12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Власенко Марина Ивановна7639
Россия, Краснодарский край, Каневской район, ст. Стародеревянковская
4

Конспект урока на тему «И.А. Крылов. Басня «Волк и Ягненок»



Урок литературного чтения 3 класс (УМК «Школа России»)

Тема

И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок"

Педагогическая цель

Познакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, познакомить с его биографией; учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы; развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые результаты (предметные)

Стр. 33 программа

Изучат особенности басенного текста. Научатся отличать басню от стихотворения и рассказа; соотносить пословицы и смысл басенного текста; определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.

Личностные результаты

Владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Познавательные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами,

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать

различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и

аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

Основные понятия и термины

Басня, композиция басни, мораль, аллегория.

Образовательные ресурсы

Учебники литературное чтение 2 класс/3 класс, м/м презентации, наглядные картинки, репродукции картин к басням, аудио-записи басен, наглядные карточки с терминами и понятиями, наглядность на магнитной основе «Герои басен».


 

Технологическая карта урока

Этапы урока

Виды работы

Содержание взаимодействия с учащимися.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организация начала урока.

Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.

1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок.

 

- Здравствуйте, ребята!

Громко прозвенел звонок –

Начинается урок.

Ваши ушки на макушке,

Глазки широко раскрыты.

Слушайте, запоминайте,

Ни минуты не теряйте!

Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют учителя.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, простые карандаши и раздаточный материал.

Проверяет готовность учащихся.

Проверяют рабочие места.

II. Речевая разминка

Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению.

.

1. Дыхательно-артикуляционные упражнения

- Перед началом урока проведём дыхательную и речевую разминку.

1) Вдох носом, выдох через рот;

Вдох, задержка дыхания, выдох;

Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям.

- У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте, я сначала прочитаю, затем вы читаете хором:

2) Летела муха около уха: жжжжжжжжжж

Летела оса около носа: ссссссссссссссссс

Летел комар и звенел: ззззззззззз

Сел на лоб, а мы его хлоп!

И поймали. (Кулачек прижимается к уху)

Ззззззззз - пусть летит!

Проводит дыхательную и артикуляционную разминку.

Выполняют дыхательную и артикуляционную разминку.

III. Введение в тему урока

Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.

1.Вступитель-ное слово учителя

 

 

Учитель читает:

Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,

Вы все мне зла хотите

И, если можете, то мне всегда вредите,

Но я с тобой за их разведаюсь грехи".-

"Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".-

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

 

Чей диалог вы услышали? (Волка и Ягненка).

Это басня И.А. Крылова и ее название «Волк и ягненок).

- А вы знаете, что это за произведение (басня).

- Почему это басня, а не сказка или стихотворение? Назовите отличительные черты басен (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.).

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Осознают значимость чтения для личного развития.

Владеют логическими действиями обобщения и построения рассуждений

V. Постановка учебной задачи.

Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся

1.Самоопределе- ние к деятельности.

- Какую басню мы будем изучать сегодня? («Волк и ягненок»).

- Как вы думаете, какой главный вопрос может возникнуть при изучении этой басни? (Предположения учащихся).

 

Главные понятия урока:

Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват.

 

Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.

Формулируют тему урока и планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

 

VI. Усвоение новых знаний
и способов действий.

Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала.

 

1.Понятие о басне, выявление жанровых признаков басни.

-В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера.

Сл.2 (термин «Аллегория»)

Аллегория – это сравнение чего-либо или кого-либо с кем-то или чем-то. Например: лиса в произведениях сравнивается с хитрым и коварным человеком, а муравей – с сильным и трудолюбивым человеком.

- В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.

Уточняет понятия и жанровые признаки басни.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Формулируют ответы на вопросы учителя, доказывают свою точку зрения.

2. Подготовка к восприятию (знакомство с автором)

Сл.3 (Портрет Крылова)

Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца.

Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство.

Мы говорим - “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями.

Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков.

Сл.4 (Выставка произведений)

В баснях Крылова (их 200) отразилась современная ему русская жизнь. По тематике и идейной направленности басни И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русских людей в войне 1812 года, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества — вот только некоторые примеры того, что находит мастерское отражение в баснях И. А. Крылова.

Крылов обращается к своим читателям не как моралист, а как лукавый и простодушный рассказчик. Иногда он прямо высказывает свою оценку, а чаще выступает как посторонний наблюдатель и предоставляет читателям возможность самим понять скрытый смысл басни.

- В оценке героев Крылов исходит из народного представления о добре и зле, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости. Он осуждает ложь, вражду, безделье – разные пороки человеческие.

Учитель знакомит учащихся с биографией автора и его творчеством.

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Слушают рассказ учителя и понимают творчество И. А. Крылова как явление национальной и мировой культуры.

3. Первичное восприятие

- Обратите внимание на название басни «Волк и ягненок». Автор в названии чётко определяет предмет сатирического изображения.

 

- Послушайте и скажите, какая история приключилась с героями басни? (Читает учитель наизусть)

Даёт целевую установку перед чтением; выразительно читает басню.

Воспринимают на слух художественное произведение.

4. Проверка эмоционально-образного

восприятия конкретного содержания.

О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости)

Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях).

Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь).

Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку).

Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

- Каких людей олицетворяют герои басни «Волк и ягненок»?

Сл.5 (Изображение волка и ягненка)

В этом произведении Волк олицетворяют людей сильных, злых, грубых. ягненок показывает глупых, доверчивых, эгоцентричных людей, которые любят похвалу и внимание к своей персоне.

Проверяет уровень эмоционально образного восприятия произведения учениками.

Владеют навыками логических действий в построении рассуждений.

5. Словарная работа

 

- Давайте вместе определим значение некоторых слов, используя толковые словари.

Сл.6 (Словарная работа)

Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили значения слов.

закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция;

тьма – много;

надобно – надо;

рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь;

на добычу – на добычу;

светлейший – в царской России почётное обращение к князю;

донесть – донести, доложить, сказать, заявить;

в запрошлом лете – два года тому назад;

разведаться – рассчитаться, отомстить;

досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени;

гневаться – сердиться, возмущаться;

дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.

Даёт задание определить значения слов представленных на слайде.

Используют различные способыпоиска информации в учебниках и словарях в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.

6. Повторное чтение и анализ басни

(раскрытие композиции)



 

- Композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали).

(Чтение с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия).

Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность).

Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль - «У сильного всегда бессильный виноват»)

Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок».

Обобщение:

События в басне развиваются быстро, динамично, главное внимание автор заостряет на психологическим состоянии героев.

Направляет работу учащихся с помощью наводящих вопросов по содержанию басни.

Владеют логическими действиями анализа и синтеза, построения рассуждений.

 

 

 

 

 

8. Выделение характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения.

- Как в баснях, герои Крылова получают возможность разговаривать, судить, размышлять? Очень важное значение имеют их речевые характеристики. В словах героев очень часто скрывается авторская мысль.

- Прочтите слова, которые волк сказал ягненку? (

Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом

Здесь чистое мутить питье

Мое

С песком и с илом?

За дерзость такову

Я голову с тебя сорву".-

- Как автор подчеркнул то, что волк могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку:

"Когда светлейший Волк позволит,

Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью

От Светлости его шагов я на сто пью;

И гневаться напрасно он изволит:

Питья мутить ему никак я не могу"

- В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым)

- Каков ягненок? (Вежлив, сдержен)

- Какова основная мысль басни? (

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

- Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми)

Обобщение:

Персонажи крыловских басен создаются по тем же принципам, что и образы русского сказочного фольклора. Звери, птицы, насекомые, рыбы… Крылов подробно описывает характеры героев своей басни, делает их зримыми и смешными.

Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет особенности героев басни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет главную мысль произведения.

 

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

 

 

 

 

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации..

 

9. Раскрытие аллегории, выяснение главной мысли.

- В этой басне действующими лицами являются животные. Помимо узнаваемых «портретных» и поведенческих особенностей они имеют аллегорический смысл (они ассоциируются с людьми).

- Почему Крылов говорит, что у сильного всегда бессильный виноват? (потому что трудно признаться., что ты виноват в чем то).
- Почему на роль сильного выбран волк, а на роль слабого ягненок? ( в сказках волк всегда сильный, злой, а ягненок, слабенький, доверчивый).
- Если бы на месте ягнёнка был бы кто ни будь другой, волк бы смел так дерзко общаться с ним? Например, собака? (Нет, он бы боялся).

Обобщение:

Обвинения Волка надуманны и лишены здравого смысла, это обычные придирки. Когда ему уже нечего придумать, он называет истинную причину своих претензий: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», это объясняет всю ситуацию.

Оправдания Ягненка убедительны и опираются на здравый смысл, но они не действенны.

- Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.)

- Почему Волк съел Ягненка? (Волку хотелось есть, ему на пути попался Ягненок, слабый и беззащитный, все его попытки самозащиты оказались тщетны, и он стал жертвой Волка.)

- Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.

Направляет учащихся в работе с аллегорическим смысл басни.

Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Раскрывают аллегорический смысл басни.

10. Анализ морали.

 

Главная мысль — вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщенное выражение идеи.

Каждая басня Крылова — это метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей.

Мораль в басне может располагаться не только в конце, но и вначале текста. Не всегда в басне есть отдельно сформулированная мораль – вывод может быть сделан и устами одного из героев басни.

- Прочитайте первые четыре строчки басни.

 

Мораль басни выражена в словах:

У сильного всегда бессильный виноват:

Тому в Истории мы тьму примеров слышим,

Но мы Истории не пишем;

А вот о том как в Баснях говорят.

 

- Передайте смысл первых четырех строк своими словами.

- Как понимаете смысл первой строчки ?

Обобщение:

Автор басни выразил мораль четко, образно. В первых четырех строчках автор выразил самое главное.

Помогает учащимся определить и сформулировать мораль басни.

Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.

11. Анализ языковых особенностей басни

- Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе).

- Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка.

 

- Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли,

Анализирует с учащимися языковые особенности басни.

Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

Физкультминутка от Лисицы.
 

Кто на месяце живёт?
Месяц по небу плывёт.
Кто на месяце живёт? (
Ходьба.)
Там гуляет хитрый лис,
Он на землю смотрит вниз. (
Дети наклоняются вперёд на несколько секунд.)
Машет лис своим хвостом,
Серебрится мех густой. (
Дети машут руками за спиной.)
А вокруг летают звёзды,
Залетают к лису в гости. (
Дети машут руками перед собой.)

Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.

Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.

VI. Закрепление знаний и способов
действий.

Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

1.Прослушивание записи фонохрестома-тии

 

Учитель включает учащимся аудио-запись басни «Волк и ягненок».

 

 

- Как рассказчик представил героев басни? Что ему в этом помогло? (Интонация, речь).

Даёт целевую установку перед прослушиванием басни.

Слушают аудиозапись. Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.

2. Работа с иллюстрациями

.

 

Сл.8 (Иллюстрация к басне)

См. иллюстрацию (комментирует учитель)

Зрительный контраст –волк, в мундире, властный, и ягненок, простой, с поникшей головой.

Сатирические образы басен Крылова раскрывают самые разнообразные явления жизни и взаимоотношений людей.

Предлагает учащимся проанализировать картинки к басне и определить к какой части басни она относится.

Рассматривают иллюстрации. Владеют логическими действиями сравнения,

3. Упражнение в выразительном чтении басни

- Послушайте и скажите, что вас удивило? Что понравилось в чтении?

- Попробуем прочитать так же выразительно?

Акцентирует внимание на характере героев. Предлагает прочесть выразительно басню.

Совершенствуют навыки смыслового чтения текста, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации.

VII. Итог урока.

Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.

1. Обобщающая беседа

-Чем же басня похожа на сказку о животных, а чем от нее отличается?

-А чем басня похожа на рассказ и чем отличается от него?

Вывод:

В басне герои – животные, как и в сказках о животных. Но басня, в отличие от них, состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей.

Басня похожа на рассказ, потому что рассказывает о каком-либо случае, а отличается от рассказа тем, что описывает только один, конкретный эпизод. В басне меньше действия, чем в рассказе, она короче.

Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу.

 

Владеют логическими действиями обобщения, сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений.

 

2. Применение пословицы в качестве вывода к басне

- Соберите пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни (карточки на доске):

Волки чуют, где овцы ночуют.

Сильная рука сама владыка.

Богач норовит, как бы бедного с ног сбить.

Когда деньги говорят, правда молчит.

С сильным не борись, с богатым не судись: сильный поборет, богатый осудит.

Кто у власти, тот и ест сласти.

Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться.

У волка всегда овца виновата.

Практически каждая из этих пословиц созвучна басне «Волк и Ягненок». Мораль «У сильного всегда бессильный виноват» сама стала пословицей. И хотя ее происхождение литературное, а не фольклорное, она по своей точности и мудрости. Лаконичности и выразительности близка к народным пословицам. Поэтому и прочно вошла в наш язык, стала его украшением.

Формулирует и разъясняет задание с пословицами.

 

Владеют логическими действиями обобщения сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений. Применяют способы решения проблем творческого и поискового характера.

 

 

 

 

 

1. Самооценка работы на уроке (рефлексия)

А что бы вам было легче оценить себя, ответьте на вопросы:

Хорошо ли я работал на уроке?

Всегда ли отвечал на вопросы учителя?

Дополнял ли ответы одноклассников?

Хорошо ли прочитал произведение?

Понял ли смысл произведения ?

Учитель выявляет уровень усвоения нового материала.

Понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Самостоятельно оценивают свои достижения.

 

Домашнее задание

Дома тренироваться в выразительном чтении басни, уметь голосом и интонацией показать характер героев басни. Быть готовым читать басню на оценку.

Даёт домашнее задание и разъясняет его.

Записывают задание в дневник.


Презентация
PPTX / 738.83 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Легоцкая Вера Сергеевна, 10.07.19 в 22:01 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Ивановна, Вы представляете грамотные уроки!
Власенко Марина Ивановна, 11.07.19 в 09:09 1Ответить Пожаловаться
Спасибо, очень приятно)
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.