Конспект урока чтения на тему «И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок"» (3 класс)
                                Пояснительная записка к презентации
| 
			 Урок литературного чтения 3 класс (УМК «Школа России»)  | 
		|
| 
			 Тема  | 
			
			 И.А. Крылов. Басня "Волк и Ягненок"  | 
		
| 
			 Педагогическая цель  | 
			
			 Познакомить с баснями Ивана Андреевича Крылова, познакомить с его биографией; учить отличать басню от других литературных жанров, находить главную мысль басни, мораль, подбирать пословицы и соотносить их с текстом, учить учащихся анализировать и делать выводы; развивать логическое мышление, творческие способности, память, внимание, речь; воспитывать интерес к чтению, трудолюбие, чувство взаимопомощи.  | 
		
| 
			 Тип урока  | 
			
			 Изучение нового материала  | 
		
| 
			 Планируемые результаты (предметные) Стр. 33 программа  | 
			
			 Изучат особенности басенного текста. Научатся отличать басню от стихотворения и рассказа; соотносить пословицы и смысл басенного текста; определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты); характеризовать героев басен; определять нравственный смысл басен.  | 
		
| 
			 Личностные результаты  | 
			
			 Владеют навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.  | 
		
| 
			 Универсальные учебные действия (метапредметные)  | 
			
			 Регулятивные: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления. Познавательные: умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; осознанного построения речевого высказывания в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.  | 
		
| 
			 Основные понятия и термины  | 
			
			 Басня, композиция басни, мораль, аллегория.  | 
		
| 
			 Образовательные ресурсы  | 
			
			 Учебники литературное чтение 2 класс/3 класс, м/м презентации, наглядные картинки, репродукции картин к басням, аудио-записи басен, наглядные карточки с терминами и понятиями, наглядность на магнитной основе «Герои басен».  | 
		
 
Технологическая карта урока
| 
			 Этапы урока  | 
			
			 Виды работы  | 
			
			 Содержание взаимодействия с учащимися.  | 
			
			 Деятельность учителя  | 
			
			 Деятельность учащихся  | 
		
| 
			 I. Организация начала урока. Цель: содействовать установлению нормального рабочего настроя у школьников и готовности к сотрудничеству.  | 
			
			 1. Приветствие учащихся, эмоциональный настрой на урок. 
  | 
			
			 - Здравствуйте, ребята! Громко прозвенел звонок – Начинается урок. Ваши ушки на макушке, Глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, Ни минуты не теряйте!  | 
			
			 Приветствует учащихся, эмоциональный настрой на урок.  | 
			
			 Приветствуют учителя.  | 
		
| 
			 2. Проверка готовности к уроку.  | 
			
			 - Проверим готовность к уроку: у вас на столах должны лежать учебники литературного чтения, простые карандаши и раздаточный материал.  | 
			
			 Проверяет готовность учащихся.  | 
			
			 Проверяют рабочие места.  | 
		|
| 
			 II. Речевая разминка Цель: развитие речи; готовность артикуляционного аппарат к чтению.  | 
			
			 . 1. Дыхательно-артикуляционные упражнения  | 
			
			 - Перед началом урока проведём дыхательную и речевую разминку. 1) Вдох носом, выдох через рот; Вдох, задержка дыхания, выдох; Глубокий вдох, задержка дыхания, выдох по порциям. - У вас на партах лежат листочки с текстом. Послушайте, я сначала прочитаю, затем вы читаете хором: 2) Летела муха около уха: жжжжжжжжжж Летела оса около носа: ссссссссссссссссс Летел комар и звенел: ззззззззззз Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали. (Кулачек прижимается к уху) Ззззззззз - пусть летит!  | 
			
			 Проводит дыхательную и артикуляционную разминку.  | 
			
			 Выполняют дыхательную и артикуляционную разминку.  | 
		
| 
			 III. Введение в тему урока Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими цели урока.  | 
			
			 1.Вступитель-ное слово учителя 
 
  | 
			
			 Учитель читает: Вы сами, ваши псы и ваши пастухи, Вы все мне зла хотите И, если можете, то мне всегда вредите, Но я с тобой за их разведаюсь грехи".- "Ах, я чем виноват?"- "Молчи! устал я слушать, Досуг мне разбирать вины твои, щенок! Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать".- Сказал и в темный лес Ягненка поволок. 
 Чей диалог вы услышали? (Волка и Ягненка). Это басня И.А. Крылова и ее название «Волк и ягненок). - А вы знаете, что это за произведение (басня). - Почему это басня, а не сказка или стихотворение? Назовите отличительные черты басен (Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.).  | 
			
			 Уточняет понятия и жанровые признаки басни.  | 
			
			 Осознают значимость чтения для личного развития. Владеют логическими действиями обобщения и построения рассуждений  | 
		
| 
			 V. Постановка учебной задачи. Цель: Обеспечить мотивацию учения школьников, принятие ими целей уроков; актуализация субъективного опыта уч-ся  | 
			
			 1.Самоопределе- ние к деятельности.  | 
			
			 - Какую басню мы будем изучать сегодня? («Волк и ягненок»). - Как вы думаете, какой главный вопрос может возникнуть при изучении этой басни? (Предположения учащихся). 
 Главные понятия урока: Ребята, вам потребуется осознать на уроке, такие нравственные понятия, как справедливость, честность, научиться определять, кто прав, а кто виноват. 
  | 
			
			 Подводит учащихся к формулированию темы и целей урока.  | 
			
			 Формулируют тему урока и планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 
  | 
		
| 
			 VI. Усвоение новых знаний Цель: обеспечить восприятие осмысление и первичное усвоения учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов, которые привели к определенному выводу; создать содержательные и организационные условия учащимися методики воспроизведения изучаемого материала. 
  | 
			
			 1.Понятие о басне, выявление жанровых признаков басни.  | 
			
			 -В литературоведении басня определяется как аллегорический рассказ нравоучительного характера. Сл.2 (термин «Аллегория») Аллегория – это сравнение чего-либо или кого-либо с кем-то или чем-то. Например: лиса в произведениях сравнивается с хитрым и коварным человеком, а муравей – с сильным и трудолюбивым человеком. - В России наибольшего совершенства басня достигла в творчестве И. А. Крылова.  | 
			
			 Уточняет понятия и жанровые признаки басни.  | 
			
			 Принимают  | 
		
| 
			 2. Подготовка к восприятию (знакомство с автором)  | 
			
			 Сл.3 (Портрет Крылова) Имя И. А. Крылова стоит в первых именах любимых народных поэтов. То есть в 2009 году наша страна будет отмечать 240 лет со дня рождения великого русского баснописца. Мы говорим – “русского”, потому что он любил всё русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Мы говорим - “великого”, потому что он написал более 200 басен, обогатил русский язык крылатыми, остроумными, образными выражениями, сравнениями. Басни Крылова широко известны не только в нашей стране, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Сл.4 (Выставка произведений) В баснях Крылова (их 200) отразилась современная ему русская жизнь. По тематике и идейной направленности басни И. А. Крылова чрезвычайно разнообразны. Патриотизм русских людей в войне 1812 года, социальное неравенство, произвол имущих, неправый суд, быт русского общества — вот только некоторые примеры того, что находит мастерское отражение в баснях И. А. Крылова. Крылов обращается к своим читателям не как моралист, а как лукавый и простодушный рассказчик. Иногда он прямо высказывает свою оценку, а чаще выступает как посторонний наблюдатель и предоставляет читателям возможность самим понять скрытый смысл басни. - В оценке героев Крылов исходит из народного представления о добре и зле, о правде и лжи, о справедливости и несправедливости. Он осуждает ложь, вражду, безделье – разные пороки человеческие.  | 
			
			 Учитель знакомит учащихся с биографией автора и его творчеством.  | 
			
			 Принимают  | 
		|
| 
			 3. Первичное восприятие  | 
			
			 - Обратите внимание на название басни «Волк и ягненок». Автор в названии чётко определяет предмет сатирического изображения. 
 - Послушайте и скажите, какая история приключилась с героями басни? (Читает учитель наизусть)  | 
			
			 Даёт целевую установку перед чтением; выразительно читает басню.  | 
			
			 Воспринимают на слух художественное произведение.  | 
		|
| 
			 4. Проверка эмоционально-образного восприятия конкретного содержания.  | 
			
			 О чем это басня? (о Волке и Ягненке, о взаимоотношениях, о несправедливости) Сформулируйте тему басню (несправедливость и нечестность в отношениях). Сколько персонажей в басне? Назовите их (Волк, Ягненок, автор-повествователь). Определите характер каждого персонажа (Волк – грубый, злой, может, обиженный, несправедливый, жестокий; Ягненок – слабый, наивный, беспомощный; Автор – осуждает поведение волка, но ничем не может помочь ягненку). Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность). - Каких людей олицетворяют герои басни «Волк и ягненок»? Сл.5 (Изображение волка и ягненка) В этом произведении Волк олицетворяют людей сильных, злых, грубых. ягненок показывает глупых, доверчивых, эгоцентричных людей, которые любят похвалу и внимание к своей персоне.  | 
			
			 Проверяет уровень эмоционально образного восприятия произведения учениками.  | 
			
			 Владеют навыками логических действий в построении рассуждений.  | 
		|
| 
			 5. Словарная работа 
  | 
			
			 - Давайте вместе определим значение некоторых слов, используя толковые словари. Сл.6 (Словарная работа) Посмотрите на слайд и проверьте, правильно ли вы определили значения слов. закон – произошло (этимология) от слов начало, обычай, традиция; тьма – много; надобно – надо; рыскать – бегать в надежде найти что-нибудь; на добычу – на добычу; светлейший – в царской России почётное обращение к князю; донесть – донести, доложить, сказать, заявить; в запрошлом лете – два года тому назад; разведаться – рассчитаться, отомстить; досуг – свободное время, здесь употреблено в значении “недосуг” - некогда, нет времени; гневаться – сердиться, возмущаться; дерзкий – 1) смелый, отважный, 2) оскорбительный, непочтительный.  | 
			
			 Даёт задание определить значения слов представленных на слайде.  | 
			
			 Используют различные способыпоиска информации в учебниках и словарях в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами.  | 
		|
| 
			 6. Повторное чтение и анализ басни (раскрытие композиции) 
  | 
			
			 - Композиционно басня состоит из двух частей: основной части (повествования) и вывода (морали). (Чтение с заданием поделить басню на три части. Учащиеся делят текст на части, обосновывают деление и тем самым уточняют для себя композицию басни, развитие действия). Сформулируйте идею басни (Того, кто имеет силу и власть, не интересует справедливость и честность). Посмотрите: в каких строках заключена идея? Как называется этот элемент басни? (мораль - «У сильного всегда бессильный виноват») Рассмотрите композицию: определите завязку событий, кульминацию и развязку (завязка – Волк увидел Ягненка, кульминация – разговор Волка с Ягненком и слова «Но я с тобой за их разведаюсь грехи», развязка – «и в темный лес Ягненка поволок». Обобщение: События в басне развиваются быстро, динамично, главное внимание автор заостряет на психологическим состоянии героев.  | 
			
			 Направляет работу учащихся с помощью наводящих вопросов по содержанию басни.  | 
			
			 Владеют логическими действиями анализа и синтеза, построения рассуждений. 
  | 
		|
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		|
| 
			 8. Выделение характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения.  | 
			
			 - Как в баснях, герои Крылова получают возможность разговаривать, судить, размышлять? Очень важное значение имеют их речевые характеристики. В словах героев очень часто скрывается авторская мысль. - Прочтите слова, которые волк сказал ягненку? ( Кричит: "Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье Мое С песком и с илом? За дерзость такову Я голову с тебя сорву".- - Как автор подчеркнул то, что волк могуществен и силен по сравнению с ягненком? Прочитайте строчки и выделите слова, наиболее ярко передающие это отношения ягненка к волку: "Когда светлейший Волк позволит, Осмелюсь я донесть, что ниже по ручью От Светлости его шагов я на сто пью; И гневаться напрасно он изволит: Питья мутить ему никак я не могу" - В чем проявилось мастерство И. А. Крылова в обрисовке волка? (описал его грубым и злым) - Каков ягненок? (Вежлив, сдержен) - Какова основная мысль басни? ( У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. - Кого осуждает И. А. Крылов в своей басне? (сильных, которые могущественные над слабыми) Обобщение: Персонажи крыловских басен создаются по тем же принципам, что и образы русского сказочного фольклора. Звери, птицы, насекомые, рыбы… Крылов подробно описывает характеры героев своей басни, делает их зримыми и смешными.  | 
			
			 Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет особенности героев басни. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Задаёт вопросы, анализирует текст басни вместе с учащимися и выясняет главную мысль произведения. 
  | 
			
			 Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. 
 
 
 
 Совершенствуют навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации.. 
  | 
		|
| 
			 9. Раскрытие аллегории, выяснение главной мысли.  | 
			
			 - В этой басне действующими лицами являются животные. Помимо узнаваемых «портретных» и поведенческих особенностей они имеют аллегорический смысл (они ассоциируются с людьми). - Почему Крылов говорит, что у сильного всегда бессильный виноват? (потому что трудно признаться., что ты виноват в чем то). Обобщение: Обвинения Волка надуманны и лишены здравого смысла, это обычные придирки. Когда ему уже нечего придумать, он называет истинную причину своих претензий: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать», это объясняет всю ситуацию. Оправдания Ягненка убедительны и опираются на здравый смысл, но они не действенны. - Почему Волк не слушает разумных доводов Ягненка? (Все дело в том, что Волк действует по закону силы, для которой здравый смысл и мораль не существуют. Он уверен в своем праве сильного и потому ничего не хочет слышать.) - Почему Волк съел Ягненка? (Волку хотелось есть, ему на пути попался Ягненок, слабый и беззащитный, все его попытки самозащиты оказались тщетны, и он стал жертвой Волка.) - Жизненна ли ситуация, описанная в басне Крылова? Докажите.  | 
			
			 Направляет учащихся в работе с аллегорическим смысл басни.  | 
			
			 Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Раскрывают аллегорический смысл басни.  | 
		|
| 
			 10. Анализ морали. 
  | 
			
			 Главная мысль — вывод из конкретной части басни, а мораль — обобщенное выражение идеи. Каждая басня Крылова — это метко нарисованная сценка из жизни, на примере которой писатель учит мудрости народной, просто и живо рассказывая о разных пороках людей. Мораль в басне может располагаться не только в конце, но и вначале текста. Не всегда в басне есть отдельно сформулированная мораль – вывод может быть сделан и устами одного из героев басни. - Прочитайте первые четыре строчки басни. 
 Мораль басни выражена в словах: У сильного всегда бессильный виноват: Тому в Истории мы тьму примеров слышим, Но мы Истории не пишем; А вот о том как в Баснях говорят. 
 - Передайте смысл первых четырех строк своими словами. - Как понимаете смысл первой строчки ? Обобщение: Автор басни выразил мораль четко, образно. В первых четырех строчках автор выразил самое главное.  | 
			
			 Помогает учащимся определить и сформулировать мораль басни.  | 
			
			 Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений. Владеют навыками смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами.  | 
		|
| 
			 11. Анализ языковых особенностей басни  | 
			
			 - Также не обязательным для басни является стихотворная форма (например, басни Л. Н. Толстого написаны в прозе). - Лаконизм, картинность и выразительность описаний, меткость и народность языка. 
 - Образные выражения из басни, ставшие со временем пословицами, привлекают в равной степени как глубиной заключенной в них мысли,  | 
			
			 Анализирует с учащимися языковые особенности басни.  | 
			
			 Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.  | 
		|
| 
			 Физкультминутка от Лисицы.  | 
			
			 Кто на месяце живёт?  | 
			
			 Способствует предотвращению утомляемости, рассеянности, невнимательности детей на уроке.  | 
			
			 Осуществляют профилактику утомления, повторяя движения за учителем.  | 
		|
| 
			 VI. Закрепление знаний и способов Цель: обеспечить закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.  | 
			
			 1.Прослушивание записи фонохрестома-тии  | 
			
			 
 Учитель включает учащимся аудио-запись басни «Волк и ягненок». 
 
 - Как рассказчик представил героев басни? Что ему в этом помогло? (Интонация, речь).  | 
			
			 Даёт целевую установку перед прослушиванием басни.  | 
			
			 Слушают аудиозапись. Владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, причинно-следственных связей, построения рассуждений.  | 
		
| 
			 2. Работа с иллюстрациями . 
  | 
			
			 Сл.8 (Иллюстрация к басне) См. иллюстрацию (комментирует учитель) Зрительный контраст –волк, в мундире, властный, и ягненок, простой, с поникшей головой. Сатирические образы басен Крылова раскрывают самые разнообразные явления жизни и взаимоотношений людей.  | 
			
			 Предлагает учащимся проанализировать картинки к басне и определить к какой части басни она относится.  | 
			
			 Рассматривают иллюстрации. Владеют логическими действиями сравнения,  | 
		|
| 
			 3. Упражнение в выразительном чтении басни  | 
			
			 - Послушайте и скажите, что вас удивило? Что понравилось в чтении? - Попробуем прочитать так же выразительно?  | 
			
			 Акцентирует внимание на характере героев. Предлагает прочесть выразительно басню.  | 
			
			 Совершенствуют навыки смыслового чтения текста, осознанно строят высказывания в соответствии с задачами коммуникации.  | 
		|
| 
			 VII. Итог урока. Цель: обеспечить формирование целостной системы ведущих знаний учащихся.  | 
			
			 1. Обобщающая беседа  | 
			
			 -Чем же басня похожа на сказку о животных, а чем от нее отличается? -А чем басня похожа на рассказ и чем отличается от него? Вывод: В басне герои – животные, как и в сказках о животных. Но басня, в отличие от них, состоит из двух частей: повествования, которое представляет собой занимательную историю о животных, и морали, которая является выводом из этой истории и связана с жизнью людей. Басня похожа на рассказ, потому что рассказывает о каком-либо случае, а отличается от рассказа тем, что описывает только один, конкретный эпизод. В басне меньше действия, чем в рассказе, она короче.  | 
			
			 Проводит обобщающую беседу по всему пройденному материалу. 
  | 
			
			 Владеют логическими действиями обобщения, сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений. 
  | 
		
| 
			 2. Применение пословицы в качестве вывода к басне  | 
			
			 - Соберите пословицы и скажите, как вы их понимаете и как они соотносятся с содержанием басни (карточки на доске): Волки чуют, где овцы ночуют. Сильная рука сама владыка. Богач норовит, как бы бедного с ног сбить. Когда деньги говорят, правда молчит. С сильным не борись, с богатым не судись: сильный поборет, богатый осудит. Кто у власти, тот и ест сласти. Бедному с богатым судиться – лучше в ложке утопиться. У волка всегда овца виновата. Практически каждая из этих пословиц созвучна басне «Волк и Ягненок». Мораль «У сильного всегда бессильный виноват» сама стала пословицей. И хотя ее происхождение литературное, а не фольклорное, она по своей точности и мудрости. Лаконичности и выразительности близка к народным пословицам. Поэтому и прочно вошла в наш язык, стала его украшением.  | 
			
			 Формулирует и разъясняет задание с пословицами. 
  | 
			
			 Владеют логическими действиями обобщения сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений. Применяют способы решения проблем творческого и поискового характера.  | 
		|
| 
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		|
| 
			 
  | 
			
			 1. Самооценка работы на уроке (рефлексия)  | 
			
			 А что бы вам было легче оценить себя, ответьте на вопросы: Хорошо ли я работал на уроке? Всегда ли отвечал на вопросы учителя? Дополнял ли ответы одноклассников? Хорошо ли прочитал произведение? Понял ли смысл произведения ?  | 
			
			 Учитель выявляет уровень усвоения нового материала.  | 
			
			 Понимают причины успеха/неуспеха учебной деятельности. Самостоятельно оценивают свои достижения.  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Домашнее задание  | 
			
			 Дома тренироваться в выразительном чтении басни, уметь голосом и интонацией показать характер героев басни. Быть готовым читать басню на оценку.  | 
			
			 Даёт домашнее задание и разъясняет его.  | 
			
			 Записывают задание в дневник.  | 
		



                        
Легоцкая Вера Сергеевна
Власенко Марина Ивановна