр «Вента – Граф" 2013, стр. 13 – 16;

Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс, часть 1, стр. 53 – 55;

Статья «Встреча с баснями» И.А. Крылов;

Писатели нашего детства. Библиографический словарь. (часть 2)

И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература, 2 - издание, стереотипное, Москва «ACADEMA» 2002г..

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Леонидовна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные:

Организация личного пространства.

Этап проверки домашнего задания (контроль)

     

Этап подготовки к восприятию произведения

- Часто животные ассоциируются у людей с определёнными качествами.

- В каких случаях в животных мы узнаём определённых людей?

- Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость?

- Попробуйте дать определение: что такое басня?

- Сравним определение в учебнике с тем, которое мы дали. Откройте учебник на стр. 38 (работа с рубрикой «Обратите внимание»). Начинай читать.

- С баснями каких авторов вы уже знакомы?

- Какое произведение называют басней?

- Кого называют баснописцами?

- Что такое мораль басни? (Если учащиеся затрудняются ответить, то обратиться к определению на стр. 40)

- Из каких частей состоит басня?

- Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обычно действовали наделённые человеческими чертами животные, реже – люди.

Басня, как жанр зародилась в Древней Греции. Здесь её обычно связывают с именем Эзопа, множество произведений подобного рода получили распространение как «эзоповские басни» (вы знакомились с ними в третьем классе).

В Европе этот жанр литературы широко распространился в средние века. При этом развитие получили басни, в которых действовали животные – ворона и лисица, воле и ягнёнок и т. п. В XVIII веке поэтическую переработку сюжетов многих эзоповских басен совершил во Франции Жан де Лафонтен.

У Лафонтена брали сюжеты для своих басен русские баснописцы: Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Сумароков, но если у этих поэтов басня только зарождалась, то под пером Ивана Андреевича Крылова басня достигла высшей степени своего развития.

- Что вы знаете о Иване Андреевиче Крылове?

Слово о писателе

Точная дата рождения Крылова неизвестна, скорее всего – это 1769 год, хотя он мог родиться как в 1767, так и в 1768 году.

Детство Крылова прошло в Твери, в семье небогатого капитана Андрея Прохоровича Крылова, в близком общении с народом. На весёлых гуляньях мальчик вслушивался в острые словечки и шутки, смеялся над изъявительными анекдотами о чиновниках-взяточниках, над историями о хитрых мужиках.

Семья долго жила в Твери, где служил отец. Он следил за воспитанием сына. Водил его на литературные вечера в тверскую семинарию (настоящего театра в Твери не было).

Как–то Андрей Прохорович с сыном был у богатого помещика Львова. Иван Андреевич читал там стихи, играл на скрипке. Всех удивляли его способности и Львов предложил обучать мальчика вместе со своими детьми.

Иван Андреевич многому научился в доме Львова, но и немало пережил обид, унижений: ему давали понять, что он сын мелкого чиновника.

Очень рано Крылов начал чиновничью службу, ещё в родном городе Твери, и затем продолжил её в Петербурге. В пятнадцать лет он приступил к «изобличению пороков», написав комическую оперу «Кофейница», а в 1789 году стал издавать свой журнал – «Почта духов».

Богатый жизненный опыт, острая наблюдательность и огромный поэтический талант легли в основу творчества Крылова- баснописца. Басни, всегда посвящались какому-то конкретному случаю. Случай забывался, а басни оставались.

- В животных мы узнаём определённых людей тогда, когда животные совершают поступки присущие человеку.

- Мораль, стихотворная форма и краткость соответствуют – басне.

- Басня – это поучительное произведение, написанное в прозаической или поэтической форме. (Определение из УМК «Начальная школа 21 века» 2 класс, часть 1, стр. 54)

- Вы уже читали басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Авторов басен называют баснописцами. Герои басен вызывают смех. Но смеёмся мы не над ними, а над глупостью, зазнайством, жадностью, хитростью, упрямством и лицемерием, которые осуждают и высмеивают баснописцы.

В этом разделе вы познакомитесь с русскими баснописцами и их произведениями. Обратите внимание, как изображают они своих героев, какие пороки высмеивают, что осуждают. Понаблюдайте, как построены басни: в некоторых баснях есть вступление или заключение; мораль может быть в начале или в конце басни, но есть басни, в которых мораль скрыта в текст. Подумайте, как надо читать басни, чтобы передать то, что хотел сказать автор.

Басни, близкие по содержанию, в этом разделе помещены рядом. Сравните, в чём их сходство и различия, как изображают одних и тех же героев разные авторы.

- Мы знакомы с баснями Эзопа («Ворон и Лисица», «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» - 3 класс), Ивана Андреевича Крылова («Лебедь, Щука и Рак» - 2 класс; «Крестьянин и Работник», «Волк и Ягнёнок» - 3 класс); Льва Николаевича Толстого («Страшный зверь» - 2 класс).

- Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.

- Баснописцы – это авторы басен.

- Мораль – нравоучительный вывод – может быть расположена как в начале, так и в конце басни. В некоторых баснях есть также вступление.

- Басня состоит из двух частей:

повествование (рассказ о чём или о ком- либо);

поучение (то есть вывод, мораль басни).

Ответы учащихся.

Коммуникативные:

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Познавательные:

уметь структурировать знания и определять способы действия.

Коммуникативные:

допускать существование различных точек зрения.

Познавательные:

овладевать умениями подводить под понятия, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять сравнение, делать выводы.

Этап первичного восприятия произведения

- Сегодня мы с вами познакомимся с одной из басен Крылова «Стрекоза и Муравей».

(Прослушивание аудиозаписи).

Словарная работа

- Откройте учебник на 39 странице. При чтении нам встретились трудные слова, которые вам пока не знакомы. Давайте узнаем что же они обозначают.

Слушают басню.

- Попрыгунья - та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте (девочка, которая всё время вертится, прыгает, не сидит на месте);

Лето красное - тёплое, красивое, солнечное;

Оглянуться не успела - прошло очень быстро;

Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал);

Помертвело чисто поле – опустело;

Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. - везде могла найти еду и место для отдыха;

Нужда – недостаток в необходимом, бедность;

И кому же в ум пойдёт - никто даже и не подумает;

Удручена - огорчена;

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери;

До вешних только дней – до весны;

Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу;

Мурава – трава;

Голову вскружило - обо всём забыла.

Познавательные:

Усвоение новых знаний.

Регулятивные:

Освоение технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает ребёнка алгоритмом самостоятельного освоения текста.

Постановка учебной задачи

- Какие чувства у вас вызвала Стрекоза?

- Как вы думаете правильно ли поступил Муравей, что не пустил Стрекозу?

- Жалость, сочувствие.

- Да, Муравей поступил правильно, потому что Стрекоза целое лето не работала, а только веселилась, а теперь хочет за счёт другого выжить. Нужно всего добиваться самому.

- Нет, Муравей поступил неправильно, потому что все должны друг другу помогать и уважать чужой выбор.

Регулятивные:

способность фиксировать учебную проблему, способность принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

Умение структурировать знание, определять способы действия.

Повторное восприятие и анализ текста

- Сюжет басни не нов. Произведения с похожими героями и аналогичным сюжетом есть у греческого писателя Эзопа и у француза Лафонтена. Крылов написал свою версию этой истории, выбрав привычных русскому читателю героев: стрекозу и муравья. Точная дата написания басни неизвестна, но она была написана не позднее 1808 года.

- В баснях под видом животных подразумеваются люди и высмеиваются человеческие пороки: лень, хитрость, глупость, жадность и др. Поэтому для создания образа героев в баснях используются ирония и аллегория.

- Откройте 40 стр.

- Что такое ирония? Прочитай.

- Что такое аллегория? Читай.

- Какой в басне изображена Стрекоза?

- Как автор называет Стрекозу?

- Каким И.А. Крылов изобразил Муравья?

- Что лежит в основе басни (по какому принципу построена басня)?

- Найдите описание того, как Стрекоза жила летом.

- Как изменилась жизнь Стрекозы, с наступлением зимы? Зачитайте.

- Почему за помощью Стрекоза пошла к Муравью?

- С какой просьбой она обратилась к Муравью?

- Чем закончился их разговор?

- Почему?

- Какой порок высмеивается в басне?

- Чем эта басня отличается от других?

- Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

- Аллегория – слово греческое, в переводе означает «иносказание». Так, в баснях и сказках хитрость и льстивность иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе – Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья, легкомыслие – в образе Стрекозы.

- Стрекоза изображена в басне весёлой, беззаботной, легкомысленной, ленивой, резвой.

- «Попрыгунья».

- Муравей изображён в басне трудолюбивым, мудрым, работящим, ответственным, серьёзным, продуманным.

- В основе басни лежит антитеза (противопоставление), то есть один герой противопоставляется другому.

- «Попрыгунья Стрекоза

Лето красное пропела;…»

«….Как по каждым её листком

Был готов и стол и до…»

«… До того ль, голубчик, было?

В мягких муравах у нас

Песни, резвость всякий час,

Так, что голову вскружило.»…»

- «…Как зима катит в глаза

Помертвело чисто поле;

Нет уж дней тех светлых боле,

Как под каждым ей листком

Был готов и стол и дом.

Всё прошло: с зимой холодной

Нужда, голод настаёт;

Стрекоза уж не поёт:

И кому же в ум пойдёт

На желудок петь голодный!

Злой тоской удручена

К Муравью ползёт она…»

- Потому что Муравей и Стрекоза родственники – кумовья.

- Стрекоза обратилась к Муравью с просьбой приютить её до весны.

- Муравей отказался приютить Стрекозу.

- Потому что Стрекоза все лето пела и плясала, когда надо было готовиться к зиме.

- В басне высмеивается праздность (бесцельная жизнь, безделье), беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость.

- Эта басня отличается от других тем, что не делится на две части, потому что нет ярко выраженной морали, то есть мораль не вынесена в отдельную строфу ни в начале, ни в конце. Она включена в повествование, содержится в словах Муравья:

«… Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

Познавательные:

Умение структурировать знания; постановка и формулировка проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Коммуникативные:

Умение правильно формулировать свои мысли.

Регулятивные:

Саморегуляция, целеполагание, планирование, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность.

Отработка выразительного чтения

Работа с пословицами (СЛАЙД)

- Я подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы.

1. Много захочешь, мало получишь.

2. Делу время – потехе час.

3. Труд человека кормит, а лень портит.

4. Готовь сани летом, а телегу зимой.

5. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

6. Тужит тот по лету, у кого шубы нету.

7. Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься.

- Хорошо, справились с заданием.

Чтение по ролям

- Сейчас мы с вами попробуем инсценировать басню, но так как костюмов у нас нет, то мы будем выражать чувства героев голосами.

- Прочитайте про себя басню.

Распределение слов: автор, Стрекоза и Муравей.

Выставление оценок с комментированием.

Собирают пословицы.

Читают басню про себя.

Трое учащихся выходят к доске и читают басню по ролям.

Регулятивные:

Читать в соответствии с целью чтения без искажений.

Этап обобщения

- С каким произведением мы сегодня познакомились?

- Что такое басня?

- Какая мораль в басне?

- Какие черты личности высмеиваются в басне?

- Как бы вы поступили на месте Муравья?

- Мы сегодня на уроке познакомились с басней Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей».

- Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы.

- Ярко выраженной морали в басне нет, то есть мораль не вынесена в отдельную строфу ни в начале, ни в конце. Она включена в повествование, содержится в словах Муравья: «… Ты всё пела? Это дело:

Так пойди же, попляши!»

- В басне высмеивается праздность, легкомыслие беззаботность, лень, беспечность.

Ответы учащихся.

Регулятивные:

Осуществление итогового контроля

Этап объяснения домашнего задания

Стр. 39 – 40 выучить наизусть басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей»

- Урок окончен, до свидания.

Записывают домашнее задание.

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.