Конспект урока по чтению в 4 классе на тему «И.А. Крылов басня "Стрекоза и Муравей"»
Конспект урока по литературному чтению
Дата: 17.09.2018 г.
Предмет: литературное чтение.
Школа: МКОУ «Средняя школа №7 городского округа города Михайловки Волгоградской области».
Класс: 4 «а»
УМК: «Начальная школа XXI века».
Тема: «Басни. Русские баснописцы. И.А. Крылов басня «Стрекоза и Муравей».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Задачи:
Знакомство с творчеством Ивана Андреевича Крылова;
Узнают историю развития басни и познакомятся в баснописцами;
Продолжат обогащать словарный запас и кругозор в процессе лексической работы над понятиями: «басня», «баснописец», «мораль», «ирония», «аллегория», «попрыгунья», «лето красное», «нужда», «помертвело чисто поле», «мурава»;
Осваивают умение выразительно читать произведение, без ошибок, полными словами, передавая настроение героев, их отношение друг к другу;
Ученики смогут после анализа текста:
назвать мораль басни;
охарактеризовать поступки героев и обосновать своё отношение к каждому из них;
прочитать басню по ролям.
Оборудование: учебник литературного чтения УМК «Начальная школа XXI века» 4 класс, часть 1, стр. 38 – 41; презентация; фото И.А. Крылова.
Источники:
Поурочное планирование. Литературное чтение 4 класс, технологические карты уроков по учебнику Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой. «Начальная школа XXI века» стр. 31 - 32;
И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева Детская литература. Москва «ACADEMIA», 2002 стр. 80 - 81;
Л.А. Ефросинина словарь – справочник по литературному чтению «Книгочей» 1-4 кл., Москва, Издательский центр «Вента – Граф" 2013, стр. 13 – 16;
Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» 2 класс, часть 1, стр. 53 – 55;
Статья «Встреча с баснями» И.А. Крылов;
Писатели нашего детства. Библиографический словарь. (часть 2)
И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. Детская литература, 2 - издание, стереотипное, Москва «ACADEMA» 2002г..
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
- Здравствуйте, садитесь. Меня зовут Татьяна Леонидовна, сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. |
Приветствуют учителя. Садятся за парты. |
Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: Организация личного пространства. |
Этап проверки домашнего задания (контроль) |
|||
Этап подготовки к восприятию произведения |
- Часто животные ассоциируются у людей с определёнными качествами. - В каких случаях в животных мы узнаём определённых людей? - Какому жанру соответствуют следующие признаки: мораль, стихотворная форма, краткость? - Попробуйте дать определение: что такое басня? - Сравним определение в учебнике с тем, которое мы дали. Откройте учебник на стр. 38 (работа с рубрикой «Обратите внимание»). Начинай читать. - С баснями каких авторов вы уже знакомы? - Какое произведение называют басней? - Кого называют баснописцами? - Что такое мораль басни? (Если учащиеся затрудняются ответить, то обратиться к определению на стр. 40) - Из каких частей состоит басня? - Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обычно действовали наделённые человеческими чертами животные, реже – люди. Басня, как жанр зародилась в Древней Греции. Здесь её обычно связывают с именем Эзопа, множество произведений подобного рода получили распространение как «эзоповские басни» (вы знакомились с ними в третьем классе). В Европе этот жанр литературы широко распространился в средние века. При этом развитие получили басни, в которых действовали животные – ворона и лисица, воле и ягнёнок и т. п. В XVIII веке поэтическую переработку сюжетов многих эзоповских басен совершил во Франции Жан де Лафонтен. У Лафонтена брали сюжеты для своих басен русские баснописцы: Хемницер, Измайлов, Дмитриев, Сумароков, но если у этих поэтов басня только зарождалась, то под пером Ивана Андреевича Крылова басня достигла высшей степени своего развития. - Что вы знаете о Иване Андреевиче Крылове? Слово о писателе Точная дата рождения Крылова неизвестна, скорее всего – это 1769 год, хотя он мог родиться как в 1767, так и в 1768 году. Детство Крылова прошло в Твери, в семье небогатого капитана Андрея Прохоровича Крылова, в близком общении с народом. На весёлых гуляньях мальчик вслушивался в острые словечки и шутки, смеялся над изъявительными анекдотами о чиновниках-взяточниках, над историями о хитрых мужиках. Семья долго жила в Твери, где служил отец. Он следил за воспитанием сына. Водил его на литературные вечера в тверскую семинарию (настоящего театра в Твери не было). Как–то Андрей Прохорович с сыном был у богатого помещика Львова. Иван Андреевич читал там стихи, играл на скрипке. Всех удивляли его способности и Львов предложил обучать мальчика вместе со своими детьми. Иван Андреевич многому научился в доме Львова, но и немало пережил обид, унижений: ему давали понять, что он сын мелкого чиновника. Очень рано Крылов начал чиновничью службу, ещё в родном городе Твери, и затем продолжил её в Петербурге. В пятнадцать лет он приступил к «изобличению пороков», написав комическую оперу «Кофейница», а в 1789 году стал издавать свой журнал – «Почта духов». Богатый жизненный опыт, острая наблюдательность и огромный поэтический талант легли в основу творчества Крылова- баснописца. Басни, всегда посвящались какому-то конкретному случаю. Случай забывался, а басни оставались. |
- В животных мы узнаём определённых людей тогда, когда животные совершают поступки присущие человеку. - Мораль, стихотворная форма и краткость соответствуют – басне. - Басня – это поучительное произведение, написанное в прозаической или поэтической форме. (Определение из УМК «Начальная школа 21 века» 2 класс, часть 1, стр. 54) - Вы уже читали басни Эзопа, И.А. Крылова, Л.Н. Толстого. Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. Авторов басен называют баснописцами. Герои басен вызывают смех. Но смеёмся мы не над ними, а над глупостью, зазнайством, жадностью, хитростью, упрямством и лицемерием, которые осуждают и высмеивают баснописцы. В этом разделе вы познакомитесь с русскими баснописцами и их произведениями. Обратите внимание, как изображают они своих героев, какие пороки высмеивают, что осуждают. Понаблюдайте, как построены басни: в некоторых баснях есть вступление или заключение; мораль может быть в начале или в конце басни, но есть басни, в которых мораль скрыта в текст. Подумайте, как надо читать басни, чтобы передать то, что хотел сказать автор. Басни, близкие по содержанию, в этом разделе помещены рядом. Сравните, в чём их сходство и различия, как изображают одних и тех же героев разные авторы. - Мы знакомы с баснями Эзопа («Ворон и Лисица», «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» - 3 класс), Ивана Андреевича Крылова («Лебедь, Щука и Рак» - 2 класс; «Крестьянин и Работник», «Волк и Ягнёнок» - 3 класс); Льва Николаевича Толстого («Страшный зверь» - 2 класс). - Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. - Баснописцы – это авторы басен. - Мораль – нравоучительный вывод – может быть расположена как в начале, так и в конце басни. В некоторых баснях есть также вступление. - Басня состоит из двух частей: повествование (рассказ о чём или о ком- либо); поучение (то есть вывод, мораль басни). Ответы учащихся. |
Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: уметь структурировать знания и определять способы действия. Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения. Познавательные: овладевать умениями подводить под понятия, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; осуществлять сравнение, делать выводы. |
Этап первичного восприятия произведения |
- Сегодня мы с вами познакомимся с одной из басен Крылова «Стрекоза и Муравей». (Прослушивание аудиозаписи). Словарная работа - Откройте учебник на 39 странице. При чтении нам встретились трудные слова, которые вам пока не знакомы. Давайте узнаем что же они обозначают. |
Слушают басню. - Попрыгунья - та, кто все время вертится, прыгает, не сидит на месте (девочка, которая всё время вертится, прыгает, не сидит на месте); Лето красное - тёплое, красивое, солнечное; Оглянуться не успела - прошло очень быстро; Зима катит в глаза - неожиданно наступила зима (для стрекозы, муравей её ждал); Помертвело чисто поле – опустело; Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. - везде могла найти еду и место для отдыха; Нужда – недостаток в необходимом, бедность; И кому же в ум пойдёт - никто даже и не подумает; Удручена - огорчена; Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника и к крёстной матери; До вешних только дней – до весны; Кумушка – крёстная мать по отношению к родителям крестника и крёстному отцу; Мурава – трава; Голову вскружило - обо всём забыла. |
Познавательные: Усвоение новых знаний. Регулятивные: Освоение технологии продуктивного чтения, которая обеспечивает ребёнка алгоритмом самостоятельного освоения текста. |
Постановка учебной задачи |
- Какие чувства у вас вызвала Стрекоза? - Как вы думаете правильно ли поступил Муравей, что не пустил Стрекозу? |
- Жалость, сочувствие. - Да, Муравей поступил правильно, потому что Стрекоза целое лето не работала, а только веселилась, а теперь хочет за счёт другого выжить. Нужно всего добиваться самому. - Нет, Муравей поступил неправильно, потому что все должны друг другу помогать и уважать чужой выбор. |
Регулятивные: способность фиксировать учебную проблему, способность принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: Умение структурировать знание, определять способы действия. |
Повторное восприятие и анализ текста |
- Сюжет басни не нов. Произведения с похожими героями и аналогичным сюжетом есть у греческого писателя Эзопа и у француза Лафонтена. Крылов написал свою версию этой истории, выбрав привычных русскому читателю героев: стрекозу и муравья. Точная дата написания басни неизвестна, но она была написана не позднее 1808 года. - В баснях под видом животных подразумеваются люди и высмеиваются человеческие пороки: лень, хитрость, глупость, жадность и др. Поэтому для создания образа героев в баснях используются ирония и аллегория. - Откройте 40 стр. - Что такое ирония? Прочитай. - Что такое аллегория? Читай. - Какой в басне изображена Стрекоза? - Как автор называет Стрекозу? - Каким И.А. Крылов изобразил Муравья? - Что лежит в основе басни (по какому принципу построена басня)? - Найдите описание того, как Стрекоза жила летом. - Как изменилась жизнь Стрекозы, с наступлением зимы? Зачитайте. - Почему за помощью Стрекоза пошла к Муравью? - С какой просьбой она обратилась к Муравью? - Чем закончился их разговор? - Почему? - Какой порок высмеивается в басне? - Чем эта басня отличается от других? |
- Ирония – тонкая, скрытая насмешка. - Аллегория – слово греческое, в переводе означает «иносказание». Так, в баснях и сказках хитрость и льстивность иносказательно показывают в образе Лисы, грубость и жадность – в образе Волка, глупость и упрямство – в образе – Осла, трудолюбие и старательность – в образе Муравья, легкомыслие – в образе Стрекозы. - Стрекоза изображена в басне весёлой, беззаботной, легкомысленной, ленивой, резвой. - «Попрыгунья». - Муравей изображён в басне трудолюбивым, мудрым, работящим, ответственным, серьёзным, продуманным. - В основе басни лежит антитеза (противопоставление), то есть один герой противопоставляется другому. - «Попрыгунья Стрекоза Лето красное пропела;…» «….Как по каждым её листком Был готов и стол и до…» «… До того ль, голубчик, было? В мягких муравах у нас Песни, резвость всякий час, Так, что голову вскружило.»…» - «…Как зима катит в глаза Помертвело чисто поле; Нет уж дней тех светлых боле, Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом. Всё прошло: с зимой холодной Нужда, голод настаёт; Стрекоза уж не поёт: И кому же в ум пойдёт На желудок петь голодный! Злой тоской удручена К Муравью ползёт она…» - Потому что Муравей и Стрекоза родственники – кумовья. - Стрекоза обратилась к Муравью с просьбой приютить её до весны. - Муравей отказался приютить Стрекозу. - Потому что Стрекоза все лето пела и плясала, когда надо было готовиться к зиме. - В басне высмеивается праздность (бесцельная жизнь, безделье), беспечность, нежелание думать о завтрашнем дне, легкомыслие, хвастливость. - Эта басня отличается от других тем, что не делится на две части, потому что нет ярко выраженной морали, то есть мораль не вынесена в отдельную строфу ни в начале, ни в конце. Она включена в повествование, содержится в словах Муравья: «… Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» |
Познавательные: Умение структурировать знания; постановка и формулировка проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: Умение правильно формулировать свои мысли. Регулятивные: Саморегуляция, целеполагание, планирование, коррекция, контроль, инициативность и самостоятельность. |
Отработка выразительного чтения |
Работа с пословицами (СЛАЙД) - Я подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы. 1. Много захочешь, мало получишь. 2. Делу время – потехе час. 3. Труд человека кормит, а лень портит. 4. Готовь сани летом, а телегу зимой. 5. Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. 6. Тужит тот по лету, у кого шубы нету. 7. Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься. - Хорошо, справились с заданием. Чтение по ролям - Сейчас мы с вами попробуем инсценировать басню, но так как костюмов у нас нет, то мы будем выражать чувства героев голосами. - Прочитайте про себя басню. Распределение слов: автор, Стрекоза и Муравей. Выставление оценок с комментированием. |
Собирают пословицы. Читают басню про себя. Трое учащихся выходят к доске и читают басню по ролям. |
Регулятивные: Читать в соответствии с целью чтения без искажений. |
Этап обобщения |
- С каким произведением мы сегодня познакомились? - Что такое басня? - Какая мораль в басне? - Какие черты личности высмеиваются в басне? - Как бы вы поступили на месте Муравья? |
- Мы сегодня на уроке познакомились с басней Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и Муравей». - Басня – это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди, животные или различные предметы. - Ярко выраженной морали в басне нет, то есть мораль не вынесена в отдельную строфу ни в начале, ни в конце. Она включена в повествование, содержится в словах Муравья: «… Ты всё пела? Это дело: Так пойди же, попляши!» - В басне высмеивается праздность, легкомыслие беззаботность, лень, беспечность. Ответы учащихся. |
Регулятивные: Осуществление итогового контроля |
Этап объяснения домашнего задания |
Стр. 39 – 40 выучить наизусть басню И.А. Крылова «Стрекоза и Муравей» - Урок окончен, до свидания. |
Записывают домашнее задание. |