Урок литературного чтения в 3 классе. И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1
0
Материал опубликован 25 October 2015

Урок литературного чтения. 3 класс

Тема: И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

 

Цель урока: познакомить учащихся с басней И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна», её иносказательным смыслом.

Задачи:

- познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию представления об иносказательном смысле басни;

- развивать коммуникативную компетентность через работу в группах, умение строить собственное высказывание;

- воспитать нравственные качества, культуру работы в группах.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, карты с буквами, набор пазлов, аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова.

 

Ход урока
1. Организационный момент урока.
Учитель. Для того чтобы вы догадались, какую тему мы будем изучать, я предлагаю следующие задания:

1 и 2 группа - собрать картинку из пазлов, угадать, к какому произведению она

3 группа -  составить слова из данных букв. Эти слова будут являться названием произведения, с которым мы будем знакомиться на уроке.

 

Учитель. -  К каким произведениям составлены картинки?

- А кто помнит автора этих произведений?

- А хотите познакомиться с новым произведением этого автора?

- Это басня называется (отвечает 3 группа)

 

Создание проблемной ситуации

- Ребята, а вы любите, когда смеются над вашими недостатками? Что вы делаете с обидчиком?

А вот вы знаете, что И.А.Крылов высмеивал людские недостатки, а люди его не наказывали. Любили его и памятник ему поставили .Как вы думаете почему?

 

Я вам немного помогу, вспомните, что такое басня.
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в которой высмеиваются пороки людей.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.

Учитель. – а будет нам обидно, если мы смеемся над животными?
Учитель. Как называется прием, который используют баснописцы, когда изображают животных, а имеют в виду людей?
Ученик. Этот прием называется аллегория (иносказания).

Формулирование учащимися темы и цели урока.
Учитель. Сформулируйте тему урока полностью.
Ученик. Тема урока – басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и Обезьяна».
Учитель. Зная тему, поставьте цель урока.
Ученик. Цель урока – познакомиться с произведением И.А.Крылова «Зеркало и Обезьяна», учиться правильно и выразительно читать и анализировать произведение.


2. Проверка домашнего задания.

Учитель. Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению басни.
(Ученики читают басню, желающие рассказывают ее наизусть. Учащиеся определяют, чье чтение им понравилось и почему.)
Учитель. Какой из недостатков людей «пощипал» в этой басне И.А.Крылов?
Ученик. И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.
Учитель. Как еще называют таких людей?
Ученик. Невежда – это необразованный человек.

Физкультминутка

расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. После этого голос звучит более уверенно.
Ленивые восьмерки – активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.
Сова – улучшает зрительную память, внимание, снимает напряжение, которое развивается при длительном сидении и чтении.
Ухватитесь правой рукой за левое плечо и сожмите его. Поверните голову влево так, чтобы смотреть назад через плечо. Дышите глубоко и разведите плечи назад. Теперь посмотрите через другое плечо, опять разводя плечи. Уроните подбородок на грудь и глубоко дышите, давая мышцам расслабиться. Повторите, держа плечо другой рукой.


3. Новая тема

Учитель. В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить.
Образ – вид, облик.
Ужимки – гримасы.
Перечесть – посчитать.
Кума, кумушка – крестная мать по отношению к родителям крестника и крестной.
Оборотиться – посмотреть на себя.
На руку нечист – нечестен, вороват.


Учитель. Зная название произведения и некоторые слова из него, попытайтесь определить, о чем пойдет в нем речь.
(Выслушивает ответы тех детей, которые не читали эту басню).
Учитель. Кто был прав, узнаем, прослушав произведение.Слушание басни в аудиозаписи

Учитель. Оправдались ли ваши предположения? (Ответы детей)
Учитель. Определите жанр этого произведения.
Ученик. Мы слушали басню.

Самостоятельное чтение учащимися басни

Учитель. Докажите, что это басня, указав ее признаки.
(Учащиеся называют признаки басни: история, животные, мораль, авторская насмешка).
Учитель. Задание: прочитайте басню, постарайтесь представить те лица, о которых идет речь. Найдите слова Обезьяны и Мишки.
4. Работа над содержанием басни.
Учитель. Какая история описывается в басне?

- Какой вы представляете мартышку?

- Узнала она  себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.

- А кого она узнала в отражении зеркала? докажите словами из текста.

- Как вы думаете, какой она себя считала. Умела она видеть свои недостатки

- А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки?

- Прочитайте слова мартышки с соблюдением знаков препинания.

 

- Каким вы представляете медведя?

- Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой совет дали бы человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?

Подготовьте в группе чтение по ролям

5.Подведение итога урока.

Продолжи незаконченное предложение

1.За портретом обезьяны я вижу людей, которые…

2. За портретом медведя я вижу людей, которые…

3.Прчитав басню, я задумался о своих…

6.Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение басни

 

Комментарии
Комментариев пока нет.